Сейчас играю — Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise как нарративный троллинг

Разбираемся, почему сюжет и персонажи в сиквеле не так хороши, как хотелось бы.

Сейчас играю — Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise как нарративный троллинг

Думаю, стоит начать с того, что в прошлом году Deadly Premonition 2 ругали за низкую производительность, а футажи из сиквела стали чуть ли не мемами. Вот что тогда происходило в игре:

Однако чуть позже разработчики выпустили несколько патчей и немного починили фреймрейт. Этого хватило для того, чтобы в детективный триллер SWERY65 можно было нормально поиграть, почти без боли. С оговорками, конечно, потому что низкая частота кадров — далеко не главная проблема игры, так ведь, Зак?

Сперва немного контекста. Я читал много рецензий на Deadly Premonition 2, знал про общее качество игры, но мне было всё равно, потому что я верил в сценарий SWERY и его талант рассказчика. Недавно я, наконец, купил Nintendo Switch, — и первой игрой, которую я установил на консоль, была именно Deadly Premonition 2, потому что я большой поклонник первой части и других проектов геймдизайнера. В то же время моя супруга выбрала первой игрой обласканную The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Угадайте, кто из нас пожалел?

Спойлер: Зельда была отличным выбором.

Сейчас играю — Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise как нарративный троллинг

В этом тексте я не буду касаться геймплея (он был сломан и в первой части), пустого открытого мира с его домами-коробками, побочных активностей (убивать пчёл и диких собак не так интересно, как кажется SWERY) и визуальной составляющей (она приехала на ДеЛориан прямиком с Wii). Про эти вещи подробно писал Андрей Верещагин в своём обзоре.

Я же расскажу о нарративе и ощущениях, которые вызывают местная история, сценарий, атмосфера и персонажи. Иными словами — об основных вещах, за которые многим так полюбилась первая Deadly Premonition.

Осторожно, возможны лёгкие (и не очень) спойлеры!

В сиквеле нам показывают сразу две сюжетные линии — одна в прошлом, до событий первой части (2005-й год) и одна в будущем (2019-й год), сильно позже, — прямо как в первом сезоне «Настоящего детектива». В прошлом Фрэнсис Йорк Морган отправляется отдохнуть от работы в южный городок Ле-Карре, а в будущем герой сильно болен (сказались события в Гринвейле), и его допрашивают молодые агенты ФБР. В Deadly Premonition 2 Морган выступает рассказчиком и ведёт игроков сквозь историю.

Сейчас играю — Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise как нарративный троллинг

При этом Морган из будущего сильно изменился. Попрощавшись с Йорком — осунулся, стал бледным как смерть, подсел на странного вида самокрутки, отрастил длинные волосы и придумал себе новую воображаемую личность — загадочную Маленькую Фею (как выяснится потом — это Эмили из первой игры, о ней герой горюет до сих пор). Забавно то, что SWERY не только позаимствовал у Ника Пиццолато основу истории, но и визуально сделал Моргана сильно похожим на Мэтью МакКонахи в образе Раста Коула.

В линии 2019-го создатели постоянно стараются представить Зака с новой стороны и придать ему дополнительной глубины, постоянно задавая игроку вопросы в духе: как этот больной наркоман разгадывал дела? Может, он и есть преступник? Почему его рапорты такие туманные? Может его «метод профилирования» — просто следствие тяжёлого психического заболевания и детской травмы? Жаль, что все эти вопросы повисают в воздухе, и их особо не развивают.

И первые два часа это действительно интересно, а сценаристы затрагивают темы, которых не было в первой игре (та самая южная готика вместо повествования про Линчевские комнаты из других миров и аватаров зла). Особенно круто работают эпизоды с допросом из 2019-го.

