Убийца — не дворецкий: обзор комедийного детектива «Достать ножи»

Режиссёр «Последних джедаев» и «Петли времени» триумфально вернулся с маленькой по масштабам, но смешной и остроумной картиной.

Убийца — не дворецкий: обзор комедийного детектива «Достать ножи»

Если вы хотите выделиться в давно заезженном жанре, то у вас есть как минимум два надёжных пути — вы либо можете попытаться снять безупречный фильм без единого лишнего кадра, либо уйти куда-нибудь на мета-уровни и попытаться перевернуть пару-тройку штампов. В «Достать ножи» Райан Джонсон, кажется, умудрился сделать и то, и другое.

Фильм, актёрскому составу которого не позавидует только мёртвый кастинг-директор, как и положено, начинается с убийства. Знаменитого автора детективов Харлана Тромби (Кристофер Пламмер) находят с перерезанной глоткой после людной вечеринки в честь его 85-летия.

Полиция практически сразу классифицирует произошедшее как самоубийство, но на месте трагедии внезапно появляется знаменитый детектив Бенуа Бланк (Дэниел Крейг), которого анонимно наняли для того, чтобы он доказал сам факт наличия преступления. Усилить интригу помогают и родственники Тромби — все они почему-то врут на допросах, и почти у каждого из них есть мотив.

Убийца — не дворецкий: обзор комедийного детектива «Достать ножи»

Завязка «Достать ножи» до ужаса банальна, но этим Джонсон только притупляет бдительность зрителя. Уже примерно через полчаса после начала нам выдают не только обстоятельства смерти Тромби, но и имя убийцы. Казалось бы, в этот момент фильм жанра «Кто это сделал?» должен скоропостижно закончиться, но не тут-то было — интрига переходит в иную плоскость, а события той самой ночи продолжают обрастать новыми «слоями».

Выдавать сюжет «Достать ножи» в этом тексте было бы кощунством — хотя бы потому, что он получился действительно захватывающим. Даже если вы раньше времени догадаетесь, что случилось, вы всё равно получите от концовки удовлетворение — всё благодаря ярким персонажам и актёрам, которые выжали из своих небольших партий максимум.

Убийца — не дворецкий: обзор комедийного детектива «Достать ножи»

Особенно сильно на фоне остальных выделяется Дэниел Крейг в роли странноватого детектива. С одной стороны, он как какой-нибудь Пуаро остаётся главной движущей силой сюжета, а с другой — зачастую полагается на удачу и свою необычную методологию: он верит в то, что дорожка к истине всегда прямая, и любую тайну можно раскрыть напором.

Само собой, Крейгу достаётся и главный монолог всего фильма. Но этот монолог не столько шокирует зрителя, сколько смешит. Потому что Райан Джонсон не только умело создаёт детективную интригу, но ещё и по-доброму высмеивает основные черты жанра.

«Достать ножи» каким-то образом умудряется удачно выступить сразу в трёх ипостасях — это и блестящая комедия положений, и детектив, где все детали рифмуются (запомните открывающий кадр с кружкой), и симпатичное социальное высказывание об отношениях иммигрантов и коренных жителей США, которые кичатся своим наследием, забывая о том, насколько неглубоко они на самом деле пустили корни.

Убийца — не дворецкий: обзор комедийного детектива «Достать ножи»

Многие фильмы и книги этого жанра тонут в деталях и искусственных сюжетных поворотах, но Джонсону — и это главная его заслуга — удаётся уйти от всех этих проблем. Его фильм рассказывает сложную историю, но никогда не загружает зрителя обилием имён и затянутыми словесными дуэлями, здесь много слов, но главным всегда остаётся движение и действие. Это уже не говоря о том, что за главного героя «Достать ножи» банально переживаешь, и это не даёт фильму провисать даже там, где детективная интрига на время исчезает.

После восьмого эпизода «Звёздных войн» и контракта на три фильма с Disney было не совсем понятно, зачем Джонсону вдруг понадобилось снять такой вот камерный детектив. Но на самом деле ответ лежит на поверхности — для себя, для души. По крайней мере, теперь куда меньшее количество людей будет писать, что Джонсон — плохой сценарист или режиссёр. «Достать ножи» — убедительное доказательство обратного.

259259
88 комментариев

После 8 эпизода Райен для меня мёртв.

24

Только ситхи всё возводят в абсолют

224

Мне кажется, не очень справедливо судить о режиссёре в целом, если он не может снять хороший ЗВ-фильм, где сценарные решения утверждаются где-то в отделе мерчендайза. 

43

Кирпич был годным же. Хотя петля та же проходняк, да.

6

А после "Петли времени" не был?

Вчера смотрел
Фильм, конечно, хороший и интересный
Но вы его слишком перехваливаете. Слишком. Никакой это и близко не безупречный детектив, очень много сюжетных поворотов буквально притянуты за уши, чтобы закрыть дыры в сюжете. (постараюсь свести спойлеры к минимуму) Одна сожжёная лаборатория чего стоит: оказывается, в правительственное здание можно просто через окно кинуть молотов - и оно сгорит дотла, и никто тебя не увидит, и никто этого не сможет остановить, потому что по странному стечению обстоятельств там ни охраны, ни сигнализации

30

все просто - после 8го эпизода никто не ждал ничего смотрибельного от него. а тут нормальное кино - и вот хайп и хвалебные отзывы 

3