Как все резко решили инвестировать в наклейки в CS:GO и почему из этого не вышло ничего хорошего

У CS:GO очень интересная экономика. Она позволяет игрокам обмениваться предметами друг с другом и продавать вещи за реальные деньги. И последние несколько лет рынок очень быстро растёт. Речь не только про объемы - цены на многие предметы на торговой площадке тоже дорожают. А инвестирование в товары с целью заработка уже давно стало отдельным культурным пластом.

В 2020 же году CS:GO вышла на пик своей популярности. Максимальное количество одновременно играющих игроков доходило до миллиона человек, и сейчас держится примерно на похожем уровне. Причин в первую очередь две: рост популярности игры в Китае и, конечно же, коронавирусные ограничения.

Как все резко решили инвестировать в наклейки в CS:GO и почему из этого не вышло ничего хорошего

Новые же игроки (или вернувшиеся старые), в свою очередь, поспешили пойти на торговую площадку Steam, где люди могут продавать друг-другу вещи за реальные деньги. Всё это, разумеется привело к дальнейшему ускорению роста цен.

Например кейсы (лутбоксы) всего 5 лет назад можно было купить за 0.03 рубля. Сейчас все они стоят дороже одного рубля. Цена некоторых поднялась до 150 рублей за кейс.

Биткоин? Я предпочитаю "Оружейный контейнер операции "Прорыв""
Биткоин? Я предпочитаю "Оружейный контейнер операции "Прорыв""

На всякий случай отмечу: сперва может показаться, что речь идет о маленьких суммах, но это не так. Подорожание с 0.03 рублей до 3 рублей - это рост в сто раз. Это значит, что если человек купил кейсов на 1000 рублей, то на выходе он бы получил 100 000 рублей.

Оптимизм

Подорожали, конечно же и скины. Но что самое главное, росли в цене стикеры команд. Несколько раз в год, в CS:GO проходит Major турнир. Каждый такой турнир, Valve даваёт возможность игрокам приобретать капсулы со стикерами команд. Сначала по цене в районе доллара, а под самый конец турнира со скидкой в 75%. Часть денег с продаж уходит самим командам, а когда заканчивается турнир, возможность купить стикеры заканчивается вместе с турниром. Получается, что с момента окончания турнира стикеры только исчезают - их применяют, нанося на оружие. А раз стикеров становится меньше - они дорожают в цене на вторичном рынке. Это, конечно же подстёгивает игроков скупать стикеры с целью перепродажи, отчего они растут еще сильнее. Самые первые турнирные стикеры уже стоят тысячи долларов, и давно стали предметом охоты богатых коллкционеров.

Сейчас на YouTube, вы можете найти очень большое количество роликов про “инвестиции в стикеры”. “Что если бы вы каждый турнир покупали стикеры Natus Vincere?”, “Сколько бы вы заработали вложив 1000 рублей в стикеры 5 лет назад?” “Как правильно инвестировать в стикеры?”. Кажется, что идея в инвестиции в стикеры очень простая. И правда, ты просто покупаешь предмет, который будет становится все более редким, а потом продаешь его через несколько лет, когда он подорожает? Что же может пойти не так? Очевидно, если вы прочитали название этой статьи, что-то не так все-таки пошло.

Давай!!! Ураа!!! Ураааааа!!! Стикеры!!!!
Давай!!! Ураа!!! Ураааааа!!! Стикеры!!!!

Жадность

В 2019 году, идея покупать стикеры в CS:GO вышла совсем в мэинстрим. У любого игрока в CS:GO есть в инвентаре залежавшиеся кейсы. Многие своими глазами увидели, как кейс ценой в несколько копеек стал стоить 100 рублей, что, разумеется, толкнуло разобраться в вопросе. Почему кейсы дорожают? Будет ли расти еще что-то? Могу ли я на этом заработать?

Всё это привело к тому, что к Major турниру в Берлине в 2019 году люди приготовили очень много денег для инвестиций. Идея, повторюсь, крайне простая. Когда Valve даст возможность купить стикеры команд, надо вложить туда как можно больше денег, чтобы зафиксировать прибыль с роста цены в два споловиной раза, а на следующем турнире сделать то же самое! После третьего турнира, можно зафиксировать прибыль в десять раз!

