В страхе стать чем-то большим — обзор Song of Farca

Не самый ладный симулятор детектива будущего, который изо всех сил пытается удивить игрока.

В страхе стать чем-то большим — обзор Song of Farca

В последнее время всё больше игр используют эстетику киберпанка: независимые государства, тайные общества, безжалостные корпорации и люди, напичканные имплантами — всё это мы уже где-то видели. Среди «около-RPG», «рогаликов» и платформеров от популярных издателей легко проглядеть более необычные попытки выступить на этом поле.

Вместо беготни по небоскрёбам и вырезания толп киборгов Song of Farca, новая игра российской студии Wooden Monkeys (Save Koch), предлагает типичный для визуальных новелл геймплей с вкраплениями детектива. Просто и понятно. Может быть, даже слишком.

Сбой в матрице

Действие игры разворачивается в Фарке — независимом городе будущего, который страдает от самоуправства корпораций и преступных банд. Одна компания вообще выкупила целую улицу и тем самым сделала её недосягаемой для местной полиции: она ничего не сможет сделать, даже если там будут расстреливать людей.

Сюжет здесь — в духе классического киберпанка. В главной роли обычный человек, недовольный системой — но он не пытается разрушить её или спасти мир, а просто плывёт по течению и старается решать личные проблемы. Главная героиня, частный детектив Изабелла Сонг, попадает под домашний арест после драки в баре, но решает продолжить работу через интернет.

Игровой экран разделён на две части. В верхней можно наблюдать за «карантином» Изи, а в нижней мы занимаемся расследованием. Иногда сверху происходят небольшие сценки, которые прерывают происходящее в нижней половине. Но они мало того что вырывают игрока из потока, так ещё и плохо заметны.

На звонок нельзя ответить, пока Изи не сядет за ПК, а путь к нему бывает долгим
На звонок нельзя ответить, пока Изи не сядет за ПК, а путь к нему бывает долгим

Игра интересно написана, но не погружает в лор слишком глубоко. Проблема в том, что он здесь — только декорация к заезженным темам. Часто сложно отделаться от мысли, что эту «чёрную кошку» вы уже где-то видели.

К примеру, одна из миссий заигрывает с вопросом свободы искусственного интеллекта, который уже разбирали в десятках разных произведений — от «Я, робот» до «Эры Альтрона». Song of Farca же и не пытается блеснуть оригинальностью: история задания заканчивается максимально скучно и не ставит перед игроком никаких дилемм.

Обидно, что персонажи в игре гораздо интереснее, чем обстоятельства, в которых они оказываются. Здесь есть девушка-стендапер, которая в прошлом продавала наркотики сербской мафии, сидела в тюрьме и подрабатывала в вебкаме, а во время дела влюбилась в Изабеллу. А ещё сумасшедший киллер, который флиртует с главной героиней, хладнокровно кромсает людей, но при этом заботится о сиротах и с трудом уживается с женой-нимфоманкой, постоянно ему изменяющей.

В страхе стать чем-то большим — обзор Song of Farca

Диалоги написаны очень живо и интересно, но ситуации, в которые попадают герои, зачастую напоминают оные из боевиков категории «Б». Впрочем, игра умело миксует эти шаблоны: у каждой миссии есть своя идея, и со временем задания становятся всё комплекснее. Если начинается Song of Farca со спасения робопса, то вскоре Изи уже помогает бандитам местного авторитета выбраться из небоскрёба, окружённого полицией.

Интереса повествованию добавляет то, что у действий игрока есть последствия: из-за неправильно решённой диалоговой загадки может умереть член ударной группы, а неаккуратный ответ в разговоре способен склонить человека к самоубийству. Результаты ваших действий не всегда очевидны и обычно краткосрочны — к примеру, концовка вообще зависит лишь от выбора в последнем задании и потому может показаться нелогичной, — зато они заставляют внимательнее относиться к выбору в диалогах. Хотя секретный финал учитывает спасение нескольких персонажей в разных заданиях.

Анализируй то

В игре 12 дел, границы между которыми размываются ближе к финалу: начинается Song of Farca с отдельных историй в духе процедуралов, а заканчивается уже заданиями со сквозным нарративом. Игроку доступны три основные механики для расследования — доска, на которой появляется информация об уликах и всех причастных к делу; телефон, по которому Изи связывается с подозреваемыми, и карта, на которой отмечаются важные для дела места.

Поиск информации о человеке на доске улик
Поиск информации о человеке на доске улик

Каждая из этих механик критически важна для раскрытия дела. С помощью доски Изи «гуглит» каждого участника происшествия, чтобы получить первичную информацию вроде настоящего имени, внешности или важных фактов биографии. А ещё там можно изучить улики: к примеру, улучшить качество видео или найти человека по имени на этикетке, как в известном меме. Затем находки можно использовать в разговоре с подозреваемым или обсудить с друзьями.

В итоге игрок получит либо новые факты из биографии персонажей, либо наводку на людей, которые замешаны в деле, но не знакомы главной героине. Можно получить адрес места, важного для расследования, и исследование таких локаций, пожалуй, — самая интересная часть геймплея.

В страхе стать чем-то большим — обзор Song of Farca

В любой локации игрок должен пройти задание в духе Watch Dogs 2. Начинается всё со взлома одной из камер, но постепенно под контроль Изи попадают дроны (обычно по одному наземному и воздушному), различные сигнализации для отвлечения жильцов, переключатели дверей или лазерных ловушек. Ещё часто встречаются кодовые замки, подбор пароля к которым — самая сложная часть взлома. К каждому прилагается несколько в меру сложных подсказок. Помимо них всего пару раз за игру встречаются экраны с паролями, как в терминалах из Fallout, где из десятков вариантов нужно угадать правильный с помощью индикатора совпавших символов.

