Дорожками детства вместе с тульпой: почему в Sherlock Holmes Chapter One стоит поиграть

Студия Frogwares сделала самую необычную игру о Шерлоке Холмсе за последние полтора десятилетия.

Украинская студия Frogwares — чуть ли не единственный на современном игровом рынке поставщик чистокровных АА-детективов. Очередной релиз студии под названием Sherlock Holmes Chapter One стал софт-ребутом многолетней серии игр про величайшего детектива в истории массовой культуры.

Разработчики обещали учесть ошибки прошлых игр и ответить на вопрос: как Шерлок Холмс стал тем, кто он есть сейчас? В результате получилась история подлинной трагедии и падения одного человека со сломанной судьбой. Собрали для вас главные причины, почему Sherlock Holmes Chapter One может стать одним из главных инди-релизов осени.

Sherlock Holmes Chapter One — это глубокий и проработанный детектив

На протяжении почти двух десятков лет игры от Frogwares эволюционировали от простеньких point-and-click квестов до многогранных триллеров со множеством уникальных механик. В самом начале Chapter One наш напарник по имени Джон (не Ватсон) в качестве спора предлагает найти владельца оставленной на столе трости.

Невинная и отчасти даже глупая забава приводит к трагедии с участием закостенелой мошенницы, бывшего сидельца, а ныне — медиума, одного пьяницы-аристократа и (возможно) призрака. Через нетрудное первое дело игрока знакомят с ключевыми механиками: опросом местного населения, режимом детектива, химическими анализами, «чертогами разума», допросами и работой с уликами.

Концептуальных отличий от других игр серии про Шерлока Холмса здесь немного, геймплей будет привычен всем, кто играл в The Devil’s Daughter или Crimes and Punishments. Изменилась лишь внешняя оболочка ключевых механик. Воссозданием картины преступления занимается не Шерлок, а Джон. «Чертоги разума» теперь стилизованы под заметки в блокноте, а не нейронные связи, как в предыдущих частях. Однако и для нововведений место тоже нашлось.

Воссозданная картина событий больше не анимирована, как в Devil’s Daughter, а предлагает выбрать из нескольких вариантов правильное расположение и действия персонажей. Порой выглядит забавно и слегка нелепо
Воссозданная картина событий больше не анимирована, как в Devil’s Daughter, а предлагает выбрать из нескольких вариантов правильное расположение и действия персонажей. Порой выглядит забавно и слегка нелепо

Была серьезно переработана механика химических анализов. В предыдущих частях серии каждый новый химический опыт был пусть и простенькой, но оригинальной и забавной головоломкой. Например, в Crimes and Punishments игроку предлагали при комнатной температуре изготовить ледяной кинжал, и каждый такой опыт визуализировался. В Chapter One на место увлекательных и даже по-хорошему детских экспериментов пришли математические уравнения.

Типичная химическая головоломка. Колбы необходимо соединить в единую цепочку так, чтобы получилось соединение в правой части экрана
Типичная химическая головоломка. Колбы необходимо соединить в единую цепочку так, чтобы получилось соединение в правой части экрана

Серьезным изменениям подверглась и система архивов. Разработчики из Frogwares довели до ума поиск по ключевым словам и датам из прошлых частей серии и сделали действительно интересную систему, завязанную в том числе на перемещения по городу. Если нужно разузнать детали подозрительного контракта на строительство — пожалуйте в мэрию. Нужна информация по тёмным делишкам местного мафиози — это в полицию. А если вдруг понадобились жёлтые сплетни или имена участников драки из местной богемы — добро пожаловать в редакцию газеты Cordona Chronicle.

Выглядит это гораздо убедительнее, чем всезнающие три шкафа на Бейкер-стрит из прошлых частей серии и заставляет включать простую житейскую логику, чтобы не тратить время на беготню между разными учреждениями. Дурная голова ногам покоя не дает — эта истина в Sherlock Holmes Chapter One реализована на все 100%.

