«Наши сериалы могут быть очень интересными»: главное из общения DTF с продюсером Иваном Филипповым

Как изменилась и будет меняться индустрия шоу.

Иван Филиппов, креативный продюсер в компании Александра Роднянского AR Content, а также автор Telegram-канала «Запасаемся попкорном» и подкаста «В предыдущих сериях» ответил на вопросы пользователей DTF о сериалах, стриминговых платформах и отечественной индустрии. Мы выбрали из его высказываний самое интересное.

«Наши сериалы могут быть очень интересными»: главное из общения DTF с продюсером Иваном Филипповым

О роли стриминговых сервисов

Важно не только то, что появились Amazon и Netflix, которые тратят миллиарды на производство сериалов, но и то, что их появление активизировало конкуренцию с уже существовавшими игроками. HBO, Hulu и Starz подсобрались, все стали больше тратить, запускать более масштабные и амбициозные проекты. Все существовавшие на рынке компании стали ответственнее относиться к своему продукту.

Любая конкуренция идёт на пользу индустрии. В этом плане стриминг — абсолютное добро , особенно для тех, кто занят в производстве сериалов. Сейчас есть множество мест, куда можно принести свои истории — самые острые и самые неожиданные, — и тебе там дадут денег и будут рады.

«Наши сериалы могут быть очень интересными»: главное из общения DTF с продюсером Иваном Филипповым

О развитии отечественного стриминга

С отечественными сервисами всё сложнее, потому что они пока что на старте. Есть несколько компаний, которые заявили, что собираются делать оригинальные продукты — это «Яндекс», Okko, IVI, Start и «ТНТ премьер», — и это прекрасно. По-настоящему мы сможем это прочувствовать года через два-три, когда всё это разгонится.

Стриминг — это не бизнес быстрых денег. Это так не работает. Если вы вступаете в гонку вооружений за производство качественных сериалов, то первые два года, или даже дольше, вы будете работать в убыток.

Если вы посмотрите на финансовую отчётность Netflix, то увидите, что они живут в долг — то есть, живут ожиданиями того, что будет дальше. Пока они растут, эти ожидания оправдываются. Как только они немножко проседают, не дотягивают до заявленного роста, как недавно было — они теряют деньги и рыночную капитализацию.

Как только у нас все, а не только некоторые участники рынка, поймут, что вкладывать нужно много, а потом может быть что-то вырастет, — вот тогда у нас тоже начнётся золотой век.

«Наши сериалы могут быть очень интересными»: главное из общения DTF с продюсером Иваном Филипповым

Мы ни при каких обстоятельствах не сможем конкурировать с Голливудом с технологической точки зрения. Очевидно, что у нас никто завтра не снимет ни «Пацанов», ни Carnival Row, ни «Игру престолов», ни «Корону» — любой из сериалов, стоимостью от ста миллионов долларов. Но наши сериалы в стриминговых сервисах, будучи избавлены от эфирных ограничений, при наличии достаточного размера яиц у руководителей компаний, могут быть очень интересными. Они смогут рассказывать истории, которые никто никогда раньше не рассказывал.

Я считаю, что мы все должны молиться, что мы сможем жить в мире, в котором на «Яндексе» или на ivi появятся русские сериалы, в которых не будет цензуры. Которые можно будет снимать без оглядки на чувства верующих, чувства неверующих, чувства верующих в кого-то ещё, и так далее. В которых возможны будут острые, сложные истории про войну, про неоднозначные периоды нашей истории. Хочется в это верить.

О продаже прав на российские сериалы за рубеж

Когда отечественные сериалы продаются за рубеж, у этого, конечно, есть огромная имиджевая составляющая. Когда ты говоришь «я продал свой сериал Netflix», это хорошо для тебя, потому что Netflix — это большой бренд. Но при этом нужно понимать, что Netflix и другие подобные платформы — это бездонные бочки, которые необходимо наполнять контентом.

Бизнес-модель Netflix подразумевает, что у них должно быть всего понемножку, а того, что востребовано — «по множку». Наши сериалы запросто попадают в категорию «всего понемножку».

С точки зрения бизнеса, если вы сняли что-то за рубли, а продали за доллары — это уже хороший бизнес. Даже когда речь идёт не о гигантских суммах, это всё равно выгодно.

«Наши сериалы могут быть очень интересными»: главное из общения DTF с продюсером Иваном Филипповым

О гигантских сделках по «Друзьям» и «Сайнфелду»

За права на повторные показы таких сверхпопулярных сериалов, как «Друзья» или «Сайнфелд», всегда выкладывали гигантские деньги, даже когда не было стриминговых платформ. Это то, на чём студии-производители зарабатывают настоящие деньги.

Например, сериал «Во все тяжкие» делала компания Sony Television, а показывал его AMC. Деньги за первый показ получает AMC, а после этого студия имеет право продавать его другим каналам, в том числе и за рубеж — и на этом этапе всегда были гигантские цифры. Просто раньше ты получал миллиард, продав сериал на десять локальных каналов, а сейчас ты можешь получить тот же миллиард, продав его премиальной платформе, потому что все борются за контент.

«Наши сериалы могут быть очень интересными»: главное из общения DTF с продюсером Иваном Филипповым

Об известных режиссёрах, снимающих для стриминговых платформ

Это не временное увлечение, а прекрасный новый мир. Режиссёрам важно, чтобы им дали денег и не путались под ногами. Это мечта любого режиссёра: «У меня есть замысел, я знаю, как его воплотить, дядя, дай денег, и ******** (отстань) от меня со своими советами». И современные стриминговые платформы дают очень многим людям, в том числе звёздам вроде Скорсезе, Финчера и Дэнни Бойла, такую возможность.