Они качественно написаны, мотивы персонажей и характеры детально построены, а в диалогах есть та самая динамика, которая заставляет читать дальше, даже не смотря на то, что на часах уже два ночи, утром рано вставать, а сохранений нет. В свои лучшие моменты Deadly Premonition 2 работает как отличная визуальная новелла с непричёсанными 3D-моделями и страшненькими анимациями.

Сейчас играю — Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise как нарративный троллинг

С небес на землю слегка опускают эпизоды в прошлом. Они расслабленные почти донельзя, а расследование в них ведётся максимально холистическим методом Дирка Джентли. В этом тоже есть свой шарм, а беззаботный юморной тон повествования добавляет свежести идеям первой части (вернее атмосферу какого-нибудь «летнего» спец-эпизода в ситкоме). Однако часу на пятом-седьмом в глаза начинают бросаться всевозможные нарративные недочёты, которые портят впечатление от истории.

Главный из них — персонажи, как основные, так и второстепенные. Ле-Карре населён уймой харизматичных жителей, однако большинство их отличительных черт заканчивается на каком-то одном качестве или концепции, прямо по Блейку Снайдеру («Чёрных ветеринаров» быть не должно!).

Например, здесь есть полицейский, который разговаривает фразами из трейлеров к старым фильмам с «голосом бога», или экстремальная барышня-таксистка в кожаной куртке. Ещё есть владелец отеля, который одновременно работает за трёх человек (повара, посыльного и консьержа) с разными личностями и манерой разговаривать.

И, собственно, на этом описании глубина этих персонажей и заканчивается. Они просто выполняют функции (в рамках своего стереотипа), немного развлекают и пропадают с экрана. С большинством сюжетных персонажей та же беда.

Сейчас играю — Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise как нарративный троллинг

В первой Deadly Premonition люди из Гринвейла были будто окутаны странной дымкой, их хотелось понять, узнать какие-то новые детали из их прошлого. Эти самые детали можно было найти, выполняя побочные задания и просто болтая с персонажами вне сюжетных заданий. Зачастую у героев было несколько черт, противоречащих друг другу, и поэтому они казались загадочными и «настоящими» (хотя иногда они казались «клоунами» из старых игр Rockstar).

В сиквеле такой проработки нет и близко, а жаль. Тут можно вспомнить про пустоту местного открытого мира и сказать, что в нём просто больше нет персонажей-людей, только персонажи-функции (таксист, повар, официантка и так далее). Даже молчаливый, но харизматичный Кофе из первой игры в сиквеле превратился в пародию на Ананси из «Американских богов» Геймана.

Сейчас играю — Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise как нарративный троллинг

Однако сценаристам удалась Патриция, маленькая девочка, которая рука об руку пройдёт с Заком и Йорком всю Deadly Premonition 2. Я представляю, как трудно прописывать детей, их диалоги, характеры. Ещё труднее сделать так, чтобы такие персонажи не раздражали.

На мой взгляд, Патриция и динамика отношений с главным героем — лучшая находка сиквела. Она интересно говорит, интересно шутит и интересно рассказывает о любимых ситкомах. Да и на фоне общего абсурда, ребёнок ощущается более взрослым, чем большинство персонажей «за сорок», что живут в городке.

Сейчас играю — Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise как нарративный троллинг

После десятого часа появляется ощущение, что сюжет в будущем будто бы перестаёт двигаться? и герои на допросе просто ходят вокруг да около очевидной вещи, которую нам специально не показывают, потому что ещё не время.

Отчасти это действительно так, но наблюдать за происходящим всё равно интересно. В первую очередь благодаря, опять же, блистательно написанным диалогам, которые создают эффект игры в настольный теннис. Персонажи перебрасываются репликами, а сам разговор больше напоминает соревнование или майдгейм в стиле «Тетради смерти».

Однако все точки расставляет помпезный, но как будто вымученный финал. Да, это прощание с героями дилогии: тут вам и очередная победа над Форрестом Кейсеном (чересчур лёгкая, будто поддельная), и очередное возвращение Йорка (он как Терминатор — всегда возвращается), и даже отсылки к Ницше (не зря Алайа сыпала его цитатами без остановки) — с превращением Зака в монстра, подобного боссам, которых он истреблял две игры подряд.

