Неделя сурка: обзор симулятора криминального босса Save Koch

Почему играть в «мафию» с NPC не так весело, как хотелось бы.

Вы — глава мафиозного клана в городе Нью-Кандински, населённом мутантами, похожими на животных. За шесть дней вам нужно выяснить, кто заказал на вас покушение, и кто из ваших подчинённых тайно работает на врага — личности «крота» и «заказчика» определяются случайным образом, — и не потерять контроль над городом в процессе.

В основе Save Koch лежат привлекательные идеи — симулятор главы мафии с механиками в духе This is the Police; город, населённый множеством уникальных персонажей с собственными целями; попытки вычислить «крота» при помощи косвенных улик и наблюдения за происходящими событиями; детективная история, сюжет которой меняется при каждом новом прохождении.

Неделя сурка: обзор симулятора криминального босса Save Koch

Когда разработчики рассказывали о возможностях игры на словах, воображение рисовало нечто фантастическое — полноценную симуляцию, в которой каждый из созданных авторами персонажей принимает решения, исходя из обстоятельств и своих личных качеств.

Например, игрок посылает подручного на задание, не зная, что это предатель, а тот хитрит, и вместо того, чтобы проваливать задание, выполняет его — чтобы его не вычислили раньше времени. Мэр преследует свои личные цели, телевизионщики и полицейские — свои, у подручных игрока тоже что-то своё на уме, — и всё это находит отражение в геймплее и влияет на историю. Игрок в роли босса мафии наблюдает за происходящими событиями, пытается сделать на их основе выводы о мотивах действующих лиц и вычислить врагов среди всего многообразия персонажей. И всё это — на фоне тикающих часов, отсчитывающих дни до запланированного покушения и превращающих происходящее в динамичный политический триллер.

Неделя сурка: обзор симулятора криминального босса Save Koch

Моя первая партия в Save Koch получилась именно такой — захватывающей, непредсказуемой, с лихо закрученным сюжетом. Я с воодушевлением наблюдал за проносившимися мимо меня событиями и цеплялся за обрывки информации, пытаясь понять, что здесь происходит. Персонажи реагировали на мои действия, постоянно звонили Коху по телефону и будто бы действительно меняли своё поведение в зависимости от ситуации.

Город тоже казался живым организмом со сложными внутренними процессами. В его разных уголках происходили разрозненные события, которые явно были частью какой-то большой картины, но мои расследования неизменно вели в тупик. Кох продолжал блуждать во тьме.

Один из моих самых ценных подручных оказался предателем — после нескольких проваленных заданий я вычислил его и отправил на тот свет. Вскоре после этого враг перестал таиться и в открытую пошёл на меня в атаку. Завершилось всё кровавой бойней, в ходе которой я потерял едва ли не всех бойцов. В критический момент я набрал номер одного из своих последних союзников и услышал в ответ холодное: «Прости, я не буду тебе помогать» — этот момент действительно ощущался как эпизод из какой-нибудь гангстерской саги, главным героем которой был я.

Неделя сурка: обзор симулятора криминального босса Save Koch

Разработчики заверяли, что пройти Save Koch с первого раза будет практически невозможно, и что для того, чтобы научиться вычислять врагов, придётся потратить на игру множество часов — научиться понимать, что происходит за кулисами Нью-Кандински и замечать необычные детали в поведении персонажей. Мне каким-то образом удалось получить хорошую концовку с первой попытки: покушение не состоялось, враг был уничтожен, предатель найден, а криминальная империя — сохранена.

В этот момент я был в восторге от Save Koch — я получил ту самую игру, которую обещали разработчики, получил уйму эмоций и был настроен на множество часов увлекательного геймплея. Мне хотелось выжать из рассчитанной на множественное прохождение Save Koch весь спрятанный там контент, разблокировать всех персонажей и разобраться во всех перипетиях местных политических схем. Однако, как выяснилось, дьявол скрывался в деталях.

Неделя сурка: обзор симулятора криминального босса Save Koch

Проблему иллюстрирует простой пример из самого начала прохождения. В бункере, в котором заперт Кох, висит электронная доска под названием «ШРЛК», на которой появляются собранные улики. Она почему-то не работает — глава службы безопасности рекомендует боссу мафии позвонить главному IT-специалисту организации, чтобы та её починила. Это вписанный в повествование туториал — игра обращает ваше внимание на важный элемент интерфейса, но не даёт с ним взаимодействовать, пока вы не научитесь звонить по телефону. Неплохая геймдизайнерская находка.

Проблема в том, что «ШРЛК» не работает в начале каждого прохождения. В игре, которая ориентирована на множественное прохождение и огромную реиграбельность, вам каждый раз приходится проходить через один и тот же цикл действий: вы разговариваете с главой службы безопасности о неисправности доски, звоните хакеру и просите её включить, дожидаетесь, пока она включается, сообщаете хакеру по телефону, что доска работает. После этого глава службы безопасности звонит ещё раз, чтобы уточнить, точно ли работает доска.

Неделя сурка: обзор симулятора криминального босса Save Koch

Звучит как придирка: одно прохождение занимает около часа, можно и потерпеть пару одинаковых диалогов. Проблема в том, что это не единственная подобная ошибка в игре. Save Koch устраивает игроку своего рода «День сурка» — но зачастую из него хочется вырваться вместо того, чтобы экспериментировать с разными вариантами развития событий.

Диалоги всегда повторяются один в один — в какой-то момент их неизбежно начинаешь прокликивать, пытаясь как можно быстрее добраться до варианта ответа, после которого Кох повесит трубку. Звонки вроде как должны развлекать игрока, пока он ждёт возвращения подручных с миссий, но спустя пару прохождений они начинают только раздражать, а звонить кому-то самостоятельно уже не приходит в голову — ничего нового не услышишь.

Когда ваш подручный успешно совершит действие на глобальной карте, вы всегда получите один и тот же результат. Один раз подберите нужного исполнителя — детектива на «детективные» задания, вора на «воровские», — и исход миссий перестанет быть для вас сюрпризом. Некоторые миссии ведут к другим и открывают целую сюжетную ветку, в финале которой наконец-то может выясниться что-то неожиданное — например, один из персонажей может быть виновен или не виновен в преступлении.

Неделя сурка: обзор симулятора криминального босса Save Koch

Это действительно яркие моменты, которые Save Koch способна дарить даже после третьего-четвёртого прохождения. Вы смотрите, чем завершилась «сюжетная ветка», вспоминаете, что в прошлый раз всё было немного по-другому, говорите себе «Хм, вероятно, это неспроста», и начинаете строить теории, как бывалый детектив. Проблема в том, что между этими откровениями — скука.

Во время первого прохождения идея с невозможностью поставить игру на паузу — ни во время диалогов, ни во время взаимодействия с картой города, — показалась мне интересной. Непрерывно текущее время заставляет игрока испытывать стресс и как бы даёт почувствовать себя в шкуре запертого в бункере босса мафии, которому приходится всем управлять дистанционно. Вы отправляете подручных на задание, и прямо в этот момент кто-то звонит по телефону, да ещё и по телевизору начинают показывать нечто важное — вас всё это раздражает точно так же, как раздражало бы Коха.

Неделя сурка: обзор симулятора криминального босса Save Koch

Но к тому моменту, как из игры пропадает элемент неожиданности, система с непрерывным течением времени являет своё истинное лицо. Ради того, чтобы игрок успевал и говорить по телефону, и управлять подручными на карте, основной геймплей — тот, который напоминает This is the Police, — сделали чудовищно медленным.

В симуляторе полицейского персонажи приезжали на точку, мгновенно выполняли свой «квест» и тут же ехали обратно. Здесь же подручные выполняют миссии долго — невероятно долго. Глядя на заполняющуюся буквально по миллиметру полоску возникают ассоциации с мобильными играми вроде Harry Potter: Hogwarts Mystery или The Elder Scrolls: Blades. Как бы дико такое сравнение ни звучало, мне действительно казалось, что игра вот-вот начнёт продавать мне бустеры, ускоряющие выполнение миссий.

Неделя сурка: обзор симулятора криминального босса Save Koch

Таких мыслей точно не возникало бы, если бы процесс ожидания можно было бы чем-нибудь скрасить, но — увы. Со скуки названивать людям по телефону обычно бессмысленно — они отвечают одними и теми же фразами и лишь изредка комментируют происходящее в городе.

В бункере Коха всего три основных интерактивных объекта: карта, телефон и доска с персонажами. Есть и ещё несколько: если кликнуть на лежащий на столе пистолет, Кох скажет «э-хе». Если кликнуть на одну фотографию, он скажет «а-ха-ха», на другую — «ээээ...». Ещё можно нажать на бутылку виски, чтобы она издала булькающий звук, и на резиновую игрушку — она издаст писк. На этом список занятий, доступных игроку в период ожидания, полностью исчерпывается.

