Обзор F.I.S.T. Forged In Shadow Torch — олдскульного экшена про уличные бои робозверей

Битэмап-метроидвания с животными в механических костюмах и неоправданными скачками сложности.

Обзор F.I.S.T. Forged In Shadow Torch —  олдскульного экшена про уличные бои робозверей

Представьте себе «Зверополис», в котором герои дерутся, как персонажи beat 'em up и живут в запутанной версии дизельпанкового мегаполиса из какой-нибудь легендарной JRPG. Примерно так можно описать F.I.S.T. Forged In Shadow Torch.

Очередной продолжатель современного тренда на метроидвании, несмотря на временную эксклюзивность для PlayStation, вышел почти незамеченным прессой. Между тем, это чуть ли ни духовный наследник битэмапов старой школы со структурой типичной метроидвании: запутанными коридорами, требующими наличия определённых способностей, и локациями, плавно перетекающими одна в другую.

В отличие от своих конкурентов вроде дилогии Ori или Hollow Knight, F.I.S.T. не пытается привнести жанр что-то кардинально новое. Вместо этого она полагается на глубокую проработку главных аспектов жанра с парой собственных находок. По случаю выхода F.I.S.T. на ПК рассказываем, почему ей стоит уделить внимание.

Собачий технорейх атакует

Действие F.I.S.T. происходит в населённом антропоморфными животными городе Светоч, оккупированном зловещим Легионом. По улицам расхаживают Железные Псы, угнетающие мирных жителей, а игрок берёт на себя управление кроликом Рэйтоном — ветераном войны, который когда-то бок о бок с братом Цицероном отбивал атаки Легиона. Теперь же он лишь никому не нужный, потерявший надежду пережиток истории.

Легион скрылся от глаз жителей Светоча в неприступной башне
Легион скрылся от глаз жителей Светоча в неприступной башне

Так продолжалось до тех пор, пока Псы не схватили друга Рэйтона, медведя-механика Урсу. Вооружившись своим старым экзоскелетом-кулаком, кролик отправляется выручать товарища из тюрьмы. Но небольшая вылазка оборачивается многочисленными встречами с призраками прошлого и древними тайнами Светоча. Спасение друга перерастает в миссию по освобождению города от Легиона, мечтающего превратить всех живых существ в машины.

Хотя сюжет игры вряд ли кого-то удивит, сеттинг, в котором он разворачивается — одна из главных причин попробовать Forged In Shadow Torch. Она показывает мир, в котором животные, помешанные на аугментациях, притесняют обычных зверей — проявляется конфликт природы и технологий в духе Deus Ex. Причём в местный дизельпанк разработчики из Китая добавили знакомую атмосферу фильмов о восточных единоборствах, которая делает «вселенную» F.I.S.T. Forged In Shadow Torch ещё уникальнее.

В первой половине игры Светоч частенько напоминает Мидгард из Final Fantasy 7 Remake
В первой половине игры Светоч частенько напоминает Мидгард из Final Fantasy 7 Remake

Ярость понарошку

Боевая система F.I.S.T. первым делом вызывает ассоциации с битэмапами вроде Battletoads и, в особенности, Streets of Rage. Рэйтон умеет наносить слабый и сильный удары, на которых строится сложная система из комбо и чередования трёх видов оружия — кулака, бура и электрического хлыста. У каждого из них свои особенности: кулаком можно хватать противников, буром — создавать смерчи, а хлыстом обездвиживать врагов. Помимо этого есть и усиленные атаки, на которые тратится местная мана.

При этом комбинации для оружия открываются за монеты и специальные диски с данными в автоматах сродни кострам из Dark Souls. Диски выпадают только из боссов, и такая система поначалу заставляет следить за валютой и с умом её тратить. Но к концу прохождения, скорее всего, все навыки будут открыты — в какой-то момент денег становится слишком много.

Все меню в игре, в том числе древо навыков, оформлены в духе эдакого «Пип-Боя»
Все меню в игре, в том числе древо навыков, оформлены в духе эдакого «Пип-Боя»

Глубины боям добавляют рывок и три дополнительных способности: выстрел самонаводящимися ракетами, лечебный напиток и отражающие палки. Есть и четвёртая способность, но она необязательна для прохождения и её можно легко пропустить.

На использование этих приёмов тратится специальная шкала, которой поначалу хватает лишь на два применения. Для её увеличения, как и в случае с маной и здоровьем, нужно собирать инъекции, спрятанные в Светоче.

Но способности получились совсем не равноценными. Местный аналог «Эстуса» гораздо полезнее, чем палки для парирования или ракетница. Часто гораздо проще увернуться от удара, чем отразить его, а смысл стрелять по врагу появляется только тогда, когда у него остаётся совсем мало здоровья. Но дожить до этого момента без лечения бывает непросто.

Обычно способности разбросаны по вот таким будкам
Обычно способности разбросаны по вот таким будкам

С противниками и боссами всё неоднозначно. Дело в том, что в начале F.I.S.T. рядовые робопсы зачастую гораздо разнообразнее своих командиров. У обычных врагов вариативные паттерны поведения, которые заставляют постоянно передвигаться по карте и уворачиваться от непохожих типов атак.

