[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } } ] { "gtm": "GTM-NDH47H" }
{ "author_name": "Дмитрий Голосов ", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440","dirt4","\u0433\u043e\u043d\u043a\u0438"], "comments": 28, "likes": 32, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "section": "default" }
2 444

Как испортить физику в раллийном симуляторе: разбор DiRT 4

От реализма и сложности DiRT Rally не осталось и следа.

Поделиться

В избранное

В избранном

В DiRT 4 разработчики из Codemasters обещали улучшенную физику поведения автомобилей, правдоподобную симуляцию аэродинамики и генератор трасс Your Stage. Для любого фаната DiRT Rally, как я, это было весомым поводом ждать игру. Увы, уже в первых заездах DiRT 4 расстраивает: слишком уж сильно напортачили с физикой.

DiRT Rally покорял тем, что давал возможность почувствовать себя Ари Ватаненом, пролетать скоростные финские трассы в «скандинавских фликах» и, притормаживая левой ногой (left foot braking), контролировать заносы на сумасшедших болидах группы Б. DiRT 4 такого опыта не даёт, его физическая модель не позволит долго и эффектно скользить в поворотах за счёт инерции и не даёт даже буксовать всем ведущим колёсам. Что хуже всего, автомобили с разной компоновкой трансмиссий здесь едут практически одинаково.

Способ №1: нивелировать разницу между приводами

На подобном Peugeot 205 Ари Ватанен побеждал в этапах чемпионата мира по ралли

В DiRT Rally заднеприводные автомобили, если им вовремя не направить колёса в сторону заноса контррулением, просто-напросто вылетали с трассы даже на малой скорости и в лучшем случае оставляли машину игрока лежать перевёрнутой в канаве. Если не везло — автомобиль разбивался о ближайшее дерево. При увеличении скорости авто могло эффектно и долго скользить, благодаря одной лишь инерции. Ну а в случае ошибки мы летели в дерево ещё быстрее. На любой скорости был запас крутящего момента и заносом можно было управлять преимущественно газом, толкаясь в скольжении ведущими колёсами и продлевая его.

Ведомые управляемые колёса, стоящие строго прямо, не могут ехать боком — DiRT 4 уверяет в обратном

В DiRT 4 мощные и лёгкие заднеприводные автомобили, как Lancia Rally 037, например, могут скользить на малой скорости. Занос контролируется газом, но легко получается вообще без контрруления, то есть с прямыми колёсами. Более того, при попытках выставить колёса в сторону заноса, он сразу же гасится. Но ведь это свойственно лишь для полноприводных машин.

Assetto Corsa — самый наглядный пример поведения заднего привода в заносе. В ролике прекрасно видно, что поворот колёс в сторону заноса просто необходим, чтобы задать машине вектор движения

Если разогнаться сильнее, то проявляется другой недостаток: в DiRT 4 «инерционное скольжение» не работает, как положено — автомобиль с отпущенным газом скользит ничтожно малое расстояние. Виной тому слишком большой коэффициент сцепления колёс с дорогой. При этом продлевать и контролировать занос газом не получается, так как колёсам не хватает крутящего момента, чтобы толкать автомобиль в скольжении из-за того же чрезмерного сцепления с трассой. Соответственно, при срыве задних колёс можно только постараться сделать контрруление, после чего автомобиль стабилизируется или просто развернётся, если повернуть руль слишком поздно.

Причиной такого сильного «держака» может быть новая симуляция аэродинамики, которая при разгоне автомобиля «приклеивает» его к трассе слишком сильно. Такой эффект уместен где-нибудь в «Формуле-1» с её огромными скоростями и особенностями конструкции болидов, но никак не в ралли.

Сравнивая поведение машин в DiRT 4 с болидами «Ф-1», можно разглядеть много сходств: как невероятную устойчивость на прямых и в поворотах, так и неконтролируемые заносы на больших скоростях.

В DiRT 4 не появились и ожидаемые многими автомобили WRC нового технического регламента. Более того, исчезли и автомобили класса World Rally Car предыдущих лет. Остаётся довольствоваться группой А

Однако избыточное сцепление колёс с трассой быстро перетекает в недостаточное. Когда хотя бы одно из задних колёс наезжает на обочину, автомобиль мгновенно разворачивает. Такое поведение свойственно для заднеприводных машин — в DiRT 4 же этим грешат и полноприводные автомобили вроде Ford Focus RS WRC, на котором ездил Колин Макрей.

