Недооцененная настольная звёздочка - "Клинок и Колдовство"

"Станьте бессмертным героем - спасите королевство от тьмы!"<br /> Ares Games<br />
"Станьте бессмертным героем - спасите королевство от тьмы!"
Ares Games

Предисловие.

Сразу скажу, что я не прожжённый настольщик, который имеет невероятный опыт в настольных играх и может на профессиональном уровне говорить о том либо ином настольном проекте. Моё мнение субъективно, равно как и субъективны критерии выбора настольных игр в домашнюю коллекцию.

В конце февраля-начале марта 2021 года, после возвращения в мир настольных игр после шестилетнего перерыва и я начал заново собирать коллекцию заместо той, что продал в 2014 году, и поставил перед собой чёткую задачу - собрать небольшую, но толковую "полку" для своей небольшой компании. Нас всего трое игроков с разным опытом в настольных играх, поэтому выбор очередного пополнения для нашего совместного досуга это щепетильный вопрос.

Сев за выбор очередных двух игр, мы очень и очень долго изучали, выбирали и обсуждали будущие пополнения. Изучая мировые рейтинги настольных игр, смотря на уже имеющиеся на полках игры и прикидывая свои возможности мы сразу решили - первой игрой станет прославленная "Немезида". Она довольно хороша собой и дарит щекотливое ощущение неминуемого проигрыша с самого начала партии, а местный сеттинг крайне симпатичен нашей компании.
Вторая игра, в свою очередь, вызвала вечерние дискуссии на протяжении недели. Претендентами были и "Descent: Странствия во тьме (вторая редакция)", и хваленная "Мрачная Гавань" (Gloom Haven), и даже "Властелин колец: Странствия в Средиземье". И вот, когда мы уже решились на "Странствия в Средиземье", мой взгляд задержался на довольно любопытном проекте, локализованный GaGa Games - "Клинок и Колдовство" от Ares Games и Gremlin Project. Я слышал о нем и раньше, но внимания не обращал, так как тогда ещё не был так заинтересован в настольных играх.

Спустя часы споров общим решением стало то, что наш выбор это "Клинок и Колдовство". Никто из нас особых надежд на игру не питал, так как она казалась всё же тёмной лошадкой, как и "Мрачная Гавань", но заинтересованность в отдельных игровых механиках нашей компанией пересилила сомнения.

В назначенный день мой друг и верный настольный товарищ привез ко мне свой компьютер, чтобы я вдохнул в него новую жизнь, а сам отправился за выбранными нами двумя настольными играми - "Немезидой" и "Клинком и Колдовством". По приезду этих двух коробок я не слабо удивился - это довольно внушительные по оформлению и наполнению игры. Более того, увидев количество компонентов и объем правил в "Клинке и Колдовстве" я сразу смекнул - изучение правил у меня займет не мало времени.

Вместе с тем, поняв масштаб "трагедии" и никчемность стандартного органайзера, что вложен в коробку, я заказал у "Майфу" их собственный органайзер к игре, который выполнен на высоком уровне и отвечает главному критерию всех органайзеров - удобство подготовки игры. Крайне советую "Майфу" с их органайзерами для улучшения игрового опыта.

Правила игры "Клинок и Колдовство", книги истории и секретов, компоненты игры.

Правила у игры - моё почтение. Порядком 50-60 страниц текста, где разжевывают десятки игровых механик и игровых особенностей. Я уже отвык от настолько комплексных игр за шесть лет, поэтому за изучение правил сел основательно и две недели штудировал их в свободное время, пробуя по вечерам на отдельных элементах поля познанные аспекты игры для лучшего усвоения прочтенного материала.

Для новичков, как и я сейчас, могу сказать главное - не бойтесь объема правил. На просторах YouTube есть молодцы-удальцы, которые испортили своим разбором партии желание купить игру лишь потому, что они халатно отнеслись к важному этапу перед игрой - изучению правил. Правила в "Клинке и Колдовстве" структурированы хорошо, несколько раз в тексте проскальзывает в отсылочной манере ранее описанное для лучшего усвоения материала на примерах, а также в них даётся главное - представление о игровом процессе, который здесь очень и очень интересно выстроен.