Осталась на месте и главная фишка детективных игр от Frogwares — система «чертогов разума», где игрок пытается связать в единую цепь уже сделанные умозаключения. Однако её роль несколько изменилась. Делать выводы с её помощью теперь не так удобно, но теперь в ней в финале каждого дела совершается моральный выбор — простить преступника или отправить на виселицу, а может быть даже вступить с ним в преступный сговор.

Один из примеров работы с чертогами разума. Корректируя выводы, игрок может прийти к разным умозаключениям. Результаты расследования на скриншоте приведены сугубо в информативных целях и не являются подсказкой или спойлером
Один из примеров работы с чертогами разума. Корректируя выводы, игрок может прийти к разным умозаключениям. Результаты расследования на скриншоте приведены сугубо в информативных целях и не являются подсказкой или спойлером

Нашлось в детективном геймплее место и нововведению — работе с населением. Теперь игрок может открыть дело, закрепить вверху экрана нужную улику и начать опрашивать островитян. Но делать это нужно с умом: если Шерлок будет опрашивать всех подряд, то потратит огромное количество времени, а напарник Джон начнёт строчить в дневник негативные комментарии о работе детектива.

Здесь тоже необходимо включать логику и анализировать, кто из прохожих может обладать нужной информацией. В этом помогает режим детектива. Войдя в состояние концентрации, Шерлок может набросать простейший портрет всех вокруг: профессия, национальность, тайна, которую тот или иной NPC может скрывать. Например, чтобы узнать местонахождение африканки-беженки, мне пришлось выцепить в толпе ливийца-грузчика.

Дорожками детства вместе с тульпой: почему в Sherlock Holmes Chapter One стоит поиграть

Но не всегда Шерлок Холмс может положиться на пробирки, лупу и опросы грузчиков с экзальтированными домохозяйками. Иногда приходится брать в руки оружие. По сравнению со страдавшей от гигантомании The Sinking City арсенал протагониста значительно сократился, а боевая система резко преобразилась.

У Шерлока есть только пистолет, зато его боезапас не ограничен. Боевая система Sherlock Holmes Chapter One на 100% контекстно-ориентирована. Чтобы вырубить противника, молодому детективу нужно сбить с него броню, а затем выстрелить по ближайшему активному предмету: трубе, лампе или баллону, чтобы оглушить. После этого следует простенькое QTE — и всё, оппонент в нокауте.

Доставать оружие Шерлоку Холмсу приходится редко, и каждый раз это перестрелка в закрытом пространстве с множеством укрытий: бочками, ящиками, мешками и так далее
Доставать оружие Шерлоку Холмсу приходится редко, и каждый раз это перестрелка в закрытом пространстве с множеством укрытий: бочками, ящиками, мешками и так далее

Такая система хорошо работает в рамках большого расследования и добавляет игре динамики. После долгих размышлений и допросов прерваться на толпу головорезов очень приятно. Но на одних сюжетных драках боевая система не ограничивается, и в игру добавили испытания: Шерлок может ворваться в логово бандитов и повязать там всех до единого, чтобы заработать больше мангиров — совершенно бесполезных единиц местной валюты.

Прежде чем сбить железную маску, нужно отстрелить у противника поручи, а выстрел по бочке запустит QTE. Второго противника оглушить проще: если метким выстрелом сорвать с него шляпу, он поднимет руки и будет ждать своей участи
Прежде чем сбить железную маску, нужно отстрелить у противника поручи, а выстрел по бочке запустит QTE. Второго противника оглушить проще: если метким выстрелом сорвать с него шляпу, он поднимет руки и будет ждать своей участи

Сами расследования предельно разнообразные и всегда ставят Шерлока в новые условия. В одном случае протагонисту приходится расследовать убийство друга семьи разъярённым слоном, в другом — выяснять обстоятельства кражи картины, которые вдруг оборачиваются политической интригой с мафией и контрабандистами.