Заднеприводный и полноприводный автомобили на обочине в DiRT 4 и DiRT Rally

Полноприводный автомобиль, в отличие от заднеприводного, «гребёт» всеми четырьмя колесами. Потому первый можно успеть отловить, хотя это сложно даже на чуть большей скорости, а второй — нельзя даже при своевременном контррулении. Физика DiRT Rally, напротив, позволяет не только отловить любой привод, но и продолжить проходить поворот, вспахивая одним из колёс обочину.

Тот же Ford Focus с выжатой в пол педалью газа и вывернутым до упора рулём просто катит по кругу, поскрипывая лишь передними колёсами, что говорит о потере ими сцепления и недостаточной поворачиваемости. Из-за этого траектория движения машины распрямляется — так в игре симулируется снос передней оси. Хотя при потере сцепления передними колёсами машина вообще не должна слушаться руля.

В DiRT Rally даже полноприводные автомобили могут потребовать контрруления, если занос слишком углубится, а машину при этом не бросит мимо поворота, как в DiRT 4
Как Assetto Corsa — пример симуляции эталонного заднего привода, так Richard Burns Rally — идеал симуляции полноприводного раллийного автомобиля

В то же время, как только мы отпускаем газ, тем самым разгружая задние колёса, автомобиль пытается вести себя, как нужно. Начинает проявляться занос, который всё равно гасится спустя секунду-другую, а при добавлении оборотов автомобиль снова как ни в чём не бывало продолжает нарезать круги.

То же самое происходит и при использовании ручного тормоза. На скоростях от 90 км/ч и выше при инициации заноса полноприводный автомобиль с выставленными прямо колёсами немного скользит боком по инерции. А после этого фантастическим образом едет куда-то в сторону противоположную повороту, как при контррулении на заднем приводе.

А вот интересный эксперимент, показывающий, как зарываются в гравий все четыре колеса автомобиля в DiRT Rally и что происходит в DiRT 4: похоже, что этот Focus к четвёртой части DiRT ещё не определился, будет ли он переднеприводным или полноприводным

У этих проблем есть реальная техническая подоплёка. Полный привод похож на передний из-за некорректной симуляции блокировки центрального дифференциала, распределяющего крутящий момент между передней и задней осями.

По всей видимости, в DiRT 4 у межосевого диффа вообще нет блокировки, а только небольшой преднатяг, поскольку почти весь крутящий момент идёт на буксующую переднюю ось, а задняя лишь благодаря преднатягу получает жалкие 5% момента силы. Такой вариант устройства трансмиссии встречается на большинстве городских «паркетников», но никак не в технике WRC.

  • Крутящий момент Ford Focus RS Rally в DiRT 4 распределяется в соотношении 46/54, а в DiRT Rally — 50/50. Беда в том, что в DiRT 4 это не играет никакой роли, автомобиль всё равно едет, как переднеприводный. У Lancia Rally 037 в DiRT Rally больше возможностей по точной калибровке блокировок диффа, когда в DiRT 4 всё сводится лишь к выбору процента степени блокировки.​

В итоге, ускоряясь в повороте и разгружая передние колеса, мы заставляем их буксовать. Если бы у нас была возможность автоматической блокировки дифференциала, то из-за разницы скоростей вращения передних и задних колёс, она бы включалась и передавала момент силы на все четыре колеса в заданной в настройках пропорции. Так и должно быть и так было в DiRT Rally. Однако когда мы подъезжаем к препятствию задним ходом, то буксуют все четыре колеса. Выходит, что симуляция блокировки есть, но как и когда она работает знают только в Codemasters.

Возможно, вносит свой вклад и избыточный коэффициент сцепления с дорогой, но именно из-за неполадок с дифференциалами большая часть крутящего момента уходит в никуда.

Интересно еще то, что данная проблема актуальна не для всех полноприводных автомобилей в DiRT 4. По необъяснимым причинам ралли-кроссовые машины Codemasters наделили полноценным полным приводом, и только эти автомобили ведут себя более-менее реалистично.

Колин Макрей после победы в чемпионате мира по ралли 1995 года

Знаменитые победные «пончики» Колина Макрея не выглядели бы так эффектно, если бы его Subaru Impreza WRC вела себя, как все полноприводные раллийные машины в DiRT 4. Однако и в DiRT Rally, и в Richard Burns Rally у меня легко получалось их повторить. В обоих симуляторах автомобили реалистично крутятся вокруг своей оси со срывом всех четырёх колёс.

