XIII. Идентификация Роланда

У вас бывало такое, что вы просыпаетесь в незнакомом месте и не знаете, как сюда попали, где находитесь и вообще кто вы такой? Вот с такими чувствами приходит в сознание главный герой сегодняшней статьи. Разобраться что случилось, и кто этот человек в отражении нам придётся в игре XIII.

XIII—это шпионский боевик в русле теории всемирного заговора, полного пафосных речей и черного юмора. С самого начала героя и игрока, сидящему по другую сторону экрана, мучает несколько вопросов— что здесь происходит, кто я, как я попал в такую ситуацию, почему меня хотят убить все эти люди, а при себе имеется только ключ от банковской ячейке. Ну что же начнём с него.

XIII. Идентификация Роланда

По приезду в банк, менеджер за стойкой сразу меня узнаёт, Стив Роланд, это имя мне ничего не говорит. Ладно может содержимое ячейки прольёт свет на мою личность. А вот и ячейка, в ней находится чемоданчик с какими-то бумагами, а что это там тикает, о боже, на дне ящика бомба. В голове немного проясняется, эти бумаги про заговорщиков, а бомбу я сам лично установил.

Стоп, стоп давайте вернёмся в реальность. Бомба в ячейке банка, серьёзно!?.. Я конечно понимаю, что у нас тут всего лишь игра, но даже в комиксе, по которому сделан данный проект, всё логичнее. Может стоит немного рассказать про первоисточник?

XIII. Идентификация Роланда

В 1984 году Бельгийский сценарист Жан Ван Хамм, работающий в издательстве Dargaud, написал вместе с художником Вильямом Вэнсоном комикс XIII, первые пять выпусков вошли в сюжет игры от UbiSoft, всего написано 20 номеров. Bande dessinée (рисованная лента), так называют комикс во франкоязычных странах, куда жёстче и логичней своего игрового воплощения, а сюжетно полностью схожи. У автора данного творения наверняка на полке стоит томик Роберта Ладлэма «Идентификация Борна», уж очень много сходства. Герой с амнезией плавает в океане, при нём есть вещь, указывающая на ячейку в банке, в голове пусто и даже имя неизвестно, а по его следу идут какие-то бандиты. А позже выясняется, что он специальный агент. После такого смешно отрицать от куда черпалось вдохновение. Но на этом сходство заканчиваются. Какие же расхождения между рисованной историей и её игровым воплощением.

В оригинале всё начинается с того, что нашего неизвестного находит старик практически «размазанного» по скалам. На удивление жены,принес его домой и зовёт на помощь соседку, бывшего врача, которая спасает ему жизнь. Четыре месяца наш безымянный приходит в себя. И в один прекрасный день на его обитель нападают неизвестные, убивая всех на своём пути. Отбившись от атаки и поняв, что здесь оставаться уже не безопасно, наш протагонист уходит искать ответы, на одном из бандитов нашлась фотография, на фото запечатлены двое, наш неизвестный и девушка, а на обратной стороне адрес фотостудии. С неё и начнутся поиски.

XIII. Идентификация Роланда

Я понимаю, что подобное очень сложно сделать в игровой форме, но можно же было придумать завязку близкую к оригиналу. Ладно это всё придирки. «Что за рассказ про комикс? я тут должен быть обзор игры!!!» скажите вы, но без знания первоисточника нельзя понять всю прелесть её адаптации.

Ладно, если сильно не вдаваться в подробности, то глобальных изменений сюжета не так много. И вообще, как можно обойтись без изменений, у всех своё видение одного и того же сюжета. Хватит о истории давайте вернёмся к самой игре.

XIII. Идентификация Роланда

Визуально картинка и сегодня смотрится неплохо, на уровне некоторых инди проектов. На моей памяти — это вторая игра, которая стилизована под графический роман, первая была Comics Zone, и первый шутер в котором использована технология Cell-shading. Данной технологией пользуются уже давно, первой игрой с подобным эффектом была Jet Set Radio от компании SEGA для приставок Dreamcast в 2000 году, а некоторые могут сказать, что первопроходцем для сел-шейдинга был Kronos Digital Entertainment с fear effect для первой PS. Но в продукте от Kronos не применялась данная технология, а просто использовались обычные плоские текстуры имитирующие мангу.

Эффектно смотреться разные комиксовые моменты. Например, шаги «Tap-Tap» или при падении с высоты враги кричат протяжное А-А-А-А-А. Такое впечатление, что играешь в мультик.

Картинка в картинке для игр того времени была в новинку, а французы выпустили данный продукт в далеком 2003 году. С помощью, данной «фичи» можно увидеть зрелищное убийство оппонента, как фаталити в смертельной битве, правда не настолько красочно и разнообразно. Позже маленькие картинки будут показывать где и как идёт очередной патруль.

XIII. Идентификация Роланда

Раз речь зашла о противниках, точнее об их смерти, хочется сказать, на сколько тупой здешний искусственный интеллект. Противники банально не умеют прятаться. Прут на тебя как зомби в left for dead. Можно к ним подойти вплотную и «огреть» подручным средством по голове они даже опомниться не успеют. Да здесь есть возможность взять в руки стул или бутылку, подойти к охраннику и вырубить его с одного удара. Только сильно не обольщайтесь хватать всё подряд не дадут, есть определённые предметы, все-таки это не half-life 2.