По ходу диалога Изи может усомниться в надёжности собеседника и подкрепить сомнения доказательствами. К примеру, наследник богатого семейства говорит, что не видел отца в день убийства. Тогда Детектив Сонг может показать ему видеозапись, где он выходит из папиного кабинета после неприятного разговора. Или другую улику. Но гораздо интереснее возможность «сделать вывод» — сопоставить два факта из коллекции Изи, чтобы получить от собеседника нужную информацию.

Например, киллер, который заботится о детях в приюте, сразу выдаст своих сообщников, если пригрозить рассказать воспитанникам о его основной работе.

В страхе стать чем-то большим — обзор Song of Farca

Но интереснее всего наблюдать за работой всех этих механик в нестандартных ситуациях: Изабелла — детектив, а потому она использует всё те же фирменные приёмы даже когда выбирает подарок для своей девушки или проводит друзей по баррикадам революционеров. В таких ситуациях Song of Farca по-настоящему увлекает: доска превращается в список интересов подруги или сборник контактов работников полиции, которые могут вытащить друзей Изи из передряги или подсказать дорогу.

Мнимый детектив

Все эти механики интересны по отдельности, но есть проблема: они не бросают игроку никакого вызова. Если вашего дрона заметят, то он просто откатится на предыдущую позицию; сколько бы раз вы ни ввели неправильный пароль, вы сразу сможете попробовать ещё — никакого наказания не будет.

Из-за этого задания по взлому не превращаются в полноценные головоломки, а лишь растягивают прохождение — с тем же успехом можно было сразу выдать игроку все улики. Это не Deus Ex, где из-за ошибки вам пришлось бы ждать перезагрузки терминала или бороться с подкреплением.

Использовать улики и выводы в диалогах сначала интересно, потому что это нужно нечасто. Но со временем оказывается, что все места, где это необходимо, проходятся простым перебором. Ваши ошибки не то что не будут иметь последствий — вас вообще оградят от ошибок и дадут возможность попробовать в одном разговоре столько комбинаций фактов, сколько потребуется. Персонажи даже не бросают трубку, так что диалоги временами превращаются в фарс с постоянными «Это не то», «Это не то», «Это не то», «Это не то», «Как ты догадалась?!», ведь с первого раза выбрать нужный ответ бывает трудно.

Итак, начнём…
Итак, начнём…

Из-за этого ближе к концу диалоги начинают утомлять: вам вполне могут подкинуть десяток фактов, из которых лишь два составят правильный ответ, причём не самый очевидный. В расследованиях невозможно ошибиться — и однажды игра будто высмеивает эту особенность.

В одном из заданий нужно расследовать типичную ситуацию: кто-то устранил президента мегакорпорации. Среди подозреваемых — три его ребёнка. В финале дела Изи должна рассказать адвокату, кого она считает виновным и почему, и он ответит, что это абсолютно неважно — всё равно наказанный богатей выйдет из тюрьмы на следующий же день. Более того, позже окажется, что все дети были ни при чём, а Изи посадила невиновного.

В итоге во второй половине игры отпадает всякое желание вдаваться в историю каждой улики, и внимание полностью переключается на общий сюжет и головоломки — а они, как уже было сказано, могут сломать голову только совсем уж неопытному игроку. За очень редким исключением вся эта сложная система расследований — ширма, за которой скрывается максимально линейный «правильный» порядок нажатия кнопок. Магия детектива больше не работает, и игру на себе вытягивает лишь повествование.

Song of Farca не пытается попрать законы жанра и стать новым словом в нём — разработчики явно учли ошибки предыдущей игры и сделали более цельный и понятный проект, который интересно перепройти хотя бы для того, чтобы увидеть все небольшие развилки. Тут даже есть достижение за совершение всех возможных убийств! Но из-за своей стерильности и боязни оттолкнуть игрока Song of Farca вряд ли станет запоминающимся опытом, как условная VA-11 Hall-A: все темы, которые поднимает проект, вы скорее всего уже видели где-то ещё.

Вместо этого игра предлагает простое развлечение на пару вечеров — вроде небольшого детективного сериала, который вам наверняка понравится, но вряд ли станет любимым. Однако у Song of Farca есть ещё один плюс: после прохождения кажется, что следующий проект студии может получиться действительно выдающимся.

Что понравилось

  • Сюжетные ситуации практически не повторяются.
  • Интересная и комплексная механика расследований.
  • В игре всё в целом хорошо и живо написано — от диалогов до записок.
  • Отличный саундтрек, который сразу хочется добавить в свой плейлист.
  • Милая главная героиня.

Что не понравилось

  • Все расследования легко проходятся «перебором».

  • Вариант концовки зависит лишь от выбора в финале (если не считать секретный исход).

  • Линейные и слишком простые головоломки.
  • Приевшиеся киберпанковые темы без оригинальной подачи.
  • Бесполезность верхней половины экрана.
6161
68 комментариев

Бесполезность верхней половины экрана

58
Ответить

Комментарий недоступен

31
Ответить

Похоже очень интересная игра
Игра интересно написанаперсонажи в игре гораздо интереснееДиалоги написаны очень живо и интересноИнтереса повествованию добавляетсамая интересная часть геймплея.гораздо интереснее возможность «сделать вывод»Но интереснее всего наблюдать за работой всех этих механик механики интересны по отдельностив диалогах сначала интересноинтересно перепройтиИнтересная и комплексная механика

43
Ответить

интересно

23
Ответить

Интересный комментарий.

14
Ответить

12 производных от слова интерес

7
Ответить