Пара слов о ремастере Mass Effect

Вышедший в мае этого года, ремастер серии Mass Effect стал отличным поводом освежить в памяти серию и перепройти её всю с самого начала.

Пара слов о ремастере Mass Effect

Честно признаюсь, что я большой любитель МЕ, ну по крайней мере раньше им был. Вторую и третья часть проходил десятки раз, всю серию разом я проходил перед выходом МЕ3, так что вроде как неожиданностей от перепрохождения получить был не должен.

И тем не менее, для меня очередной забег в Mass Effect стал разочарованием. Геймплейно игра всё ещё шикарна, стилистически вообще вне всяких похвал, но вот сюжетно…

Причём беда даже не в третьей части: а во всей серии целиком. И сейчас я попробую объяснить, что не так с сюжетом серии Mass Effect. Первая часть, заложившая основы мира, начиналась просто прекрасно: мы в роли капитана Шепарда прибывали на планету Иден Прайм чтобы забрать, обнаруженный археологами древний маяк вымершей расы протеан. Вместе с маяком мы обнаруживаем спектра Сарена, который пытается с помощью враждебных синтетиков забрать артефакт, а после неудачи ретируется.

Весь дальнейший сюжет представляет собой детективную историю, где мы по крупицам собираем информацию о целях Сарена, узнаём о то, что он работает над возвращением древней расы Пожинателей, раз в 50к лет уничтожающей жизнь в галактике.

Для этого Сарену нужен некий Канал поиском которого он и занимается, а мы вслед за ним. Если играть в игру впервые и не знать, что будет дальше, то весь сюжет увлекает и не позволяет задаться вопросами, которые должны напроситься сами собой. Причина этого как в банальном недостатке информации в первых 90% игры, так и в том, что прямо перед финальной схваткой нам вываливают на голову кучу ответов на вопросы, но времени на их осмысление и увязку нет. Чего же там такого? Чтобы это понять давайте обратимся к сюжету игры с точки зрения жнеца Властелина.

Итак. Раз в 50 тысяч лет в нашу галактику приходят жнецы, чтобы уничтожить всю живую и неорганическую жизнь и снова укрыться в дальнем уголке космоса. Так как укрываются они в области вне физической возможности добраться до ближайшего ретранслятора, то чтобы вернуться нужно активировать генератор портала, в роли которого выступает Цитадель.

Активируется Цитадель не по таймеру, а по внешнему сигналу от жнеца, оставленного наблюдать за голактекой, так как сигналы из дальних далей, где укрываются Жнецы, не доходят. Властелин, проснувшись за пару десятилетий до старта игры попытался запустить Цитадель, но у него не вышло – Хранители, обслуживающие Цитадель, попросту не реагировали на его сигнал.

Что делает Властелин, поняв, что что-то пошло не по плану? Он готовится к ручному запуску системы – для этого ему необходимо прибыть на Цитадель, присоединиться к главному шпилю и как-то заставить изнутри активировать систему.

Тут уже возникает вопрос к адекватности Жнецов, так как они создали систему, которую не могут перезапустить без помощи других созданий. Ок. Властелин начинает собирать армию, с помощью которой можно было бы вломиться на Цитадель и привести план в действие. Тут ему везёт, что в его лапы попадает спектр Сарен, которого он одурманивает. Сарен помогает заключить союз в гетами, наёмниками, кроганами.

А потом… у Властелина и Сарена начинается шиза. Вместо того, чтобы продолжать готовить армию вторжения Властелин внезапно решает найти некий протеанский артефакт Канал с помощью которого??? Прикол в том, что совершенно непонятно откуда Властелин или Сарен узнали о существовании Канала, как и о том, что он делает. Проблема ведь в том, что сам Сарен сумел получить знания о расшифровке протеанских посланий только +- во время сюжета МЕ1. Как он тогда узнал о Канале раньше?

Или как Властелин узнал о нём, если это был настолько секрет-секрет, что во время уничтожения протеан жнецы пропустили Ил, где он находится. Т.е. вместо выполнения своей основной задачи Жнец пускается на поиски легендарного хз чего, в результате палит свой самый ценный актив и в итоге, ему везёт, что Канал открывает прямой доступ с Ила на Цитадель. Но блин.

