Культовые азиатские игры|Буддисты, театр и нечисть

Культовые азиатские игры|Буддисты, театр и нечисть

Сегодня я предлагаю поговорить о малоизвестной для большинства геймеров теме. Речь пойдет о таинственном и подернутом дымкой неизвестности игрострое Японии начала 80-х, а если быть еще точнее то я расскажу об истории создания культовой серии игр основанных на сборнике буддийских преданий «Нихон рёики» («Японские легенды о чудесах»), составленном монахом Кёкаем из храма Якусидзи на рубеже VII в. Позвольте представить вашему вниманию GeGeGe no Kitarou (ГэГэГэ но Китаро), также известная как Hakaba Kitarou ( Хакаба Китаро или «Китаро с кладбища»).

Культовые азиатские игры|Буддисты, театр и нечисть

Опять японские мультики

В начале XIX века, а если точнее в период 1930 по 1950 одним из самых популярных развлечений в Японии считался Камисибай (ками — «бумага», сибай — «театр», буквально «бумажный театр»).

Своеобразная разновидность уличного театра. Представляет собой сопровождающийся рассказом показ ряда картинок в деревянной рамке, из которой изображения достаются одно за другим.

Культовые азиатские игры|Буддисты, театр и нечисть
Культовые азиатские игры|Буддисты, театр и нечисть

Именно уличный театр можно считать местом рождения «Китаро с кладбища».

В далеком 1933 году персонаж появился в работах авторов камисибай сценариста Масами Ито и художника Кэйо Тацуми надо сказать на тот момент занимал он весьма незначительную роль и являлся скорее второстепенным героем рассказов о японской нечести.

Все дети любят волшебные истории с необычными персонажами не стал исключением и маленький Сигэру Мидзуки из Осаки чье воображение покорил Китаро так и начинается история этой серии.

Культовые азиатские игры|Буддисты, театр и нечисть

Какой уличный театр, причем тут буддисты?

Доподлинная история происхождения камисибай неизвестна. В настоящий момент большинство исследователей полагают, что на появление принципа камисибай повлияла японская буддистская практика этоки («рассказ по рисунку» или «объясняющий рисунок») — объяснение принципов буддизма при помощи наглядного пособия в виде рисунка. Странствующие монахи выступали с объяснениями буддистских понятий на ярмарках и людных собраниях.

Культовые азиатские игры|Буддисты, театр и нечисть

Окей, с буддистами все понятно, а где обещанная нечисть?

Чтобы понять причем тут духи нам нужно оглянуться к корням буддизма страны восходящего солнца.

Не буду вдаваться в дебри рассуждений о религии иначе эта статья никогда не закончится потому просто примите как факт, одной из основных религий в Японии до XIX века считался Синто-буддийский синкретизм, или Симбуцу-сюго (этакая смесь из народных поверий и буддизма).

Согласно представлениям японских ученых, несколько тысяч лет до нашей эры, в неолите, у племен, населяющих Японские острова, появились верования в некую безличную силу – тама («душа», «дух», «харизма»). На рубеже нашей эры, когда сакральные представления обрели конкретные формы и стали связываться с реальными объектами, сложилась вера в тама и моно («вещь», «нечто», «то , что») И уже значительно позже сформировались представления об отдельных божествах – ками.

Моно в Древней Японии обозначало духов всех живых и неживых природных объектов (лесов, гор, рек), неприкаянные души, покинувшие тела, духов мертвецов, призраков (сирё), духов животных (цукимоно).

Да, да маэстро Миядзаки в своей принцессе Мононокэ черпал вдохновение именно в корнях синтоизма.

Культовые азиатские игры|Буддисты, театр и нечисть

Впоследствии термин (моно-но-кэ) стал использоваться для всего потустороннего и невидимого человеческому глазу. Но уже к середине XII в. он означал злобных духов живых и усопших, одержимость которыми приводила к болезни и смерти. По народным представлениям, в пространстве носиться множество живых и мертвых душ (тама), отделившихся от тел. Они невидимы, свободно появляются и исчезают, трансформируются и ждут возможности войти в другие тела. Такие души придают одержимым объектам свою собственную природу, обладают силой, которой человек не может противостоять.

