Полезные тезисы из «Пиши, сокращай»

Возможно вы уже слышали о книге Максима Ильяхова «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст». Практически из каждого угла доносились крики о ней. Рекомендуют как и начинающим авторам, так и профессионалам. Такая библия копирайтера.

Полезные тезисы из «Пиши, сокращай»

Книга наполнена действительно интересной, структурированной информацией. Но автор зачастую слишком увлекается со своим сокращением и выкидыванием слов из текста, отчего от него мало что остается, причём призывает это делать всем и каждому - что не всегда есть хорошо.

Эта информация будет очень полезна всем тем, кто собирается подтянуть свои знания в написании статей и лонгридов.

При этом книга читается легко и интересно. В любом случае я рекомендую самостоятельно с ней ознакомиться.

Хочу поделиться с вами полезными тезисами и мыслями, которые я извлёк из книги:

  • В тексте нужно ловить оценки и заменять их на факты, которые докажут эту оценку. Не «прочный», а «выдерживает падение с десятого этажа». Не «качественный», а «сделан на таком-то заводе».
  • Если вы хотите опровергнуть то, что все и так знают, то для начала объясните, откуда мы это знаем
  • Здорово, если вы приводите в тексте примеры. Но само слово «например» почти всегда избыточное. Вместо него можно поставить двоеточие, благодаря чему функция «например» будет продолжать выполняться. Попробуйте шутки ради убирать его везде, где только сможете, даже если без него не обойтись:
Вот пришли вы в магазин. Например, за хлебом.
Пришли вы в магазин за хлебом.
  • Всё, что стоит в скобках, всем своим видом показывает, что это что-то неважное. Либо убирайте, либо доставайте из скобок:
Василий Иванович (директор завода) встретил нас чаем.
Директор завода Василий Иванович встретил нас чаем.
  • Чтобы читатель поверил в оценку или сделал собственные выводы, мы должны дать ему опору: информацию, которую он поймет и сможет самостоятельно оценить.
  • Без исследования и фактов любой текст - пустой трёп.
  • Не усиливайте оценку. Усилитель - оценка, наложенная на другую оценку. Кажется, что усилители должны придать следующему слову больше значимости, а на деле выходит наоборот. Усилитель не перетягивает на себя внимание, и главное слово становится второстепенным. Усилители делают неубедительными даже фразы, которые, кажется, нельзя испортить:
Я люблю тебя.
Я очень сильно люблю тебя.
Я очень сильно люблю тебя, честное слово.
Полезные тезисы из «Пиши, сокращай»
  • Вместо оценок с усилителями ставьте факты, и будет хорошо.
  • Штамп - это популярное устойчивое словосочетание, смысл которого либо неясен, либо можно выразить одним словом. Если текст перегружен штампами, читатель быстро потеряет интерес:
Штамп:
Учёные ломают голову над проблемой перенаселения.
Не штамп:
Учёные работают над проблемой перенаселения.

Штамп:
Мы одержали победу.
Не штамп:
Мы победили.
  • Паразиты времени - ещё одна группа штампов. Чаще всего встречаются у бюрократов, формалистов и неопытных журналистов. Паразиты времени стоят в начале предложения и указывают на настоящее время: «в наши дни», «в современном мире», «в наше время».
    Но в русском языке настоящее время - это время по «умолчанию»: если не сказано иное, мы воспринимаем текст в настоящем:
В наше время вузы выпускают специалистов, не готовых к работе.
Вузы выпускают специалистов, не готовых к работе.

В современном мире не знать английский стыдно.
Не знать английский стыдно.

Сегодня никто не работает по специальности
У меня нет никого из знакомых, кто работает по специальности.
  • Паразиты времени не делают текст понятнее - только добавляют тумана. Рассеивайте туман, и будет хорошо.
  • Паразиты времени полезны, когда вы сравниваете настоящее с прошлым или будущим.
    В таком случае указатели времени помогают читателю сориентироваться.
  • Не уверены в слове - не пишите. Терминология имеет место быть лишь в таком тексте, который будет читать профессионал своего дела знающий термины. Для любого другого читателя будет казаться, словно автор умничает.
  • Когда читатель знакомится с текстом, он рисует в голове картину. Если в тексте много действия, то это интересная подвижная картина, за которой интересно наблюдать. Если действия мало, то это натюрморт, за которым смотреть менее интересно. Чтобы текст был интересным, в нём должно быть действие.
  • Всё неопределённое - определяйте.
Мы входим в двадцатку (неопределённое) лучших компаний в сфере управления недвижимостью.
Мы занимаем пятнадцатое (определённое) место в списке лучших компаний в сфере управления недвижимостью.
  • Точные формулировки не отпугнут клиентов, а наоборот: помогут принять решение, привлекут правильную аудиторию и сформируют правильные ожидания.