Один раз и вовсе удаётся попасть на отдающий новеллами Эдгара Аллана По маскарад с трагической развязкой в лучших традициях историй про оккультистов. Причём далеко не все интересные дела Холмсу попадаются в рамках основного сюжета: случайно подслушанный разговор может привести игрока к охоте на русалок, а нелюбимый старший братец Майкрофт и вовсе предложит миссию в духе серии Hitman: по косвенным признакам вычислить главаря банды, оккупировавшей склады по всему городу. Побочные квесты — это ещё одна жемчужина Sherlock Holmes Chapter One, и они заслуживают внимания не меньшего, чем основная сюжетная линия.

Дорожками детства вместе с тульпой: почему в Sherlock Holmes Chapter One стоит поиграть

Sherlock Holmes Chapter One — игра про отношения с воображаемым другом. И он не так прост, как кажется

С самых первых трейлеров игрокам показывали «нового Джона» — красавчика в жилетке с бритыми висками и едва уловимым акцентом. И хотя разработчики поначалу не говорили, кто наш напарник на самом деле, секрет Полишинеля разоблачили сразу же. Джон (или Jon, чтобы еще сильнее отделить нового героя от Ватсона) — это плод воображения юного Шерлока Холмса.

От лица Джона делаются все зарисовки и ведётся внутриигровой дневник, каждое действие протагониста он комментирует и даёт ему оценку в отдельном журнале — это также влияет на ход сюжета. Например, если слишком долго опрашивать прохожих или сидеть в архивах, в дневнике появится соответствующая саркастичная ремарка.

У игрока даже будет возможность взять Джона под контроль. Каждый раз, когда юный детектив погружается в медитацию, чтобы восстановить ход событий на месте преступления, именно призрачный напарник помогает ему расставить фигуры на воображаемой сцене. И, естественно, если «Шерри» ошибётся, напарник не преминет по-дружески его подколоть.

<p>Джон — это подавленное сверхсознанием Шерлока детство, воплощение того, что мы бы охотно сделали сами, если бы не «матушка не велит». Местный режим детектива, кстати, выполнен очень стильно и напоминает Return of the Obra Dinn</p>

Джон — это подавленное сверхсознанием Шерлока детство, воплощение того, что мы бы охотно сделали сами, если бы не «матушка не велит». Местный режим детектива, кстати, выполнен очень стильно и напоминает Return of the Obra Dinn

Джон выступает в роли эдакого, как поначалу кажется, внутреннего ребёнка Холмса, уравновешивающего холодное детективное рацио. Устроить похороны найденному черепу госпитальера? Бросить расследование и сорваться на охоту за сокровищами, взобравшись на памятник в центре города? Найти спрятанную в детстве любимую вишнёвую трубку отца? Напугать владелицу ателье, переодевшись в Авраама Линкольна? Всё это Шерлоку по ходу игры будет предлагать именно его воображаемый лучший друг.

Почти каждое подобное действие будет пробуждать загнанные глубоко в подсознание воспоминания. И почти каждый раз это будет чертовски больно — для Шерлока, Джона или самого игрока. С определенного момента финал истории взаимоотношений напарников трагически очевиден, но становится уже слишком поздно.

Тульпа — созданная направленной силой мысли галлюцинация, явление, пришедшее в западную культуру из тибетского буддизма. Тульпа может выступать в качестве воображаемого друга, но также может нести угрозу для своего создателя, если его психическое состояние нестабильно.

Отношения Шерлока и Джона напоминают вывернутый наизнанку тандем героев Disco Elysium. Спутник уравновешивает порой чересчур радикального и эксцентричного в своих действиях протагониста и оберегает его от трагедии. С другой стороны, если Ким Кицураги плавно подводил героя к мысли о том, что надо переступить через свою боль и жить дальше, то ваш напарник в Sherlock Holmes Chapter One интересен тем, что преследует совершенно иные цели.

Дорожками детства вместе с тульпой: почему в Sherlock Holmes Chapter One стоит поиграть

Кордона — жемчужина Средиземноморья и Sherlock Holmes Chapter One

Игра начинается с прибытия главного героя на Кордону — вымышленный остров под формальной британской юрисдикцией где-то в сердце Средиземноморья. И надо сказать, что город — это одна из главных жемчужин Sherlock Holmes Chapter One. Игра умело жонглирует колониальной архитектурой Скаладио, восточной эстетикой Старого города, викторианскими трущобами Сильвертона и чем-то отдалённо напоминающим окрестности Иерусалима в Шахтерском пределе.

Но есть нюанс: чтобы увидеть все красоты и прелести этого плавильного котла народов, игроку придётся отвлекаться на побочные квесты. Весь основной сюжет зажат в двух-трех локациях из пяти, а, например, в порт основная история меня не заводила ни разу.

Прогулки по Кордоне могут принести не только эстетическое удовольствие — на высоких настройках графики игра выглядит действительно неплохо — но и практическую пользу. Из перешёптываний местных жителей и плакатов на стенах домов можно узнать много интересного и даже натолкнуться на новое дело
Прогулки по Кордоне могут принести не только эстетическое удовольствие — на высоких настройках графики игра выглядит действительно неплохо — но и практическую пользу. Из перешёптываний местных жителей и плакатов на стенах домов можно узнать много интересного и даже натолкнуться на новое дело

Кордона ощущается как интересное, самобытное и, не побоюсь этого слова, живое место, которое хочется исследовать. Продавцы зазывают купить очередную картину для вашего особняка или примерить новый костюм, перешёптывания NPC по тёмным углам интригуют и привлекают внимание, а сам протагонист может пристать с идиотскими вопросами к кому угодно — и обязательно получит ответ, иногда на до неприличия образном языке.

Frogwares cоздала почти идеальный для детективной игры город: яркий, разнообразный, но при этом таинственный и манящий своими загадками. Рядом с постерами Альфонса Мухи здесь развешаны плакаты о пропаже скрипки (возможно, даже «той самой»), в пьяных бреднях моряков здесь вдруг появляется смысл, а за каждой архитектурной достопримечательностью кроется милая и слегка меланхоличная история из детства.

Дорожками детства вместе с тульпой: почему в Sherlock Holmes Chapter One стоит поиграть

В целом разработчики выполнили обещание, данное в одном из интервью: отказаться от монструозности и растянутости в пространстве и времени, присущей The Sinking City, и сделать небольшой, но насыщенный открытый мир, по которому действительно удобно и интересно перемещаться. Лично меня, например, очень порадовала возможность делать не просто метки на карте, а привязывать к определённому месту улику по делу. Перемещения реализованы грамотно, а бэктрекинг сведён к минимуму.

Остров в Chapter One меньше, чем Окмонт из The Sinking City, да и наполнен он гуще. Многие игровые фичи «заточены» именно под взаимодействие с открытым миром, чего, наверное, не хватало в нашей прошлой работе. Появилась возможность взаимодействовать с жителями на улицах города в рамках детективной составляющей

Сергей Оганесян, комьюнити-менеджер и продюсер Frogwares

Sherlock Holmes Chapter One — игра о мучительном взрослении и принятии ответственности за свои поступки

Sherlock Holmes Chapter One — это игра об ответственности за свои решения. Нередки случаи, когда преступник не сознаётся под тяжестью улик, и приходится искать успокоение в самом себе — разработчики сознательно пошли на отказ от традиции серии показывать игроку, принял ли он правильное решение и не посадил ли невиновного. Даже в сообщениях прессы после ареста преступника информации минимум. Frogwares объясняют такое решение тем, что в игре хватает дел, заходящих в «серую» зону морали. И этот же принцип неизвестности, но ответственности положен и в основу игрового сюжета.

Мы хотели, чтобы игроки сами делали свой выбор. Это особенно важно в случаях, когда дело заходит в зону серой морали. Вы можете правильно идентифицировать человека, совершившего преступление, но затем, если вы решите встать на его сторону, нам придётся присвоить здесь правильный или неправильный ярлык. И мы не можем на самом деле наказать игрока ярлыком «X» или «Неправильно» за то, что он встал на сторону кого-то, кто, по их мнению, действовал морально, просто не в рамках определения сомнительного закона конца 1800-х годов. Мы также видели, что при этой системе, если игра говорила им «неправильно», игровые тестеры просто перезагружали сохранения, чтобы сделать противоположный выбор… Если хотите заверение в своей правоте, мы не будем его преподносить вам на блюдечке с голубой каёмочкой.

Сергей Оганесян, комьюнити-менеджер и продюсер Frogwares

Сюжет Sherlock Holmes Chapter One деконструирует одну из главных особенностей характера одного из величайших детективов современности. Холмс мало заинтересован в том, чтобы посадить преступника, для него важнее — кто совершил преступления и как именно. Его задача, как и задача всех игр Frogwares, сводилась к одному: любой ценой установить истину и убедиться в своей правоте, а дальше — гори оно всё синим пламенем.

И игра задаётся вопросом: как именно сформировался такой склад ума. За ответом Холмс в компании своего воображаемого друга и отправляется на Кордону. Глобальная цель игры — разгадать тайну смерти родной матери сыщика по имени Вайолет, и с этого начинается путешествие по тёмным водам детства детектива.

Дорожками детства вместе с тульпой: почему в Sherlock Holmes Chapter One стоит поиграть

Chapter One — первая игра в серии, где удалось действительно органично подружить основной сюжет и формат детективного альманаха. Главный герой возвращается в дом, в котором вырос, и застаёт все окна и двери запертыми. Так разработчики перенесли в игру метафору тщательно подавляемых и травмирующих воспоминаний.

Каждое дело основной сюжетной линии открывает новые помещения заброшенного особняка, но скоро за очередной угол становится страшно заходить — чем ближе правда, тем страшнее мучения героев. Финал игры (в моём случае концовка была самой болезненной из возможных) и вовсе выбивает дух. Тот, кто прибывает в средиземноморский рай, буквально сияя от одержимости поисками истины, превращается в забитого и едва не плачущего инфантила, бегающего от этой самой истины изо всех сил. Sherlock Holmes Chapter One — это игра о принятии правды, несмотря ни на что. Испытание для ума перетекает здесь в испытание для воли и совести.

Джон появился не случайно, и именно от него зависит, сможет ли Шерлок повзрослеть. Последний разговор с ним напоминает о финале Disco Elysium: та же горькая истина, принятие которое открывает путь если не к счастливой жизни, то к психическому здоровью
Джон появился не случайно, и именно от него зависит, сможет ли Шерлок повзрослеть. Последний разговор с ним напоминает о финале Disco Elysium: та же горькая истина, принятие которое открывает путь если не к счастливой жизни, то к психическому здоровью

С какого-то момента финал Sherlock Holmes Chapter One становится очевидным. И это правильно: так разработчики хотели передать игрокам страх того, что кроется за самой тёмной дверью памяти главного героя. Недосказанность, которая повисает в воздухе после каждого из дел основного сюжета, тоже становится понятной и простительной. Одиссея Шерлока Холмса на Кордону — это последний забег по дорожкам детства, в конце которого, в самом тёмном углу заросшего сада поджидает чудовище.

В игре полно отсылок к произведениям искусства разных эпох, намекающих на истинную суть происходящего. Это, например, картина «Трупный синод» Жана-Поля Лорана (1870). Героя полотна, труп Папы римского Формоза, подвергают допросу после эксгумации
В игре полно отсылок к произведениям искусства разных эпох, намекающих на истинную суть происходящего. Это, например, картина «Трупный синод» Жана-Поля Лорана (1870). Героя полотна, труп Папы римского Формоза, подвергают допросу после эксгумации

Несмотря на множество действительно сильных находок Frogwares, не пожурить их крайний релиз я не могу. Во-первых, игра попросту плохо оптимизирована. Подгрузки текстур здесь встречаются на каждом шагу. Как минимум два раза я сталкивался с тем, что мой Шерлок бежал быстрее, чем новая локация успевала прогружаться. Очередной фриз — и герой оказывается где-то среди скал под текстурами. Также в Discord-чате разработчиков я видел жалобы, что пиковая производительность непосредственно в городе не поднимается выше 55 FPS, в то время как в помещениях игра спокойно выдаёт 120 кадров в секунду. К релизу Frogwares обещала поправить техническую сторону игры, но не предупредить о мыльной стороне средиземноморской жемчужины я не могу.

Вот такую картину видеть приходится гораздо чаще, чем красоты, которые приводят на официальных скриншотах разработчики
Вот такую картину видеть приходится гораздо чаще, чем красоты, которые приводят на официальных скриншотах разработчики

Есть вопросы и к переработке детективных механик. Если раньше «чертоги разума» помогали игрокам приходить к новым выводам, то сейчас они скорее тормозят игровой процесс. Также лично мне непонятно, по какому принципу те или иные улики становятся частью финального заключения, а какие — нет. С сожалением констатирую, что лучше, чем в Crimes and Punishments «чертоги» так и не были реализованы. Если Frogwares не придумают, как улучшить эту механику, в следующих частях франшизы она имеет все шансы стать раздражающим и бесполезным рудиментом.

К стрельбе и рукопашным боям также накопились претензии. То, что хорошо работает с группами в девять-десять противников, уже не так радует, когда приходится драться с тремя, а то и пятью десятками остолопов. Рано или поздно активные предметы окружения заканчиваются, и геймплей деградирует до однообразных перекатываний от одного укрытия к другому, пока не перезарядится табакерка — её содержимое детектив пускает в глаза негодяям, чтобы ослепить и сбить с толку. Убивать можно, но за это Холмс не получает деньги, а Джон реагирует на подобное крайне негативно.

В раздел вкусовщины хочется отнести и новую механику химических опытов. Если раньше это были простенькие и по-детски наивные, но разнообразные и анимированные головоломки, то сейчас это монотонные уравнения, которые скорее раздражают, чем увлекают. Да и запустить их можно теперь прямо из игрового журнала и не приходится ехать в лабораторию, что сказывается на погружении в игровой мир.

Ну какой же красавец. Хочу такую жилетку
Ну какой же красавец. Хочу такую жилетку

Sherlock Holmes Chapter One — далеко не идеальная игра. Некоторые механики работают не так, как должны, боевая система несовершенна и излишне контекстно зависимая, а техническая сторона исполнения и вовсе оставляет желать лучшего. Последствия принятых решений почти не аукаются, а большинство диалогов — стояние двух манекенов друг напротив друга, которые выручает только изобретательная операторская работа.

Но вместе с тем, Sherlock Holmes Chapter One — это первый со времён как минимум «Шерлок Холмс и секрет Ктулху» 2007 года успешный эксперимент украинской студии по совмещению детективного геймплея и увлекательной истории. Одно это уже заслуживает похвалы, а последние минуты прохождения и своеобразная «сцена после титров» — это без преувеличения катарсис, доводящий до очищающих душу слёз восторг.

Американский психолог Дейл Карнеги говорил: «Чтобы перестать беспокоиться и начать жить, нужно плотно закрыть двери и прошлого, и будущего». После прохождения Sherlock Holmes Chapter One согласиться с его словами практически невозможно.

291291
132 комментария

Комментарий недоступен

55

Комментарий недоступен

1

почему в NAME стоит поигратьсразу мимо, ненавижу такие заголовки. не хватает еще ВЫ ОБЯЗАНЫ

37

10 причин почему ты должен купить игру на старте:
1. Твоя мать у нас в заложниках

79

Комментарий недоступен

1