Краеугольные камни сюжетной кампании, которые заставят вас пройти ещё пару раз сюжет только ради того, чтобы узнать как же могло бы всё произойти, выбери вы иной исход.
Краеугольные камни сюжетной кампании, которые заставят вас пройти ещё пару раз сюжет только ради того, чтобы узнать как же могло бы всё произойти, выбери вы иной исход.

Также в базовой коробке игры вы найдете двустороннюю памятку, где собраны все эффекты от атак/событий/взаимодействий, основные правила взаимодействия с игровым миром и важные по мере прохождения мелочи. Конечно же, так как перед вами сюжетно ориентированная игра вас ждут в коробке книги истории и секретов. Многие выделяют книги истории и секретов как сильную сторону игры и я согласен с этим лишь с небольшой оговоркой - местные референсы к поп-культуре могут как вызвать улыбку, так и заставить слегка нахмурить брови в недоумении. Мне досталась роль автора-ведущего и одновременно игрока, поэтому в начале сюжетной главы и в её конце, а также в точках интереса и сюжетно важных местах, мне приходилось с выражением зачитывать происходящее на столе из книги секретов, добавляя атмосферу ко всему этому настолькому эпосу при помощи заранее собранного плэйлиста.

Весело ли это? Вполне. Но отсылочки иногда заставляли меня корчить голос или же вспоминать повадки того на кого идёт отсылка в тот или иной момент игры. К концу нашего затяжного приключения я уже немного похрипывал, читая финал главы.

Недооцененная настольная звёздочка - "Клинок и Колдовство"

К компонентам игры вопросов у меня нет - элементы поля, жетоны, фигурки героев и врагов, карточки, кубики, камни душ и прочие элементы сделаны на хорошем уровне. Не отличном, сразу скажу, но это уже вопрос к первоисточнику. Локализация также проведена на уровне. Пара опечаток, которые есть в описании карточек и правилах, могут вовсе не проявить себя в ходе игры.

Из нареканий можно выделить лишь планшеты героев, которые логичнее было бы исполнить на плотном картоне, а также реально огромное количество различных жетонов, которые без органайзера просто вызовут у вас панику. Когда я впервые разбирал игру, складывая жетоны по кучкам, то я уже тогда поймал небольшой ужас от того сколько всего в этой игре есть и как много нужно учитывать, "отмеряя" эффекты при помощи жетонов. Говорите FFG поехали в край на своих жетончиках? Как бы не так. В "Клинке и Колдовстве" их более десятка различных видов, но каждый из них обоснован с точки зрения механик игры и не выглядят бесполезными.

К слову, кубы здесь тоже свои и довольно непривычные по форме. Четыре красных на атаку и четыре синих на защиту с обозначениями на гранях, значения которых применяются согласно экипированному снаряжению и особенностям героев. Ничего сложного, как может показаться. Главное всё же не щелкать носом и вовремя смотреть на карточки, чтобы не пропустить момент, когда можно нанести существенный урон врагам или же избежать столкновения.

Сюжет, игровой процесс, враги и реиграбельность.

Даже не знаю с чего начать в коем-то веке. Если смотреть на "Клинок и Колдовство" в целом, то это действительно масштабное эпическое приключение в фэнтези мире.

Мир игры походит на довольно простенькое фэнтези без изысков, но при этом настолько ладно скроенный, что его простота не раздражает. Ты уже приблизительно понимаешь по каким законам этот мир существует, как уживаются местные обитатели и какие страшные существа обитают в его лесах, пещерах и потаенных уголках на краю мира.

Ранее описанная мной книга секретов, кстати, позволяет в диалогах с местными обитателями немного больше узнать о самом мире и его шатком равновесии, что сохранялся до трагических событий, предваряющих начало вашего приключения.

Сам сюжет крутится вокруг того, что Тьма снова пробудилась, повергнув в хаос королевство и местный первосвященник проводит особый ритуал, чтобы оживить некогда погибших героев, которые когда-то давно повергли зло в этих землях. Герои встают из своих могил, добираются до места, куда их тянет чарами и узнают о том, что их вернули с того света с определенной целью, а их душа разбита на осколки и чтобы вернуть её, а также обрести покой, придётся снова сразиться с Тьмой. Вот и всё, собственно говоря. Вся завязка уместилась в один абзац и этого достаточно, чтобы отправиться в приключение!