Этика редактора, писателя и журналиста:
Писать то, во что веришь.
Копать настолько глубоко, насколько можешь.
Не верить никому на слово.
Перепроверять цитаты и источники.
Не удалять свои статьи.
Не менять текст под давлением.
Публиковать все факты давления.
Не брать за работу ничего, кроме зарплаты.
Не бояться никого обидеть.
Не бояться потерять работу.
Не врать.
Признавать ошибки.
Подписывать работу.

Помнить: тот, кто на тебя давит, боится тебя больше, чем ты боишься его.

Полезные тезисы из «Пиши, сокращай»
Шпаргалка: как не перегрузить
Одно предложение - одна новая мысль.
Лишние мысли - удалить.
Важные мысли - обобщить.
Сложное - объяснить по цепочке.
  • Чтобы получился хороший синтаксис, нужно делать две вещи:
    1. Читать текст вслух по многу раз.
  • 2. Переписывать всё, на чём спотыкаешься.
  • Лучшая проверка синтаксиса - прочитать текст вслух. Не про себя, не шепотом, а именно вслух и с выражением.
  • В хорошем синтаксисе нет никакой магии. Чем дольше работаешь над текстом, тем лучше. С каждым перечитыванием находишь тараканов, переписываешь, снова читаешь - и так пока хватает времени. В какой-то момент начинаешь сразу писать естественно, и тогда редактировать приходится меньше. Но волшебной таблетки от плохого синтаксиса нет. Нужно просто редактировать.
  • Такие предложения (с плохим синтаксисом) несложно увидеть при чтении вслух, а некоторые - даже при чтении про себя. Просто возьмите за правило: исправляйте всё, что трудно читать.
    Главный признак того, что здесь будет что-то трудное, - обилие запятых.
  • Если при чтении вслух вам не хватило воздуха, значит, предложение слишком длинное - тогда разделяйте, сокращайте и переформулируйте.
  • Парцелляция - это разбивка предложения с точкой в произвольных местах. Или цепочка неполных предложений. Вот как сейчас. Или хуже. Вот так. В инфостиле. Это плохо. Понимаете. Почему?
  • «Сказал, что», «думаю, что» и «хочу, чтобы» - упрощать.
  • Если в тексте встречаются однородные члены, проверьте, не близки ли они по смыслу. Если так - выберите самый точный, остальные удалите:
Пассивно-агрессивное поведение - это подавленное выражение гнева, недовольства или несогласия.
Пассивно-агрессивное поведение - подавленное выражение гнева.

Курьеры доставляют пиццу быстро, точно и пунктуально.
Курьеры доставляют пиццу за полчаса.
  • Вы уже знаете об информационной ёмкости предложения: одно предложение - одна мысль. Для абзаца работает аналогичное правило: один абзац - одна тема. Это нужно для той же цели: чтобы не перегружать память читателя и не делать текст слишком сложным.
  • Структура - это то, как организованы мысли в длинном тексте. Это одновременно и внутренняя логика текста, и его внешний вид. Одно следует из другого: когда в статье мысли организованы логично, это отражается на внешнем виде. Читатель думает: «О, какая аккуратная и логичная статья! Надо бы почитать».
  • Модуль - это самостоятельный очерк. Представьте, что читатель прочитает из вашей статьи только один модуль на интересную ему тему. Сможет ли он хорошо эту тему понять? Хватит ли ему информации? Если да - модуль хороший.
  • Модуль самодостаточный по структуре: у него есть введение, основная часть и заключение. Модуль - как маленькая статья.
  • У статьи должно быть вступление и заключение. Без них статья - просто набор не связанных между собой модулей.
    Во вступлении можно использовать четыре стратегии: погружать в тему, актуализировать знания, создавать интерес и формировать доверие к автору. Достаточно даже чего-то одного, и это будет уже вступление.
  • А вот чего делать не стоит:
    - повторять все основные мысли статьи;
    - лить воду по теме и около неё;
    - писать «На этом всё», «Конец» или «Спасибо за внимание»;
    - просто бросать статью без заключения.
  • Заголовок - первое, что следует добавить тексту, чтобы обратить на него внимание. Благодаря тому, что заголовок контрастный относительно текста, он автоматически вызывает интерес.
  • Дидактика - это дисциплина, которая изучает принципы обучения. Она помогает структурировать обучение так, чтобы слушатели всё поняли и смогли применить в жизни. Желательно, чтобы вдобавок им было ещё и интересно.
    Дидактика помогает автору объяснять сложные вещи простым языком.
  • Объяснять новое через известное

