Как я научился писать танцевальную музыку и начал выпускаться на лейблах

Большой рассказ про поиск себя в творчестве. С картинками и музыкой.

Привет, я Muchkin. Я пишу музыку. Зарабатываю саундтреками для инди-игр, а для души и карьеры делаю ещё и треки в жанре мелодичного хауса и техно. Про то, как я пришёл к композиторству, я писал в недавнем тексте. Теперь расскажу о своём пути в танцевальной музыке.

Скрин моего последнего проекта на данный момент
Скрин моего последнего проекта на данный момент

Начало

Где-то в девятом классе я впервые услышал Prodigy — Voodoo People (Pendulum Remix) в составе микса от DJ Stroitel. Мне дико вкатило, и я начал интересоваться драм-энд-бейс. Слушал Pendulum, Noisia, Spor, танцевал drum and bass dance, который у нас называли драмстепом.

Потом я подумал, что хочу тоже писать такую же энергичную крутую музыку с насыщенными барабанными партиями. Я понятия не имел, как это делается, и поиск привёл меня сначала к какому-то MIDI-редактору, в котором я сделал пару композиций. А потом я нашёл FL Studio — секвенсор, в котором работаю уже больше десяти лет.

Первые треки были ужасными.

Я делился ими под стыдным псевдонимом на PromoDJ, в активном сообществе таких же начинающих. Мы с умным видом критиковали треки друг друга, не зная вообще ничего про то, как музыка создаётся. Но так всегда, когда начинаешь.

Я как-то прочитал мысль, что нужно сделать первые 100 композиций как можно быстрее, потому что после них пойдёт нормальная музыка. По моему опыту да, примерно так и есть

Ближе к концу школы у меня начала формироваться мечта: вот я научусь делать крутую музыку к универу, и к концу четвёртого курса стану если не мировой звездой, то уж точно профессиональным и уважаемым мьюзик-продюсером (человеком, который зарабатывает созданием и исполнением электронной музыки).

Университет

На деле, четыре года в универе я в основном делал только три вещи: учился (пусть и хорошо), играл в видеоигры и страдал от страхов и тревог. Несмотря на то, что мечта всё ещё жила где-то на границе сознания, а себя я считал мьюзик-продюсером, написание треков отошло на задний план.

Дело было не в лени и не в том, что я не хотел делать музыку. Просто из-за того, что я заранее придумал себе великий успех, творчество превратилось в тяжёлое и мучительное занятие. Высокая тревожность, расстройства, травмы и просто особенности психики (которые я осознал только спустя лет десять благодаря психотерапии) усугубляли ситуацию.

К примеру, вот этот трек я писал целый год и убил на него больше ста часов. В таком темпе я и выпускал законченные произведения в то время.

Забавная история. Born in Space нашёл на PromoDJ какой-то ушлый мужик и написал мне, мол, давай выпустим на моём лейбле. Я офигел от слова «лейбл» и согласился. Мы даже подписали какой-то контракт через систему Proton. После этого мужик исчез. До сих пор композицию можно найти на стриминговых сервисах — он её выпустил раз десять, наверное, и всё под разными «лейблами».

Я не заработал на ней ни копейки, разумеется. Подозреваю, что и он тоже

Среди других моих работ за это время можно выделить вот этот психоделический «нейрофанк», в котором не в тональности всё, что только можно. Когда я его писал, я ещё не знал, что такое тональность.

Вот это должна была быть заставка для YouTube-шоу моего друга, но оно так и не запустилось.

В университете я писал мало музыки, но это не значит, что я не развивался творчески. Я много слушал и анализировал бэйс-жанры и иногда через страдания делал треки. Многие не заканчивал. Так что прогресс был, но очень медленный.

На эту композицию тоже ушёл примерно год и 60-80 часов работы.

Моя музыка из этого периода вроде бы отвечает каким-то минимальным требованиям жанров (структура читается, звуки более-менее внятные, кик и снэр дают какую-то энергию, иногда даже есть саб-бас), но они кривоватые, плохо продуманные и неинтересные.

Я просто использовал сэмплы, ноты и инструменты, которые казались подходящими, и не задумывался ни об общей картине, ни о мелодии, ни об атмосфере. И, подозреваю, к лучшему. Если бы я волновался ещё и об этом, то тревожность меня бы окончательно задавила.