Примерно таким образом будет выглядеть ваше игровое поле в первой сюжетной главе.<br />
Примерно таким образом будет выглядеть ваше игровое поле в первой сюжетной главе.

Игровой процесс в игре представлен уже в узнаваемой форме - двигайся по полю и кидай кубы, но есть один нюанс. Дело в том, что с точки зрения механик игра старается быть максимально простой при огромном количестве условностей. С этим она справляется насколько может, чему стоит отдать должное.

Итак, у вас есть герой. У героя есть планшет на котором находится ваше снаряжение, а также важный элемент - камень души персонажа, который имеет в себе информацию о его уровне, показателе здоровья и атаки, а также количестве особых действий для взаимодействия с миром и своим снаряжением. Также рядом с планшетом выкладываются навыки героя, которые после использования должны уйти на перезарядку путем поворота карты, и его инвентарь. Ничего сложного опять же.

Игровое поле в "Клинке и Колдовстве" модульное. Каждый его элемент имеет две стороны и "замочки" для скрепления с другими такими же элементами. В ходе подготовки к игре открывается книга историй и по ней вы собираете локации, расставляете жетоны теней, которые обозначают либо столкновения с врагами, либо случайные встречи, сундуки, двери, преграды, места появления врагов и алтари воскрешения. Смерть в "Клинке и Колдовстве" это отдельная механика, которая стоит отдельного упоминания - когда герой погибает, то его снаряжение сбрасывается на место гибели, а сам герой превращается в призрачную форму самого себя и может помочь сопартийцам даже с того света. Для возвращения в мир живых необходимо дойти до алтаря воскрешения, что всегда активен на карте в отведенной ему точке, а потом потратить осколки души для воскрешения. После этого не составит труда вернуться на место гибели и собрать свои пожитки.

Кто-то говорит, что в базовой коробке персонаж-гном один из сильнейших героев. Как по мне самым интересным стандартным героем является эльф с его призывным волком.
Кто-то говорит, что в базовой коробке персонаж-гном один из сильнейших героев. Как по мне самым интересным стандартным героем является эльф с его призывным волком.

У каждого сценария в игре есть свои особенности вроде погоды или времени суток, которые как могут давать негативные эффекты, так и позитивные, а могут и вовсе не повлиять на ваше продвижение. На карте есть зоны с трудным ландшафтом для прохождения которого нужно потратить больше усилий, есть возвышенности и особые места, имеющие важность для сюжета главы и общего повествования в целом.

Так, например, в первую затяжную партию, где мы залпом прошли четыре главы из семи, что есть в базовой коробке, мы столкнулись с загадочным артефактом местных орков, который можно было умыкнуть у них чем вызывать для себя долгоиграющие последствия. Делать этого мы не стали, оставив артефакт на месте от греха подальше.

Особое внимание стоит уделить важной особенности "Клинка и Колдовства" по сравнению с его собратьями по жанру - враги. Враги здесь не просто миниатюры с карточками, а толково прописанные оппоненты на пути. Помимо основной карточки врага каждый из видов неприятеля имеет особый свиток его поведения, где изложены его действия в той или иной ситуации, что подливает масло в огонь. Привык просто рубить мечом врагов и не ощущать последствий? Тогда приготовься к тому, что враг ответит выстрелом шипов по тебе, а пока ты будешь отступать - кинет камень в спину для ускорения. Также враги умеют контролировать территорию и доминировать на ней, что могут и герои, если только имеют численный перевес. И вот в контроле над территорией строится многое в тактике ведения боя против местных злыдней. Отдельная механика, но как много можно из неё вытянуть в нужный момент!

А какие же здесь мощные и умные боссы! Их свиток поведения это вообще что-то с чем-то в плане осознанности его действий. При встрече с первым главным гадом базовой коробки вы сразу смекнете, что если раньше вы как-то раскидывали неприятелей засчет ленивого взаимодействия с сопартийцами и вдумчивой прокачке, то на боссе придется всем вместе крепко подумать над тактикой и надеяться на то, что стратегия сработает, а не выйдет боком команде.

