{"id":2409,"title":"\u0418\u0433\u0440\u0430: \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0439\u0442\u0435 \u0431\u0430\u0448\u043d\u044e \u0438 \u0432\u044b\u0438\u0433\u0440\u0430\u0439\u0442\u0435 Xbox","url":"\/redirect?component=advertising&id=2409&url=https:\/\/tjournal.ru\/special\/combo&placeBit=1&hash=ac00453d29f6a49d17e84109162fc1c4017639d45467d34116ae4cd229dd1d63","isPaidAndBannersEnabled":false}
Жизнь
Vladislav N

Стоицизм: введение в безмятежность

Несколько простых принципов, которые помогают стать сильнее и счастливее.

Стоицизм зародился около 2300 лет назад в Афинах. Наиболее известны поздние стоики Древнего Рима: поэт и государственный деятель Сенека, император Марк Аврелий и раб, затем вольноотпущенник Эпиктет.

Волна публикаций о мрачных психологических состояниях на DTF подтолкнула меня поделиться личным опытом и рассказать о философии стоицизма.

Хотя слово «философия» в данном случае звучит слишком громко. В этом тексте я расскажу лишь о нескольких сугубо практических принципах античных стоиков, которые помогают мне в разных областях жизни. С их помощью удаётся:

  • справляться с тревожностью и страхами;
  • более эффективно и спокойно отстаивать свои интересы;
  • снижать степень зависимости от мнения окружающих;
  • справляться с прокрастинацией и перфекционизмом.

Ранее эти принципы помогли мне побороть панические атаки и проложить путь к выходу из «тёмной ночи души», когда казалось, что жизнь потеряла сколько-нибудь существенный смысл.

Вполне может быть, мой опыт окажется кому-то полезным. Я постараюсь как можно доступнее описать суть стоических принципов и привести конкретные примеры их использования в работе и творчестве, в личных отношениях и даже на DTF.

Ключевые стоические принципы: дихотомия контроля и выбор реакции

Итак, фундаментальный практический принцип стоицизма заключается в следующем:

-- есть вещи, которые мы можем контролировать;

-- есть вещи, которые мы не можем контролировать.

Что мы можем контролировать — свои мысли и действия.

Что мы не можем контролировать — мысли и действия других людей, прошлое и будущее, погоду, законы природы, а также многие другие вещи, к примеру, условия рождения, включая наследственность и родителей.

Секрет обретения спокойствия и внутренней стабильности заключается в том, чтобы сместить фокус с тех вещей, которые мы не можем контролировать, на те вещи, которые находятся в нашей власти.

— Я хотел бы, чтобы не было Кольца, чтобы ничего этого не было!

— Так думают все, на чью долю выпадает подобное, но это не им решать. В наших силах решать только что делать со временем, что нам отпущено.

«Властелин Колец: Братство кольца»

Например, сейчас я пишу статью. Что я могу контролировать? Как и о чём пишу. Что я не могу контролировать:

  • что напишут в комментариях;
  • сколько будет просмотров и лайков.

Обратите внимание: если я позволяю своим мыслям уходить в область неконтролируемого, то создаю психологическое напряжение. Навязчивые размышления по поводу того, как публика воспримет моё творение, могут способствовать возникновению нездорового изнуряющего перфекционизма.

Подобные мысли также вызывают страх, который влечёт устойчивую прокрастинацию либо напрочь убивает изначальную задумку. Я не раз видел, как пользователи DTF признаются, что хотели бы написать лонгрид, но не делают этого, поскольку опасаются негативной реакции публики.

В итоге, удерживая фокус в зоне неконтролируемого (одобрение и порицание комментаторов), мы блокируем творческий порыв и потенциальную возможность для развития и получения опыта. Если всё же принимаемся за дело, то лишаем себя радости и удовольствия. Отсюда рекомендация: начиная работу, лучше сразу установить мотивацию «я хочу сделать вещь, которая понравится мне» вместо «я хочу сделать вещь, которая понравится другим».

В своём воображении мы страдаем больше, чем на самом деле.

Сенека

Что такое похвала и порицание с точки зрения стоического принципа? Это как дождь и снег — вещи вне зоны нашего контроля. Мы должны принять право других людей высказывать любые мнения.

Стоики отмечают, что у нас всегда есть возможность не иметь мнения. Вещи, которые нельзя контролировать, вовсе не требуют, чтобы мы их оценивали и выносили какое-либо суждение.  Фото: freestocks

Вообразим банальную ситуацию. Парень хотел бы попробовать познакомиться с девушкой, но не решается, поскольку боится отказа. Стоический принцип поможет ему реализовать намерение, поскольку утверждает чёткое понимание: другой человек всегда может думать, говорить и делать то, что посчитает нужным. Парень должен уважать и принимать право девушки отказать, посмеяться или, к примеру, проявить высокомерие.

В любом случае он может заботиться только о собственных мыслях и действиях. Стоицизм утверждает, что единственная реальная власть, которой мы располагаем — это власть над своей реакцией по поводу происходящего.

Здесь мы можем плавно перейти к другому важному стоическому принципу:

Людей мучают не вещи, а представления о них.

Эпиктет

Стоики утверждают, что вовсе не события внешнего мира определяют наше счастье или несчастье, а наше мнение по поводу этих событий.

Предположим, я написал статью и получил оскорбительный комментарий. Руководствуясь стоическим принципом, я должен понимать, что моя реакция на негатив — это моя личная ответственность. Если я испытываю боль из-за слов других людей, таков мой выбор.

Обратите внимание: с точки зрения стоиков, боль причиняют не слова и не человек, который их высказал, а наша внутренняя установка, что произошедшее должно причинить боль. Следовательно, нет никакой нужды винить кого-либо в возникновении своей боли и продолжать её ощущать, если в нашей власти изменить сам мыслительный принцип, который вынуждает страдать.

Обо всём, что происходит в жизни, мы рассказываем некую историю. И многие из тех историй, что мы сами себе рассказываем, невероятно разрушительны для психоэмоционального состояния. Человеческое сознание в этом смысле похоже на программный код:

Если я слышу «ну ты и дурак» при условии «сказано насмешливым тоном», тогда:
«уверенность в себе» изменяется на «-10»;
«агрессия» изменяется на «+15»;
«острое желание вступить в спор или драку» изменяется на «активно»;
«удовлетворение от жизни» изменяется на «-25».

Стоицизм учит тому, что этот код можно модифицировать. И это не значит, что мы должны убедить себя, будто наносить оскорбления благородное дело. Это значит, что в наших силах увеличить устойчивость к тем влияниям окружающего мира, которые мы сами рассматриваем, как причиняющие ущерб душевному комфорту.

Мы по-прежнему можем участвовать в споре и защищать себя, но применение стоических принципов позволит сохранять холодную голову и спокойствие, а также обезопасит от ненужного стресса. Случайное оскорбление не ударит по самооценке и не заставит испытывать сильные негативные эмоции. Или, по крайней мере, отрицательные эффекты существенно снизятся.

Хороший пример — отношение к неудачам. В жизни любого человека присутствуют поражения, разочарования и провалы. Но важнее не то, что они случаются (этого нельзя избежать), а то, какую мы о них рассказываем историю.

Не событие это является несчастьем, а способность достойно перенести его – счастьем.

Марк Аврелий

Вернёмся к парню и девушке. Если её отказ породил в нём снижение самооценки и страх знакомиться, таков его выбор. Парень может винить девушку и считать её ответственной за собственную боль. Но можно взять свои чувства под контроль и рассказать другую историю, рассмотрев неудачу, как способ набраться опыта и стать сильнее.

Брать ответственность за свою реакцию — выгодно. Не секрет, что мы накапливаем стресс, если часто испытываем негативные эмоции, будь то гнев, страх или тревожность. Стресс, в свою очередь, вызывает или усугубляет заболевания. Вывод прост: меньше негатива — крепче здоровье и радостнее жизнь.

Личный опыт в применении стоических принципов

Я бы не был так уверен в стоических принципах, если бы не прочувствовал их силу в трудной жизненной ситуации.

Что со мной было: панические атаки, приступы высокого давления, боязнь засыпать, тахикардия, онемение ног, раздражительность, гневливость, мрачное настроение, периодическая апатия, острая тревожность, значительное снижение социальной активности.

На фоне каких событий: крушение мечты учиться в престижном вузе, резкое ухудшение отношений с родственниками, неудачи в личных отношениях, неудовлетворительное материальное положение по отношению к собственным ожиданиям и планам, необходимость временно жить с несколькими родственниками в пределах небольшой жилплощади, отсутствие личного пространства, регулярные скандалы.

Если сказать кратко, моя жизнь посыпалась, юношеские планы тотально не реализовались, моё мировоззрение перестало быть актуальным. Я испытывал ощущение, будто земля ушла из-под ног: началась так называемая «тёмная ночь души». Да, бывает гораздо хуже. Но от этого было не легче и в какой-то момент стало казаться, что скоро моему существованию придёт конец.

Кстати, принятие конечности существования — одна из важных составляющих учения стоицизма. Фото: Kristian Seedorff

Что помогло: с трудом добытые понимания (я тогда ещё не знал, что они прямо согласуются со стоическими принципами) при крайне минимальной поддержке лекарственных средств.

Тогда я ещё не знал про стоицизм, но за несколько лет пришёл к некоторым выводам, которые имели то же значение. Именно поэтому я столь тепло воспринял стоические принципы, когда впервые с ними познакомился — всё дело в том, что я уже применял их в своей собственной жизни и даже достиг успеха.

Этот успех был для меня чудом. Я снял жуткое напряжение, погасил панические атаки и даже научился без таблеток останавливать рост давления, осознав, что:

1. Я сам ответственен за болезненную реакцию на происходящее в моей жизни (такую историю я выбираю).

2. Я всё время надеюсь, что моё счастье определят внешние факторы, будь то лучшее место жительства или приятие, поддержка и одобрение других людей.(то есть всеми своими помыслами я нахожусь в области неконтролируемого).

Такое мировоззрение создавало во мне глубокую зависимость от всего, что происходит вокруг. Я позволял внешнему определять своё внутреннее состояние.

Похвалили — радостно. Обругали — больно. Платят высокую зарплату — жизнь удалась. Не взяли на работу — печаль и стресс.

Когда внешних неудач накопилось слишком много, начался кризис. Если у меня что-то не получалось во внешнем выражении, я становился несчастен. Но когда я был несчастен, мне было очень трудно добиться внешнего успеха. Как итог: замкнутый круг и последовательный рост стресса.

Погоди, дай посмотрю, кто ты и откуда идёшь.

Эпиктет
по поводу необходимости внимательно исследовать свои мысли и представления

Нужно было осознать, что любая мало-мальски крупная буря в мгновение ока разрушит здание такой жизни, ценности которой выстраиваются вокруг зависимости от одобрения, поддержки и материальных аспектов. Поэтому я стал пытаться менять своё мировоззрение. Следовало перестать считать, что жизнь что-то мне должна, например, быть «справедливой».

Следовало не искать уважение, радость и поддержку во внешнем мире, а обнаружить их в себе. Не надеяться, что деньги или другие люди подарят мне устойчивость, а воспитывать собственную независимость, силу и характер. Не страдать из-за того, что агрессия и боль переполняют мир, а устранять их в себе.

К чему пришёл Саурон, вложив могущество во внешний объект? Если поставить себя в зависимость от одобрения, славы и денег, то есть внешних факторов, тогда нашей силой и даже самим существованием всегда будет управлять случайность.    

На словах схема проста: перекос в область неконтролируемого создаёт страхи и тревожность, которые дополнительно усиливаются новыми неудачами. Перегрузка тревогами и страхом приводит к давлению, паническим атакам и прочим радостям жизни. Следовательно, необходимо:

  • шаг за шагом смещать фокус с того, что нельзя контролировать (прошлое, будущее, одобрение и поддержка людей, внешние события, будь то экономический кризис, увольнение или пандемия) на то, что контролировать можно (своё внутреннее спокойствие, эмоции, действия);
  • учиться ставить внутренние ценности (гармония, радость) выше внешних (место жительства, авторитет, одобрение, деньги);
  • не ждать, когда мир обратится раем, и стараться самому становиться более светлым человеком;
  • мыслить созидательно, не винить других и себя, поскольку текущие установки сформировались в неподвластном прошлом.

Кроме того, обязательно требуется изменить историю по отношению к травмам, поражениям и неудачам. Постараться трансформировать болезненный опыт от знакомства с тёмными сторонами жизни в силу и стойкость.

Итак, начни с вещей незначительных: вытекает твоё оливковое маслице? Крадут твоё винцо? Говори себе при этом, что за такую цену покупается бесстрастие, за такую цену приобретается безмятежность, а даром ничего не даётся.

Эпиктет

И, конечно, продолжать работать и трансформировать сознание. Снова и снова возвращаться к описанным принципам, узнавать о них больше, применять их к самым разным ситуациям и постепенно, шаг за шагом укреплять новое мышление.

При этом смещение фокуса с внешних ценностей на внутренние не означает, что необходимо вовсе отказаться от зарабатывания денег или отношений с другими людьми. Напротив: стоические принципы позволяют жить всё ту же жизнь, но гораздо более счастливо. Об этом поговорим более подробно.

Если жизнь разочаровывает, не разочаруй жизнь в ответ

Важно понимать, что я совсем не осознавал, насколько ставлю свой эмоциональный комфорт в зависимость от внешних аспектов. Когда всё идёт более или менее, о таких вещах обычно не задумываешься.

Сейчас я бы порекомендовал себе начать работу задолго до первых признаков большого кризиса. Оглядываясь назад и оценивая свой опыт, а также опыт знакомых людей, я могу определить некоторые сигналы, указывающие на то, что следует хорошо подумать об изменении внутренних установок:

  • настроение повышается от похвалы и делается значительно хуже при встрече с грубостью, троллингом и оскорблениями;
  • есть желание что-то создать и представить публично, но работа откладывается из-за опасений перед реакцией других людей либо сопровождается болезненным перфекционизмом;
  • частые размышления о том, что обретение некоторого количества денег, переезд в другое место или союз с подходящим партнёром принесут счастье;
  • есть склонность «закрыть» раздражение и печаль посредством того, чтобы вкусно поесть, выпить, употребить фастфуд или сладкое, отправиться за покупками, уйти от реальности через игры, книги и кино;
  • внешние события выбивают из колеи и вызывают сильное раздражение и агрессию (отключили интернет, передали невесёлые новости, написали «глупые» комментарии, сказали нелестное за спиной и т.д.);
  • присутствует тенденция назначать «виновных» в своём негативном эмоциональном состоянии и неудачах (может перемежаться приступами самобичевания).

Снова обратите внимание: речь не о том, что игры, книги, вкусная еда, деньги, вилла у моря и моральная поддержка есть нечто совсем ненужное и вредное. Эти вещи прекрасны и делают нашу жизнь приятной и полной. Но вся суть в том, какую роль эти вещи играют. Не зависим ли мы от их существования?

Деньги и любовь могут закончиться, игры надоесть, дружба обернуться враждой, а сладкое запретит врач. Стоицизм ставит вопрос: достаточно ли мы сильны и независимы, чтобы продолжить радоваться жизни даже в условиях острого недостатка внешних плюшек?

Ограничение потребления, умеренность и скромность также числятся среди стоических добродетелей, равно как и идея о том, что нельзя определять своё счастье и индивидуальную ценность через внешние объекты.  Фото: Akhil Yerabati

Смешны люди, гордящиеся тем, что не в нашей власти. Один говорит: «Я лучше тебя: у меня много земли, а ты мрёшь с голоду». — «Я бывший консул», — говорит другой. «Я прокуратор», -- слышишь от третьего. «У меня курчавые волосы», -- говорит четвёртый.

Эпиктет

Зависимость от внешних ценностей не всегда влечёт серьёзные психологические проблемы. Но она всегда препятствует тому, чтобы слышать себя и делать правильные вещи.

Например, с помощью стоических принципов мы можем научиться говорить «нет». Многие из нас не умеют отказывать другим. Даже тогда, когда это явно противоречит личным интересам и моральным установкам. Страх перед внешней негативной реакцией, будь то осуждение, обида, насмешка или отвержение, заставляет пойти против собственных ценностей. Через эту механику работает, в частности, принцип «взять на слабо».

Вспомните, что есть вещи, которые мы можем контролировать, и есть вещи, которые не можем контролировать. Это помогает укрепить характер и перестать подстраиваться в ущерб себе. Пусть отвергают, обижаются или смеются: продолжайте спокойно блюсти свои интересы.

В то же время принцип дихотомии контроля учит, что мы не можем управлять мыслями и любовью других людей — это невозможно. Лучшее, что можно сделать: спокойно предложить другим свой взгляд, идеи, мысли, показать пользу тех или иных концепций на собственном примере. Кто-то не согласен? Ничего страшного, это право каждого. Приведите ещё более надёжные доводы или отпустите.

Пойми хорошенько и постоянно помни, что человек всегда поступает так, как ему кажется лучше для себя. Если это на самом деле лучше для него, то он прав; если же он ошибается, то ему же хуже, потому что за всяким заблуждением непременно следует и страдание. Если ты будешь постоянно помнить это, то ты ни на кого не станешь ни сердиться, ни возмущаться, никого не будешь ни попрекать, ни бранить и ни с кем не будешь враждовать.

Эпиктет

Нередко скандалы возникают только потому, что мы жаждем управлять тем, чем управлять не можем — одобрением других людей. Подобное часто происходит в общении с близкими родственниками. Многие из нас пытаются силой выбить доброе слово, чтобы чувствовать себя более комфортно.

Мы пытаемся получить доказательство своей ценности через других людей и агрессивно понуждаем их любить, одобрять и соглашаться с нами. Не стоит: всю необходимую поддержку реально найти внутри себя.

Уязвимость рождается и тогда, когда мы определяем себя через любимые книжки, фильмы и игры, а также те вещи, которые нам не нравятся. Противоположные взгляды в таком случае ранят и вызывают агрессию. Фото: Lilly Rum

Опять-таки, речь не идёт о том, чтобы совсем не вступать с другими людьми в эмоциональную близость. Гармоничные отношения бесконечно прекрасны и могут принести нам немало пользы, однако те, кто практикует стоические принципы, должны помнить, что это крайне ценный, редкий бонус, но вовсе не фундамент существования.

Любимая стоиками фраза Memento Mori (с лат. «помни о смерти») напоминает о том, что всё может в любой момент закончиться. Что было дано жизнью, будь то материальные ценности, близкие люди, любовь или дружба, однажды будет востребовано назад. Иногда это выражается в краже, иногда в измене и предательстве. «Всё пройдёт», «Бог дал, Бог взял» — всё это законы мироздания, над которыми мы не властны.

Amor fati (с лат. «любовь к судьбе») — одна из важных стоических концепций, подразумевающая всеобъемлющее принятие и одобрение жизни, умение любить её вопреки всему. Фото: Davi Moreira

Кстати, что касается отношений, то они редко бывают действительно счастливыми. Вступая в близость, люди часто надеются с помощью другого человека «закрыть» внутренние недостаточности, а это может привести к созданию болезненных зависимых отношений. Бывает и так, что человек остаётся с неподходящим партнёром только из страха перед мнением окружающих, ведь о «нежелательности» одиночества не забудут упомянуть те же родственники.

Относительно материальных аспектов можно сказать, что работа над их добычей приобретает скорее характер игры, поражение в которой вполне реально, но не может слишком сильно огорчить.

На этот случай у стоиков есть специальная техника — негативная визуализация (лат. premeditatio malorum). Она учит тому, что не стоит пытаться избегать своих страхов, но, напротив, надлежит признаться себе в их существовании и представить всё самое худшее заранее, чтобы подготовить себя к неудачному исходу.

Негативная визуализация может быть ежедневной практикой. Так начинал свой день Марк Аврелий — римский император, практиковавший стоицизм:

Начинай каждый день с того, что говори себе: «Сегодня я встречусь с противодействием, неблагодарностью, дерзостью, предательством, злобой и себялюбием — и все они будут вызваны невежеством обидчиков, их неумением отличать добро от зла».

Марк Аврелий

Но, как уже упоминалось, стоицизм не является философией, способствующей тому, чтобы покрепче сжать зубы и просто терпеть разнообразные беды. Напротив, стоическая практика раскрепощает в области решения проблем. Отключив болезненную зависимость от внешних факторов, мы можем стать достаточно устойчивыми, чтобы стараться жить правильно.

Например, если в своих попытках заработать мы позволяем свершаться издевательствам, обману, мошенничеству или иным подобным вещам, то внутренней гармонии достичь никогда не сможем. Тот, кто успешно практикует стоицизм, может бесстрашно искать способ жить на своих условиях либо открыто выступить против того, что идёт вразрез с общечеловеческими ценностями, не боясь лишиться выгод внешнего характера.

Благодарность — одна из важных стоических практик. Рекомендуется регулярно составлять списки того, за что мы благодарны, включая туда также и самих себя. Фото: Brett Jordan

Стоические принципы утверждают в качестве ориентиров личную гармонию, умеренность, смелость, доброту, справедливость, благодарность, баланс и радость, а итоговой целью называют добродетельную жизнь.

Это и есть цель всех стараний. Освободиться от того внешнего давления, которое либо заставляет нас делать сомнительные вещи из мотива «все вокруг так делают» (терпят страдания, ругаются, оскорбляют, обманывают, враждуют и так далее), либо принуждает спрятаться подальше от несправедливого мира в пещеру уединения, молчания и горькой печали.

Стоицизм помогает оставаться активным и при этом стараться быть достойным, счастливым человеком, несмотря ни на что. Если у нас есть внутренняя независимость, мы можем реализовывать свои мечты, свободно искать подходящий путь, следовать лучшим побуждениям.

Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о неё, она же стоит недвижимо, и вокруг неё стихают взволнованные воды.

Марк Аврелий

Как ни парадоксально, заботясь об индивидуальном эмоциональном комфорте, мы тем самым начинаем помогать другим. Это можно назвать высшим эгоизмом — когда мы спокойны, мыслим созидательно, не осуждаем, не гневаемся, не уходим в состояние бесконечной печали, тогда хорошо не только нам самим, но и всем, кто нас окружает. Мир становится чуть более приятным местом, что выгодно всем.

Описанные практики требуют упорства. Конечно, сам я и близко не дорос до высоких стоических стандартов. Но уже невероятно кайфую от тех скромных побед, которых всё-таки удаётся достичь. Есть что-то поразительное в моментах, когда удаётся менять привычную парадигму.

Если вы тоже готовы попробовать, лучше начинать с малого.

Определите одну ситуацию в своей жизни, которая вызывает дискомфорт, агрессию, печаль или страх. Затем попробуйте понять, насколько глубоко ваши мысли находятся в области неконтролируемого (мнения и действия других людей, прошлое и будущее, законы мироздания и др.), и сместите фокус в сторону того, чем управляете (собственные мысли и действия).

Отследите историю, которую вы рассказываете об этой ситуации, и измените её. Затем продолжайте применять принципы к другим ситуациям в жизни, постепенно снимая напряжение, агрессию и страхи. Для лучшего эффекта можно записывать наблюдения в дневник.

Помните, что не нужно скрывать и подавлять эмоции. Старайтесь учиться ими управлять. Базовая цель: стабилизировать эмоции и укрепиться морально. Не вините себя и других за неудачи и травмы: это было в прошлом и теперь неподвластно. Важно только то, что можно сделать сегодня.

Рассмотрите возможность заняться медитацией. Под медитацией в данном случае подразумевается внимательное, вдумчивое, тихое рассмотрение фоновых мыслей, анализ внутреннего диалога и своих реакций на внешние события.

Стоицизм — гибкая система взглядов, можно свободно комбинировать её с другими идеями и инструментами. Идеально, как вспомогательное средство в трудных ситуациях: болезнь, увольнение, расставание, потери.

Стоики предлагают и другие эффективные практические техники. Если будет интерес, опишу их в отдельной заметке. Вы также можете почитать следующие классические работы (очень медитативное занятие):

  • «К самому себе», Марк Аврелий;
  • «Беседы Эпиктета»;
  • «Нравственные письма к Луцилию», Сенека.

Либо просто начните смотреть видео о стоицизме, к примеру, англоязычные.

В своём telegram-блоге (https://t.me/otw_blog) я также планирую делиться некоторыми мыслями о стоицизме.

{ "author_name": "Vladislav N", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u043e\u0438\u0446\u0438\u0437\u043c","\u043b\u043e\u043d\u0433","long"], "comments": 211, "likes": 632, "favorites": 1043, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 867746, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Sun, 19 Sep 2021 12:41:47 +0300", "is_special": false }
0
211 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Отличная работа, автор!
Спасибо за текст.

24

Интересно, может ли автор посоветовать с чего начать изучать философию?
И как автор относится к польскому философу Ясосу Бибу?

90

Советую начать с французского ученного Матье Бал.

79

La classic

3

:)

17

Комментарий удален

Без негатива?

5

Если скобка на конце, значит скорей всего да

2

Я не автор, но влезу. Нас в универе учили по трехтомнику "Западная философия от истоков до наших дней" за авторством Антисери и Реале. Мне кажется, что это очень хороший учебник, которые дает представление о направлениях эволюции классической философии.

4

Если спокойно читаешь на английском, то можно найти книги о философии из серии Very Short Introductions от Oxford University. Они достаточно короткие и дают поверхностные знания на которые уже можно наслаивать книги по интересным тебе течениям.

2

Я бы посоветовал начать с более давних авторов. То есть с начала. С древних греков. ред.

0

Да охренеешь это все читать. Типа, начинаем с "Государства" Платона, которое еще можно прочесть, потом все последователи и исследователи предыдущих трудов, потом последователи и исследователи их - чтива на год, а на анализ его еще лет 10-20.

4

А ты как хотел? Люди всю жизнь размышляли о природе вещей и своем месте в мире, а ты хочешь пару книжек почитать и понять смысл жизни?

0

В отличии от художки, выводы, предпосылки можно и вычленить. Обсудить, сделать свои выводы, перейти к следующему мыслителю. Ты ебнешься читать оригинал трудов Ньютона, но три закона механики и основы интегро-дифференциального исчисления ты знаешь.

0

Ты ебнешься читать оригинал трудов Ньютона, но три закона механики и основы интегро-дифференциального исчисления ты знаешь.

Нет, вообще похуям было на физику, не знал их в школе, не знаю и сейчас.
В отличии от художки, выводы, предпосылки можно и вычленить. Обсудить, сделать свои выводы, перейти к следующему мыслителю.

Ты сравниваешь объективные вещи, то есть законы мироздания которые можно с помощью эксперимента проверить и доказать и субъективные вещи, а именно смысл жизни и твое отношение к вещам. Как ты собрался прийти к каким-то убеждениям не тратя на этом кучу времени на размышления? Это так не работает, хочешь принять для себя какую-то жизненную позицию? Окунайся в нее с головой. Как ты иначе поймешь что она тебе подходит?

0

Нет, вообще похуям было на физику, не знал их в школе, не знаю и сейчас.

Сочувствую.

субъективные вещи, а именно смысл жизни и твое отношение к вещам

Платон "Государство" не про смысл жизни, а как управлять страной. И так далее.

–1

Сочувствую.

Нечему тут сочувствовать, приличная часть знаний что дают в школе нахуй не нужна в дальнейшем если ты не идешь на соответствующие специальности. Зачем мне знать количество электронов в водороде или закон термодинамики если я не собираюсь связывать свою жизнь с естественно-научными специальностями?
Платон "Государство" не про смысл жизни, а как управлять страной. И так далее.

Как не крути, человек об этом размышлял приличную часть времени, а ты хочешь прочитать выжимку и все понять? Так не бывает.

1

Только им не приходилось (видимо) пахать с 9 до 18 пять, а то и шесть дней в неделю. И погода была лучше и еда и нравы... Ничего так?

0
Оперативный Паша

Автору большой плюс, что пытается привнести что-то хорошее для окружающих. Слишком много негатива на дтв в последнее время.

78

Да если бы только тут. Современные достаточно массовые неврозы и психозы говорят о том, что проблема глобальная

17
Оперативный Паша

Где?

1

Всюду.

0

Я негатив на дтф и вообще в интернете никогда не воспринимаю всерьез и через чувства.
Даже в споре участвую с безразличием.
Хз, как можно реагировать на ноунеймов в сети

5
Оперативный Паша

Я не реагирую на индивидуумов, но общие тенденции могут расстроить все же. We live in society, все же…

4

Реагируют так, когда не уверены в себе. Тогда каждое замечание воспринимается как угроза.

0

Опять же стоит обратить взор внутрь; я не вижу так много негатива~
Мы порой просто на нем больше фокусируемся~

0

Пересказ статьи в обывательской максиме: Не можешь изменить ситуацию измени к ней свое отношение.
Атору плюс. Образование даёт силы, сам удивляюсь обилию людей с психологическими проблемами на дтф, если они не пиздят, конечно...

38

"не пиздят"
- кого?

–1

Слишком серьёзно и искренне всё

14

Та как раз и начали писать в последнее время серьёзно и искренне о психологических проблемах)

13

Если нытьё, то можно, если иронично и с мемасиками, то тоже можно.

А вот если что-то предлагают делать и менять в себе, да с реальными инструкциями и книгами, то - скуучно...

Биба автору за щеку так-то приятнее и веселее!

2

В кои-то веки лонг от здорового гражданина. Респект.

17

Какие сегодня классные статьи здесь! Первая по геморрой, а теперь эта. Я серьёзно :)

10

Стоицизм учит стойко переносить боль и унижение от геммороя

11

Сидеть на томике Сенеки он учит :) работает

0

Хороший материал, полезный, автору лучи добра и увожения

12

Стоики збс. В свое время нравственные письма Сенеки к Люцилию вывели меня из лютой депрессухи. Да и факт, что самая действенная современная психотерапия - кпт основана на 99% на учениях стоиков, о многом говорит. ред.

11

Чел(Марк Аврелий) все это придумывал пока его жена скакала по гладиаторам, а его единственный сын(Коммод)был весьма вероятно не от него, а от одного из гладиаторов. Короче, как ту не заняться стоицизмом. Вся на любителя эта история. К тому же у нас все в стране постоянно занимаются стоицизмом, а лучшие не становится ред.

–3

Сохранять внутреннюю стабильность, не зависеть чрезмерно от внешнего - сомнительная история?
Мне кажется, вы не поняли идеи. Это совсем не про то, чтобы терпеть, скорее наоборот.

24

У людей ассоциация со словом стойкость. Что стоицизм про то как быть терпилой

14

Но ведь стойкость к бедам - это не слабость духа, а наоборот его сила. Вполне правильная ассоциация стоицизма со словом "стойкость". ред.

2

Скорее из-за созвучности так думают, а не из-за того, что зерно общее) слово и правда произошло от "стои", галереи с колоннами.

Не знаю, почему-то плохие у людей ассоциации. Все слова про смирение, терпение или стойкость воспринимаются не про силу духа, а вызывают отторжение. Куда лучше заходят царские посылы для раздутого эго про "возьми свое", "все будет как захочешь", "ты можешь быть кем угодно"

12

Я не говорю про этимологическую верность этой версии, а про то, что по смыслу очень подходит подобная трактовка. ред.

0

Смысл стоицизма вполне описан в тексте, я не знаю, ЧЕМ нужно читать, чтобы не понять, в чём заключается учение стоицизма.

0

А также "пройдя наш мастерклас", "программирование за месяц" и "геймдизайн от нуля до професионала"

0

Стоицизм происходит от слова "стоя", портик возле колонны, где проповедовал (кажется) Зенон, один из первых стоиков

3

А тут на дтфе в принципе любую добродетель исковеркают на манер "чётких пацанчиков".

0

Если ты будешь намеренно подавлять эмоции, то это очень плохо скажется на твоей психике, но я не спорю есть люди, которым просто пофигу на все. Другое дело что в мире есть много ушлых людей, которые будут рады воспользоваться твоим пофигизмом.

КГБ например активно продвигало буддизм среди стран на которые оно хотело влиять, потому что круто когда условный «враг» становится таким «пофигистом» и не обращает внимание на то как ты на этом отхватываешь его сферы влияния. ред.

1

блин, стоицизм это не про то, как подавлять эмоции
проявление эмоций ты вообще не можешь контролировать
это скорее про то, как не давать им поглощать тебя и мешать твоим жизненным целям

3

Бля, так можно контролировать своим эмоции или нет? А то статья говорит, что можно :)

2

Управлять, контролировать - конечно можно

0

Охуительная история, конечно.

2

Да там человек совсем не в адеквате.

–2

Чел, читая твои комментарии в треде к этой статье можно уверенно сказать, что неадекватно очко горит именно у тебя. Я тут даже спорить не стану.

2

Да, точно, теперь убедил. ред.

–1

Стоический проигнорирую жирный наброс на вентилятор

1

Ну, к сожалению, все так просто не всегда бывает. Было бы очень круто, но нет.

0

Ебать у тебя каша в голове и беспорядочный нелогичный хаос. Прочитав твой первый коммент подумал "ну ладно, бывает", но ты продолжаешь жечь напалмом. Что скажешь про христианство и смирение?

–2

Это уже терпилизм

2

Каждый раз при упоминании слова "стоицизм", вспоминаю главврача из Палаты №6, который всем представлялся стоиком, а потом получил в ебало и жидко пёрнув откинул копыта от нервов через день.

Но пост клёвый)

6

У меня на эту тему есть прекрасная история. Недавняя. Я придерживаюсь стоицизма много много лет, недавно решил поискать общения на эти темы и нашёл чатик. И сразу там попал на ситуацию, как какой-то Вован троллит админов. А они уже чуть не плачут и шипят от злости. Хотя чуть выше красивые цитаты Марка Аврелия постили. И Эпиктетом восхищались. Но в реальной ситуации тут же слились.

Причём видно было, что Вован (прям копия меня в молодости)) осознанно это делает и по ответам было понятно, что он очень адекватный и осознанный чел.

Ну и продолжалось это часа 2, я зашёл и вижу, что ему уже сказали, ещё немного и его забанят. Мол, оскорбляет их и их ценности. Описание может не так классно выглядит, но это суть.
Я просто написал, что Вован этот – единственный там стоик и понял суть стоицизма лучше их всех. И вышел из группы. ред.

8

Про самих стоиков также можно сказать. Вряд ли они следовали своим правилам беспрекословно. Тот же Сенека был самым богатым в Риме, но писал что стремиться к богатству не надо. И получается как в том мемасе, где "Деньги не главное" - сказали богатые. ред.

1

главное не пытаться всё 1. примитивизировать 2. обесценивать
Марк Аврелий вообще императором был, и что?

Зенон был богатым, пока в 32 его корабли не утонули с товарами и он остался нищим.
Смысл стоицизма не в побольше лишений, а в образе мышления.

0

Да это понятно. Я просто склоняюсь к мнению, что на одном образе мышления счастливым не станешь, потому и не смог принять стоицизм еще когда Письма прочитал (давно). Но это так, мое мнение. Ненавязываю.

1

Да понятно, что мнение у всех разное, просто не понимаю, что не так со стоицизмом то?
что на одном образе мышления счастливым не станешь

Ммм.. Так ключ к счастью это именно образ мышления!) Т.е то, что ты думаешь об окружающем мире ред.

0

Создается впечатление, что стоики отделяют себя от остального мира. Но мы являемся частью этого мира, находимся в нем, поэтому он может влиять на наши чувства через наше тело, скажем так. Например, если меня собьет машина, я конечно могу "сгладить углы" сказав себе "Серьезных травм нет, инвалидом не стану, скоро вернусь к нормальной жизни". А если стану? Не представляю как можно быть счастливым, будучи прикованным к кровати навсегда, или испытывая постоянную боль например. Или например испытывая чувство голода, когда нечего есть (более вероятный и распространенный сценарий на этой планете).

Короче, тут где-то есть фраза, что нужно уподобиться скале над океаном, а я отвечу: Вода камень точит.

2

Ну вот почему вы все так любите впадать в крайности и брать примеры типа "мне отрубили голову, как можно быть счастливым?!".
Всё написанное скорее о том, что 90% людей видят драму и проблемы вместо возможностей. Про бурю в стакане воды и надуманные страсти, которые того не стоят.

Или ты реально думаешь, что великие люди типа Шварценеггера, Джобса и других, которые были известными приверженцами стоицизма, меньше понимали в жизни, чем ты? ред.

1

Ну, и если ты и правда хочешь понять всё это, а по приведённым примерам я вижу, что ты не понимаешь многого, то вот Гилберт рассказывает, КАК можно быть счастливым, если тебя "собьёт машина", а там большинство примеров похуже этого.

0

Ну почему же крайности? Я специально сделал акцент на голоде например. Очень многие люди живут с недоеданием. Это и есть жизнь.
Кроме того, я не отрицаю частичной пользы стоицизма, но только если человек здоров и накормлен.

Понятия не имею, что там понимали в жизни Шварц и Джобс, отношусь к ним с уважением, но звучит как апеляция к авторитету. 

Видос позже посмотрю, вечером мб. ред.

1

Создается впечатление, что стоики отделяют себя от остального мира.

Да нет. Суть в том чтобы немного скорректировать связь внешних событий и реакций, а не в том чтобы совсем отрешиться от внешнего мира. Типа "расстраивают" не объективные события, а ваши автоматические мысли на этот счёт. Это не значит что не надо гневаться, переживать и прочее.

0

Ну, я примерно это и имел ввиду когда написал про то, что эта философия годится чтобы "сгладить углы" в одном из предыдущих комментов. Есть много вещей, насчет которых не стоит волноваться, или стоит относиться по-другому, и тут эта философия поможет(наверное). Но это если тот случай, когда проблема в голове. А если получишь удар извне, то философия всего скорей рассыплется.

0

Но это если тот случай, когда проблема в голове. А если получишь удар извне, то философия всего скорей рассыплется.

Не совсем понимаю почему она рассыплется. Это общий подход и он по сути повсюду, что в суевериях (на бога надейся, а сам не плошай), что в гештальт-терапиях всяких.

Контролировать весь мир тайком от санитаров конечно не выйдет.

1

Не представляю как можно быть счастливым, будучи прикованным к кровати навсегда, или испытывая постоянную боль например

Один чел укололся грязным шприцем и у него отнялось все ниже шеи, он теперь с кровати сам не встает, буквально, с тех пор как он стал таким он лежа дома построил свой бизнес, хотя до этого инцидента был обычным челом. Он не сдался, почему если ты попадешь в подобную ситуацию тебе стоит сдаваться? На ютубе кстати про него видосик был, плюс неужели ты не слышал истории про бизнесменов которые один, два, а кто-то и три раза теряли все в жизни, просто прогорали на миллионы, но все равно выплыли.
нужно уподобиться скале над океаном,

Все так.
Вода камень точит.

Заебется точить.  ред.

0

Это безусловно круто и я рад что такие люди есть. Но это исключение из правил. Большинство предпринимателей - это довольно здоровые и энергичные люди. Многие из них вышли из среднего класса и выше.
Обанкротиться можно по-разному. Одно дело, когда стартап какого-нибудь программиста в Калифорнии не взлетает, и тогда он просто идет в какой-нибудь Гугл работать, добавив соответствующую строку в резюме. А есть случаи когда люди на улице оказывались, а то и в тюряге.

0

Мне видится это следующим образом, даже если у тебя в жизни все лучше чем у большинства людей что тебя окружают или даже лучше чем у большинства людей в мире ты все еще можешь потерять все или почти все и вот как ты к таким ударам жизни будешь готов и определяет стоик ты или нет, вернее это один из критериев. 

0

Круто! Сам хотел написать подобный лонг, но опять же опасался что утону в минусах и просто потрачу время. Все как в твоей статье)

6

Спасибо) Всё-таки на полезные темы тоже есть спрос) 

7

Автор! Оч рекомендую тебе мультик Midnight Gospel и подкасты The Duncan Trussel Family Hour
Там затрагивает много тем как из философии так и из религиозных практик, духовных практики, психология, осознанность и прочее прочее прочее;
Упомянутый мультик - как краткий экскурс к этому подкасту :3
Добра, любви <3

7

Спасибо за рекомендации, посмотрю) Взаимно добра, любви) 

1

"Я учу тебя только не быть несчастным прежде времени, когда то, чего ты с тревогой ждешь сейчас же, может и вовсе не наступить и уж наверняка не наступило. Многое мучит нас больше, чем нужно, многое - прежде, чем нужно, многое - вопреки тому, что мучиться им вовсе не нужно. Мы либо сами увеличиваем свои страданья, либо выдумываем их, либо предвосхищаем."
«Нравственные письма к Луцилию», Сенека.

6

Не считаю, что такие советы и посты стоит раздавать. К стоицизму и понимаю люди приходят каждый по-своему. Некоторые не приходят никогда.
Для сравнения, я без всяких кризисов осознал свою смертность и конечность жизни в 10 лет где-то и спокойно живу, а вот знакомый только в 16 до этого допёр и спать не мог ночами.
Каждый сам, опять-таки. ред.

2

Я тоже сам пришел к подобным стоицизму практикам, но все же попытаться помочь окружающим всегда стоит если есть искреннее желание. Главное не переживать что это плохо работает. Если поможешь хоть 1%, уже можно считать успехом) ред.

8

Ну, я другого мнения)
Мне кажется, что таким вещам нельзя научить. Либо сам человек созрел до таких мыслей, либо нет.

0

А кто-то и с 10 лет не может смириться:)
А потом вспоминаешь, что человеческая история насчитывает тычячи лет и ничего в этом плане не поменяется.

3

Так в том и суть, что учить нет смысла ;)

0

Ну и вообще. Если после слета из этого мира что-то есть, тогда и узнаем. В противном случае ведь даже обидно не будет. Поэтому и переживать не стоит=)

2

Вот именно.

0

Никто не навязывает; берём что нравится и подходит; оставляем чужое и лишнее; идём дальше.

1

А я и не говорю про навязывание чего либо. Я, скорее, просто, что человека нельзя научить таким вещам, пока сам себя не осознает.

0

Осознание себя - долгий процесс;
Но к нему подводят и через него ведут - внимание к подобным мыслям, проблемам и методам;
Там в конце слегка затрагивается осознанность - под видом медитации;

0

Хз, может и правда. Я немного по-другому на это смотрю и уже пояснил, как.

1

по другому и полностью неверно

0

Что поделать, все мы ошибаемся.

0

Тогда я ещё не знал про стоицизм, но за несколько лет пришёл к некоторым выводам, которые имели то же значение. Именно поэтому я столь тепло воспринял стоические принципы, когда впервые с ними познакомился — всё дело в том, что я уже применял их в своей собственной жизни и даже достиг успеха.

Блин, сам год назад после своей «темной ночи души» пришел к нечто подобному и жить стало гораздо легче. Даже и не подозревал, что есть очень схожая с этим философия, в которой хорошо сформулированы эти идеи. Я прям воодушевился пересмотреть свои принципы и подробнее разобраться в стоицизме. Спасибо. 

5

Очень рад, взаимно спасибо за отклик)  

1

Спасибо за статью. Полезненько!  :)   Кстати, как повысить свою "карму" на этом сайте DTF ???  Не получается лайкнуть статьи.

4

Постить аниме девушек в комментарии

2

Как повысить? Быть интересным и\или полезным

0

Ух ты, как ультимативно звучит... Мде. Однако спасибо! :)

3

заббыл, ещё смешным. да вроде  как и везде

0

Устроить бомбардировку мемасами в соответствующий подсайт.

0

Только начал к этому подходить, статья вовремя.

4

Парень должен уважать право девушки проявлять высокомерие

Еба, стоики терпилы-омеганы оказывается?
Руководствуясь стоическим принципом, я должен понимать, что моя реакция на негатив — это моя личная ответственность. Если я испытываю боль из-за слов других людей, таков мой выбор.

"Выбор" - КЕКВ. Спешите видеть - оказывается я могу решать как реагировать. Вот оскорбили меня, а я такой думаю "Таааак, погоди-погоди могз, не реагируй, давай подумаем как нам стоит отрегировать...Тааак, нам обидеться? Разозлиться? А может...получить удовольствие от того, что нас оскорбили? Хм...Третья реакция выглядит неплохой, давай реагировать так!", а потом бац! и мне в кайф оскорбление. Это так работает, я правильно понял?
Если её отказ породил в нём снижение самооценки и страх знакомиться, таков его выбор

Бля чел, ну обида это твой выбор знаешь ли. Не то, чтобы эмоции были чем-то неконтролируемым и стихийным, ну ты чего...

2

Еба, стоики терпилы-омеганы оказывается?

Именно так униженные и рассуждают, да.

1

Не, ну если тебе нравится когда с тобой как с говном обращаются, то флаг в руки как грится :)

0

 Еба, стоики терпилы-омеганы оказывается?

смысл скорее в том, что нужно иметь ввиду вероятность проявления реакций различного толка, как в примере из статьи - вероятность того, что ты можешь подойти к условно "не той" девушке, которая может начать вести себя высокомерно. но не в каком-то пресмыкательстве перед женским полом в принципе

"Выбор" - КЕКВ. Спешите видеть - оказывается я могу решать как реагировать. Вот оскорбили меня, а я такой думаю "Таааак, погоди-погоди могз, не реагируй, давай подумаем как нам стоит отрегировать...Тааак, нам обидеться? Разозлиться? А может...получить удовольствие от того, что нас оскорбили? Хм...Третья реакция выглядит неплохой, давай реагировать так!", а потом бац! и мне в кайф оскорбление. Это так работает, я правильно понял?

естественно, что просто прочитав эту статью ты не сможешь применять эти принципы сходу в любой жизненной ситуации, о чём и упоминает автор что он сам к этому шёл какое-то время. но если ты будешь иметь ввиду что эти оскорбления - вне твоего контроля, то справляться с ними будет легче.
плюс ко всему, ты подал это так, будто у тебя постоянный выбор из вариаций своей реакции (обида, злость, удовольствие) и применение её на постоянной основе, хотя суть в том, что следует достичь того самого здорового пофигизма. нужно выбрать тот единственный паттерн именно поведения (что последует после эмоции) который нанесёт тебе меньше урона и поможет поскорее "забыть" конфликт и убрать воспоминание о нём в папку "прошлое", которое ты опять же контролировать не способен.

 Бля чел, ну обида это твой выбор знаешь ли. Не то, чтобы эмоции были чем-то неконтролируемым и стихийным, ну ты чего...

тут опять же про применение этих принципов, сразу - не выйдет. но всё это можно в себе "взрастить" со временем, обрасти бронёй ред.

0

нужно выбрать тот единственный паттерн именно поведения

А как этот выбор происходит ещё раз?)
но всё это можно в себе "взрастить" со временем, обрасти бронёй

Я понимаю "взращивание", "созревание", "осознание", но не понимаю при чём тут выбор. У человека есть сознательное и бессознательное. В бессознательное входит основа нашей личности и характера - еда, вещи, цвета, люди которые нам нравятся и не нравятся. Это мы не способны контролировать. Вот раньше помню в  детстве я боялся темноты. А потом, когда подрос немного то понял, что больше не боюсь темноты. Как это произошло и почему? Разве я думал что-то вроде "тааак я боюсь темноты, а надо не бояться, тааак щас как подумаю о том, что бояться нечего и перестану бояться"? Нет, я о таком не думал. Я просто жил свою жизнь, рос, а моё бессознательное уже само "осознало", что бояться нечего и потом в один момент я понимаю, что больше не боюсь темноты. Где здесь был мой контроль? Что я контролировал? Ничего. Это был процесс вне моего контроля, процесс того, как бессознательное переставало бояться темноты, а следовательно и я.
Другой случай с оценками. Наверняка, у многих был страх, что родители будут ругать их за плохие оценки. Опять же, когда был маленьким я действительно боялся, что за тройки и двойки меня будут ругать, один раз я даже что-то пытался сделать с дневником( то ли стереть оценку или страницу вырвать). Но потом просто-напросто прошло время,  я подрос и перестал загоняться по поводу оценок. Почему это произошло? Разве я думал о том, как перестать загоняться по поводу оценок? Нет. Это произошло само собой. Каким-то образом моё бессознательное созрело, осознало, что бояться нечего, а следовательно бояться нечего и мне. Где здесь контроль и контроль чего?
Или например, "Эврика". Озарение. Когда люди усиленно над чем-то думают, размышляют, не могут прийти к какому-то решению, но потом внезапно на них сходит некое озарение из ниоткуда. Что это? Работа бессознательного? А люди могут контролировать озарение? Нет, иначе это не было бы озарением. Может люди могут контролировать интуицию, когда то же бессознательное опять-таки быстрее и раньше находит некое решение прежде, чем сделаем это мы - сознательное.
Может мы может контролировать проявление эмоций? Ну, вот дали тебе по ебалу и через секунду ты уже чувствуешь гнев. За эту секунду ты можешь проконтролировать чувствовать тебе гнев или нет? Не можешь.
Ну тогда следующий вопрос - проявление эмоций ты контролировать не можешь, озарение не можешь, интуицию не можешь, "осознание", созревание своего бессознательного тоже не можешь - а что ты контролировать-то собрался?
Ты говоришь "о чём и упоминает автор что он сам к этому шёл какое-то время" - но что это значит? Как он шёл? Он где-то нашёл принципы стоицизма и начал им следовать? Нет, он к стоицизму позже пришёл. Тогда как? Что он делал? Жил? Ну, то есть, он просто жил, переживал опыт, его бессознательное "осознавало" и обрабатывало то, что он пережил и по итогу - он стал легче относиться к жизни. Но где тут его контроль? Что он контролировал? Если бы его сознательное не пришло к выводу, что можно относиться к жизни проще, то и он бы  ни к чему бы не пришел.

1

есть шанс, что мой ответ ниже будет переливом из пустого в порожнее и просто софистика от скудного ума, при том, что твои мысли тоже верны, но...

Вот раньше помню в детстве я боялся темноты. А потом, когда подрос немного то понял, что больше не боюсь темноты. Как это произошло и почему? Разве я думал что-то вроде "тааак я боюсь темноты, а надо не бояться, тааак щас как подумаю о том, что бояться нечего и перестану бояться"? Нет, я о таком не думал

 Но потом просто-напросто прошло время, я подрос и перестал загоняться по поводу оценок. Почему это произошло? Разве я думал о том, как перестать загоняться по поводу оценок? Нет. Это произошло само собой.

дело в том, что если бы ты как раз-таки действительно "сел и подумал" то этот момент осознания ничтожности этих проблем настал бы НАМНОГО быстрее и был бы связан именно с сознательным.
мне кажется тут немного путаница кислого с пресным. насколько я понял для себя (суждение может быть ошибочным и даже слишком) подавляющее большинство примеров о проявлении стоицизма относят к ситуациям некоего рода конфликтным и непосредственно тебя касающихся, во взаимодействии с социумом. в ситуации же с темнотой - она, сама по себе, тебе ничего плохого не сделала, у тебя просто была фобия, которую ты преодолел.

 Может мы может контролировать проявление эмоций? Ну, вот дали тебе по ебалу и через секунду ты уже чувствуешь гнев.

контролировать эмоции ты можешь не всегда, особенно в таких ситуациях, но ты можешь контролировать дальнейшее отношение к этой ситуации: грустить от того что тебя отпиздили/не пытался разрулить всё словами/не дал пизды в ответ/найти мотивацию и начать заниматься спортом/etc. 

 Как он шёл? Он где-то нашёл принципы стоицизма и начал им следовать? Нет, он к стоицизму позже пришёл. Тогда как? Что он делал? Жил? Ну, то есть, он просто жил, переживал опыт, его бессознательное "осознавало" и обрабатывало то, что он пережил и по итогу - он стал легче относиться к жизни.

Переживать опыт он мог в том числе именно сознательно, проговаривая вслух или на бумаге анализируя свой жизненный опыт. Бессознательное, очевидно, тоже выполняло огромную работу, но если решить взять эти моменты в свои руки, к результату можно прийти намного быстрее.

Ты слишком зацепился за значения слов "выбор" и "контроль" и пытаешься сам же причесать понятие контроля к вещам, которые контролю не поддаются (то же бессознательное из примера про озарение).  и пытаешься стоицизм принять как некий абсолют, причесав ВЕСЬ возможный жизненный опыт миллиардов людей к одной идеологии. стоицизм - не панацея и единственно верный взгляд на мир, а (для меня лично) просто способ как немного облегчить себе жизнь и улучшить ментальное состояние. хочешь - принимай, не хочешь - тоже хорошо, найди себе идеи поближе ред.

0

Ты прав, я прицепился к "выбору" и "контролю" потому что я  лично считаю, что никакого выбора у человека нет вообще и он мало что может контролировать. И когда мне говорят, что внезапно человек может выбирать как ему чувствовать и какие эмоции проявлять просто-напросто захотев - мне искренне хочется узнать как именно это возможно. Но в принципе, я согласен с тем, что если много думать над чем-то, размышлять, то это значительно поможет бессознательному в осознании какой-либо проблемы.

0

потому что я лично считаю, что никакого выбора у человека нет вообще и он мало что может контролировать

Я вообще не понимаю, честно говоря, в чём вопрос. Все и так управляют своими эмоциями, как могут. Это даже на законодательном уровне закреплено. Если ты не будешь управлять собой мало-мальски, например, гневом, то быстро получишь "штрафные санкции" от общества. Предположим, я еду в машине. Меня подрезали, я догнал на следующем светофоре и пошёл "наказал" кулаками. Можно ли в суде потом рассказать, что никакого выбора не было, ведь меня охватил праведный неконтролируемый гнев?

Человек способен менять свой мыслительный процесс, своё поведение очень гибко, иначе не существовало бы КПТ. Обратимся к википедии: когнитивный подход исходит из предположения, что психологические проблемы и нервно-психические расстройства вызваны нелогичными или нецелесообразными мыслями и убеждениями человека, а также дисфункциональными стереотипами его мышления, изменив которые, можно изменить эмоции и поведение и таким образом решить проблемы.

Да, может появляться первичная неконтролируемая эмоциональная реакция, например, гнев. Но в большинстве бытовых ситуаций есть временной промежуток, когда включив холодную логику и рассудок, ты можешь щелкнуть переключателем и выбрать другое эмоциональное состояние. Даже если это выражается в том, что тебе нужно несколько раз сделать вдох-выдох. И вот ты уже человек под контролем.

А что касается драк, мы можем вспомнить восточные боевые искусства, например, айкидо, где большое внимание уделяется самоконтролю и бесстрастию. Чем выше твой самоконтроль, тем ты сильнее, эффективнее. Когда ты хорошо управляешь собой, время как будто замедляется в бою. В общем, об этом можно бесконечно говорить. Бессознательные реакции можно и нужно осознавать, требуется большая работа, чтобы их определить и трансформировать. В том числе об этом и пост, и стоические идеи.   

2

Да, может появляться первичная неконтролируемая эмоциональная реакция, например, гнев.

Но в большинстве бытовых ситуаций есть временной промежуток, когда включив холодную логику и рассудок, ты можешь щелкнуть переключателем и выбрать другое эмоциональное состояние

Так и где здесь контроль? Я думал благодаря стоицизму ты можешь не испытывать гнев или же вообще переключить гнев на радость - где это?) Само возникновение гнева или же другой эмоции ты никогда не сможешь контролировать, на то они и эмоции.
ты можешь щелкнуть переключателем и выбрать другое эмоциональное состояние

Даже если это выражается в том, что тебе нужно несколько раз сделать вдох-выдох

Это не по щелчку. И в любом случае, чем чаще ты встречаешься с такими ситуациями - тем проще, потому что ты, а точнее твоё бессознательное привыкает. 100 раз окажешься в таких ситуациях и хочешь-не хочешь привыкнешь. Только не понял - причём тут стоицизм и что ты собрался контролировать?
Предположим, я еду в машине. Меня подрезали, я догнал на следующем светофоре и пошёл "наказал" кулаками. Можно ли в суде потом рассказать, что никакого выбора не было, ведь меня охватил праведный неконтролируемый гнев?

Конечно, если это "неконтролируемый гнев". Аффект. Эмоции это работа бессознательного. Если будет сильная эмоция - не сможешь контролировать. Когда почему-то идут слёзы или смеёшься. А если тебя подрезали и ты разозлился и всё, что ты сделал - сматерился, например, то значит эта ситуация не вызвала в тебе сильных эмоций. А почему? Где и как ты решаешь будет в тебе сильная эмоция вызвана или нет? Никак.
Чем выше твой самоконтроль, тем ты сильнее, эффективнее. Когда ты хорошо управляешь собой, время как будто замедляется в бою.

Хорошо звучит, а как?) Сто раз сказать "будь бесстрастен" и всё - ты не испытываешь эмоций? Не думаю, что это так работает. А вот если ты пройдёшь через 100 драк, то твоё бессознательное привыкнет и ты будешь меньше бояться и будешь оставаться с холодным рассудком. Но это работа твоего бессознательного, ты-то что контролируешь?) ред.

1

Ну тут ничем помочь не могу, ты не читаешь даже текст) Сам потом дойдёшь, когда придёт время.  

0

Это ты действуешь по заветам стоицизма?) А то твой ответ в стиле "ля, что тебе отвечать, ты даже не читаешь" ничуть не отличается от ответов других. В этом суть стоицизма - на подробный комментарий отвечать двумя строчками а-ля "подрастешь - поймешь"? Не впечатляет как-то.

0

Прикольно что такие авторы как этот столько всего могут писать про мысли и поведение человека, при этом не зная абсолютно ничего про головной мозг, как он устроен, как работает и как управляет мыслями и поведением.

Автор, когда твоя кора надпочечников под воздействием гипофиза начнет заливать тебя кортизолом, потому что у соседа машина дороже и у его жены ноги длиннее, она тебя даже спрашивать не будет. Ты не можешь это контролировать, а следовательно, следуя твоим рассуждениям, и не нужно об этом беспокоится )) ред.

–3

Мозг как раз устроен по-другому. Если бы это было так как в комментарии, то у всех была бы одинаковая реакция, а она разная.

"Заливать" начнет не просто так, это механизм, чтобы взять свое, когда цель уже почти в руках и не хватает адреналинового толчка, немного энергии, чтобы ее схватить. То есть злость и подобной наплыв чувств- они не просто так, они для чего то нужны. И в данном случае забрать то, что отобрали.
То есть такая реакция у человека, который считает, что у соседа есть то, что должно быть у него, а его при этом словно обобрали (сосед/Вселенная/злое общество). У того есть, а ему недодали.

То есть не будь этот человек из примера таким инфантильным, ничего бы его не заливало. ред.

9

Пример на ум приходит актуальный для многих.
Люди, которые берут на себя слишком много (то что не могут контролировать, а пытаются), страдают от проблем с сердцем и желудком.
Отчасти это связано с тем, что организм пытается условно стать больше. Повышается давление, сердцебиение, больше кислоты вырабатывается в желудке. Потому что психика дала сигнал стать "больше", не быть маленьким человеком у которого ничего не получается, и тело так пытается условно говоря раздуться. Что офк в реале только вред наносит. ред.

1

ты пошла по пути задорного. никто так становится "больше"

0

Ну смотри. Психика связана с предметной деятельностью. Все операции, что делает мозг (считает, обозначает, обобщает) - это образ предметной деятельности. То сюда переложили, это сюда. И Гальперин, и Пиаже, все, описывали это на примере формирования психики детей. Сначала счетные палочки, потом счет в уме, потом еще сложнее, но в основе все те же счетные палочки.
Поэтому мозг и сравнивает все это так условно в материальных понятиях. Проблема кажется большой. Она вообще не материальна, чтобы иметь размеры, но она так воспринимается. А человек ощущает себя рядом с ней сравниваясь в размерах.
Из-за того, что люди так чувствуют, это и получило выражение в языке. Не наоборот, как можно было приплести по типу задорнова ред.

0

Я прекрасно понял и по 2 предложениям о чём ты, зря расписывала. Да-да, а если хорошо и натужно думать, то можно и мышцы так нарастить ред.

0

Да-да, а если хорошо и натужно думать, то можно и мышцы так нарастить

Так суть то как раз обратная. Что это привет к разрушениям (больному сердцу и язве), а не к тому что так можно чего-то добиться.

0

Не понял. Ты выше говоришь, что человек, беря непосильные задачи, как бы сам расширяется и хочет стать больше. И типа увеличивается сердце и пр. ред.

0

Пытается, да. Как бы по аналогии встать на задние лапы, чтобы казаться больше. Но по факту так больше же не станешь.
И тут это не сиюминутное, а про долгосрочную цель, то есть состояние плюс-минус на постоянку.

Ну или как приободрить себя человек пытается, когда нервничает. Это тоже ложь. И если он будет врать себе постоянно - это жизнь в самообмане.
А тут организм хочет не спасануть, почувствовать себя могущественне, больше (уже бессознательный процесс). ред.

1

кароч, про стоицизм и тыды ты шаришь, молодец.
Но вот это – какая-то хрень, слепленная на коленке))

пс. ты всё добавляешь деталей, но логичнее хрень всё никак не становится)) ред.

–1

Окей, выходит, контролировать мысли и поведение нельзя) Почему существует и эффективно работает когнитивно-поведенческая терапия (во многом перекликающаяся с идеями стоиков)?

1

потому что в колхозе пока не рассказывали об этом))

–2

Прикольно, что ты критикуешь и даже понятия не имеешь о назначении кортизола))) надпочечник ты гипофизный

0

Спасибо; к меня как раз сейчас время перемен и я в себе меняю старые, болезненные штуки;
Эта статья очень в тему;
Некоторые области моей жизни и желания и правда погрязли в неподвластном от чего я унываю.
Надоело;
Chages come.