Кстати, плюсы у моих мучений тоже были. С самого начала работы в FL Studio я решил, что нужно создавать все пресеты к синтезаторам самому, и так и делал. К моменту получения диплома у меня были неплохие знания стандартных синтов программы и даже небольшая библиотека пресетов.

Кстати по поводу диплома: эту экспериментальную композицию, посвящённую головной боли, я написал ближе к защите, что символично.

Работа

После бакалавриата я пошёл в магистратуру и параллельно начал поиски работы. Года полтора я перебивался всякими мелкими заработками (однажды даже сделал весь foley для короткометражки). Музыкой особо не занимался, хотя смог завершить пару проектов.

Например, этот фьюче-битс трек, вдохновлённый творчеством Ivy Lab и подборками на Noisia Radio.

И олдскульный драм-энд-бейс ремикс на Дорна (был конкурс на PromoDJ).

Я искал способы заработать на музыке: просился в местные игровые и звукозаписывающие студии, попытал счастья в создании битов и стоковых треков. Тщетно. По мере того, как я изучал рынок и читал истории более успешных продюсеров, у меня в голове формировалась невыносимая, ужасная мысль.

Чтобы чего-то добиться, надо очень много работать

Это многое объясняло.

В начале 2017 года меня взяли на DTF. Я с детства обожал игры, читал «ЛКИ», «Страну Игр» и «Игроманию», поэтому был очень рад такой возможности.

Я был частью редакции почти два года. В это время было сложно найти силы и время на музыку. Я смотрел туториалы, анализировал чужие треки, пополнял свою базу сэмплов и пресетов, но законченные проекты за это время можно пересчитать по пальцам одной руки.

Странноватый даунтемпо-проект — раз.

Дабстеп с голосом ютубера Jacksepticeye — два.

Мрачноватый бейс-хаус — три.

Драм-энд-бэйс, начатый ещё в 2016-м, — четыре.

Каждый из этих треков я пытался отправлять на лейблы, но их никуда не брали. Я удивлялся: как так, в них же всё есть. И мощные басы, и крутые барабаны, даже несколько интересных эффектов. Неужели этого недостаточно?

Ох, как мало я понимал.

Композиторство

С весны 2019 года я начал строить карьеру композитора инди-игр. Спустя несколько месяцев это занятие даже начало приносить какие-то деньги и вскоре стало для меня основным. (Про этот путь можете почитать здесь.)

Я нашёл способ зарабатывать музыкой и весь погрузился в творчество. Немного не то направление, о котором я мечтал, но всё равно это был прогресс. Работая над саундтреками, я научился лучше чувствовать музыку, изучил новые приёмы и ещё больше пополнил собственные библиотеки.

Что касается танцевальных треков, то в конце 2019-го был популярен агрессивный и быстрый бейс-хаус, и я попытался сесть на этот хайптрейн.

Но ни на какие лейблы трек не взяли, так что я выпустил его сам через дистрибьютора DistroKid. Это был мой первый «взрослый» релиз — тот, что появился на стриминговых сервисах. Пока что я заработал на нём ровно 0.03 доллара. Это 17 прослушиваний.

Ещё в начале 2020-го я выкроил время на халфтайм-трек LEAVEMEALONE.

Провалы за прошедшие пару лет заставили меня задуматься: что не так с моей музыкой? Почему никто не хочет её брать? Размышления и рефлексия привели меня к важному выводу: в первую очередь, я делаю не ту музыку, которую действительно хочу.

Я заинтересовался созданием музыки благодаря драм-энд-бейс, потом начал слушать дабстеп и электро-хаус, и почему-то мне всегда казалось, что в этих жанрах мне и нужно работать. Но стоило только немного прислушаться к себе (чего я никогда не делал раньше), как оказалось, что мне нечего было выражать через бейс-музыку.

Поэтому следующие месяцы я провёл в поисках жанров, которые наиболее точно отражали бы моё внутреннее состояние. Ими оказались мелодичные хаус и техно.

Брутфорс

С апреля 2020-го я решил как следует заняться танцевальной музыкой. Так как раньше у меня получалось создавать композиции только через силу, я придумал для себя челлендж: заканчивать по треку каждый месяц.