Кроме подручных средств имеется целый арсенал для войны с заговорщиками. Всё по стандартам жанра. Начинаете с метательными ножами, а к концу дадут пострелять даже из РПГ. Многое оружие бесполезно, например, Узи — попасть в противника можно только с близкого расстояния, очень сильный разброс. Пистолет — меткий на дальние расстояния, но мощности маловато. Калаш— мощный, но очень сильный разброс. Чаще всего я пользовался револьвером, он хорош во всём. На дальние дистанции меток. Имеет альтернативный режим стрельбы, который в ближнем бою расстреливает барабан за несколько секунд, чувствуешь себя Мак’Кри из «Overwatch». И М16 с подствольным гранатомётом. Разброс минимален, а в остальном средние характеристики. А вот что действительно бесполезно, так это гранаты. Медленно летят, долго взрываются. Враги глупы, но хоть от гранаты пытаются уйти. Пока она доберётся до цели и взорвётся, весь народ спокойно разойдётся по своим делам.

XIII. Идентификация Роланда

В игре имеются боссы, босса вертолёта никто не отменял. Но кроме него есть несколько заговорщиков, с которыми мы лично расправляемся. Сильно интересными битвы с ними не назовёшь, но разнообразить игровой процесс они способны.

Несколько слов нужно сказать про звуковое сопровождение. Музыка, играющая на фоне не надоедает, а как только появляются враги, спокойные мелодии меняются на драйвовые мотивы. А все NPC в игре напевают или насвистывают интересный мотив: "You can fly.....you can fide...."

XIII. Идентификация Роланда

К озвучке привлекли звёзд мировой величины. Главного героя озвучивает Дэвид Духовный, знакомого по роли Малдера в сериале «Секретные материалы». Хотя наш герой немногословен, но загадочный голос Малдера вписывается в атмосферу таинственных заговоров. Нашу напарницу Джонс одарила своим голосом рэп-певица Иве, которую можно увидеть в фильме «Три икса» в роли Джей Джей. А другой персонаж —генерал Бен Каррингтон говорит голосом Адама Веста, известного в 60-х по роли в сериале «Бэтмэн». В русской версии «Акелла» решила сделать дубляж и именитых звёзд запада заменили нашими актёрами дубляжа. Стива Роланда озвучил Александр Груздев. Он был голосом Джека Блэка в фильме «Ужастики», озвучивал гнома Глоина в «Хоббите» и много еще кому подарил свой голос. Генерал Каррингтон в русской версии говорит голосом заслуженного артиста России Алексея Борзунова. Вы наверно его слышали во многих играх на русском языке. Из известных, кого он озвучивал, можно вспомнить: «Heavy Rain» —Чарльз Крамер, «Dragon age: origin» — Дункан, «The elder Scrolls 3: Morrowind» — Мужчины-бретонцы. Это только малая часть где можно его услышать. Про остальных затрудняюсь сказать, кто их озвучил, но озвучка на приличном уровне.

XIII. Идентификация Роланда

Если смотреть на продукт от Ubisoft сегодня, то XIII выглядит неплохо. Багов практически нет, игровой процесс до сих пор бодр, а сюжет интригует. Сочетание стильной cel-shading графики, закрученного сюжета, стремительного геймплея и сильной атмосферы дает нам хороший шпионский боевик, в духе Бонда или Борна, который надо проходить залпом. Отличные смешные диалоги между NPC не дадут заскучать. Хотя они не дотягивают до старушки No one lives forever. Меня разочаровал искусственный интеллект, прятаться не умеет, идёт на верную смерть с высоко поднятой головой, в первой half-life спецназовцы были поумнее. Дыры в сюжете тоже не радуют, но и не мешают. И напоследок те, кому неохота проходить игру и читать комикс, для вас снят мини-сериал “XIII — Заговор”.

66
9 комментариев

Отличная игра.
Помню долго в нее залипал, когда только вышла. Очень поразила своим внешним видом, и подачей сюжета.
Кто-нибудь знает, можно ли ее где-либо купить сейчас?

1
Ответить

В некоторых интернет магазинах есть, например gama-gama, стим ключи. А еще она на мобилках выходила для ios и android

Ответить

Буду рад вашим комментариям.

Ответить

Спасибо за рецензию. Как и в прошлый раз, посоветую прогонять текст через что-то или кого-то, обладающее знаниями о русской грамматике:)

1
Ответить

Ищу. Что сильно плохо???

Ответить

Ну раз в абзаце что-нибудь да попадется. Я в прошлой статье посылал поправки через Ctrl+Enter, они вам пришли? (я не знаю, как тут это работает).

> Ну что же начнём с него.
«Ну что же, начнём с него» или «Ну что же — начнём с него».

По приезду в банк, менеджер за стойкой сразу меня узнаёт, Стив Роланд, это имя мне ничего не говорит.

Это классика: «проезжая мимо сией станции, у меня слетела шляпа":)

«Приезжаю в банк. Менеджер за стойкой сразу меня узнает: „Стив Роланд“. Мне это имя ничего не говорит.»

Эффектно смотреться разные комиксовые моменты.

«Эффектно смотрятся», это, наверное, просто опечатка, но все же.

Ответить

спасибо. В прошлый раз не получил. (

Ответить