Это самый безумный план, какой только мог выдумать ИИ, который миллионы лед уничтожает мясные мешки. Он почти полностью сшит из везения и игры с вероятностями. А что если Канал это просто огромная антижнецовая бомба? Или ГЕКК? Или на худой конец просто миф? Властелин ведь мог вместо погони за призраками собрать огромную армию органиков, тупо одурманивая людишек: Сарен мог свозить к нему рабов или наёмников. Сарен мог благодаря полномочиям спектра завезти на цитадель всех этих бойцов, контейнеры с гетами и ещё чёрте чем.

Это разумный план, не требующий никаких Каналов и поисков неизвестного вундерваффе, не привлекающий внимания к Сарену выше, чем уничтожение целой колонии людей. Но вообще, самым логичным было бы, если бы Сарен явился на Властелине на Цитадель, объявил, что это древний дредноут протеан, дальше водил туда совет, военных и прочих лидеров, которые одурманивались бы и вуаля, у тебя голактекой управляют марионетки жнецов.

Но нет, Властелин решил ввязаться в погоню за неизвестно чем и в итоге проиграл. Ок. Положим, что всё сказанное выше это придирки. Но вот у нас стартует 2я часть, где в самом начале неизвестный корабль нападает на Нормандию, уничтожает её… И, во-первых, это вызывает 0 реакции у властей. Ну чего такого, что корабль неизвестного дизайна размером с линкор напал на НЕВИДИМЫЙ суперсовременный корабль-разведчик. Делов-то, у нас такое каждую пятницу.

Но фиг с ним, во-вторых, владельцем корабля оказывается рояль в кустах под названием Коллекционеры. По ходу сюжета окажется, что это был план Б жнецов – изменённые генетически протеане, чуть ли не директивно управляемые главным Жнецом – Предвестником. Лол что? Т.е. в первой части Властелин не знал, что тут рядом есть целая армия, которую можно использовать для нападения на Цитадель? И т.е. управлять коллекционерами Предвестник может, а вот послать сигнал на Цитадель нет, пообщаться в Властелином тоже он видимо не мог. Гениально.

Но ладно, как бы ну косяк, но не критичный. Но что делают вообще коллекционеры? Они изучают людей путём собирания их днк и создания человеческого жнеца. Штааа? Как мясо людей может помочь понять их? Зачем, почему? Игра нам этого вообще не объясняет. Просто смиритесь блин.

Потом было дополнение для МЕ2: Прибытие. В нём нам говорят, что жнецы таки нашли способ вернуться и вот-вот это сделают. Но не всё так просто. Земляне решили остановить прибытие жнецов, для чего собираются протаранить астероидом ретранслятор через который они это сделают.

Проблема в том, что всю команду астероида одурманило через артефакт жнецов с помощью которого они и узнали о прибытии. Что ещё шизофреничнее, одурманенные рассказывают Шепарду о плане тарана, о возвращении жнецов, потом ловят, накачивают наркотой и всё это из-за того, что Предвестник хочет лично сообщить Шепарду, что землянам конец.

Ааааааа. Ещё больше я орал, когда на Шепарда вдруг перестали действовать конские дозы транквилизаторов и он быстро оклемавшись стал всех валить. В этот момент из фантастики (приставку научная МЕ потерял ещё в первой части кмк) становится фэнтезёй, причём мэрисьюшной.

Ну и вишенкой на торте из говна становится, конечно, 3 часть. Её люто ненавидят многие фанаты, но на мой взгляд она чёрт возьми всё ещё лучшая часть серии. И причина тому, что сюжет МЕ3 очень простой и понятный: жнецы пришли, всем конец, давайте соберём все силы в кулак и как ударим по ним, если победим, то шансы есть, а если нет, то хуже уже не будет.

И 90% игры Шеп мотается по галактике и сколачивает этот альянс. При этом Горн, на который фаны рррякают, что этож рояль в кустах, ничуть не менее роялист, чем Коллекционеры из 2й части. И то, что земляне уцепились за него вполне объяснимо – чудо оружие, которое обещает победу. Учёные говорят, что не понимаю как, но оно заработает, а что ещё нужно? Да, конечно, в реальности лучше было построить ещё сотню крейсеров на ресурсы от Горна, но у вас тут апокалипсис и уцепиться за чудооружие ни чуть не менее логично, чем за веру в бессмертного Императора (можете спросить у австрийского художника, он подтвердит).

