Цвет и освещение: универсальные правила за пять минут

Эти советы пригодятся при создании любого визуального контента — от фотографий и видео до 3D-моделей. Есть текст.

Любой может научиться фотографировать, снимать видео или заниматься 3D-моделированием — выполнять техническую работу. Но для осознанного создания визуального контента важно разобраться с базовыми принципами работы с изображением.

Универсальные правила работы с цветовой гаммой

Зачастую для создания атмосферного изображения достаточно сочетать два-три цвета с учётом правил композиции. Их всего три:

1. Контраст цветов

Сочетайте по контрасту — для этого берите цвета с противоположных концов круговой палитры. Напротив тёплого цвета (например, красный) —холодный (синий).

Цвет и освещение: универсальные правила за пять минут

Это работает даже с не самыми изысканными визуальными произведениями. Пример, — модная в середине нулевых цветокоррекция «Трансформеров» с оранжевой кожей и голубым фоном.

«Трансформеры», 2007​
«Трансформеры», 2007​

2. Воздушная триада

Триаду образуют три любых цвета, которые располагаются рядом на палитре. Цвета должны сочетаться и плавно перетекать друг в друга.

Но заполнять всё изображение только этими цветами не стоит — это скучно. Акцентируйте: замените центральный цвет триады на противоположный, и он сфокусирует внимание смотрящего. Например, если центральный цвет триады — фиолетовый, то акцент — жёлтый. Как на «Звёздной ночи» Ван Гога.

​Винсент ван Гог, «Звёздная ночь», 1889
​Винсент ван Гог, «Звёздная ночь», 1889

3. Геометрия

Палитру определяет простая фигура — равнобедренный или прямоугольный треугольник, квадрат или ромб. Проще всего этот принцип объяснить на примере треугольника. Произвольно рисуем его на RGB-палитре и получаем ограничитель: все цвета внутри фигуры допускаются к работе, остальные — нет.

Это не значит, что кадр нужно заполнять только яркими цветами. Для гармонии и акцентности достаточно одного яркого цвета, а остальную работу желательно выполнить в приглушённой гамме.

Цвет и освещение: универсальные правила за пять минут

Запомните ещё два правила, которые влияют на восприятие изображения.

Фон меняет ощущение от цвета. Разместите серый квадрат на синем прямоугольнике, а затем — на оранжевом. Вы сразу почувствуете разницу. Даже серый на фоне оранжевого будет казаться теплее и ярче, не говоря уже о других цветах.

Фон передаёт информацию относительно центральной фигуры кадра. Пример — кадр из «Бойцовского клуба». Здесь фон транслирует одну из идей фильма — обманчивое просветление (дверной проём справа) через саморазрушение (дверной проём слева).

Цвет и освещение: универсальные правила за пять минут

Свет работает в связке с цветом. Он может как насытить, так и приглушить его, и даже запутать зрителя. Например, при длительном просмотре холодный цвет может восприниматься как тёплый.

Чтобы этого избежать, подержите его другими элементами. Например, Дэвид Финчер намеренно использует скудную палитру цветов. В «Охотнике за разумом» общий тон кадра дополняется светом от телевизора, табличкой на автомобильной стоянке или красным кофейником — чтобы зритель верно воспринял настроение. Благодаря таким деталям цвет становится устойчивым.

Основы композиции света и цвета

Чтобы правильно сочетать цвет и свет нужно разобрать схему освещения. Типов света несколько:

1. Рисующий. Как правило, располагается сверху или спереди и образует основное пятно света, а также тени, идущие от объекта.

2. Заполняющий. Позволяет высветлить затемнённые участки изображения.

Цвет и освещение: универсальные правила за пять минут

3. Контровой. Располагается сзади и подчёркивает края фигуры.

Цвет и освещение: универсальные правила за пять минут

4. Моделирующий. Располагается сбоку, чаще используется в студийной фотографии, чем в кино.

Цвет и освещение: универсальные правила за пять минут

Эти универсальные виды света работают и для фото, и для видео, и для 3D-моделирования. В кино всё сложнее — там, как правило, используют от семи до сорока источников света. Исключение — операторы вроде Роджера Дикинса, который снял самые известные фильмы Вильнёва, братьев Коэн и Сэма Мендеса. Ему порой достаточно и трёх источников.

​«Бегущий по лезвию 2049», 2017
​«Бегущий по лезвию 2049», 2017

Избегайте абсолютно чёрного цвета — у него нет оттенков, и поэтому он не вызывает должного спектра эмоций. В классической живописи чисто чёрные тени почти не встречается — потому что их почти нет и в реальном мире. Свет отражается и преломляется, образуя разные оттенки.

​Рембрандт, «Меняла», 1627
​Рембрандт, «Меняла», 1627

Поэтому в кино особенно важен заполняющий тон — оттенок, который присутствует в каждом цвете изображения. Абсолютно чёрный используется лишь когда автор делает намеренную стилизацию. Даже в ночных или космических сценах темнота создаётся за счёт оттенков синего, серого и других цветов.

Возьмём дизайн космического корабля и то, как он выглядит в космосе — например, кадры из «Чужого» или «Вторжения». Даже самая фантастическая конструкция кажется реалистичной, потому что избегает чёрного цвета и состоит из оттенков, бликов и других элементов, придающих ей объём и живость. В этом случае важно проработать границу светотени, которая задаёт объём любой фигуре в кадре.

Цвет и освещение: универсальные правила за пять минут

Свет не обязательно должен быть белым. Цветное освещение разнообразит изображение. Тут работают те же правила, что и в предыдущем пункте.

Также важна работа с геометрией видов освещения. Здесь используется тот же принцип, что и с цветом — всегда есть главный источник света, создающий акцент, и дополнительный. Это видно на примере фильмов франшизы «Джон Уик»: здесь сочетание света помогает удержать внимание зрителя в экшн-сценах.

«Джон Уик», 2014

В видеоиграх базовые приёмы сочетания цвета и света помогают ориентироваться на локации — нужные участки и направляющие линии подсвечиваются. Принципы визуального повествования универсальны для всех видов искусства: при помощи цвета и света можно выделить важную деталь и направить взгляд зрителя.

Видео и текст подготовлены командой XYZ Media.

340340
79 комментариев

А я боялся, что не увижу тебя больше здесь :) спасибо за работу, ты мастер

38
Ответить

Ффуууух, Луц на месте. Хорошо.

14
Ответить

Черный это основа. В классической живописи сначала делается монохромный подмалевок и лишь затем вводится цвет.

8
Ответить

Речь про тени. Те кто в художке учились знают, что чёрный нельзя использовать вообще

2
Ответить

ага, тоже охренел от "избегайте чёрного"

1
Ответить

В кино чёрный не чисто 100% чёрный не из-за каких-то художественных правил, а из-за необходимости создать ощущение погружения. Это тоже самое, что и эффект воздушной перспективы. Из-за не идеальной прозрачности воздуха при наличии освещения чёрные детали будут чуть светлее чем чёрный.

А космические станции выглядят реалистично опять же из-за эффекта воздушной перспективы: станция большая, и она далеко, и значит, между ней и зрителем много воздуха, который сильнее ее высветлит в голубой оттенок.

Можете убедиться сами, если сделаете фото, и на кривой уровней все чёрные оттенки чуть высветлите, то фото станет более «киношным».
Это добавляет воздуха в пространстве кадра.

Ответить
Ответить