Культовые азиатские игры|Буддисты, театр и нечисть

Именно в этот период монах Кёкай на волне так сказать хайпа выпускает свой сборник страшилок. Эта дикая смесь из преданий, сказок и просто сплетен так нравится людям, что за семь веков намертво отпечатывается как в буддизме так и синтоизме став благодатной почвой для театра и писателей на многие столетия вперед.

Культовые азиатские игры|Буддисты, театр и нечисть

Где игра то уже?

На дворе 1960г маленький Сигэру вырос, прошел войну и окончил художественную школу, но не позабыл свою любовь к страшилкам.

В начале своей карьеры Мидзуки копировал американские комиксы, но придавал историям японский антураж. Его любимой серией была «Байки из склепа». Однако понимая, что на копировании чужих идей далеко не уйти, автор пытается найти свой путь и вспоминает о Китаро. Мидзуки значительно развивает как сам персонаж, так и мир историй о нём. Изначально истории о Китаро были мрачными, а мальчик выступал защитником людей от монстров. Однако позже мир ёкаев и взаимоотношения мифических существ вышли на первый план, а в манге появились комические элементы. Именно манга «Китаро с кладбища», выходившая в Weekly Shonen Magazine с 1965 по 1969 год, принесла первую широкую популярность Сигэру Мидзуки. В 1968 выходит первый из 7 будущих сериалов Gegege no Kitarou за ним идут сериалы в 71 и 80. На 15 лет автор врывается в поп культуру Японии со своими рассказами о монстрах и призраках.

На рубеже 1980-х — 1990-х годов работы Мидзуки обрели популярность в США (на волне общей популярности манги и аниме). В этот же период случился и «компьютерный бум».

Первая игра серии носила название GeGeGe no Kitarō for the PC и вышла в 1985г издателем были Bandai

Далее последовали еще четырнадцать игр.

GeGeGe no Kitarō: Yōkai Dai Makyō for the Famicom (1986, Bandai)

GeGeGe no Kitarō 2: Yōkai Gundan no Chōsen for the Famicom (1987, Bandai)

GeGeGe no Kitarō: Fukkatsu! Tenma-Daiō for the Super Famicom (1993, Bandai)

GeGeGe no Kitarō: Yōkai Sōzōshu Arawaru! for the Game Boy (1996, Bandai)

GeGeGe no Kitarō: Gentōkai Kitan for the Sega Saturn (1996, Sega)

GeGeGe no Kitarō for the Sega Pico (1996, Sega)

GeGeGe no Kitarō: Yōkai Donjara for the Super Famicom (1996, Bandai) (requires Sufami Turbo)

GeGeGe no Kitarō for the PlayStation (1997, Bandai)

Hissatsu Pachinko Station now 5: GeGeGe no Kitarō for the PlayStation (2000, Sunsoft)

GeGeGe no Kitarō: Yōkaika Asobi for Microsoft Windows (2003, Unbalance)

GeGeGe no Kitarō: Ibun Yōkai Kitan for the PlayStation 2 (2003, Konami)

GeGeGe no Kitarō: Kiki Ippatsu! Yōkai Rettō for the Game Boy Advance (2003, Konami)

GeGeGe no Kitarō: Gyakushū! Yōma Dai Kessen for the PlayStation (2003, Konami)

GeGeGe no Kitarō: Yōkai Dai Undōkai for the Wii (2007, Namco Bandai)

GeGeGe no Kitarō: Yōkai Dai Gekisen for the Nintendo DS (2008, Bandai)

Гиганты игровой индустрии Bandai и Konami и 14 игр это уже достаточно круто и явно заслуживает места в истории видеоигр, но и это еще не все.

Далее последовали линейки мобильных и браузерных игр.