Более того, до финальной битвы Горн, по сути, в сюжете не участвует, мы пассивно следим за его строительством и столь же пассивно помогаем ему и всё. А потом уже случается озарение, что катализатор - это Цитадель. Эту инфу Цербер сливает жнецам, те угоняют Цитадель на орбиту Земли и мы рвёмся к ней.

И вот тут у меня опять, вопрос: а почему? Жнецы вообще начали нападение не с Цитадели? Миллионы лет они действовали по одной схеме, а тут вдруг решили сменить план и осадить сразу все столицы рас? Ещё один вопрос: почему Жнецы, как истерички, гонялись за Нормандией всю игру, так что стоило ей пёрнуть в очередной жопе мира, как туда высылались айнзац-группы жнецов на поимку Шепа?

Жнецы в 3й части в прицнипе ведут себя не, как логичные железные банки, а как безумный безумец. И вот она наконец финальная битва. Флот идёт в самоубийтсвенную атаку, Шеп штурмует Цитадель, а Горн к ней пристыковывается и начинается самый ненавистный момент всей игры по мнению фанатов. Вместо устроить бадабум Шеп видит голограмму мальца, которая говорит, что она есть подсознание жнецов, которое ими управляет и Горн дал ему наконец выбраться на свет божий и всё переосмыслить.

Потом идёт поток сознания о том зачем вообще уничтожать всю жизнь (спойлер: по приколу) (спойлер №2: чтобы прекратить конфликт органиков и синтетиков) (спойлер №3: мы это и так уже знаем после посещения планеты Левиафанов в ДЛЦ). После чего мальчонка говорит, что вообще есть аж три пути (нет, не вебкам, зак*адки и ойти): красный (убить всех жнецов), синий (контролировать всех жнецов) и шизофренический (объединить органиков и синтетиков).

И вот тут я, честно говоря, не понимаю ненависть фанов, так как никто же не заставляет вас выбирать что-либо кроме красной концовки. Остальные концовки могут быть вообще пиздежом жнецов, чтобы сбить с толку Шепа. И как бы вся серия игр подводит нас именно к этому решению.

Но, у меня есть одно объяснение, которое полностью объясняет все несостыковки и наличие аж трёх концовок: Жнецы попросту безумны. Левиафаны создали жнецов, чтобы найти проблему постоянно воспроизводившегося конфликта синтетиков и органиков. Но Жнецы в ходе изучения проблемы свихнулись и сами стали этой проблемой – теми самыми синтетиками, которые уничтожили органиков. Ирония, да.

Потом они придумали максимально идиотские циклы – раз в 50к лет надо просто устраивать чисточки и тогда конфликты органиков и синтетиков будут минимизированы. При этом где-то в ходе очередного цикла безумие жнецов перешло в терминальную стадию и у них появилось подсознание (вероятно это подпрограмма поиска решения), которое искало способ прекратить конфликт органиков и синтетиков (проще говоря уничтожить Жнецов).

Именно подсознание жнецов, как мне кажется, создало Горн и слило чертежи одной из древних рас, именно благодаря ему чертежи переживали все чистки, именно поэтому в качестве катализатора использовалась Цитадель – кто ещё кроме жнецов мог вообще знать о её возможностях. Кроме того, в МЕ3 как несложно заметить активация Горна без вмешательства ребятёнка невозможна, т.е. весь смысл Горна - это дать подсознанию Жнецов взять контроль над жнецами.

Но, вы же понимаете, что у безумного ИИ и подсознание безумно, вот и тут вместо одного решения Горн открывал аж три:

1) это уничтожить жнецов и закончить наконец конфликт органиков и синтетиков. Возможным оно стало именно благодаря присоединению Горна. Но с точки зрения подсознания жнецов это неоптимальный вариант, так как он не останавливает войны в принципе.