Брыкания задней части ходовой на обочинах объяснимы слишком малой силой преднатяга блокировки межколёсного дифференциала. В результате его блокировка происходит слишком рано и при относительно небольшой разнице в скорости вращения правого и левого колеса. А усугубляет ситуацию то, что блокируется дифференциал явно на 100%, несмотря на цифры в районе 70% в настройках авто. Таким образом оба колеса получают одинаковый крутящий момент в соотношении 50/50. В таком случае на полуось колеса, обладающего большим сцеплением, приходится очень мощный скручивающий удар, который в реальности может даже её свернуть. Этот удар вызывает пробуксовку уже обоих колёс и занос.

С другой стороны, если посмотреть на поведение легковых автомобилей при опережении по обочине с наездом на неё ведущего колеса, то им тоже присущи резкие заносы, приводящие к авариям. Но в легковых машинах применяют свободные дифференциалы, условная степень блокировки которых равна нулю. В таком случае занос происходит из-за того, что при пробуксовке одного колеса на обочине второе перестаёт получать крутящий момент, и весь он уходит на первое колесо, которое становится единственным ведущим, а ещё и буксующим. Так что возможно, что в DiRT 4, как и в случае с межосевыми дифференциалами, у межколёсных просто не работает симуляция блокировок, вопреки цифрам в меню настроек.

Зато от автомобилей теперь красиво разлетается листва

В идеале, для избежания заносов при наезде на обочину, степень блокировки дифференциала должна быть примерно в районе 40-45% — в DiRT Rally это стандартная настройка большинства автомобилей, и там с этим нет никаких проблем. В DiRT 4 же настройки почему-то не играют никакой роли. Как на свободном, как на полностью, так и на частично заблокированном диффе происходит одно и то же.

Из-за этого автомобили разворачиваются при наезде на обочины или в любом другом случае потери сцепления одним из колёс — например, когда оно отрывается от земли. Стоит отметить, что если дело в малой силе преднатяга блокировки, то при прохождении поворотов внешнее колесо, которое вращается быстрее внутреннего, явно её не преодолевает и блокировка, как и занос, вообще не достигается.

К счастью, передний привод Codemasters оставили без изменений. Кит-кары и автомобили 60-х едут примерно так же, как в DiRT Rally.

Этот переднеприводный Peugeot 306 Maxi Kit Car даже тормозит так же, как в DiRT Rally. Чего не скажешь про остальные автомобили

Способ №2: ограничить назначение тормозов

Симуляция работы тормозов — отдельный сильный просчёт в физике DiRT 4. На заднем приводе при торможении левой ногой в крутом повороте автомобиль не пытается уйти в занос, а если его всё-таки инициировать ручником, то он не углубляется при нажатии на тормоз — машина просто выравнивается и едет мимо поворота. Полноприводные автомобили и вовсе просто замедляются.

Такое поведение невозможно ни в реальности, ни в любом реалистичном симуляторе. В DiRT Rally при помощи торможения левой ногой можно легко контролировать угол заноса даже на Lancia 037, хотя чаще её просто разворачивает, что тоже реалистично. Ford Focus можно на любой скорости втянуть в поворот и заставить ехать боком.

Реальные пилоты используют резкое торможение, чтобы выполнить постановку — оно мгновенно разгружает заднюю часть автомобиля, которая, теряя сцепление, начинает скользить. Передняя же часть автомобиля, как при обычном торможении, так и при торможении левой ногой, загружается и даёт больше сцепления управляемым колесам, которые направляют автомобиль внутрь поворота, но никак не наружу или мимо него.

Способ №3: убрать все эффекты обратной связи

К такому странному поведению машин добавляется и посредственная реализация обратной связи руля. Она не передаёт ничего, кроме ощущения веса автомобиля. Достигается это лишь благодаря чрезмерно жёстко настроенным подвескам автомобилей, из-за чего перемещения веса стали очень резкими, а также уменьшилась амплитуда качания кузова, что хорошо заметно на телеметрии.

При таком дёрганном поведении подвески обратная связь стала более резкой и неприятной, из-за чего больше невозможно спрогнозировать занос или снос. Дёрганность автомобилей не устраняется увеличением угла поворота руля, эта мера лишь делает их совершенно неуправляемыми.

Помимо этого, Codemasters лишили обратную связь многих полезных эффектов, передающих состояние дорожного покрытия и взаимодействия с ним колёс автомобиля: различные удары от камней, вибрация на участках крупного гравия, кратковременная потеря отдачи на руле при сносах. То есть обратная связь стала просто утяжеляющей руль силой, препятствующей работе с ним.

В моде RSRBR появилась полноценная симуляция заднего привода, которой не было в оригинальном Richard Burns Rally. Это сразу же побудило мододелов на создание автомобилей группы Б

В этом аспекте DiRT 4 похож на Richard Burns Rally, в котором обратная связь не отражала состояние дорожного покрытия. Так было видимо потому, что технические ограничения его движка — всё же игра 2005 года — просто не позволяли передать неровности трассы.