Но если в финале так много всего, что не так? Дело в том, что он ощущается скорее как троллинг, а не как полноценное завершение истории Зака-Йорка. Похожие ощущения у меня вызвал финал четвёртого фильма Rebuild of Evangelion. Там Хидэаки Анно то ли пошутил, то ли устал от беспробудной депрессии и просто нажал на кнопку «у героев теперь всё хорошо», без развития этой линии и эмоциональной подводки к событию. Только у Анно получился мощный мета-комментарий о смысле «Евангелиона» (и анимации в целом), а у SWERY — затянутая буффонада.

Сейчас играю — Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise как нарративный троллинг

Да и общая манера повествования больше похожа на ленивый фансервис и байт поклонников оригинала. Начиная с истории про угнанный электрокар и передвижение по городу на скейте — и заканчивая сюжетными заданиями про поиск консервов в торговых автоматах. Во время этого задания герой даже иронично подмечает: «похоже это один из тех квестов в стиле подай-принеси». Спасибо, Зак, за проницательность, но к чему это всё?

Сиквел похож на троллинг ещё и в плане игры с ожиданиями. Вы хотели ответов на загадки первой части? Вот они, только немного не те — и не на те вопросы. Вы хотели развития сюжета отменённой D4: Dark Dreams Don`t Die? Ну, вот вам пара отсылок-подмигиваний. Вы хотели геймплей попроще? Хорошо. Правда, играть теперь слишком легко, а шутерные эпизоды будто бы собраны в FPS Creator. Вам не нравилась картинка в первой игре? В сиквеле мы сделали её ещё хуже. Вы хотели пафосный и трогательный финал? Вот он, — правда, пришит белыми нитками.

Игра вроде бы даёт всё, что от неё ждёшь, но совершенно не в той форме, в какой хотелось бы.

Сейчас играю — Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise как нарративный троллинг

И тут можно остановиться и сказать: «Но подожди, первая часть ведь тоже не давала того, что ждали игроки, такие вещи нужно было рассмотреть самостоятельно». Да, это правда, но в сиквеле просто нет необходимой глубины для «рассматривания». Там всё на поверхности и максимально просто, а вместо проработки — ирония и дурная игра с ожиданиями.

Причём игра эта даже близко не похожа на умелый интеллектуальный троллинг Metal Gear Solid 2 с её поддельным героем и мета-нарративом про симуляцию. По глубине этой самой иронии Deadly Premonition 2 больше похожа на мемы из интернета, с продолжительностью жизни как у единорога.

Хотя, если посмотреть с этой стороны, есть мнение, что первая Deadly Premonition сама стала своего рода мемом. В таком случае сиквел идеально передаёт суть и даже развивает начинания оригинала — от картинки и геймплея до сюжетной составляющей.

Сейчас играю — Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise как нарративный троллинг

В целом, кажется, будто сценарий сиквела был целиком написан с первого или второго раза, почти без редактуры, то есть был создан «в моменте» — говорю как человек, знакомый со сценарной работой. У меня было несколько проектов, которые я писал «с первого раза», и я ими не горжусь.

Качество таких работ гораздо ниже и, что самое главное, их сразу видно. Можно самому (даже без сценарной подготовки), во время чтения ощутить, что какой-то сценарий был так написан. Иногда подобное ощущение добавляет истории жизни, но чаще — лишь вредит. На мой взгляд, Deadly Premonition 2 от этого скорее пострадала.

Сейчас играю — Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise как нарративный троллинг

В книге «Кровь, пот и пиксели» вездесущий Джейсон Шрайер писал, что квесты в The Witcher 3 получились настолько хорошими, потому что дизайнеры и сценаристы переписывали их по восемь раз. Это отличная практика, которая исходит из сценарной работы в кино и принципа «трёх П» — пишем, понимаем, переписываем. Осмыслив то, что вы написали, и переписав это несколько раз, вы с большой вероятностью сможете сделать произведение лучше.

