Как понять «Зеркало» Андрея Тарковского

Как понять «Зеркало» Андрея Тарковского

Замысел должен возникать в какой-то особой сфере вашего внутреннего «я». Если вы чувствуете, что замысел возникает в области умозрительной, которая не задевает вашей совести, вашего отношения к жизни, то будьте уверены, что это всё пустое. Этим не стоит заниматься. Замысел должен быть равен поступку в моральной, нравственной области.

Андрей Тарковский

Тарковский поднимает огромную и острую философскую тему замысла и принятия решения по отношения к нашей нравственности и жизненным принципам.

Смысл высказывания в моральных отношениях которые мы принимаем в создания и воплощении своих замыслов.

В фильмах Тарковского, как и во всей его жизни краеугольным камнем всегда была философия. Мне кажется, что в этой цитате приведено то, что на экране он всегда создавал полотна отсылающие нас к философии, искусству, исследовании морали и поиска смысла.

Образы его персонажей всегда не просты, кадры его фильмов больше похожи на живопись, где ощущение от происходящего на экране заставляет погрузится и пересматривать его фильмы, снова и снова.

Причем в фильме «Зеркало» есть кадр который нас отсылают к настоящей живописи:

Как понять «Зеркало» Андрея Тарковского
Как понять «Зеркало» Андрея Тарковского

А образ главной героини в исполнении Маргариты Тереховой настолько эстетичен и пронзителен, что остается в памяти на долго.

Как понять «Зеркало» Андрея Тарковского

Все его приемы медитативного погружения кажутся бессмертными, будь то сцена с пожаром:

Как понять «Зеркало» Андрея Тарковского

Такая скрупулезная работа над каждым аспектом фильма и даже порой над тем о чем зритель никогда не сможет задуматься, признавалась всей его съемочной бригадой и близким окружением.

Выделяем высказывание сестры Андрея Тарковского, в которой может прояснится истинное понимание фильм, о том почему он так мучал себя при создании фильма и как нам понять о чем фильм «Зеркало»:

Марина Арсеньевна связывает это с подсознательным чувством вины, которое не оставляло брата. Доверяя лишь своему собственному опыту, он повторил путь отца.

Он хотел освободиться от воспоминаний. Это напоминает сеанс у психоаналитика. Человеку нужно выговориться, чтобы «очиститься», освободиться от мучительных воспоминаний.

Марина Арсеньевна, сестра Андрея Тарковского

В съемках фильма принимал участие так же его отец Арсений Тарковский, известный поэт серебряного века. Вот что он говорил своей жене, матери Андрея о фильме «Зеркало»:

Видишь, как он с нами расправился.

Арсений Тарковский, отец Андрея Тарковского

В фильме неоднократно цитируются стихотворения Арсения Тарковского в его собственном исполнении.

«Зеркало» неспроста считается одним из самых запутанных и сложных фильмов Тарковского. Исходя из высказываний его родных следует предположить, что автор снимал фильм по большей части о себе и для себя, он будто создавал образ своего детства, юношества, средних лет и в общем всей своей жизни.

Это его портал в прошлое. Каждая деталь фильма до боли важна для него. О том с какой скрупулезностью Тарковский создавал декорации:

Андрей Арсеньевич каждую веточку проверял, каждый предмет – ничего случайного в кадре не терпел: то подтемнить, то посеребрить… для реальности.

Мария Чугунова, помощница режиссёра

Почти каждый из нас хоть раз хотел вернуться в детство, погружался в воспоминания о молодости и впадал в ностальгию, но как вернуть то время мы не знаем, а Андрей Тарковский решил для себя справится со столь сложной мечтой. Он создавал метафизическое кино в которой каждый кадр выстроен с невероятной скрупулезностью. Режиссёр совершил «самомучительство» выжав из своих воспоминаний максимум, только все это образует абсолютное непонимание со стороны зрителя, нам не ясен сюжет, образы и метафора. Если же нам удастся найти в полотне Тарковского отголоски своего прошлого и понять метафору режиссера, то только тогда мы приблизимся к его видению.

8686
70 комментариев

Комментарий недоступен

39
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Комментарий недоступен

24
Ответить

Касательно подобных сцен у Тарковского, что могут показаться "растягиванием хронометража". Тарковский был зациклен на идее о том, что главный инструмент в создании кино - это время. Множество режиссеров держатся схожего направления, хотя заметнее всего конечно же гипертрофированные варианты, вроде третьего сезона Твин Пикса, какой-нибудь "Туринской лошади" и прочих "Сатанинских танго". Очень часто у режиссера снимающего согласно с философией Тарковского сюжет, история - отступают на второй план. Этот тип творца не ставит перед собой цель рассказать историю в привычном понимании. Кто-то воссоздает свои сны, кто-то воспоминания, кто-то предвидения, но в конечном итоге - ощущение времени как такового, себя во времени, времени в себе и так далее.
Просто нужно смириться с мыслью, что не все, кто создает кино - делают это для зрителя. Кто-то просто избрал для себя этот вид искусства, потому что мыслит визуальными образами и не ставит для себя цели сделать прорыв в индустрии, высказать свои негодования обществу, создать энергичный развлекательный фильм, или покорить сердца какой-нибудь большой экранизированной мечтой. У кого-то вместо сценариев - сны, вместо замысла-идеи-контридеи - трепет намерения, а вместо жестко простроенных сюжетных эпизодов - течение времени. Просто, если это не синхронизируется с твоим взглядом о назначении кино, или же с твоим чувством времени (как у меня, например; мне Сталкер показался очень затянутым, а третий сезон Твин Пикса - самый раз), то нужно просто смириться с этим. Кино общее и принадлежит всем.
Надеюсь, что ответил на твой вопрос.

21
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Что вас не устраивает в этой фразе про скрупулезность? Вы недоверяете правдивости людей работавших с режиссёром?

Ответить

Комментарий недоступен

24
Ответить