Сейчас для авторов возможностей на стриминговых платформах гораздо больше, чем на студиях. У стриминговых платформ тупо больше денег и меньше требований. Ты не должен следить за всякими рейтингами PG — тебе просто дают мешок денег. Странно от этого отказываться.

«Наши сериалы могут быть очень интересными»: главное из общения DTF с продюсером Иваном Филипповым

О России как о потенциальной площадке для съёмок голливудского кино

Для того, чтобы Россия стала интересна зарубежным производителям кино как площадка для съёмок, нужно, чтобы выполнялись четыре условия. Во-первых, высококласнные технические специалисты. Например, фильм снимается в Джорджии, потому что там очень выгодные условия, и часть потраченного штат тебе возвращает. При этом из Лос-Анджелеса в Джорджию переезжают только главы департаментов, а все гримёры, осветители и вся остальная команда людей, которые непосредственно делают фильм, нанимается там. Это условие у нас соблюдается: с тем, чтобы найти у нас специалистов, у американского продюсера, который захочет снимать у нас фильм, проблем не будет ни при каких обстоятельствах.

Второе условие — наличие налоговых вычетов. У нас их ввели, но никто не знает, как они будут работать, потому что никто пока не пробовал. Но, если эта часть будет работать по-честному, значит, и второе условие выполняется.

Третье условие — чтобы было, что снимать. В некоторых странах особо выдающейся натуры нет, но за счёт налоговых льгот там можно забабахать два гигантских павильона, в которых можно что-то снимать — такое есть в ряде восточно-европейских стран. Есть страны вроде Шотландии и Новой Зеландии — сейчас они на уровне правительств боролись за то, чтобы Amazon у них снимал сериал по миру Толкина. У нас в России есть и исторические достопримечательности, и потрясающая природа — есть всё на свете.

«Наши сериалы могут быть очень интересными»: главное из общения DTF с продюсером Иваном Филипповым

Чего у нас нет? Только последней, но очень важной детали. У нас очень неоднозначно придуманное законодательство, у нас довольно сложно всё, что связано с тем, чтобы иностранец мог приехать и у нас работать. И, главное, у нас очень сложно с инфраструктурой. Чтобы можно было всех привезти, всех поселить — это сфера, в которой мы пока сильно отстаём от аналогичных предложений в Хорватии, Венгрии, Шотландии и любой другой европейской стране.

Я думаю, сейчас не едут прежде всего не по экономическим, а по политическим соображениям. Потому что страшно. В Украине проще, в Прибалтике проще — потому что там не такие «кусачие» политические режимы.

141141
123 комментария

О чём дискас, собственно? Технически у нас научились ставить и снимать картинку красиво и "правильно". В отдельных образцах, разумеется, но прецеденты уже есть. Настоящая проблема в отсутствии по-настоящему хороших сценариев. Последнее - до смешного подозрительно, потому что хороший сценарий хоть и непростое дело, но когда в стране живёт более 150млн. человек, таких сценариев должно рождаться по 5-10 штук в год. Допустим хотя бы один из них должен дойти до непосредственно профинансированного фильма. НО И ЭТОГО НЕТ. Просто, блин, нет. За 5 лет не было в российском кино фильма, о котором реально узнать не из элитарных кулуаров, а из чёртвого тытырнета в котором был бы крепкий, хорошо сбитый сценарий обладающий сбалансированными tension и pace. Хотя нет, был один очень близкий - "Завод" Быкова. Один, едрёна мать. Как называется спецслужба по уничтожению качественных сценариев? Хочется понять уже из-за кого страдаем.

61
Ответить

Что говорить, самый сейчас известный у нас преподаватель по сценарному мастерству, А. Молчанов, обучает сотни людей писать. Сам при этом написал сценарии к 4-5 фильмам, у всех рейтинг… от 2 до 5. Просто вдумайтесь в эти замечательные цифры. Тут многие брезгуют смотреть с рейтингом 7, а там фильмы в среднем 2-4, т.е самое дно ада.

28
Ответить

Причина простая, это как хотеть похудеть, не меняя диету.

Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень. Альберт Эйнштейн

>

Я знаю внутренние тонкости, т.к занимался сценариями и куча знакомых в этой области. Сценариев, от хороший до гениальных, как говна за амбаром. Никто не хочет их ставить, т.к это всегда риск. Зачем, если есть безрисковые вложения в сериалы про ментов и что там ещё снимают сейчас.

Я только недавно общался с новой знакомой, тоже сценаристка, жаловалась, что воротит уже такое писать\снимать. Но пипл хавает, поэтому поток идёт. И снимают это Г одно за одним, сплошным потоком. Они иногда по неделе не отдыхают, всегда на съёмках. А потом следующее говно и всё по новой. А без работы никто сидеть не хочет. Поэтому пишут то, что заказывают кампании\продюссеры (ага). А те не хотят рисковать. Порочный круг замкнулся.

15
Ответить

Так это даже в сша сейчас такое, дефицит хороших сценариев. Основные фильмы в прокате с самыми плоскими сюжетами. Иногда стреляют, но редко. Проблема 21-го века.

7
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Сценарии может быть и есть. А снимают, о трудной судьбе простой российской женщины :) Такого добра на "России 1" тонны.

3
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить