Евграфов, Рихтер, Мищенко и другие: 9 современных российских композиторов, которых стоит услышать

Продолжаем исследовать мир неоклассики.

Евграфов, Рихтер, Мищенко и другие: 9 современных российских композиторов, которых стоит услышать

В прошлой подборке мы рассказывали в основном о зарубежных современных композиторах, а теперь поговорим об отечественных.

Герои этого текста — преимущественно молодые ребята, часто без музыкального образования. Но это нисколько не мешает им сочинять, записываться с оркестрами, собирать полные залы и даже создавать музыкальные приложения.

Кирилл Рихтер

Евграфов, Рихтер, Мищенко и другие: 9 современных российских композиторов, которых стоит услышать

Видимо, фамилия Рихтер уже предполагает, что её носитель будет заниматься музыкой (см. пианист Святослав Рихтер, композитор Макс Рихтер из предыдущей подборки). Кирилл Рихтер — суперзвезда современной российской неоклассики: в разное время его музыка звучала и в саундтреке к фантастическому фильму «Черновик», и в заставке FIFA 2018 американского FOX Sports, и в двухактном балете «Распутин» с Сергеем Полуниным.

При этом сам он никакого специального образования не получал и добился всего исключительно благодаря таланту, чувству фортепиано и безупречному музыкальному вкусу.

Свой стиль Кирилл характеризует как «экспрессивный минимализм», и это меткое определение. Посмотрите его интервью для проекта «ещёнепознер»: это час увлекательной беседы о самом разном и пробирающее исполнение пьесы «Механизмы» под занавес.

Если кратко, то экспрессивный минимализм — это музыка, которая использует достаточно минимальные средства музыкальной выразительности, но в то же время в ней очень важна экспрессия повествования и яркая история.

Кирилл Рихтер,

из интервью Westwing

Дмитрий Евграфов

Евграфов, Рихтер, Мищенко и другие: 9 современных российских композиторов, которых стоит услышать

Ещё один самоучка, ставший звездой неоклассической музыки. Евграфов начинал с упражнений в Garage Band, а теперь его релизы выходят на престижном британском лейбле FatCat Records, где выпускаются, к примеру, Макс Рихтер и Hauschka.

А ещё он один из создателей приложения Endel, генерирующего звуковой ряд для разных ситуаций. Одна из пользовательниц этого приложения — певица Граймс, создавшая с помощью Endel нейроколыбельную для их с Илоном Маском сына по имени X Æ A-Xii.

В Endel мы используем знания о том, как работает музыка и как она может менять состояние человека. В приложении можно выбрать три режима: «Фокусирование», «Расслабление», «Сон». Например, в режиме «Сон» мы маскируем посторонние шумы, полагаясь на свои знания и исследования в психоакустике. Вообще, то, что мы делаем в Endel, не музыка. Если человек отвлекается на наш звуковой фон, то мы считаем свою работу проваленной.

Дмитрий Евграфов, из интервью The Village

Стилистический диапазон треков композитора — от нежной фортепианной игры до оркестровых переливов и электроники. На прошлогоднем альбоме Surrender Евграфов двинулся куда-то в сторону академического IDM с живой перкуссией: тяга к экспериментам и неожиданным звуковым текстурам отличает его от других отечественных неоклассиков, делающих упор на мягкое фортепиано.

Миша Мищенко

Евграфов, Рихтер, Мищенко и другие: 9 современных российских композиторов, которых стоит услышать

Самый работоспособный композитор современной России: с 2011 года он выпустил 25 сольных альбомов, и это не считая EP, синглов и саундтреков.

Мищенко официально представляет японского изготовителя инструментов Roland и заведует лейблом Roomtone Records. Он писал музыку для Цирка дю Солей и VR-экскурсий по Эрмитажу, давал концерты в Храме Христа Спасителя. А недавняя беседа о неоклассике ИМИ.Конференции началась с вопроса о том, как он благодаря музыке заработал на квартиру в центре Москвы.

Вдохновение — для слабаков. Когда творческие люди говорят, что для создания чего-то им нужна Муза, записываю их в халтурщики. Чем сидеть два часа в позе йога и ждать визита богини, лучше просто начать работать. По себе знаю — как аппетит приходит во время еды, так же и новые идеи посещают тебя во время труда.

Миша Мищенко, из интервью Marie Claire

Ко внушительной дискографии Мищенко можно подступиться с любого пункта: например, с альбомов Kokkoro и Neopolyscassa. Первый сыгран на небольшом препарированном пианино с немецкой подводной лодки и записан при помощи бинауральных технологий. Получился такой ASMR-эмбиент, очень тихая музыка для вдумчивого прослушивания.