2) подчинить жнецов Шепарду. Тут спасибо говорим исследованиям Призрака, который был вообщет подвергнут одурманиванию, но почему-то не одурманился. Странно да? Причём я даже не уверен, что вообще синяя концовка это про контроль жнецов Шепардом, вполне вероятно, что контроль могло взять подсознание Жнецов и прекратить основную директиву – тем самым опять же прервав цикл, так как конфликт органиков и синтетиков был бы исчерпан. А после этого пресекая любые попытки воевать между уцелевшими.

3) Шиза. Это терминальная стадия расстройства психики Жнецов, они начинают считать, что можно объединить органику и синтетику. После активации Горна, жнецы начинают считать, что больше нет органиков и синтетиков, все это органо-синтетические конструкты, а значит и цикл можно прекращать. Для этого они всего лишь одурманивают всю галактику, что благодаря Горну становится возможным и все считают, что они органо-синтетики. Это логичный вариант.

Безумно-нелогичный вариант, что жнецы реально нашли способ сделать так.В любом случае, что принимая на веру мою теорию, что не принимая мы имеем историю о свихнувшемся ИИ, который пытается решить проблему, которую сам же и создал, путём создания других проблем. Будь вместо жнецов просто фракция фанатиков, то люди спокойно приняли бы на веру факт безумства и не возмущались бы так. Но тут, образ Властелина из МЕ1 с его «я выше вашего понимания» почему-то воспринимается, как верх логики и холодного расчёта. Ога.

Что же по итогу?

А по итогу у нас есть довольно простенький сюжет про апокалипсис и попытку его предотвратить. В этом сюжете всадников апокалипсиса сделали столь сильными, что потом не смогли найти внятного объяснения как их победить. В процессе ещё и умудрились вляпаться в сюжетные дыры и несостыковки. Честно, у меня Mass Effect вызвал в этом году полнейшее разочарование: я считал его великой игрой, но в реальности великого в нём ничего толком и нет. Зато есть классический стиль Биовэйр с куцыми диалогами, плоскими персонажами, 2,5 важными выборами на всю игру и пафосом, которым маскируют дыры в сюжете. Такие дела.

Автор: Владимир Герасименко. Сообщество CatGeek.
Автор: Владимир Герасименко. Сообщество CatGeek.
1515
41 комментарий

Я, пролистывая эту убожественную стену текста ради комментариев, увидел ЭТО и мне уже стало плохо
А потом… у Властелина и Сарена начинается шиза. Вместо того, чтобы продолжать готовить армию вторжения Властелин внезапно решает найти некий протеанский артефакт Канал с помощью которого???Продолжать готовить какую армию? Еретики вышедшие за Вуаль Персея и есть вся армия Властелина. Вторжению кого? Жнецов? Для того, чтобы оно случилось нужно активировать Цитадель.

Кто этот текст писал? Кто его сверял? Нейросеть?

15
Ответить

Ох уж эти диванные критики и импотенты, не способные получать удовольствие от Игор.
Ну да сюжет жутко клиширован, но что в этом мире оригинально? Все спасает качество его реализации, эмоциональная составляющая и харизматичные персонажи. Топовая игруха

9
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Я бы расписал, почему масс эффект велик, как никогда, но мне лень. Если вкратце, то это целая прописанная вселенная, с попыткой в научную фантастику, с описанием технологий. И если, играя 10 лет назад, ты ещё не понимал, что такое квантовый компьютер, то теперь уже можешь оценить, насколько скурпулёзно в игре объясняют такие моменты. Можно отыгрывать злодея, чармить инопланетянок. Ничего подобного со штатными писателями в команде и трилогиями не выходит и не факт, что выйдет. Эта игра - противоположность сессионкам на 100 человек и всяким поделкам с крафтом.

7
Ответить

МЭ это суперклишированная космоопера. Прям ни одной оригинальной идеи. Но любят эту игру не за оригинальность.
Никакого "величия" нет.

Эта игра - противоположность сессионкам на 100 человек и всяким поделкам с крафтом.

А, понимаю, ты прост обыватель, который книг не читал и в другие игры не играл. Тогда конечно для тебя это ШИДЕВР!!!!!1

5
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

О НЕТ, ТЕПЕРЬ ВСЕ ЗНАЮТ, ЧТО В МАСС ЭФФЕКТЕ ЕСТЬ ЖНЕЦЫ!!!

20
Ответить