Как писать обучающие статьи:
1. Захватить внимание
2. Познакомить с предметом
3. Сначала показать
4. От простого к сложному
5. Привязать к реальности
6. Помочь с трудностями
7. Помочь структурой
8. Добавить выводов

Полезные тезисы из «Пиши, сокращай»
  • Секрет убедительности - в конкретике. Это тайное знание, которое отличает дилетанта от опытного писателя. Эффект основан на том, как читатель воспринимает конкретику и абстракции.
  • Абстракция - это всё, чего не существует в материальном мире. Абстракция рождается, живёт и умирает только в голове читателя.
  • Сами факты не так важны, как способность читателя их воспринять. А способность эта напрямую зависит от опыта.
  • Факты должны быть не только понятными читателю, но и нести полезную информацию. Если факты не несут полезную информацию, их следует удалить - даже если сами по себе они забавные или милые.
  • Всегда перечитывайте текст вслух и проверяйте, чтобы он звучал естественно. Редактируйте текст, пока не зазвучит.
  • Сотрите текст и напишите заново. Перечитайте вслух. Добавьте примеров. Обопритесь на чувственный опыт читателя и создайте такую историю, в которую он поверит. И только потом применяйте правила.
  • Когда вы можете прорекламировать себя, вы можете прорекламировать что угодно.
  • Иллюстрации - это всё, что показывает пользу вашего продукта: схема работы, фотография в действии, видеоролик с демонстрацией. Если вы рекламируете предмет, озаботьтесь иллюстрациями с самого начала: у вас обязательно должны быть хорошие фотографии и видеоролики. Без этого текст будет неубедительным.
  • Подлинная индивидуальность проявляется в смысле, а не в словах.
    Слова - лишь тонкая обёртка вокруг смысла. Слова не должны нести самостоятельную ценность.
  • Не обсуждайте слова. Не участвуйте в споре по поводу слов. Не ищите в словах скрытого смысла. Не анализируйте слова на потайные эмоциональные посылы, нумерологию и психофонетическое воздействие. Все эти споры кончаются тем, что слово «сила» у вас окажется слабым и неуверенным, а «дружба» будет излучать агрессию и неблагозвучие.

Это лишь малая часть того, что можно почерпнуть из этой книги. Как я уже говорил, если вас заинтересовала моя статья - прочитайте книгу сами. В любом случае, вы найдете для себя что-нибудь полезное в ней.

7979
117 комментариев

Комментарий недоступен

29

мы живём в сосаити в котором каждое сообщение длиннее одной строки пахнет пастой)

28

Нормальная книга, вполне объясняющая как графоманию превратить во что-то более читабельное. Главное - не следует бездумно следовать всем её правилам, об этом говорит и сам автор.

21

Книга всего лишь даёт неплохие советы, как сделать текст более читаемым для современной аудитории, у которой и так переизбыток информации. Ты можешь хоть усраться эпитетами и творческими порывами, но такой текст к третьему абзацу из 100 читающих продолжат читать дай бог двое-трое. Если ты офигенно тонкая творческая натура, и тебе просто нужно выплеснуть себя - пожалуйста, но если твоя цель - донести информацию как можно бОльшему количеству людей - многие (не все!) советы из книги весьма полезны.

12

Книга же не о том, как писать красивый художественный текст. Она про инфостиль. Она вот для этих всех сеошников, наливающих воды ради знаков из разряда "выполнено из материалов высокого качества и установлено профессионалами своего дела с использованием высококачественных инструментов".
Так что вообще не согласен про бездарность.

7

Меня всегда забавляли эти диванные эксперты, которые ничего дальше своих ног, торчащих то тут, то там из каждого скелета в шкафу, смеющие утверждать с уверенностью топчущего носороа о том что по их мутному, как седьмая вода на киселе, блуждающему в пустоте разума мнению является творческим порывом, а что все же необходимой и тяжелой, как утреняя чиста зубов, необходимостью. А-та-та таким быть!

3

Комментарий недоступен

1