Вы просто посмотрите на этих красавцев! Две фиолетовые глыбы - это местные боссы, которые так и ждут, чтобы доказать вам главный постулат всех фэнтези историй - сила в единстве.
Вы просто посмотрите на этих красавцев! Две фиолетовые глыбы - это местные боссы, которые так и ждут, чтобы доказать вам главный постулат всех фэнтези историй - сила в единстве.

С реиграбельностью сюжетов здесь тоже всё хорошо. Пять героев базовой коробки отличаются по игровому процессу и мировоззрению, а сюжетные развилки нередко оставляют за собой вопрос "что если...". К слову о мировоззрении героев - это ещё одна небольшая механика, которая требует упоминания. Каждый герой имеет две формы - порядок и хаос. Собирая команду вы сразу решаете вопрос к какой из двух сторон вы примыкаете - к доброй или злой, однако есть альтернатива в виде нейтральных героев. Они также имеют две формы, но при этом вольны выбирать любой из вариантов. На сюжетных развилках вам предоставят выбор из трёх пунктов - порядок, хаос или нейтралитет. Если команда является приверженцами порядка, то выбор очевиден, что также можно сказать о тех, кто топит за хаос. А вот если вы выбрали нейтральных героев, то тут начинается веселье, ведь вам открыты три пути и ваши исходы могут быть поистине забавными. Вроде как помогаете всем вокруг, но в какой-то момент в вас взыграет меркантильный уродец и всё, пятнышко на репутации и полные мешочки с золотом. Думаете это не отзовется вам через три главы? Надеюсь так и будет, ребятишки. Справедливости ради скажу, что не все такие решения отзовутся, но некоторые выстреливают там, где не ждёшь.

Особая благодарность GaGa Games.

Не думал, что включу это в статью, но просто обязан упомянуть этот случай великой человечности.

Итак, вернемся в 2018-2019 года. Когда в России стартовал предзаказ локализации "Клинок и Колдовство", то всем предзаказавшим игру в рамках особого бонуса давали промо-героя Тристана. Тристан сейчас, а мы говорим о 2021 годе, это что-то вроде самого желанного героя для этой настольной игры. Он хорош собой, он вдохновляет героев и позволяет больно бить врагов засчет своих способностей. Главный нюанс - его не купить. Он осел на руках тех, кто предзаказал игру ещё тогда в 2018-2019 годах и всё, ищи-свищи его по Авито, барахолкам и прочим похожим ресурсам.

Когда игра "Клинок и Колдовство" заняла особое место в сердцах нашей скромной компании я начал усиленно искать Тристана по площадкам. Снова и снова шерстя объявления, натыкаясь на нечистых на помыслы и руку дельцов (да, Кирилл из Екатеринбурга?!), а также обманные объявления, я всё же нашел героя! Это был лучший момент этого лета, я буквально пищал от радости, смотря на статного Тристана на поле боя. Я был действительно счастлив, ребят. Это сложно описать, но кусочки картона и фигурки из пластика подарили мне неподдельную радость.

Недооцененная настольная звёздочка - "Клинок и Колдовство"

Моя радость длилась недолго - по моей неосторожности компоненты героя были уничтожены и остались у меня на руках две фигурки. Больно ли это? Ещё как! Я долго искал как бы сделать компоненты своими силами, но каждый раз осекался о то, что некоторые типографии отказывались делать такой заказ или же ломили баснословные цены. Тогда я написал в поддержку GaGa Games и изложил свою ситуацию, попросив или продать мне утерянные компоненты, или же прислать хотя бы исходники всех компонентов, чтобы самостоятельно изготовить их. И в этот момент я поверил в человечество.

В техподдержке мне сначала сказали, что посмотрят что можно сделать. Томительные сутки ожидания и мне ответили, что могут предоставить дубликаты. У меня спросили адрес куда доставить, номер телефона и имя, а потом попросили подождать. Вы не поверите, но спустя два дня мне позвонили и сказали, что можно всё забрать прямо из точки выдачи. Я примчался туда с работы молнией и знаете во сколько мне это обошлось? Вообще ничего не стоило. Бесплатно, однако наказали впредь следить за столь редким персонажем.
Так я и поверил в человечество, если честно.