При этом руль в Richard Burns Rally был слишком лёгким и не давал почувствовать вес авто. Казалось, что ты плывёшь по воде на соломинке, но никак не летишь на скорости 200 км/ч по разбитому асфальту. Из-за проблем с обратной связью и очень «скользкой» физики RBR и заслужил звание самого хардкорного раллийного симулятора.

Частично эти проблемы решили сами игроки, в моде RSRBR, в котором недавно появился плагин NGP (Next Generation Physics), поддерживающий уже приличное количество автомобилей, в числе которых почти вся группа Б и некоторые современные автомобили WRC. Но даже без мода раллийный симулятор имени Ричарда Бёрнса был и остаётся правдоподобным. DiRT 4 с самого начала – нет.

Легковесность руля и плохая детализация трасс — проблемы асфальтовых спецучастков и в DiRT Rally: на танковом полигоне в Германии и серпантинах Монте-Карло. Хотя на других покрытиях там полный порядок.

Результат: раллийные техники пилотирования бесполезны

Так как в DiRT 4 автомобили упорно не хотят ездить в управляемом заносе, основные техники раллийного вождения тут работают неправильно и абсолютно бесполезны.

Попробуем выполнить контрсмещение (оно же «скандинавский флик», или просто раскачка) в Richard Burns Rally, DiRT Rally и DiRT 4. Чтобы исполнить этот приём, нужно резким поворотом руля направить автомобиль в сторону противоположную повороту, а после этого «переложить» руль в сторону поворота и открыть газ — всё, машина выходит из поворота в управляемом заносе.

Есть ещё более хардкорная версия этого манёвра — контрзанос. В нём перед поворотом пилоты выполняют не просто виляние в другую сторону, а ставят автомобиль боком, используя рабочий тормоз, а после этого делают перекладку и выходят из поворота. Оба приёма называют «скандинавским фликом». В действии это самая зрелищная, безбашенная и требующая развитого чувства автомобиля техника.

DiRT 4 позволяет делать быстрое перемещение веса — может даже показаться, что всё происходит, как в DiRT Rally. Но проблемы с физикой не дают вызвать управляемый занос. А ведь ради него приём и делается
А это «флики» от Даниэля Сордо, испанского пилота чемпионата мира по ралли на Hyundai i20 Coupe WRC 2017. Будто DiRT Rally на максимальных настройках смотришь

Следом попробуем выполнить торможение левой ногой. Входя в поворот, не отпуская газ нажимаем на тормоз левой ногой, чтобы, прижав управляемые колеса автомобиля в повороте, устранить недостаточную поворачиваемость и выставить машину боком, за счёт разгрузки задней оси. Также, слегка прижимая машину, можно проезжать и прямые, но ухабистые участки трассы.

Торможение левой ногой в Richard Burns Rally, Dirt Rally и DiRT 4

Ford Focus RS WRC 2007 года в DiRT 4 просто невозможно пустить в управляемый занос торможением левой ногой. Он лишь замедляется, позволяя проехать поворот «вкатыванием», что нецелесообразно в условиях грунтовых трасс с низким коэффициентом сцепления. В то же время Richard Burns Rally и DiRT Rally позволяют эффектно скользить в поворотах и проезжать практически весь спецучасток, не отпуская газа.

Система генерации трасс Your Stage тоже далека от совершенства. Кусочки поворотов постоянно повторяются на разных трассах, которые в целом стали слишком простыми. Больше нет опасных перепадов высот и отрицательных поперечных уклонов трассы в связках из крутых слепых поворотов. Your Stage гораздо лучше справляется с генерацией ошибок в стенограмме штурмана, чем со своей основной задачей.

В итоге, все обещания Codemasters сделать DiRT 4 лучше DiRT Rally оказались пустыми, а мы скорее получили духовного наследника DiRT 3. При этом физику игры можно было бы довести до ума, если разжать всем автомобилям подвеску, добавить больше информативности обратной связи, поработать над симуляцией торможения, добавить больше инерции в скольжении и самое главное — переделать симуляцию работы дифференциалов.

В таком случае, скорее всего, получится DiRT Rally. И уже этого было бы достаточно.

#разбор #dirt4 #гонки

Статьи по теме
Бесконечное ралли: обзор DiRT 4
Границы жанра: почему не все гонки — автосимуляторы
20 автосимуляторов, в которые стоит поиграть
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться