Стоицизм: введение в безмятежность

Несколько простых принципов, которые помогают стать сильнее и счастливее.

Стоицизм зародился около 2300 лет назад в Афинах. Наиболее известны поздние стоики Древнего Рима: поэт и государственный деятель Сенека, император Марк Аврелий и раб, затем вольноотпущенник Эпиктет.
Стоицизм зародился около 2300 лет назад в Афинах. Наиболее известны поздние стоики Древнего Рима: поэт и государственный деятель Сенека, император Марк Аврелий и раб, затем вольноотпущенник Эпиктет.

Волна публикаций о мрачных психологических состояниях на DTF подтолкнула меня поделиться личным опытом и рассказать о философии стоицизма.

Хотя слово «философия» в данном случае звучит слишком громко. В этом тексте я расскажу лишь о нескольких сугубо практических принципах античных стоиков, которые помогают мне в разных областях жизни. С их помощью удаётся:

  • справляться с тревожностью и страхами;
  • более эффективно и спокойно отстаивать свои интересы;
  • снижать степень зависимости от мнения окружающих;
  • справляться с прокрастинацией и перфекционизмом.

Ранее эти принципы помогли мне побороть панические атаки и проложить путь к выходу из «тёмной ночи души», когда казалось, что жизнь потеряла сколько-нибудь существенный смысл.

Вполне может быть, мой опыт окажется кому-то полезным. Я постараюсь как можно доступнее описать суть стоических принципов и привести конкретные примеры их использования в работе и творчестве, в личных отношениях и даже на DTF.

Ключевые стоические принципы: дихотомия контроля и выбор реакции

Итак, фундаментальный практический принцип стоицизма заключается в следующем:

-- есть вещи, которые мы можем контролировать;

-- есть вещи, которые мы не можем контролировать.

Что мы можем контролировать — свои мысли и действия.

Что мы не можем контролировать — мысли и действия других людей, прошлое и будущее, погоду, законы природы, а также многие другие вещи, к примеру, условия рождения, включая наследственность и родителей.

Секрет обретения спокойствия и внутренней стабильности заключается в том, чтобы сместить фокус с тех вещей, которые мы не можем контролировать, на те вещи, которые находятся в нашей власти.

Стоицизм: введение в безмятежность

— Я хотел бы, чтобы не было Кольца, чтобы ничего этого не было!

— Так думают все, на чью долю выпадает подобное, но это не им решать. В наших силах решать только что делать со временем, что нам отпущено.

«Властелин Колец: Братство кольца»

Например, сейчас я пишу статью. Что я могу контролировать? Как и о чём пишу. Что я не могу контролировать:

  • что напишут в комментариях;
  • сколько будет просмотров и лайков.

Обратите внимание: если я позволяю своим мыслям уходить в область неконтролируемого, то создаю психологическое напряжение. Навязчивые размышления по поводу того, как публика воспримет моё творение, могут способствовать возникновению нездорового изнуряющего перфекционизма.

Подобные мысли также вызывают страх, который влечёт устойчивую прокрастинацию либо напрочь убивает изначальную задумку. Я не раз видел, как пользователи DTF признаются, что хотели бы написать лонгрид, но не делают этого, поскольку опасаются негативной реакции публики.

В итоге, удерживая фокус в зоне неконтролируемого (одобрение и порицание комментаторов), мы блокируем творческий порыв и потенциальную возможность для развития и получения опыта. Если всё же принимаемся за дело, то лишаем себя радости и удовольствия. Отсюда рекомендация: начиная работу, лучше сразу установить мотивацию «я хочу сделать вещь, которая понравится мне» вместо «я хочу сделать вещь, которая понравится другим».

В своём воображении мы страдаем больше, чем на самом деле.

Сенека

Что такое похвала и порицание с точки зрения стоического принципа? Это как дождь и снег — вещи вне зоны нашего контроля. Мы должны принять право других людей высказывать любые мнения.

Стоики отмечают, что у нас всегда есть возможность не иметь мнения. Вещи, которые нельзя контролировать, вовсе не требуют, чтобы мы их оценивали и выносили какое-либо суждение.  Фото: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2Fmw6Onwg4frY&postId=867746" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">freestocks</a>
Стоики отмечают, что у нас всегда есть возможность не иметь мнения. Вещи, которые нельзя контролировать, вовсе не требуют, чтобы мы их оценивали и выносили какое-либо суждение.  Фото: freestocks

Вообразим банальную ситуацию. Парень хотел бы попробовать познакомиться с девушкой, но не решается, поскольку боится отказа. Стоический принцип поможет ему реализовать намерение, поскольку утверждает чёткое понимание: другой человек всегда может думать, говорить и делать то, что посчитает нужным. Парень должен уважать и принимать право девушки отказать, посмеяться или, к примеру, проявить высокомерие.

В любом случае он может заботиться только о собственных мыслях и действиях. Стоицизм утверждает, что единственная реальная власть, которой мы располагаем — это власть над своей реакцией по поводу происходящего.

Здесь мы можем плавно перейти к другому важному стоическому принципу:

Людей мучают не вещи, а представления о них.

Эпиктет

Стоики утверждают, что вовсе не события внешнего мира определяют наше счастье или несчастье, а наше мнение по поводу этих событий.

Предположим, я написал статью и получил оскорбительный комментарий. Руководствуясь стоическим принципом, я должен понимать, что моя реакция на негатив — это моя личная ответственность. Если я испытываю боль из-за слов других людей, таков мой выбор.

Обратите внимание: с точки зрения стоиков, боль причиняют не слова и не человек, который их высказал, а наша внутренняя установка, что произошедшее должно причинить боль. Следовательно, нет никакой нужды винить кого-либо в возникновении своей боли и продолжать её ощущать, если в нашей власти изменить сам мыслительный принцип, который вынуждает страдать.

Обо всём, что происходит в жизни, мы рассказываем некую историю. И многие из тех историй, что мы сами себе рассказываем, невероятно разрушительны для психоэмоционального состояния. Человеческое сознание в этом смысле похоже на программный код:

Если я слышу «ну ты и дурак» при условии «сказано насмешливым тоном», тогда:
«уверенность в себе» изменяется на «-10»;
«агрессия» изменяется на «+15»;
«острое желание вступить в спор или драку» изменяется на «активно»;
«удовлетворение от жизни» изменяется на «-25».

Стоицизм учит тому, что этот код можно модифицировать. И это не значит, что мы должны убедить себя, будто наносить оскорбления благородное дело. Это значит, что в наших силах увеличить устойчивость к тем влияниям окружающего мира, которые мы сами рассматриваем, как причиняющие ущерб душевному комфорту.

Мы по-прежнему можем участвовать в споре и защищать себя, но применение стоических принципов позволит сохранять холодную голову и спокойствие, а также обезопасит от ненужного стресса. Случайное оскорбление не ударит по самооценке и не заставит испытывать сильные негативные эмоции. Или, по крайней мере, отрицательные эффекты существенно снизятся.

Хороший пример — отношение к неудачам. В жизни любого человека присутствуют поражения, разочарования и провалы. Но важнее не то, что они случаются (этого нельзя избежать), а то, какую мы о них рассказываем историю.

Не событие это является несчастьем, а способность достойно перенести его – счастьем.

Марк Аврелий

Вернёмся к парню и девушке. Если её отказ породил в нём снижение самооценки и страх знакомиться, таков его выбор. Парень может винить девушку и считать её ответственной за собственную боль. Но можно взять свои чувства под контроль и рассказать другую историю, рассмотрев неудачу, как способ набраться опыта и стать сильнее.

Брать ответственность за свою реакцию — выгодно. Не секрет, что мы накапливаем стресс, если часто испытываем негативные эмоции, будь то гнев, страх или тревожность. Стресс, в свою очередь, вызывает или усугубляет заболевания. Вывод прост: меньше негатива — крепче здоровье и радостнее жизнь.

Личный опыт в применении стоических принципов

Я бы не был так уверен в стоических принципах, если бы не прочувствовал их силу в трудной жизненной ситуации.

Что со мной было: панические атаки, приступы высокого давления, боязнь засыпать, тахикардия, онемение ног, раздражительность, гневливость, мрачное настроение, периодическая апатия, острая тревожность, значительное снижение социальной активности.

На фоне каких событий: крушение мечты учиться в престижном вузе, резкое ухудшение отношений с родственниками, неудачи в личных отношениях, неудовлетворительное материальное положение по отношению к собственным ожиданиям и планам, необходимость временно жить с несколькими родственниками в пределах небольшой жилплощади, отсутствие личного пространства, регулярные скандалы.

Если сказать кратко, моя жизнь посыпалась, юношеские планы тотально не реализовались, моё мировоззрение перестало быть актуальным. Я испытывал ощущение, будто земля ушла из-под ног: началась так называемая «тёмная ночь души». Да, бывает гораздо хуже. Но от этого было не легче и в какой-то момент стало казаться, что скоро моему существованию придёт конец.

Кстати, принятие конечности существования — одна из важных составляющих учения стоицизма. Фото: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2FBvUicqkaZZ0&postId=867746" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Kristian Seedorff</a>
Кстати, принятие конечности существования — одна из важных составляющих учения стоицизма. Фото: Kristian Seedorff

Что помогло: с трудом добытые понимания (я тогда ещё не знал, что они прямо согласуются со стоическими принципами) при крайне минимальной поддержке лекарственных средств.

Тогда я ещё не знал про стоицизм, но за несколько лет пришёл к некоторым выводам, которые имели то же значение. Именно поэтому я столь тепло воспринял стоические принципы, когда впервые с ними познакомился — всё дело в том, что я уже применял их в своей собственной жизни и даже достиг успеха.

Этот успех был для меня чудом. Я снял жуткое напряжение, погасил панические атаки и даже научился без таблеток останавливать рост давления, осознав, что:

1. Я сам ответственен за болезненную реакцию на происходящее в моей жизни (такую историю я выбираю).

2. Я всё время надеюсь, что моё счастье определят внешние факторы, будь то лучшее место жительства или приятие, поддержка и одобрение других людей.(то есть всеми своими помыслами я нахожусь в области неконтролируемого).

Такое мировоззрение создавало во мне глубокую зависимость от всего, что происходит вокруг. Я позволял внешнему определять своё внутреннее состояние.

Похвалили — радостно. Обругали — больно. Платят высокую зарплату — жизнь удалась. Не взяли на работу — печаль и стресс.

Когда внешних неудач накопилось слишком много, начался кризис. Если у меня что-то не получалось во внешнем выражении, я становился несчастен. Но когда я был несчастен, мне было очень трудно добиться внешнего успеха. Как итог: замкнутый круг и последовательный рост стресса.

Погоди, дай посмотрю, кто ты и откуда идёшь.

Эпиктет, по поводу необходимости внимательно исследовать свои мысли и представления

Нужно было осознать, что любая мало-мальски крупная буря в мгновение ока разрушит здание такой жизни, ценности которой выстраиваются вокруг зависимости от одобрения, поддержки и материальных аспектов. Поэтому я стал пытаться менять своё мировоззрение. Следовало перестать считать, что жизнь что-то мне должна, например, быть «справедливой».

Следовало не искать уважение, радость и поддержку во внешнем мире, а обнаружить их в себе. Не надеяться, что деньги или другие люди подарят мне устойчивость, а воспитывать собственную независимость, силу и характер. Не страдать из-за того, что агрессия и боль переполняют мир, а устранять их в себе.

К чему пришёл Саурон, вложив могущество во внешний объект? Если поставить себя в зависимость от одобрения, славы и денег, то есть внешних факторов, тогда нашей силой и даже самим существованием всегда будет управлять случайность.    
К чему пришёл Саурон, вложив могущество во внешний объект? Если поставить себя в зависимость от одобрения, славы и денег, то есть внешних факторов, тогда нашей силой и даже самим существованием всегда будет управлять случайность.    

На словах схема проста: перекос в область неконтролируемого создаёт страхи и тревожность, которые дополнительно усиливаются новыми неудачами. Перегрузка тревогами и страхом приводит к давлению, паническим атакам и прочим радостям жизни. Следовательно, необходимо:

  • шаг за шагом смещать фокус с того, что нельзя контролировать (прошлое, будущее, одобрение и поддержка людей, внешние события, будь то экономический кризис, увольнение или пандемия) на то, что контролировать можно (своё внутреннее спокойствие, эмоции, действия);
  • учиться ставить внутренние ценности (гармония, радость) выше внешних (место жительства, авторитет, одобрение, деньги);
  • не ждать, когда мир обратится раем, и стараться самому становиться более светлым человеком;
  • мыслить созидательно, не винить других и себя, поскольку текущие установки сформировались в неподвластном прошлом.

Кроме того, обязательно требуется изменить историю по отношению к травмам, поражениям и неудачам. Постараться трансформировать болезненный опыт от знакомства с тёмными сторонами жизни в силу и стойкость.

Итак, начни с вещей незначительных: вытекает твоё оливковое маслице? Крадут твоё винцо? Говори себе при этом, что за такую цену покупается бесстрастие, за такую цену приобретается безмятежность, а даром ничего не даётся.

Эпиктет

И, конечно, продолжать работать и трансформировать сознание. Снова и снова возвращаться к описанным принципам, узнавать о них больше, применять их к самым разным ситуациям и постепенно, шаг за шагом укреплять новое мышление.

При этом смещение фокуса с внешних ценностей на внутренние не означает, что необходимо вовсе отказаться от зарабатывания денег или отношений с другими людьми. Напротив: стоические принципы позволяют жить всё ту же жизнь, но гораздо более счастливо. Об этом поговорим более подробно.

Если жизнь разочаровывает, не разочаруй жизнь в ответ

Важно понимать, что я совсем не осознавал, насколько ставлю свой эмоциональный комфорт в зависимость от внешних аспектов. Когда всё идёт более или менее, о таких вещах обычно не задумываешься.

Сейчас я бы порекомендовал себе начать работу задолго до первых признаков большого кризиса. Оглядываясь назад и оценивая свой опыт, а также опыт знакомых людей, я могу определить некоторые сигналы, указывающие на то, что следует хорошо подумать об изменении внутренних установок:

  • настроение повышается от похвалы и делается значительно хуже при встрече с грубостью, троллингом и оскорблениями;
  • есть желание что-то создать и представить публично, но работа откладывается из-за опасений перед реакцией других людей либо сопровождается болезненным перфекционизмом;
  • частые размышления о том, что обретение некоторого количества денег, переезд в другое место или союз с подходящим партнёром принесут счастье;
  • есть склонность «закрыть» раздражение и печаль посредством того, чтобы вкусно поесть, выпить, употребить фастфуд или сладкое, отправиться за покупками, уйти от реальности через игры, книги и кино;
  • внешние события выбивают из колеи и вызывают сильное раздражение и агрессию (отключили интернет, передали невесёлые новости, написали «глупые» комментарии, сказали нелестное за спиной и т.д.);
  • присутствует тенденция назначать «виновных» в своём негативном эмоциональном состоянии и неудачах (может перемежаться приступами самобичевания).

Снова обратите внимание: речь не о том, что игры, книги, вкусная еда, деньги, вилла у моря и моральная поддержка есть нечто совсем ненужное и вредное. Эти вещи прекрасны и делают нашу жизнь приятной и полной. Но вся суть в том, какую роль эти вещи играют. Не зависим ли мы от их существования?

Деньги и любовь могут закончиться, игры надоесть, дружба обернуться враждой, а сладкое запретит врач. Стоицизм ставит вопрос: достаточно ли мы сильны и независимы, чтобы продолжить радоваться жизни даже в условиях острого недостатка внешних плюшек?

Ограничение потребления, умеренность и скромность также числятся среди стоических добродетелей, равно как и идея о том, что нельзя определять своё счастье и индивидуальную ценность через внешние объекты.  Фото: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2F4YmSIWff6aw&postId=867746" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Akhil Yerabati</a>
Ограничение потребления, умеренность и скромность также числятся среди стоических добродетелей, равно как и идея о том, что нельзя определять своё счастье и индивидуальную ценность через внешние объекты.  Фото: Akhil Yerabati

Смешны люди, гордящиеся тем, что не в нашей власти. Один говорит: «Я лучше тебя: у меня много земли, а ты мрёшь с голоду». — «Я бывший консул», — говорит другой. «Я прокуратор», -- слышишь от третьего. «У меня курчавые волосы», -- говорит четвёртый.

Эпиктет

Зависимость от внешних ценностей не всегда влечёт серьёзные психологические проблемы. Но она всегда препятствует тому, чтобы слышать себя и делать правильные вещи.

Например, с помощью стоических принципов мы можем научиться говорить «нет». Многие из нас не умеют отказывать другим. Даже тогда, когда это явно противоречит личным интересам и моральным установкам. Страх перед внешней негативной реакцией, будь то осуждение, обида, насмешка или отвержение, заставляет пойти против собственных ценностей. Через эту механику работает, в частности, принцип «взять на слабо».

Вспомните, что есть вещи, которые мы можем контролировать, и есть вещи, которые не можем контролировать. Это помогает укрепить характер и перестать подстраиваться в ущерб себе. Пусть отвергают, обижаются или смеются: продолжайте спокойно блюсти свои интересы.

В то же время принцип дихотомии контроля учит, что мы не можем управлять мыслями и любовью других людей — это невозможно. Лучшее, что можно сделать: спокойно предложить другим свой взгляд, идеи, мысли, показать пользу тех или иных концепций на собственном примере. Кто-то не согласен? Ничего страшного, это право каждого. Приведите ещё более надёжные доводы или отпустите.

Пойми хорошенько и постоянно помни, что человек всегда поступает так, как ему кажется лучше для себя. Если это на самом деле лучше для него, то он прав; если же он ошибается, то ему же хуже, потому что за всяким заблуждением непременно следует и страдание. Если ты будешь постоянно помнить это, то ты ни на кого не станешь ни сердиться, ни возмущаться, никого не будешь ни попрекать, ни бранить и ни с кем не будешь враждовать.

Эпиктет

Нередко скандалы возникают только потому, что мы жаждем управлять тем, чем управлять не можем — одобрением других людей. Подобное часто происходит в общении с близкими родственниками. Многие из нас пытаются силой выбить доброе слово, чтобы чувствовать себя более комфортно.

Мы пытаемся получить доказательство своей ценности через других людей и агрессивно понуждаем их любить, одобрять и соглашаться с нами. Не стоит: всю необходимую поддержку реально найти внутри себя.

Уязвимость рождается и тогда, когда мы определяем себя через любимые книжки, фильмы и игры, а также те вещи, которые нам не нравятся. Противоположные взгляды в таком случае ранят и вызывают агрессию. Фото: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2FiyKVGRu79G4&postId=867746" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lilly Rum</a>
Уязвимость рождается и тогда, когда мы определяем себя через любимые книжки, фильмы и игры, а также те вещи, которые нам не нравятся. Противоположные взгляды в таком случае ранят и вызывают агрессию. Фото: Lilly Rum

Опять-таки, речь не идёт о том, чтобы совсем не вступать с другими людьми в эмоциональную близость. Гармоничные отношения бесконечно прекрасны и могут принести нам немало пользы, однако те, кто практикует стоические принципы, должны помнить, что это крайне ценный, редкий бонус, но вовсе не фундамент существования.

Любимая стоиками фраза Memento Mori (с лат. «помни о смерти») напоминает о том, что всё может в любой момент закончиться. Что было дано жизнью, будь то материальные ценности, близкие люди, любовь или дружба, однажды будет востребовано назад. Иногда это выражается в краже, иногда в измене и предательстве. «Всё пройдёт», «Бог дал, Бог взял» — всё это законы мироздания, над которыми мы не властны.

Amor fati (с лат. «любовь к судьбе») — одна из важных стоических концепций, подразумевающая всеобъемлющее принятие и одобрение жизни, умение любить её вопреки всему. Фото: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2Fl2Gw4bSieGE&postId=867746" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Davi Moreira</a>
Amor fati (с лат. «любовь к судьбе») — одна из важных стоических концепций, подразумевающая всеобъемлющее принятие и одобрение жизни, умение любить её вопреки всему. Фото: Davi Moreira

Кстати, что касается отношений, то они редко бывают действительно счастливыми. Вступая в близость, люди часто надеются с помощью другого человека «закрыть» внутренние недостаточности, а это может привести к созданию болезненных зависимых отношений. Бывает и так, что человек остаётся с неподходящим партнёром только из страха перед мнением окружающих, ведь о «нежелательности» одиночества не забудут упомянуть те же родственники.

Относительно материальных аспектов можно сказать, что работа над их добычей приобретает скорее характер игры, поражение в которой вполне реально, но не может слишком сильно огорчить.

На этот случай у стоиков есть специальная техника — негативная визуализация (лат. premeditatio malorum). Она учит тому, что не стоит пытаться избегать своих страхов, но, напротив, надлежит признаться себе в их существовании и представить всё самое худшее заранее, чтобы подготовить себя к неудачному исходу.

Негативная визуализация может быть ежедневной практикой. Так начинал свой день Марк Аврелий — римский император, практиковавший стоицизм:

Начинай каждый день с того, что говори себе: «Сегодня я встречусь с противодействием, неблагодарностью, дерзостью, предательством, злобой и себялюбием — и все они будут вызваны невежеством обидчиков, их неумением отличать добро от зла».

Марк Аврелий

Но, как уже упоминалось, стоицизм не является философией, способствующей тому, чтобы покрепче сжать зубы и просто терпеть разнообразные беды. Напротив, стоическая практика раскрепощает в области решения проблем. Отключив болезненную зависимость от внешних факторов, мы можем стать достаточно устойчивыми, чтобы стараться жить правильно.

Например, если в своих попытках заработать мы позволяем свершаться издевательствам, обману, мошенничеству или иным подобным вещам, то внутренней гармонии достичь никогда не сможем. Тот, кто успешно практикует стоицизм, может бесстрашно искать способ жить на своих условиях либо открыто выступить против того, что идёт вразрез с общечеловеческими ценностями, не боясь лишиться выгод внешнего характера.

Благодарность — одна из важных стоических практик. Рекомендуется регулярно составлять списки того, за что мы благодарны, включая туда также и самих себя. Фото: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2FNLZX_eF85F8&postId=867746" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Brett Jordan</a>
Благодарность — одна из важных стоических практик. Рекомендуется регулярно составлять списки того, за что мы благодарны, включая туда также и самих себя. Фото: Brett Jordan

Стоические принципы утверждают в качестве ориентиров личную гармонию, умеренность, смелость, доброту, справедливость, благодарность, баланс и радость, а итоговой целью называют добродетельную жизнь.

Это и есть цель всех стараний. Освободиться от того внешнего давления, которое либо заставляет нас делать сомнительные вещи из мотива «все вокруг так делают» (терпят страдания, ругаются, оскорбляют, обманывают, враждуют и так далее), либо принуждает спрятаться подальше от несправедливого мира в пещеру уединения, молчания и горькой печали.

Стоицизм помогает оставаться активным и при этом стараться быть достойным, счастливым человеком, несмотря ни на что. Если у нас есть внутренняя независимость, мы можем реализовывать свои мечты, свободно искать подходящий путь, следовать лучшим побуждениям.

Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о неё, она же стоит недвижимо, и вокруг неё стихают взволнованные воды.

Марк Аврелий

Как ни парадоксально, заботясь об индивидуальном эмоциональном комфорте, мы тем самым начинаем помогать другим. Это можно назвать высшим эгоизмом — когда мы спокойны, мыслим созидательно, не осуждаем, не гневаемся, не уходим в состояние бесконечной печали, тогда хорошо не только нам самим, но и всем, кто нас окружает. Мир становится чуть более приятным местом, что выгодно всем.

Описанные практики требуют упорства. Конечно, сам я и близко не дорос до высоких стоических стандартов. Но уже невероятно кайфую от тех скромных побед, которых всё-таки удаётся достичь. Есть что-то поразительное в моментах, когда удаётся менять привычную парадигму.

Если вы тоже готовы попробовать, лучше начинать с малого.

Определите одну ситуацию в своей жизни, которая вызывает дискомфорт, агрессию, печаль или страх. Затем попробуйте понять, насколько глубоко ваши мысли находятся в области неконтролируемого (мнения и действия других людей, прошлое и будущее, законы мироздания и др.), и сместите фокус в сторону того, чем управляете (собственные мысли и действия).

Отследите историю, которую вы рассказываете об этой ситуации, и измените её. Затем продолжайте применять принципы к другим ситуациям в жизни, постепенно снимая напряжение, агрессию и страхи. Для лучшего эффекта можно записывать наблюдения в дневник.

Помните, что не нужно скрывать и подавлять эмоции. Старайтесь учиться ими управлять. Базовая цель: стабилизировать эмоции и укрепиться морально. Не вините себя и других за неудачи и травмы: это было в прошлом и теперь неподвластно. Важно только то, что можно сделать сегодня.

Рассмотрите возможность заняться медитацией. Под медитацией в данном случае подразумевается внимательное, вдумчивое, тихое рассмотрение фоновых мыслей, анализ внутреннего диалога и своих реакций на внешние события.

Стоицизм — гибкая система взглядов, можно свободно комбинировать её с другими идеями и инструментами. Идеально, как вспомогательное средство в трудных ситуациях: болезнь, увольнение, расставание, потери.

Стоики предлагают и другие эффективные практические техники. Если будет интерес, опишу их в отдельной заметке. Вы также можете почитать следующие классические работы (очень медитативное занятие):

  • «К самому себе», Марк Аврелий;
  • «Беседы Эпиктета»;
  • «Нравственные письма к Луцилию», Сенека.

Либо просто начните смотреть видео о стоицизме, к примеру, англоязычные.

В своём telegram-блоге (https://t.me/otw_blog) я также планирую делиться некоторыми мыслями о стоицизме.

749749
224 комментария
100 ₽

Отличная работа, автор!
Спасибо за текст.

28
Ответить
100 ₽

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

100
Ответить

Советую начать с французского ученного Матье Бал.

86
Ответить

:)

17
Ответить
Комментарий удалён модератором