Боссы же в первой половине игры — типичные губки для урона. Из-за одинаково простых последовательностей атак достаточно повторять одну и ту же серию прыжков и ударов, пока очередноё толстяк не умрёт. В первой половине Forged In Shadow Torch напоминает God of War 2018-го, в которой боссами раз за разом выступали одни и те же великаны.

Этот парень и его аналоги — единственные боссы в первой половине игры. А позже их даже перестают презентовать, как особенных противников
Этот парень и его аналоги — единственные боссы в первой половине игры. А позже их даже перестают презентовать, как особенных противников

Вот только во второй половине F.I.S.T. с боссами происходит что-то странное: элементарные противники начинают чередоваться с непроходимыми, на которых может уйти не один десяток попыток. Например, предпоследний босс — самый разноплановый враг в игре, несколько раз меняющий мувсеты.

А в финале игрок сталкивается с механически несложным, но крайне живучим персонажем, победа над которым зависит скорее от терпения, чем от натренированности. Из-за этого поединки ближе к концу начинают раздражать и вызывают желание понизить сложность.

Лабиринты кроличьей норы

Структурно приключение Рэйтона — классическая метроидвания, которую попытались лишить типичных проблем жанра. Возвращаться на пройденные локации по ходу сюжета почти не приходится, как и исследовать необязательные зоны для фарма валюты или поиска нужной способности — по всему необходимому проведёт сюжет. Передвижение по относительно большому миру игры облегчают телепорты, которые расположены в ключевых точках прохождения, а также система метро. Правда, станции перемещения открываются постепенно, а некоторые из них даже можно пропустить, как и другой опциональный контент, разбросанный по разным уголкам Светоча.

Например, в некоторых местах спрятаны секретные боссы или сундуки, которые открываются только с помощью покупаемых ключей, или семена — за них в убежище можно получить диски с данными. А ещё по Светочу развешены постеры, которые открывают скины для оружия Рэйтона. И всё это относительно просто ищется благодаря нетипично подробной для жанра карте.

Часто создатели метроидваний ограничиваются лишь простой схемой без маркеров и текста. Здесь же детальный план города, с одной стороны, убивает ощущение исследования и привычную для жанра радость от неожиданной находки, а с другой — позволяет не слоняться часами в поисках последнего неоткрытого семени или скина.

Обзор F.I.S.T. Forged In Shadow Torch —  олдскульного экшена про уличные бои робозверей

Планировка Светоча интересна и интуитивна, но при всей красоте сеттинга дизайн локаций подкачал. Многие из них сложно отличить друг от друга — обычно это разнообразные промышленные туннели и складские помещения. Есть всего несколько ключевых мест, которые сильно выделяются на фоне остальной игры.

Одно из таких — улица-хаб, которой заправляет крысиная банда с местным крёстным отцом во главе. В этом месте можно купить диски с данными, предметы для апгрейда шкал или уникальный скин, а ещё сдать семена. Или чуть больше узнать о мире игры и её персонажах из диалогов — например, с пьяной крысой.

Несмотря на визуальную однобокость локаций, F.I.S.T. радует геймплейным разнообразием. Например, в начале прохождения есть полноценный стелс-уровень. А ближе к концу игры меняется темп прохождения — как и в Ori and the Blind Forest, в финальной трети F.I.S.T. появляется всё больше головоломок и акробатического платформинга.

Как и в игре от Moon Studios, в F.I.S.T. к концу сюжета Рэйтон учится новым способам перемещения вроде парения на соплах бура или притягивания к специальным точкам с помощью хлыста. Это позволило разработчикам вводить новые виды головоломок. Не все из них получились одинаково интересными, зато из-за их разнообразия сложно упрекнуть создателей F.I.S.T. в безыдейности.

Одна из последних локаций с очень скучной головоломкой, которая, к счастью, встречается всего раз за игру
Одна из последних локаций с очень скучной головоломкой, которая, к счастью, встречается всего раз за игру

F.I.S.T. Forged In Shadow Torch — образцовая метроидвания, которая, впрочем, не привносит ничего нового в жанр. Игру сложно назвать открытием в духе Hollow Knight или дилогии Ori. Но благодаря умелому внедрению механик битэмапа в знакомые каноны она сильно выделяется среди конкурентов. Отточенная боевая система и интуитивный левелдизайн компенсируют сумбурность второй половины игры, которую будто перенасытили разнообразием сложности и темпов, и однообразие первой.

Что понравилось

  • Сеттинг и дизайн игры
  • Глубокая боевая система в духе битемапов старой школы
  • Огромное количество необязательного контента
  • Почти полное отсутствие бэктрекинга

Что не понравилось

  • Странные скачки сложности боссов во второй половине игры
  • Многие локации очень похожи друга на друга
  • Подводные уровни
7575
28 комментариев

Комментарий недоступен

26

Можно ли называть метроидванией игру без бэктрекингаРазрешаю.

3

Можно ли называть метроидванией игру без бэктрекинга?Почему нет, если доп проходы открываются для доп боссов и прочего, а сама сюжетка около линейна?

4

В Guacamelee! на сколько помню почти нет его. Только вроде за дополнительными ништяками можно вернуться

1

у меня большие сомнения вызывает этот пункт, учитывая, что даже в демке уже столько бэктрекинга была, что я подзадолбался

1

Это же интерфейс из биошока.

12

а кошко-девочки там есть?

5