Логика была такая. Заставляя себя работать над танцевальными композициями месяц за месяцем, я рано или поздно должен был развить все нужные навыки, нужные для создания крутой музыки.

Я собирался, по сути, брутфорсить свои творческие силы

Первый трек получился неказистым. Сведение мутное, развития особо нет, оба дропа обставлены так, будто это летний бэнгер, хотя задумывалось душевное мелодик-техно. Но для начала пойдёт.

Этот трек (и несколько следующих) я снова выпустил через DistroKid. Даже пытался покупать для него рекламу через Facebook. Прослушиваний всё равно было мало (39 на сегодня), но я был обижен на систему лейблов после стольких отказов и твёрдо решил сам делать себе имя.

Следующая, майская композиция Pasturage была гораздо мягче. Птички, лес, приятный саунд-дизайн и атмосфера летнего дождя.

Для этого трека я тоже закупился рекламой. В этот раз я лучше настроил объявление и вложил больше денег, так что и выхлоп был ощутимее. Сейчас у него 138 прослушиваний.

Июньский трек Arcane получился таинственным и притягательным, как кельтский лес. Отсюда и название.

Для него я не стал заказывать рекламу, потому что решимость в том, чтобы самому продвигаться в музыкальной индустрии, стала таять. Денег в рекламу треков я влил не так много, но больше лишних средств не было.

Напрашивался вывод, что пробиться самому можно только в двух случаях: если у тебя есть много денег на рекламу (у меня не было), или если ты умеешь круто пиариться в соцсетях (я не умел). Так что я начал снова смотреть в сторону лейблов

Arcane на лейблы не взяли (я и не надеялся), но зато взяли Autarca — июльский трек. Вот его кусочек, а полностью можно послушать тут.

Его выпустили в компиляции на саб-лейбле небольшого петербургского издательства Polyptych. Я прекрасно понимал, что это не принесёт мне ни денег, ни популярности, но всё равно подписал контракт. Надо же с чего-то начинать.

Следующим треком был немного хулиганский Help a Robot. Его я никуда не отправлял, потому что крупные лейблы его не взяли бы, а искать мелкие с такой музыкой было долго и нудно. Как их вообще гуглить? «Лейблы с несерьёзным электро-хаусом»?

Осенью я решил делать мини-альбом из трёх треков. Почему-то мне казалось, что лейблы охотнее берут EP, нежели синглы.

Ещё к этому моменту я как следует наслушался музыки в выбранных жанрах и понял, что в мелодичных хаусе и техно мало кто делает треки короче шести минут. Так что, начиная с этого момента, все мои новые композиции медленно разгоняются и затухают.

И вообще музыка стала менее торопливой и более располагающей к погружению и вдумчивому прослушиванию

Как и следовало ожидать, мой план повысить свои шансы у лейблов с помощью EP не особо сработал. Релиз в итоге взяли на тот же Polyptych Limited (выйдет 5 июля), но я надеялся на что-то покрупнее.

В декабре я закончил новый трек Rewired и решил отдохнуть. Безостановочная работа в течение девяти месяцев (а я ведь ещё и саундтреки делал) без ощутимого результата привела к тому, что я просто выгорел.

Отдых помог мне переосмыслить приоритеты и понять, в какую сторону лучше двигаться. Я перестал сильно переживать из-за лейблов и начал больше концентрироваться на творчестве и самовыражении. Плюс, психотерапия помогла (и до сих пор помогает) лучше прислушиваться к себе.

Rewired взяли в компиляцию на московский лейбл ONESUN (выйдет вроде как летом).

Открытие

Следующую композицию я писал уже в более расслабленном темпе: выгорание заставило отказаться от режима «по треку в месяц». Одновременно с работой над треком я проводил рисёрч. Тщательно изучал музыку в выбранных жанрах, приставал с вопросами к успешным продюсерам, до которых смог дотянуться.

Результатом был главный вывод за всё время: крупным лейблам нужна в первую очередь уникальная музыка. Такая, которой ещё не было

В рамках жанра, конечно, хотя у мелодичных хауса и техно границы размытые.

Как добиться уникальности? Для меня ответ простой: она исходит из уникальности психики. Если научиться хорошо слушать и адекватно выражать себя, то творчество будет уникальным. Поэтому, создавая в январе 2020-го Bird Law, я пытался как можно чаще прислушиваться, какие мелодии, звуки, эффекты и просто решения со мной резонируют.