GeGeGe no Kitarō: Jigoku Dai Kessen for Kodansha app game (2003, Space Out)

GeGeGe no Kitarō: Yōkai Oekaki Logic for Kodansha app game (2007, Natsume)

GeGeGe no Kitarō: Zenkoku Yōkai Taisen (2013, GREE)

Yuru-i GeGeGe no Kitarō: Yōkai Dotabata Daisensō for iOS and Android (2018, PONOS and DeNA)

GeGeGe no Kitarō: Yōkai Yokochō online game from Yahoo Mobage (2013, Mobage)

Ameba Pigg: "GeGeGe no Kitarō" Area (2014)

GeGeGe no Keiba (2018, JRA)

Но и на этом не конец, в начале 2000-х игрой заинтересовался титан рынка починко - Fuji Shoji

CR GeGeGe no Kitarō (2000, Fuji Shoji)

CR Oi! Kitarō (2003, Fuji Shoji)

CR GeGeGe no Kitarō 3 (2006, Fuji Shoji)

CR GeGeGe no Kitarō: Yōkai Chōjō Kessen (2011, Fuji Shoji)

CR GeGeGe no Kitarō: Jigoku Kara no Shisha (2012, Fuji Shoji)

CR GeGeGe no Kitarō: Hakaba Kara no Shōtaijō (2013, Fuji Shoji)

GeGeGe no Kitarō (2000, Sammy)

GeGeGe no Kitarō SP (2000, Sammy)

GeGeGe no Kitarō: Black Kitarō no Yabō (2014, Fuji Shoji)

31 игра 8 аниме адаптаций, манга, десятки спектаклей и собственный парк развлечений. Все виды наград, улица в родном городе и любовь целого поколения.

Так выглядят путь автора и Китаро длинной в 40 лет. К сожалению в возрасте 93 лет 11 ноября в 2015г Сигэру скончался. Его могилу украшает памятник сделанный по собственному эскизу для этих целей еще в 1970-х.

А вот памятник автору и его жене размещенный в его родном городе.

Культовые азиатские игры|Буддисты, театр и нечисть

Кто же такой этот ваш Китаро?

Сам Китаро — ёкай (представитель потустороннего мира Японии), мальчик, родившийся на кладбище. Последний в своём роду (По его же заверениям возраст Китаро в районе 350 лет). Одноглазый (чёлка закрывает пустую глазницу).

Живёт на кладбище. Его отец — последний из племени духов частый игровой спутник да и на страницах манги встречается регулярно.

Китаро симпатизирует людям, и постоянно защищает их от проделок и козней других ёкаев.

Вот и весь сюжет.

На фоне этого манга и аниме адаптации выглядят куда интереснее.

Китаро достаточно многогранный персонаж в какой то момент он добр и заботлив, а порой показывает свою «темную сторону». Персонажи интересны и характеры их прописаны отлично.

Как аниме так и манга выделяются своим цинизмом и черным юмором в играх этого к сожалению не так много.

Лично я для ознакомления советую экранизацию 2008 года.

Культовые азиатские игры|Буддисты, театр и нечисть

Ну а если вы осилили весь этот поток мыслей и серия вас заинтересовала то попробуйте начать знакомство с вышедшей на ps1 Gegege no Kitarou: Gyakushuu! Youma Daikessen

Культовые азиатские игры|Буддисты, театр и нечисть

Игра выходила в честь 80 летия Сигэру Мидзуки.

Представляет собой отличный платформер с приятной глазу графикой и небывалой для своего времени детализацией. (Анимация объектов окружения, противников, самого гг и великолепная озвучка в сочетании с музыкальными темами в духе Ghosts 'n Goblins гарантированно обеспечат вам несколько приятных часов).

Сложность игры вполне себе на уровне времени, не Castlevania но определенных навыков и реакции игра потребует.

Сюжет классический – В английской локализации игра носит название The Great Yōkai-Demon War и этим по сути все сказано. Представители ёкаев обозлились на род людской и Китаро вместе с отцом и друзьями отправляется в свое путешествие дабы силой деревянной сандалии защитить слабое человечество.

Культовые азиатские игры|Буддисты, театр и нечисть

В заключение

Такая вот игра, такая серия и такой персонаж.

Лично для меня это классика уровня Зельды и ФФ, я безмерно уважаю создателя Китаро. По моему скромному мнению это эталонный пример автора который занимался любимым делом и мироздание ответило ему.

В заключении мне хочется привести цитату самого Сигэро Мидзуки из его книги «Теория счастья Мидзуки-сана».

Верьте в невидимый мир, делайте то, что не можете не делать (с)

1111
1 комментарий
1
Ответить