Философия Untitled Goose Game: экзистенциальная сатира под маской симулятора гуся

Анализ идей и философских высказываний, стоящих за обманчиво «простым» произведением.

Гусь высовывает голову из кустов, и на экране появляется надпись «нажмите пробел, чтобы гоготать». Спустя несколько секунд он отправится в путешествие по небольшой деревушке. Игроку предстоит весело провести несколько часов в образе пернатого возмутителя спокойствия — хватать предметы клювом, гоготать, вертеться под ногами у местных жителей, выводя их из себя. По пути, он выполнит несколько неизвестно откуда появившихся заданий, а если они закончатся — примется за дополнительные. Вот и вся игра.

Философия Untitled Goose Game: экзистенциальная сатира под маской симулятора гуся

Но всё ли так просто? Неужели перед нами действительно просто небольшая шуточная игра — и ничего больше? Может ли так называемая «Безымянная игра про гуся» быть лишь поводом бездумно убить несколько часов своей жизни, который не несёт в себе никаких философских подтекстов — скрытых или лежащих на поверхности?

Конечно же, нет. В Untitled Goose Game, как и в любом по-настоящему комплексном тексте, содержится сразу несколько смысловых уровней. Первый, самый базовый слой доступен для понимания даже обывателю — неискушённый игрок увидит в Untitled Goose Game лишь «оригинальное развлечение», «стелс-головоломку в духе Hitman и немых комедий».

Философия Untitled Goose Game: экзистенциальная сатира под маской симулятора гуся

Вполне возможно, что обыватель, не привыкший рефлексировать и осознанно интерпретировать искусство, этим уровнем и ограничится. Им ограничились и некоторые мэйнстримные критики — и их сложно в этом винить.

Дело в том, что авторы упорно продвигают историю о том, что концепция игры родилась спонтанно из вкинутой в рабочий чат фотографии гуся, и что изначально у них не было чёткой идеи, про что будет игра». Поверить в то, что столь внутренне гармоничное произведение со столь чётким смысловым стержнем было создано «спонтанно» крайне сложно — всё равно, как если бы Гессе заявил, что написал «Степного волка» по наитию, после вкинутой в рабочий чат фотографии волка.

Впрочем, вполне можно допустить, что автор действительно не вкладывал в «Безымянную игру о гусе» тех смыслов, которые сейчас кажутся нам очевидными — произведения нередко превозносятся над замыслом своих создателей. К заявлениям автора не стоит относиться как к опровержениям тех или иных интерпретаций — к Untitled Goose Game имеет смысл подходить со структуралистской точки зрения.

Если согласиться с Роланом Бартом и его «Смертью автора», даже если создатель игры убеждён, что гусь бегает по английской деревушке просто так, без какого-либо философского смысла, это не имеет никакого значения. Игра и её главный герой обладают субъектностью в том числе и в отрыве от личности своего автора.

Философия Untitled Goose Game: экзистенциальная сатира под маской симулятора гуся

Итак, продолжая анализ, второй смысловой слой Untitled Goose Game — это, конечно же, метакомментарий, причём как на саму себя, так и на культуру интерактивных развлечений в целом.

Что побуждает животных совершать те или иные поступки? В какой степени ими управляют «инстинкты», а в какой — нечто, напоминающее привычные нам мыслительные процессы? Об этих вопросах спорили ещё античные философы. Так, например, Гераклит считал, что душа животного примерно равна душе пьяного человека, — их действия поддаются примерно одной и той же логике. Аристотель, в свою очередь, пришёл к выводу о принципиальном различии между животными и людьми: животным не хватает присущего человеку свойства, которое философ называл «целенаправленностью».

Untitled Goose Game, казалось бы, встаёт на сторону антропоморфистов: гусь очевидно ведёт себя как пьяница-дебошир, подтверждая тезис Гераклита, но в то же время следует чётко очерченным «целям», отвергая тезис логоцентристов об отсутствии «целенаправленности». Однако эту дискуссию игра задевает лишь по касательной; главное здесь — достаточно очевидная, но не становящаяся от этого менее изящной метафора.

Философия Untitled Goose Game: экзистенциальная сатира под маской симулятора гуся

Очевидно, что нелогичные, бессмысленные с точки зрения человека действия гуся в Untitled Goose Game сопоставляются с поведением Игрока. Игра как бы направляет прожектор на парадоксальное сходство между тем, как мы обычно ведём себя в видеоиграх — бегаем туда-сюда по округе, совершаем действия, которые кажутся бессмысленными со стороны, хватаем предметы, донимаем NPC, смеясь над их неудачами, — и тем, как ведёт себя птица на скотном дворе.

Ещё одна подсказка — «список дел» гуся, который появляется из ниоткуда, и, как намекает игра, существует исключительно в голове у гуся. Нарочитая бессмысленность всех этих «дел» — это ещё одна очевидная сатира на интерактивные развлечение как таковые.