Этот трек не просто отвечает каким-то техническим требованиям, он бесспорно мой. К примеру, название взято из комикса, который мне очень нравится.

It's the law
It's the law

А тема птиц в нём не только из-за названия, но и потому, что нас с женой очень умиляют эти животные (но не все). А ещё отчасти трек про любовь, которую я к жене чувствую, и это перекликается с комиксом. В общем, тёплое произведение про хорошие вещи. Те, что во мне.

Я не знаю, насколько это заметно стороннему слушателю, но я вижу мощный прогресс по сравнению с предыдущими композициями. Его даже взяли на лейбл посерьёзнее — итальянский Natura Viva. Обещали выпустить в составе компиляции. Не знаю, когда именно: лейблы почему-то редко уведомляют меня о таких вещах, а мне самому не особо важно. Я больше сфокусирован на будущих произведениях.

Последний на данный момент трек называется You’re Not What Your Mind Tells You. Он про мои многочисленные сражения с собственным мозгом. Он немного грустный, но со светлым оттенком, потому что какими бы страшными битвы ни были, всегда есть возможность победить. По крайней мере, у меня получается.

На днях я подписал его на бельгийский лейбл Sound Avenue. Сначала его выпустят эксклюзивно на Spotify, чтобы попытаться протолкнуть в плейлисты платформы, а в августе он выйдет в составе сборника на саб-лейбле.

После You’re Not What Your Mind Tells You я опять переосмыслил свой творческий процесс. Теперь стараюсь относиться к музыке меньше как к череде отдельных проектов и больше просто как к полю для экспериментов, из которого будут вырастать классные завершённые проекты. Посмотрим, куда это меня приведёт.

Такие дела. Спасибо, что прочли. Я, кстати, скоро запущу курс по созданию электронной музыки с нуля. Если интересно, можете почитать подробности тут.

Если вам понравилась моя музыка, можете подписаться на Soundcloud, YouTube или Spotify. Все мои будущие треки появятся и там. Ещё вот мои социалки: Facebook, Twitter, Instagram, Twitch.

185185
130 комментариев
23
Ответить

Наткнулся на эту статью в состоянии опустошеннго тюленя после очередного заплыва в фрути лупс с результатом в 15 секунд звука. Занимаюсь несколько лет, закупился железяками, но, страшно сказать, ни одного трека до конца не сделал. Просто блок, не могу ничего с этим поделать.

Спасибо за статью.

8
Ответить

Рад, что понравилось!
Маленький непрошеный совет: если этот блок создаёт дискомфорт, то возможно есть смысл обратиться к психотерапевту?
Мне терапия очень сильно помогла в творчестве. Всё же завязано на психике в итоге.

5
Ответить

крупным лейблам нужна в первую очередь уникальная музыкаЧего? Серьёзно? А почему тогда во всяких музыкальных сервисах такое ощущение как-будто несколько бесконечных песен.
Та же пресловутая "Монеточка", с которой стали носиться как с писаной торбой, выдаёт то, что было на австралийской, канадской, СШАанской инди-поп сцене лет 10 назад.

Я, кстати, скоро запущу курс по созданию электронной музыки с нуля.Только деньги за это бери и побольше.

8
Ответить

ну монеточка предоставила уникальное для русской сцены звучание с качественными осмысленными текстами. так что успех первого альбома заслуженный. второй же уже вышел более слабый, тексты невзрачные. могу вспомнить только два трэка, в отличие от первого, из которого могу напеть почти любую

4
Ответить

А почему тогда во всяких музыкальных сервисах такое ощущение как-будто несколько бесконечных песен.Я говорил про Melodic House & Techno. Там самые мощные лейблы всегда ищут музыку, которая звучит свежо. Но опять-таки, в то, что считается свежим, а что нет, нужно вникать и пытаться прочувствовать. Это понимание либо появляется, либо нет.
Как в других жанрах, не знаю. Сложно залезть в головы к тем, кто треки отбирает в релиз. Но если лейблы живут и развиваются, значит, что-то у них получается)

Только деньги за это бери и побольше.Я беру)

3
Ответить