Ошибка невозвратных затрат: почему так сложно бросить не до конца пройденную игру

Как когнитивное искажение заставляет нас не бросать прохождение игры на полпути и почему стоит с этим бороться.

Уверен, у вас не раз случалась подобная ситуация: вы с нетерпением ждёте выхода какой-то игры, смотрите трейлеры, читаете новости о ней и мечтаете поскорее засесть за её прохождение. Или, может, это вовсе не новая игра, а просто одна из игр вашего бэклога, которую вы давно намеревались пройти.

И вот наступил долгожданный момент — вы бежите домой в ожидании триумфального действа, запускаете игру и... спустя несколько часов понимаете, что она не очень-то вас увлекает. Вы немного огорчены, но продолжаете играть, всё отчётливее осознавая, что потраченные деньги вряд ли удастся вернуть. Да и, в конце концов, вы же так хотели в неё поиграть.

Ошибка невозвратных затрат: почему так сложно бросить не до конца пройденную игру

Вот вы уже наиграли больше десяти часов, но так и не начали получать столь ожидаемое удовольствие. Более того, теперь вам приходится буквально заставлять себя в неё играть, что совсем неудивительно — ведь вы уже прошли достаточно много и хотите довести дело до конца. Но если вначале вам было жалко только денег и несбывшихся ожиданий, то теперь вам жалко ещё и времени, потраченного на игру.

Почему же в этом случае так сложно выключить игру и больше никогда к ней не возвращаться? Это явление называется ошибкой невозвратных затрат. Оно опи­сы­ва­ет склон­ность че­ло­ве­ка оце­ни­вать свои дей­ствия, ис­хо­дя из того, как мно­го ре­сур­сов ушло на их ре­а­ли­за­цию.

Ошибка невозвратных затрат: почему так сложно бросить не до конца пройденную игру

В этом случае отказаться от дальнейшего прохождения — это признать факт, что значительное количество времени, средств и сил было потрачено впустую. Такова особенность нашего восприятия действительности: мы демонстрируем тем большее желание продолжать дело, чем больше денег, усилий и времени было на него потрачено. И наш мозг всеми силами стремится избежать тягостных, негативных эмоций, связанных с их потерей. В этой ситуации для него это важнее, чем получение нового опыта или приятных ощущений.

Ошибку невозвратных затрат часто называют эффектом Конкорда — в честь первого сверхзвукового пассажирского самолёта. Уже во время его разработки стало понятно, что проект провальный и срок окупаемости самолёта будет больше, чем срок его эксплуатации. Но люди, ответственные за проект, вопреки здравому смыслу, решили завершить разработку. Таким образом, уже потраченные ресурсы послужили для создателей Конкорда обоснованием для продолжения проекта, а не для сокращения будущих убытков.

Удалось продать только 9 самолётов «Конкорд»: 5 авиакомпании British Airways и 4 Air France, да и то в основном потому, что эти авиакомпании контролировались правительствами стран-разработчиков самолёта (Википедия).
Удалось продать только 9 самолётов «Конкорд»: 5 авиакомпании British Airways и 4 Air France, да и то в основном потому, что эти авиакомпании контролировались правительствами стран-разработчиков самолёта (Википедия).

Но вернёмся к нашему вопросу: вы купили игру, которая вам не понравилась или наскучила во время прохождения. Перед вами стоит выбор:

  • Без удовольствия проходить оставшуюся часть игры, чтобы закончить начатое.
  • Или сказать «Очень жаль!» и потратить время на что-нибудь более интересное.

И здесь более рациональным решением будет второй вариант. Конечно, вам жаль потраченных денег и времени, но смысл в том, чтобы не позволять невозвратным затратам прошлого влиять на принятие решений, касающегося вашего будущего. Вам следует основываться на том, хотите ли вы вообще играть в эту игру, независимо от уже потраченных на неё ресурсов. Иначе ошибка невозвратных затрат приведёт к ещё большему перерасходу.

135135
294 комментария

Мне бы не бросать, а это вообще какая-то выдуманная проблема, по-моему.

122
Ответить

не бросать куда сложнее, согласен, даже когда нравится

68
Ответить

Да. По статистике большую часть игр дай бог проходит 50% а обычно меньше, если РПГ так вообще процентов 30 осиливает. 

14
Ответить

Она не выдумана, она встречается реже чем твоя (и моя!). 
Представить конечно не просто, но у меня есть друг который матерится, но проходит до конца. Меня (который бросает игру быстро) это пугает и восхищает одновременно.

7
Ответить

Нихуясе лукасов

Ответить

Комментарий недоступен

43
Ответить

А у меня бывает такое, что думаешь себе "не, ну это точно надо бы поиграть, я такой жанр и сеттинг люблю", а потом спустя 20 минут выключаешь :/ Не значит что игра плохая, наверное просто когда работаешь в день по 10-12 часов, очень сильно ценишь свободное время, если вдруг игра хоть немного кажется скучной, то лучше найти другую или другое занятие :) 

24
Ответить