У гуся нет никаких объективных причин желать затащить грабли в озеро. У Игрока нет никаких объективных причин желать выполнять тот или иной квест в видеоигре, — просто в случае с граблями кьеркегоровский абсурд происходящего настолько очевиден, что выходит на первый план.

Философия Untitled Goose Game: экзистенциальная сатира под маской симулятора гуся

И Игрок, и гусь формально обладают аристотелевой «целенаправленностью», но никакой осознанной цели за вереницей бессмысленных дел ни у того, ни у другого нет. Всё, что они делают, они делают ради того, чтобы «развлечься» — причём и тот, и другой понимают под «развлечением» нечто навязанное им свыше. Игрок выполняет задания, которые ему ставят разработчики; гусь следует «списку дел» неизвестного происхождения.

По сути, Untitled Goose Game — это остроумная полемика с Роже Кайуа, а также с Йоханом Хейзингой и его концепцией Homo Ludens — Человека Играющего. Если нидерландский культуролог рассматривает игру как одну из основных составляющих генезиса человеческой цивилизации, то «Безымянная игра о гусе» делает высказывание об Игре как о средстве деградации.

Животное равно вовсе не пьянице, как полагал Гераклит, а как раз «человеку играющему» — именно за игрой мы в максимальной степени напоминаем бесцельно носящегося по двору гуся.

Философия Untitled Goose Game: экзистенциальная сатира под маской симулятора гуся

В контексте такой интерпретации новыми красками начинает играть называние. Untitled Game — «Безымянная игра». Никакого названия не нужно, потому что перед нами игра об Игре. Goose («гусь») — в данном случае, второстепенный член предложения, потому что эта «безымянная игра» вовсе не о гусе. Главный герой здесь — Игра как таковая.

Весь этот смысловой слой конечно же, заслуживает внимания сам по себе: это если и не выдающееся, то, как минимум, интересное и остроумное интеллектуальное высказывание. Однако по-настоящему великой Untitled Goose Game делает другой её аспект — экзистенциальный.

Если для того, чтобы разглядеть в игре сатиру, отсылки к мировой философии и размышления о природе человека и Игры, нужно обладать определённой эрудицией и бэкграундом, то её третий смысловой слой считывается даже на уровне эмоций.

Философия Untitled Goose Game: экзистенциальная сатира под маской симулятора гуся

Гусь бежит из ниоткуда в никуда. Его мир ограничен всего лишь несколькими локациями. Он абсолютно одинок — никто из персонажей ему не рад. Всё, что он может сделать — устроить небольшой переполох. В его «списке дел» — набор из никак не связанных друг с другом заданий, от выполнения которых никому не станет лучше, а кому-то — точно станет хуже. Когда он выполнит их все, его не будет ждать награда — лишь пустота в душе и множество вопросов без ответов. Что дальше? К чему всё это было? Зачем я здесь?

Да, конечно, путь гуся — это метафора человеческой жизни. Он бежит по абсурдному, враждебному и неприветливому миру, будто бы сошедшему со страниц Жана-Поля Сартра. Гусь отторгает этот мир и ежеминутно восстаёт против него, — пытается стащить продукты или заставить садовника ударить молотком по пальцу. Однако любая опасность вынуждает его спасаться бегством, а ни одно из его действий не приводит к долгосрочным последствиям — как бы он ни старался, спустя какое-то время всё возвращается на круги своя.

Гусь пытается развлечь себя, устраивая хаос — но ему это быстро надоедает. Он ставит перед собой цели — но вскоре понимает, что гонится за фантомами, которые не принесут ему счастья. Во всём этом нет ни малейшего смысла — но гусь бежит дальше, словно он угодил в игровую адаптацию «Мифа о Сизифе» Альбера Камю.

Он снова бежит из ниоткуда в никуда, время от времени гогоча, когда игрок жмёт пробел. Остановился поражённый созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение?

Гусь, куда ж несёшься ты? Дай ответ.

Не даёт ответа.

484484
11
219 комментариев

Комментарий недоступен

287
Ответить

Вспоминал свою учительницу литературы, пока читал

81
Ответить

автор тебя жирно потроллил, а ты даже не понял, или понял?

39
Ответить

На этом комменте собираем тех, кто почему-то воспринял статью всерьёз, продолжайте

27
Ответить

Всегда считал, что под фразой "игры как искусство" предполагается создание сложнейшей системы с множеством элементов (сюжет, графика, музыка, геймплей) гармонично сочетающихся между собой.

17
Ответить

Комментарий недоступен

12
Ответить

Пилишь игру про гуся, чтобы посоны веселились

На дтфе рассуждают какая это глубокая метафора на игрока как субъект, который не осознает свою животную природу.

8
Ответить