А ждать в Save Koch предстоит часто: с ситуацией, в которой вы отправили всех четверых подручных на миссии, и теперь вам нужно дождаться их возвращения, вы будете сталкиваться постоянно. В лучшем случае, вам хотя бы будет интересно, чем завершится каждая из этих миссий. В худшем — вы будете знать всё наперёд. Тогда вы начнёте нервно совершать бесполезные звонки, разглядывать знакомые лица и морды на доске или жать на резиновую игрушку — при этом буквально физически ощущая, как игра забирает ваше свободное время и использует его крайне неэффективно.

Неделя сурка: обзор симулятора криминального босса Save Koch

Наконец, самая грустная проблема — это баги и разного рода ошибки. К сожалению, это тот случай, когда подобные проблемы могут сломать игровой опыт. Один раз мне не удалось доиграть, потому что игра намертво зависла во время решающего телефонного разговора — прямо в последний день из шести. Во время другого прохождения события, которые должны были убивать моих подручных, просто не работали — и я добрался до финала с бессмертной командой.

Но ещё хуже технических недочётов — ошибки в повествовании, если их можно так назвать. Персонажи решают привести в действие план, основанный на том, что мэр призовёт помощь с орбиты, хотя мэр мертва уже пару дней, и все об этом знают, — после такого начинаешь по-другому смотреть на происходящее.

Игра, которая почти не сообщает информацию напрямую и заставляет тебя строить версии на основе обрывков фраз, не должна позволять себе подобного. Если такие глобальные элементы сюжета конфликтуют друг с другом, то можно ли быть уверенным в том, что мелкие улики сложатся в логичную историю?

Неделя сурка: обзор симулятора криминального босса Save Koch

Создавать игры с нелинейным повествованием трудно, и критиковать тех, кто пытается экспериментировать в этой области, зачастую совсем не хочется. Авторы Save Koch попытались воплотить в жизнь амбициозную идею, и им это по большей части удалось.

Как иллюзия интерактивной гангстерской истории, в которой у каждого персонажа своя цель, Save Koch работает неплохо — особенно при первом или втором прохождении. Контент, рассчитанный на третье, четвёртое и пятое ни в коем случае не стоит считать лишним. Он придаёт первым прохождениям глубины и помогает создать иллюзию того, что мы имеем дело с комплексной системой.

Неделя сурка: обзор симулятора криминального босса Save Koch

В целом, если закрыть глаза на явные недоработки, Save Koch — хорошая, оригинальная игра, за которой можно приятно провести два-три часа. Или даже больше — если лор и персонажи Нью-Кандински заинтересуют вас настолько, что вы захотите досконально разобраться в игре. Обидно лишь то, что в её концепции явно был потенциал для чего-то большего.

Если не надеяться на то, что местный «День сурка» позволит вам исследовать все возможные варианты развития событий; что вычислять предателя среди искусственных персонажей будет столь же увлекательно, как играть в «Мафию» с живыми людьми; что маленькая российская инди-студия действительно создаст невероятный генератор уникальных ситуаций, в котором персонажи будут жить своей жизнью, как гномы из Dwarf Fortress — Save Koch вас не разочарует. Да и глупо, наверное, было на всё это надеяться.

22 показа
16K16K открытий
18 комментариев

Спасибо за интерес к игре и подробный обзор!
В ближайшее время мы выкатим патч, который исправит большинство проблем, описанных в статье.

Ответить

Отыграл в вашу игру четыре часа суммарно - два вылета, причём один скрашил систему вплоть до отката на точку сохранения, последние два часа игра запускалась только в окне, несмотря даже на консольные команды в строке запуска(Молчу о тысячи нажатий альт-энтер), дважды из четырёх забегов у меня не менялись ВООБЩЕ никакие детали, ну и вишенкой на торте является то, что когда заказчиком является некий монстр из Городских служб, если у тебя нет заготовленного персонажа на беседу, то на второй прогон квеста он ВСЕГДА проваливается. После этого наступает неизбежная смерть. Такой себе баланс, чем слово.

Ответить

А тут есть люди заставшие великую Чикаго 1932?:)

Ответить

Оки-доки, босс!

Ответить

Капито Капо)

Ответить

Капито, капо!

Но, если честно, несмотря на то, что в своё время я за ней провёл просто колоссальное количество времени, и даже демо-версию с дисков 1С заигрывал до дыр - не такая уж она и великая %)

Ответить

Я в игру не играл, но, судя по описанию - игра хорошая. Конечно, все мы хотим возвращаться в любимые игры, но не все игры это поддерживают. Если первое прохождение было интересным - игра хорошая. Таково мое мнение

Ответить