Именно поэтому вещи «в моменте» зачастую проигрывают обдуманным произведениям. Я думаю, что именно подход «трёх П» сделал бы историю и персонажей Deadly Premonition 2 гораздо лучше.

И всё же, сиквел не так плох, как вам могло показаться. За 17 часов прохождения я получил удовольствие (в основном от диалогов, шуток и, иногда, от атмосферы летней сюрреалистичной комедии). Это не самая хорошая игра, но хорошие моменты в ней всё-таки есть. Просто если первую часть было легко полюбить даже вопреки всем её проблемам, то вторую полюбить во много раз сложнее. До сих пор не уверен, получилось ли у меня это сделать. Возможно, мне тоже понадобится четырнадцать лет, чтобы осмыслить этот опыт, да, Зак?

8383
24 комментария

НАРРАТИВНЫЙ ТРОЛЛИНГ

30

Комментарий недоступен

15

И всё же, сиквел не так плох, как вам могло показаться.Вот он, современный игрожур во всей красе. Вместо того, чтобы заниматься чем-то полезным, доказывает, что говно — это не совсем говно, а только на три четверти говно.

26

это как недавно виталя из 1хврт обсирал metroid dread, ставя ей в пример axiom verge, а когда вышла вторая часть, то миша 20 минут потом доказывал, что она не такое уж и говно.

1

Комментарий недоступен

о время этого задания герой даже иронично подмечает: «похоже это один из тех квестов в стиле подай-принеси».Срака, написанная чисто на отъебись и забитая фансервисомУебищный опенворлд
"Не, почаны, это не говно сделали, а просто ЗАДУМКА ТАКАЯ"

Почти в каждой статье про какую-то японскую хероту подобное читаю. У SWERY это НАРРАТИВНЫЙ ТРОЛЛИНГ. У Suda51 тоже не "хуйня", а "критика бессмысленности видеоигр, насилия и открытых миров в играх". У Кодзимы тоже не рояли в кустах из индийского римейка Санта-Барбары, а "ну МГС должен был кончится на N части, поэтому Кодзима ПРИКАЛЫВАЛСЯ И ТРОЛЛИЛ в последующих"

Я-то думал, что когда ты стебёшь что-то, то это должно быть сделано как-то с фантазией и не вызывать отторжения, а тут, оказывается, что можно заставить бегать по пустынному открытому миру, делая тупые сайды, ведь это становится автоматически круто, если ты просто вставляешь фразу в игру "ебать, а это фетч-квест лоооол", всё так же заставляя отстреливать белок и бодаться с крокодилами

При этом, мне нравятся в какой-то степени игры упомянутых трёх товарищей, но отрицать, что у них есть целый вагон проблем, говоря "ну эт задумка такая" - похоже больше на попытку оправдать потраченное зря время и деньги на эти игры

Да и Дедли Премонишен чем был хорош, так это тем, что дал концентрированный Твин Пикс. Развил формулу сериала, имея при этом своё лицо. А ДП2 - это что вообще? Уровень подвального инди, которые посмотрели хайповый сериальчик про луизианских детективов и решили сделать так же?

А вообще жаль, что Дедли Премонишен стал мемом из-за того, что его тупо поломали во всех версиях, после релиза на х360. Вместо того, чтоб обоссать Тойбокс за качество портов - в инетике смеются и говорят про сиквел, что "о, такое же лагучее говно, как первая часть))", вместо того, чтоб требовать порт оригинальной версии

12

В прошлом Фрэнсис Зак Морган отправляется отдохнуть от работы в южный городок Ле-Карре Фрэнсис Зак МорганФрэнсис Йорк Морган, можно просто Йорк

11