The Last of Us: спустя 8 лет. Почему вторая часть не дотянулась до величия первой?

И почему она сломала главный парадокс первой части.

The Last of Us: спустя 8 лет. Почему вторая часть не дотянулась до величия первой?

В 2013 году, прямо перед релизом TLoU, вышла другая игра про сурового мужчину средних лет, путешествующего по миру с хрупкой девушкой — Bioshock: Infinite. Это был более громкий и ожидаемый релиз, который прошел производственный ад и чудом вышел в назначенный срок — но об этом мы узнаем нескоро.

Я очень ждал новый Bioshock, перечитывал первые обзоры (Metascore 94!) и верил, что вышел настоящий шедевр. Немного обжегся — Infinite оказался просто хорошей игрой, но, с учетом ожиданий, я был сильно разочарован.

The Last of Us: спустя 8 лет. Почему вторая часть не дотянулась до величия первой?
The Last of Us: спустя 8 лет. Почему вторая часть не дотянулась до величия первой?

Поэтому на оценки The Last of Us я просто не обратил внимания — «очередная хорошая игра, которую перехайпили» — и даже не собирался ее покупать.

The Last of Us: спустя 8 лет. Почему вторая часть не дотянулась до величия первой?
The Last of Us: спустя 8 лет. Почему вторая часть не дотянулась до величия первой?

Так почему же The Last of Us — гениальная игра, которую я могу назвать своей любимой?

Не лестницей единой

The Last of Us — типичный постапокалиптический роуд-муви, где два персонажа проходят огонь, воду и зомби ради простой цели — выжить и помочь выжить другим. Ключевые персонажи любят умирать, а Джоэл и Элли — закрытые, враждебные к миру люди, которые идут вместе, только потому что нет другого выхода, но постепенно притираются, начинают искренне заботиться друг о друге. Причем Элли — не статист, а храбрая девочка, готовая сражаться и не потерявшая любовь к жизни. По сравнению с тем же Биошоком — другой уровень проработки персонажей.

Мир игры — мрачное и жестокое место. Разработчики взяли реально существующий грибок (Ophiocordyceps unilateralis), который превращает в зомби насекомых, и сделали его причиной пандемии. Вроде бы мелочь, но такая пугающе подробная и реалистичная проработка игрового мира цепляла и удивляла.

В этом поколении консолей уже вышла Uncharted 2, которая взрывала мозг уровнем постановки, но TLoU стала еще одним шагом вперед. Первая же сцена — с дочкой Джоэла и началом пандемии — сделана на уровне, который можно сравнить только с фильмами, например, знаменитой сценой из «Дитя человеческое». И это не единственный яркий эпизод: вся игра собрана так плотно, что за спокойным сегментом следует мощный взрыв экшена — знаменитый геймплейный ритм, который доведут до идеала в TLoU2.

The Last of Us: спустя 8 лет. Почему вторая часть не дотянулась до величия первой?

Но по-настоящему особенной The Last of Us делает её концовка.

Sic parvis magna

Что такое мораль? Все понимают это слово, но дать ему определение очень сложно. Проще найти синонимы — правильный, нравственный, порядочный — или примеры из жизни.

Например, пожертвовать собой на войне — моральный поступок? Да, несомненно: если человек совершает подвиг, он помогает выжить своему отряду. Простая арифметика: несколько жизней важнее одной.

А оплодотворить как можно больше женщин, не заботясь о последствиях — морально? Однозначно нет: хоть мужчина и распространит свои гены, он снизит выживаемость группы, потому что ребенок без одного из родителей имеет меньше шансов выжить. Это правило имеет такую силу, что когда-то и секс считался моральным только после свадьбы — и только ради размножения!

Мораль, если коротко — это система общественных правил, которые позволяют группе людей выжить. Мораль связана с эволюцией: только те общества, которые вырабатывают действенный кодекс правил, выживают, остальные — вымирают.

Теперь, зная определение морали, попробуйте ответить на вопрос. Спасти все человечество от неизлечимой болезни, пожертвовав жизнью одного человека — моральный поступок? Да, несомненно: каждый из нас чувствует это на подкорке, потому что с детства усвоил мораль общества, в котором мы живем.

А что, если этот человек, эта девочка — Элли?

Пожалуйста, только живи

The Last of Us неспешно рассказывает свою историю, чтобы в конце поставить перед выбором: пожертвовать будущим человечества ради одного человека или позволить его убить? Выбора, впрочем, сделать не дают — Джоэл сам спасает Элли — но каждый игрок чувствует… Что поступил бы также?

Понимая, что это аморально, эгоистично и обрекает человечество на верную смерть — провоцируя внутренний конфликт, который невозможно оправдать или унять — ты принимаешь, что жертвуешь всем ради одного человека.

Это взрывает мозг: бесспорно рациональный довод — человечество важнее жизни одной девочки — проигрывает эмоциональному (эту девочку ты знаешь и любишь). Это неправильно, но в этом вся прелесть концовки. Два сломанных, одиноких человека вдруг становятся бесконечно дороги друг другу — и все остальное, даже целый мир, не имеет значения.

И поэтому концовка The Last of Us прекрасна: парадокс, который в ней заключен, до до самых глубин общественной морали и заставляет испытать бурю эмоций от осознания его неразрешимости.

The Last of Us: спустя 8 лет. Почему вторая часть не дотянулась до величия первой?

Не сотвори себе кумира

Мне понравилась вторая часть. Она лучше первой по всем признакам: в нее интереснее играть, мир игры лучше описан (чего стоит только фоновый конфликт в Сиэтле!), а постановка стала еще кинематографичнее. Наконец, центральная тема на бумаге звучит еще мощнее — месть.

The Last of Us: Part II можно сравнить с Red Dead Redemption 2 — это две лучшие игры современности. Но RDR2 концентрируется на отдельной истории, связанной с первой частью лишь некоторыми персонажами и эпилогом, который полностью заточен на то, чтобы концовка первой части стреляла еще сильнее. А TLoU2 продолжает сюжет, берет тех же самых героев, но не может вызвать те же эмоции.

Почему? Многие скажут: потому что убили Джоэла. Но ведь это должна быть еще более сильная причина для мести — то есть сюжет становится… сильнее?

Другие скажут: потому что в середине игры начинаешь играть за Эбби. Но это прекрасный художественный прием, который еще лучше раскрывает тему мести и никак не может сделать игру менее глубокой.

Наконец, есть мнение, что игре вредит эпилог, в котором Элли находит Эбби, но не убивает ее: до этого момента сюжет выглядит завершенным, а эпилог начинает новый цикл мести и кажется лишним. Но в этом центральная мысль сюжета: месть никогда не отпускает и разрушает человека изнутри.

The Last of Us: спустя 8 лет. Почему вторая часть не дотянулась до величия первой?

Так почему The Last of Us: Part II не дает такого же эмоционального отклика, как и первая часть?

Kill. Die. Repeat

Убивать — плохо, а месть не приносит покоя. Цикл мести не завершится, пока кто-то не разорвет порочный круг. Прощение спасает жизни, убийства провоцируют новые смерти.

Ничего из этого не выглядит парадоксальным — даже решение Элли в концовке вполне укладывается в те мысли, которые возникают в голове во время прохождения.

Шокируя внешне, TLoU2 сталкивает лбом общественную мораль и личную эмпатию лишь однажды — во время смерти Джоэла. И, в общем то, ломает парадокс, который был в первой части: Джоэл сделал хреновый поступок (убил десятки людей и лишил человечество шансов на выживание), и его убийство разозленными людьми было вопросом времени. То, что Эбби — нормальная девушка с вполне разумными представлениями об общественной морали, тоже вполне естественно, и ее сторону можно понять: Джоэл для нее — убийца отца.

Но как быть с личной эмпатией к Джоэлу, из-за которой Эбби сложно сочувствовать? Об этом — сюжетная ветка Элли. Но ее месть бессмысленна: она лишь разрушает себя и мир вокруг, ей тоже сложно искренне сочувствовать.

В структуре TLoU2 не заложен тот конфликт, который был в первой части. Если бы в концовке первой части Джоэл не спас Элли, то она бы была правильной, моральной — но нечестной, ужасной и несправедливой. А вот в концовке второй можно безболезненно принять любую сторону.

Плохо ли это? Нет, мы получили прекрасную игру на сложную тему мести. Изучать, как рушится мир любимого персонажа, интересно, но больно. После прохождения ты чувствуешь себя опустошенным, достигнувшим дна — но это именно то чувство, которое могут дать только великие произведения.

. . .

Я очень люблю первый inFamous, LittleBigPlanet и Uncharted 4. И все же выбрал TLoU, потому что именно эта игра (возможно, вместе с третьим Ведьмаком) предопределила сюжеты двух последних поколений консольных игр. Потому что пробила культурный барьер и скоро станет сериалом HBO. Потому что сделала Naughty Dog не просто одной из лучших, а лучшей игровой студией в мире.

А еще потому, что навсегда что-то поменяла внутри.

7373
84 комментария

Так почему The Last of Us: Part II не дает такого же эмоционального отклика, как и первая часть?Потому, что она даёт совершенно другие эмоции - которые, кстати, гораздо сильнее и насыщеннее. Просто это совсем не то, чего ждали фанаты первой части. Остальной хейт строится на том, что 1) там лесбиянки и вообще повестка и 2) это же экз плейстейшон, а значит априори переоценённое мыльное кинцо без геймплея.

47

Категорически не согласен главная претензия к игре была в диком лудонаративном диссонасе

3

Моя главная претензия к ластику второму — устаревший геймплей. Он толком не вырос за 8 лет, всё по накатаной, но игра довольно долгая, к концу это оч надоедает, я уже просто проходил чтобы побыстрее узнать чем всё закончится, скорее превозмогал даже. К сюжету равнодушен, классическое кинцо про месть и прощение, как и первое прям классический роадмуви, он просто норм.
Технически игра пушка, выжали из протухшего железа просто вышку, это даже в рецензиях внутренних МС расхваливали.

2

1)Так и есть
2)Так и есть

4

Не дотянулась? Превзошла

17

Мне вот почему-то первая меньше зашла, чем вторая, от второй я как ты написал, сидел на титрах и размышлял, было чувство опустошения, из-за того, что я пропустил через себя эти 30 часов, никакое другое произведение на меня так не действовало, я человек довольно не эмоциональный, но Дракман вывернул все мои эмоции наружу. Хочу на пс5 пройти второй раз, спустя год, но слышал ещё будет патч помимо 60фпс, увеличат разрешение

13

Недавно в 60 фпс перепрошел и эмоции все такие же как после первого раза- такое себе лайтовое эмоциональное выгорание. Почему-то кажется что именно такого состояния авторы и ожидали от игроков

6