Финальные слова о "Клинке и Колдовстве".

На данный момент я гордый обладатель базовой коробки "Клинок и Колдовство", двух крупных дополнений "Запретный портал" и "Пришествие Тьмы", двух дополнительных героев - Морриган и Рилда, призрачных душ героев из базовой коробки, элементов окружения для поля и промо-героя Тристана. Я сыграл не мало затяжных партий в разном составе, попробовал игровые механики и сюжет, да и в целом отлично провел время за игрой.

Недооцененная настольная звёздочка - "Клинок и Колдовство"

Многие сравнивают игру с "Мрачной Гаванью" и, быть может, это не самое уместное сравнение, но оно само невольно напрашивается. Давайте сразу закроем вопрос - "Мрачная Гавань" берет количеством контента за свои деньги, а "Клинок и Колдовство" его качеством. Вот и всё отличие между проектами, которые кажутся похожими, но всё же довольно разные на поверку. Можно долго говорить о мелочах проектов вроде свободного режима подземелий в "Мрачной Гавани" или же миниатюр врагов у "Клинка и Колдовства", что лучше чем просто картонка на подставке, или же боевой системе, но это того не стоит.

Сама по себе настольная игра "Клинок и Колдовство" это хорошая настольная приключенческая игра, которая может подарить не мало приятных часов за столом. Согласитесь, это приятное ощущение, когда правильно разыгранная последовательность из навыков складывает врагов один за другим, спасая твоего сопартийца от неминуемой гибели.

Более того, проект "Клинок и Колдовство" стремительно развивается. Надеюсь, что GaGa Games переведут и издадут долгожданный финал первого сезона в виде последнего дополнения и возьмутся за масштабные "Древние Хроники", являющиеся приквелом всей истории, где сделана огромная работа над ошибками. Однако, пока можно довольствоваться неплохой историей о древних героях, что вернулись из мира мертвых ради того, чтобы снова спасти ситуацию и подарить долгожданный мир изможденным землям фэнтезийного королевства.

3434
38 комментариев

Недооцененная? Да ладно, вокруг нее хайпа даже больше чем она заслуживает

3

Я за ней хайпа вообще не вижу. Как-то раз пытался найти в городе человека, чтобы сыграть. Так вот, еле наскреб одного, который под итог слился.

Комментарий недоступен

2

Это мое личное мнение, всё же была возможность взять или "Мрачную Гавань", или "Клинок и Колдовство" и выбор для меня в какой-то момент стал очевиден.

А что случилось с Тристаном? Я так и не понял. На фотке два Тристана :)

Травлю историю, пока помню.
Купил с рук у человека, который продал базу, но не Тристана (ПРОСТО НЕВЕРОЯТНО). Я живу в Питере, а парень жил в Гатчине в наркостолице нашей области и города. На тот момент решался вопрос о поездке на залив на несколько дней, поэтому решили нарезать крюк по ЗСД во имя великой справедливости. Приехал в жуткий район, вышел парень, выдал мне странного вида зип-пакет, я передал деньги и поехали на залив. Я проверил зипу, ибо черт знает что в Питере ещё можно в зипу запихнуть.

Приехали на залив, а там домик и беседочка небольшая. Пока туда-сюда, поели, отдохнули, сели на беседке и мне выдвинули "Серега, давай Клинок, что ты как не родной?". Я достал из сумки коробки, решили куда и кому какой герой. Сели, поиграли. Всё отлично, играли с вечера до утра. Беседка крытая такая, но дешево сделана, если честно. Сыграли нормально, но утром уже я, собирая компоненты убрал всё, кроме Тристана из зипы. Уже лень было убирать, поэтому он на столе как стоял, так и стоял. А у нас на тот момент жара стояла страшная, я и подумал - что вообще случится. И, пока я спал, в Ленинградской области бахнул лютый ливень, который сорвал водосточную трубу над беседкой, пробил это непойми что вроде как окно и залило всё, что лежало от Тристана на столе. Благо, что сумка была под столом с настолками и им повезло. Так и лишился по тупости и лени Тристана.

2

Пиши по Немезиду! Разрывался между ней и Граалем, в итоге взял Грааль. Пока не пожалел, но думаю взять ее.