Второй альбом — полная противоположность: на Neopolyscassa царят космические синты и оживленная перкуссия, за которую отвечает экс-драммер инди-героев нулевых Bajinda Behind the Enemy Lines и Cheese People Илья Суслиников. Музыку ощутимо клонит в сторону современного джаза, и в целом она звучит довольно свободно даже по расплывчатым неоклассическим меркам.

Никола Мельников

Евграфов, Рихтер, Мищенко и другие: 9 современных российских композиторов, которых стоит услышать

В отличие от Миши Мищенко, Никола Мельников записал всего один полноформатный альбом «#22», да и тот сейчас не сыщешь на стримингах. Зато он делал саунд-дизайны для церемонии открытия финала чемпионата мира по шахматам в Нью-Йорке, Недели моды в Париже, гала-ужина Захи Хадид в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и мероприятий мировых брендов. А ещё он написал музыку для веселого рэп-мюзикла «Копы в огне». В общем, фигура.

От неоклассики Никола движется в сторону сдержанного нордического техно — в таком ключе выдержаны его последние релизы.

Профессионально я играю на рояле. Я не ограничиваю себя каким-то определенным жанром: классика, кроссовер, контемпорари и занимаюсь электронной музыкой. В этом я тоже разбираюсь: семплы, программы, секвенсеры, всякие железки. В XXI веке — за этим будущее. Самое сложное совместить эти два мира – академической и электронной музыки. Что, на самом деле, я всегда мечтал сделать. Это ведь очень тонкая работа! Такое произведение может получиться «загруженным», понятным только лишь одному композитору, либо «свалиться» в кич.

Никола Мельников, из интервью Eclectic

Евгений Гринько

Евграфов, Рихтер, Мищенко и другие: 9 современных российских композиторов, которых стоит услышать

В конце 2010-го в сети появилось видео: небритый парень с сигаретой во рту сидит за фортепиано в поле и играет щемящий вальс — в духе Яна Тирсена, но исполненный и русской тоски. На последних тактах к нему присоединяется девушка с аккордеоном, взлетает стая птиц, закатное солнце бликует на камеру.

Парня зовут Евгений Гринько: раньше он играл на барабанах в угарной психоделической группе «Солнцецветы», но затем переключился на минимализм и очень в нём преуспел.

Благодаря загадочным алгоритмам Youtube его лёгкие пьесы стали особенно популярны в Турции — там он не раз собирал залы-тысячники. В России он тоже играет не в последних местах: вот, например, недавнее видео, снятое в 70-м павильоне ВДНХ. А характер его музыки хорошо описывают названия композиций: «Человек в старой помятой шляпе», «Серенада», «Однажды».

Как показали наши гастроли по Турции, люди там музыкально неплохо образованны. Они помимо своей культуры знают европейскую, американскую и русскую. Периодически спрашивают меня про какие-то русские группы, о которых я ничего не знаю, а они знают. У нас была такая история: мы играем кавер на песню «Полюшко-поле» композитора Книппера, и я рассказываю аудитории, что это не русская народная песня, а часть симфонии Книппера. Мы были с концертом в Конье — это религиозный город, где на концерт приходили смуглые девушки в платках, а организаторы говорили «иншалла». Я начал рассказывать эту историю, а они говорят: да мы знаем, знаем. Да как же вы знаете? Я сам недавно узнал об этом. Очень странно.

Евгений Гринько,

из интервью Colta

Настасья Хрущёва

Евграфов, Рихтер, Мищенко и другие: 9 современных российских композиторов, которых стоит услышать

Композитор, пианистка, музыковед, драматург и автор книги «Метамодерн в музыке и вокруг неё» — аналитического исследования академической музыки и мемов.

Её недавний альбом «Русские тупики» — цикл из 36 пьес длительностью от 20 секунд до одной минуты — это удачная попытка воссоздать дух салонной музыки. К записи прилагается перечень сопряжённых с этой музыкой понятий, среди которых — «русская зима», «русская тоска» и даже «дед мороз во гневе».

«Русские тупики» — это суперкороткие фортепианные пьесы. Назвать их репетитивными в полной мере нельзя: в одной пьесе, допустим, три строчки, внутри них ничего не повторяется, зато потом повторяется все вместе. Для меня важен сам материал, который я беру: при отсутствии прямых цитат из Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского и Рахманинова здесь есть воспроизведение теней, их модуса. «Русские тупики» — это экстракт русской музыки XIX века и попытка её осмысления.

Настасья Хрущева, из интервью Colta

Глеб Колядин

Евграфов, Рихтер, Мищенко и другие: 9 современных российских композиторов, которых стоит услышать

Петербургский пианист-виртуоз, участник дуэта Iamthemorning и успешный сольный композитор. На счету у Колядина два сольных альбома. Первый, Gleb Kolyadin, записан при поддержке участников Marillion, Porcupine Tree и других больших групп, а звучит на нём крепкий прог-рок с упором на клавишные.

Второй альбом, вышедший недавно Water Movements, получился совсем другим: на нём нет ни прога, ни рока — только Колядин за роялем, играющий медитативные полуимпровизационные пьесы, вдохновлённые течением воды. В разное время этой субстанцией вдохновлялись и Филип Гласс, и Клод Дебюсси, и Георг Телеман, так что петербуржец попал в хорошую компанию.

У меня вся музыка — акустическая. И мне нужен хороший рояль с грамотной студией. Но в Питере такой студии нет, а в Москве я знаю таких несколько. И, безусловно, когда ты приезжаешь писаться на студию, тебе нужно много времени. Невозможно альбом, который длится 50 минут или час, записать за час. Требуется несколько сессий. Скажем, для дебютного альбома я писал рояль три дня. Конечно, это всё выливается в довольно значительные суммы. В процессе думаешь, что у тебя весь бюджет и ушел на этот рояль. Но зато за финальный результат не стыдно.

Глеб Колядин, из интервью Colta

Денис Стельмах

Евграфов, Рихтер, Мищенко и другие: 9 современных российских композиторов, которых стоит услышать

Совсем молодой, но уже опытный композитор из Архангельска, чью музыку можно услышать и на телеканале «Домашний», и во французских артхаусных короткометражках.

На альбомах Стельмаха звучит по большей части фортепиано, слегка утопленное в глубинном эмбиенте. Нечто подобное можно услышать на альбомах британского электронщика Джона Хопкинса, но он такими треками разбавляет своё космическое техно, тогда как Денис Стельмах полностью сосредоточен на музыке мирной, не привязанной к ритму.

С 2014 года Денис успел записать немало релизов. Один из последних — мини-альбом «После тебя», посвященный умершему дедушке.

Мне было важно успеть написать альбом до 40-го дня, чтобы дедушка его «тоже услышал». Да и я понимал, что эмоции затухают; понимал, что если я сейчас не напишу, то потом вряд ли смогу это сделать. Есть миф, что музыка у композиторов рождается в голове — это неправда. Музыка рождается только тогда, когда ты садишься за инструмент. Ты можешь подпитаться эмоциями, но в голове у тебя от этого музыка не вырисовывается, по крайней мере у меня.

Денис Стельмах, из интервью The Village

Илья Бешевли

Евграфов, Рихтер, Мищенко и другие: 9 современных российских композиторов, которых стоит услышать

Композитор из Красноярска делает ровно ту музыку, которая приходит на ум при слове «неоклассика»: пьесы для фортепиано и струнных, классические по форме, но вполне современные по мелодике, подходящие для саундтрека к какому-нибудь современному драматическому фильму, ну или просто к отстранённым размышлениям.

Помимо прочего, Бешевли — мастеровитый пианист: скорость и техничность его игры — именно то, что запоминаешь после прослушивания его альбомов.

Для меня ступенькой к классической музыке как раз и стала неоклассика. Она увлекла меня своим звучанием, доступностью и вместе с тем глубиной. Она проложила для меня дорогу к более серьезной музыке. Хотя, в академическом мире неоклассикой называют совсем другую музыку — это, например, «Классическая симфония» Прокофьева, ранний Стравинский… не то, что в большинстве своем называют сейчас неоклассикой обычные слушатели. Я не обижусь, если моя музыка послужит для кого-то ступенью к более высоким жанрам.

Илья Бешевли,

из интервью «Культуромании»

9393
18 комментариев

Спасибо за статью. Бешевли, Гринько и Стельмаха можно будет в конце мая послушать на Хвоя Фест в Москве. Для желающих) 

10
Ответить

Термин "нео-классика" в музыке обозначает период 20-30х годов XX века, когда композиторы стали возвращаться к моделям эпохи позднего барокко и классицизма в противовес крайне перегруженному позднему романтизму. Услышать нео-классицизм можно в музыке Прокофьева, Стравинского, в некоторых сочинениях Шостаковича.
Всё, представленное в подборке, за исключением музыки Настасьи Хрущёвой, ничего общего с нео-классицизмом не имеет, и называется "Classical crossover". Минутка душнилова закончена

7
Ответить

если отойти от авторитетного определения википедии, уже как пару десятилетий понятие неоклассики используют за пределами академической музыки и термины neoclassical, classical crossover, classical new age перемешались в одну слаборазличимую массу

5
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить