О правильном определении жанра RPG

В текстовом и видео- варианте .

Да, как вы поняли из превью статьи ни Skyrim, ни Ведьмак 3, ни Dark souls 3 не являются представителями жанра RPG. И дело вовсе не в годе выпуска, или из-за того что ведьмачок должен быть в изометрии, дело абсолютно в другом.

НО! Прежде чем мы начнём дайте вас спросить - что для вас является определением жанра RPG? Прокачка, многогранный сюжет, сложный геймплей, быть может это выбор варианта диалогов или решение влияющее на игровой сюжет? Если вы что-то из предложенного является для признаком RPG, то вынужден вас разочаровать - ни одно из перечисленного может не присутствовать, но игра всё равно сможет называться RPGГ. Так уж история сложилась. И сейчас я вам о ней поведаю…

Всё началось в 1974 году когда вышла настольная ролевая игра "Подземелья и Драконы". Суть же её заключалось в том что насколько игроков собиралось за столом, а один из них выступал мастером - он придумывал мир, его законы, историю и приключения. Другие же игроки выступали в качестве обитателей этого мира и могли делать всё что заблагорассудится.

Раньше их считали гиками
Раньше их считали гиками

Это сейчас до сих пор гордятся игрой, если в ней есть больше чем два способа решения проблемы. В настольных же RPG решений может быть почти неограниченное количество. И тут есть важная деталь. Так как действие игры происходит по большей части в воображении игроков, то без правил игра превратилась бы в хаос. Ведь кто угодно мог бы сказать:
- "Я кастую фаербол"
...
- "Ну я тогда кастую ДЕСЯТЬ фаерболов!"
...
- "Ну а я СТО ДЕСЯТЬ!"

Чтобы такого не происходило были придуманы правила. Они служат буфером между игроками и игрой, между людьми и их персонажами. Они предотвращают бардак, посредством того, что персонажи не всесильны. У каждого есть свои слабые и сильные стороны, и характеристики на них влияющие. И в зависимости от этих характеристик и зависит твой шанс успеха в каком-либо действии.

Пример типичного листа персонажа из какой-нибудь настольной RPG
Пример типичного листа персонажа из какой-нибудь настольной RPG

Для того чтобы стало понятнее вспомните какую-нибудь игру на скорость - здесь явно решает не ум и смекалка, а реакции и скорость. В RPG всё как раз таки наоборот - игрок может быть очень умным или очень тупым, но его персонажу на это всё равно. Он решит тест, если умный и перепрыгнет через ловушку, если ловкий.

Теперь же вернёмся к героям этой статейки, упомянутых вначале. В их случае описывание жанра не должно звучать не как иначе кроме как... Action-RPG (или Action с элементами RPG). Это означает что значительная доля механик полагается именно на реакцию и скорость игрока, а не на грамотную настройку характеристик и атрибутов персонажа.
В третьем ведьмаке вы можете не совсем правильно прокачаться - навыки плохие прокачать, мутагены не такие взять, но на исход боя по-настоящему влияют правильные тайминги уворотов, перекатов, парирований и каста знаков. В том же скайриме даже с нулевым навыков взлома после того как поймёшь механику миниигры, то отпирание практически любых замков становиться не такой уж большой проблемой.

О правильном определении жанра RPG

Заметьте, я не отрицаю влияния прокачки на облегчение игрового процесса, но влияния характеристик на игровой процесс всё ещё остается незначительным.

И да, если кто не понял - Ведьмачок не RPG, потому что на геймплей влияет не циферки, а ваш собственный скилл.

Тем же кто заявляет что слово "ролевая" в жанре появилось в настолках, где было разделение обязанностей или партийность. Что-то вроде: Один, с мечом в руке, шёл вперёд танковал, другой стрелял издалека, третий в это время лечил. То вас тоже вынужден разочаровать - первопроходцы компьютерных RPG уже давно позади, они определили жанр. И называть сейчас любую игру, где есть разделение обязанностей ролевой не получится. Таким макаром у нас сразу и Battlefield может стать RPG, раз у нас есть несколько типов бойцов и их специализаций, что, как понимаете, не входит ни в какие рамки. Потому разделение обязанностей может стать разве что второстепенным признаком RPG.

Если хотите поиграть и в экшен и в RPG и при этом гордо заявлять что являетесь любителем ролевых игр, то для вас есть решение - The Elder Scrolls 3 Morrowind. Жанр Морровинда идеально описывается определением RPG-Action. Не сложно догадаться что в этой игре статы играют решающую роль. Можете посмотреть типичный пример какого-нибудь боя из Морровинда.

Всеми любимая боёвочка)

Как видите даже если навести перекрестие прицела на врага, ещё не факт что вы попадете. Могли бы вы предоставить подобный случай в Скайриме или Ведьмаке? Нет? Об этом и речь!

Если вы считаете всё обсуденное и так очевидным и понятным, то хочу вас разуверить. Огромное количество людей действительно не понимает разницы. И считает что им не подходят "классические" RPG игры, тогда как новых представителей они очень уважают и любят. На самом же деле эти люди обманывают себя. Чаще всего им даже нравиться не сами элементы RPG, а просто наличие какой-никакой прокачки, развития персонажа и дух.. приключения. Для таких людей раньше и существовал жанр Adventure. Но из-за необычайной популярности RPG в 90-е горе-маркетологи начали называть RPG-играми что попало.

2727
458 комментариев

А почему нельзя принять факт, что RPG игры просто эволюционировали и не держаться за факты из 70-х?
Я очень рад, что системы кубиков нет ни в Скайриме, ни в Ведьмаке

41

Комментарий недоступен

30

Но в том и дело, что ни в Ведьмаке, ни в Скайриме нет ничего от рпг ничего, кроме прокачки. Из современного РПГ можно Фоллаут Нью Вегас считать, там есть нормальная ролевая составляющая

4

Как по-твоему тогда называть RPG-игры старой школы? Называть их "классическими"? С чего это вдруг? Это как сказать что шутеры эволюционировали и им не нужна стрельба. Зависимость от характеристик ГЛАВНАЯ черта RPG-игр. Как раз таки новые игры, которые не входят в этот жанр и образовали себе новый - Action-RPG.

3

Я очень не рад что Ведьмак 1 - RPG, а Ведьмак 2 - шутер.

2

Потому что это неудобно. Смысл терминов как раз в том чтобы у них было конкретное и неизменное значение.

2

Эволюционировали до простеньких шутеров и хак-н-слешей в которых иногда дают в буквы потыкать. 

1