Использование масляных красок в профессиональном покрасе миниатюр

Профессионалы уже давно используют масляные краски для покраса миниатюр (вообще они их использовали всегда, просто с приходом новых технологий старые знания были частично утеряны). Только эти краски позволяют достичь эффекта наибольшей глубины цвета (из-за особенностей преломления среды) и дают много других преимуществ. Однако есть и недостатки, главным из которых является скорость высыхания. Об этом я и хочу тут поговорить, но чуть позже.

Технология покраса миниатюр с помощью масляных красок примерно та-же, что применяли старые мастера классической живописи 16-18 веков. Тогда подмалевок делался быстросохнущими красками вроде темперы, а завершение картины и эффекты писались маслом (в случае покраски миниатюр начать можно с акрила, а финалить и делать эффекты маслом). В те годы тоже было много рецептов ускорения "высыхания" масляных красок. Начиная с особых способов приготовления самого масла (что позволяло добиться довольно быстрой скорости его полимеризации - около 2-3 суток) и заканчивая разными добавкам (сиккативами и смолами). Для новичка все это будет достаточно сложно, поэтому описывать рецепты масел (для самостоятельного изготовления красок) и различных добавок я тут не буду. В наше время можно купить хорошие готовые краски и пока не лезть в эти дебри, где к сожалению распространено очень много различных заблуждений (практикуемых художниками до сих пор).

На данный момент существует два основных вида "масляных" красок. Это собственно краски стертые на "масле" и краски алкидные - стертые на смолах. Вторые от первых отличаются высокой скоростью высыхания (что многим художникам может не подойти), однако в случае миниатюр это только плюс. К сожалению профессиональные алкидные краски (с высоким содержанием пигмента) сейчас делает только Gamblin, а вот что делают Winspor & Newton и другие не понятно, поэтому рисковать не стоит (хотя их старые наборы алкидных красок, выпускавшиеся в 80-х делались для профессионалов, мне даже удалось прикупить несколько коробок этих раритетов у наследников отечественного художника). Содержание пигмента в краске для миниатюр крайне важно, т.к. наносимый слой должен быть очень тонким и в случае "низкого" содержания пигмента он будет "слишком сильно просвечивать" (что отнюдь не всегда плохо, просто надо иметь это в виду).

В общем что бы опять не углубляться в тонкости - купите набор немецких красок schmincke norma. Попробуйте и если понравится, постепенно заменяйте цвета нормы на schmincke mussini (это уже профессиональные краски стертые на смолах). Несмотря на дороговизну - одного тюбика краски для покраса миниатюр вам хватит на всю жизнь.

Использование масляных красок в профессиональном покрасе миниатюр

О тонкостях покраса миниатюр с помощью масляных красок я тут рассказывать не буду (приложу ролики). От себя лишь добавлю, что нюансы работы с маслом есть и будет лучше если вы просмотрите какой-нибудь (желательно не отечественный) курс для новичков по "классической живописи маслом" (не для миниатюр). Например первые несколько лекций этого курса, где поясняются "технические особенности" работы маслом.

Использование масляных красок в профессиональном покрасе миниатюр

Теперь перейдем к основной проблеме масляных красок (важной для покраски миниатюр) - медленной скорости их высыхания.

Особенностью масляных красок является то, что скорость полимеризации слоя краски зависит не только от скорости высыхания самого масла используемого для ее из изготовления, но и от пигмента (отвечающего за цвет). Так, купив "профессиональную" отечественную масляную краску Мастер Класс от Невской Палитры (с "традиционно низким" содержанием пигмента) вы можете получить еще один неожиданный эффект. А именно крайне низкую скорость высыхания некоторых красок (вроде кадмия), которые могут сохнуть месяцами. Это объясняется "особой отечественной рецептурой" (которую не сложно модифицировать добавил того-же лака, но об этих особенностях желательно знать заранее). Поэтому очень важно не гнаться за дешевизной, а сразу взять краски с "правильной" рецептурой (не нуждающейся в модификациях).

Я проводил небольшое исследование (длившееся около полу года) и выяснил, что принципиальной разницы между "крафтовыми" самодельными маслами (льняным, из грецкого ореха, конопляным и пр.) и "уплотненным льняным" маслом от невской палитры (в плане скорости высыхания) нет. И те и другие сохли примерно в течении трех дней. Конечно и "крафтовое" и "заводское уплотненное" можно еще дополнительно "оксидировать", добившись более высокой скорости сушки (без применения сиккативов и лаков-смол), но это уже отдельная тема и для покраски миниатюр она особого значения не имеет (т.к. для этого вам придется изготавливать краски в ручную).

Итак, как же повысить скорость высыхания готовых красок (и соот. миниатюр)? И чем их разводить для необходимой густоты?

Начнем со второго. Разбавлять густую масляную краску маслом не стоит. Чем меньше масла вы применяете в своей работе, тем лучше. Во первых скорость высыхания от добавления дополнительного количества масла не повысится, во вторых пострадает долговечность (что в случае миниатюр не так важно, но все-же), в третьих возможно "пожелтение" вашего покраса со временем (это основная проблема льняного масла). К слову, профессионалы, за частую, отжимают лишнее масло из готовых красок выдавливая их сначала на фильтровальную бумагу (которая впитывает излишки масла). Чем-же разводить? Ответов два - либо лаком т.е. раствором какой-нибудь смолы (самым простым из которых является "даммарный") либо летучими маслами (самым доступным является "тепрентинное масло" т.е. очищенная фракция скипидара). Плюсом первого (кроме увеличения скорости высыхания) является дополнительная защита краски от вредного воздействия воздуха (т.е. старения и дальнейшего пожелтения), однако я встречал много не очень хороших отзывов (в книгах) на счет именно "даммарного" лака. Есть шанс растрескивания окрашенного слоя со временем. Поэтому, если хотите что бы ваша работа пережила века, лучше использовать что-то более "проверенное временем" вроде "мастичного" или "копалового" лаков. Однако негатив был и на них, так что просто купите какой-нибудь импортный лак (даммарный) и ладно. Вообще самым лучшим считается светлый янтарный лак. К сожалению купить его не получится (я пробовал варить его сам и в принципе мне это удалось, но лак получился красноватым, приятель сейчас доделывает автоклав - попробуем сварить в вакууме, возможно удастся получить и "бесцветный" вариант)

Использование масляных красок в профессиональном покрасе миниатюр

Итак вернемся к основной теме. Как ускорить высыхание вашей миниатюры?

Вот классические варианты:

- Добавить к краске сиккатив или лак (все лаки это смолы разведенные в том или ином растворителе). Типичным негативным эффектом от сиккатива (купить можно в профессиональном художественном салоне) является сморщивание окрашенного слоя если применялся сиккатив который начинает сушку "сверху", а не "снизу" (что однако имеет место в случае его достаточной толщины, тонкий слой обычно остается нормальным) и возможно (!) дальнейшее негативное влияние на краску т.е. ее старение. Однако я читал испанское исследование о применении Кобальта (тот самый сиккатив который может вызвать сморщивание толстого слоя краски т.к. "сушит ее сверху") и какого-то заметного влияния старения картин от использования кобальта они не нашли (но это исследование не занимало 300 лет...). А Лак надо применять предварительно протестировав его на каком-нибудь образце (сделать выкраску долго сохнущей краски, вроде кадмия, с добавлением разного количества лака и посмотреть результат). Лучше всего использовать в качестве дозатора шприц (накапав нужное количество в выдавленную краску). Особенностью добавления лаков является "глянцевый" эффект - так что лучше не перебарщивать и проверить этот момент заранее.

- Еще существуют различные профессиональные разбавители ("секретные" смеси смол, масел, восков и сиккативов). Это и Liquin от winsor & newton и ALKYD FLOW MEDIUM от Daler-rowney и много чего еще (в том числе и от schmincke, который вам будет рекомендован в соот. ролике ниже). Вещи хорошие, но нужно лично тестировать на сколько вам подходит их состав (скорость высыхания, результат). Так, к примеру, жидкий Liquin для мелких деталей может дать слишком сильный "глянец".

Использование масляных красок в профессиональном покрасе миниатюр

Теперь перейдем к "нестандартным" системам сушки. Они особенно важны если вы не хотите использовать "сиккативы". Классическим методом сушки является сушка на "летнем солнце". Однако мои опыты подтвердили, что дело не "солнечном ультрафиолете" (хотя и от него определенная польза есть и заключается она в обесцвечивании масла). Суть заблуждения заключается в том, что во многих книгах утверждается, что картины очень плохо сохнут в темных помещениях. Это ерунда. Для полимеризации масляной краски в первую очередь важно наличие кислорода и во вторую тепла. Таким образом "хорошо" будет сохнуть не только картина, выставленная в середине июля где-нибудь на сквозняке в солнечную погоду (когда солнце служит печкой), но и та, к которой будет хорошо подводиться "кислород воздуха" и тепло. Т.е. в темном помещении, зимой, вы можете обеспечить такие же хорошие условия для высыхания масляной краски (если не лучшие), что и в разгар лета.

Что для этого нужно?

1. Постоянный приток воздуха т.е. "сквозняк" (либо открытая форточка), что зимой обеспечить не сложно.
2. Источник ИК-излучения. А что у нас сейчас является самым доступным источником? Правильно - "теплые полы". Просто идете в магазин стройматериалов, покупаете там метр "теплого пола" и "набор для его подключения" (сетевой шнур и клеммы). Все. Сворачиваете "теплый" пол в "трубочку" и сушилка для ваших миниатюр готова. Цена 300 рублей.

Использование масляных красок в профессиональном покрасе миниатюр

Сочетание этих двух факторов обеспечивает скорость высыхания масляных красок соизмеримую с применением "тяжелых" сиккативов (соответственно применив сиккатив, лак или "алкид-ликвин" вы получите еще большую скорость).

3. И наконец самый радикальный (но мной пока не проверенный) метод сушки - применение ионизатора воздуха. По утверждению профессора Петрушевского (метод описан в книге "Живопись" 1901 г.), он дает 10 кратную скорость сушки масляных картин.

Использование масляных красок в профессиональном покрасе миниатюр
44
1 комментарий

Спасибо

Ответить