Поэтому еще на турнире в Берлине люди вложили много денег. На графике ниже видно, что стикеров было куплено больше чем на каком-либо турнире до этого, и разница эта сразу в пять раз - если на турнире в Катовице инвесторы купили более 1 миллиона капсул со стикерами, то на турнире в Берлине куплено более пяти миллионов стикеров. Это, в свою очередь, значит, что и предложение на вторичном рынке выросло в пять раз, относительно прошлых турниров.

Ну так что, получается люди прогорели с Берлинскими стикерами? Дело закрыто? Нет. Всё гораздо интереснее. Люди всё-таки смогли заработать на этих стикерах. Если бы спустя несколько месяцев провели еще один Major турнир, то скорее всего инвесторы прогорели, но к счастью для них, после этого турнира началась эпидемия коронавируса. Valve не проводила турниров больше года, а значит, и возможности купить новые стикеры не было. Из-за этого, даже такие “перегретые” стикеры смогли поднятся в цене. Сейчас, ретроспективно, можно понять, что люди ошибались, инвестируя в Берлинские стикеры, но коронавирус простил им плохое финансовое решение. Правда люди восприняли этот сигнал иначе. Для них это значило, что инвестиции в стикеры в CS:GO - это железобетонный способ получать доходности, которые и не снились на фондовых рынках! И как же просто это делается: купил стикер, подождал, продал стикер.

Новая парадигма

Следующей возможности инвестировать в стикеры люди ждали около года. За это время кейсы подорожали еще сильнее. Идея инвестиции в CS:GO не просто вышла в меинстрим CS:GO, она вышла за пределы CS:GO. И вот, Valve, решают поддержать команды, и дают возможность купить так называемые RMR стикеры.

Сами стикеры не привязаны ни к какому турниру, но для людей все было понятно и так. Это возможность, для которой они откладывали деньги целый год. Новая коллекция стикеров, вложив деньги в которые, можно снова удвоиться меньше чем за год. Наконец-то! Уже в этот момент люди покупали довольно много капсул со стикерами. Но когда эти стикеры получили скидку в 75%, на серверах Steam начался сущий кошмар.

Люди покупали так много стикеров, что серверы Steam перестали справлятся с нагрузкой. Это был период жадности, которой не было в экономике CS:GO никогда раньше. Если самая распространненая капсула с турнира в Берлине торговалась в пике по 5 тысяч штук в день, то капсулы с наклейками RMR торговались по сто тысяч(!) в день(!!!), а все капсулы вместе в пике торговались более миллиона штук в день(!!!!!). Шутка-ли, даже мой знакомый, далёкий от CS:GO человек, написал мне с вопросом “мне тут предлагают в стикеры вложится, как думаешь, норм тема?”. Я его, кстати, тогда отговорил. Короче - в новые стикеры вливали безграничное количество денег.

И после того как возможность купить стикеры напрямую закрылась, люди продолжили покупать их на вторичном рынке. Это привело к росту цен с 20 рублей до 35. Хороший рост! И наверное, есть люди, которые продали все свои капсулы в этот короткий промежуток времени, и заработали. Всех остальных ждала очень долгая коррекция, которая началась год назад и продлжается до сих пор. Очень многие вещи подешевели на 20%-50% и когда это остановится не знает ни кто. Что еще сильее усугубляет ситуацию, так это комиссия на вывод денег:вы либо продаете товар на торговой площадке Steam и теряете еще 15%, либо же вы выводите деньги через третих лиц, где вам так же придется заплатить комиссию в размере 10%-20%. Это значит, что уже сейчас, все кто не продал стикеры сидят в убытке.

Конечно, если человек купил капсулы по скидке, и избавился от них практически сразу после окончания продаж, то этот человек сделал х1.5 от вложенных денег за очень короткий срок. Но, к сожалению, если человек продал капсулу со стикерами, значит, кто-то её у него купил.

Дешевеют не только RMR стикеры. Любые скины, кейсы, и другие стикеры проходят тот же самый путь. Так, стикеры Natus Vincere с того самого Берлина, изначально пройдя путь от 20 до 200 рублей сейчас упали до 40 рублей, и скорее всего продолжат падать и дальше.

Интересный факт: Примерно так же скачет моё настроение в течении дня.
Интересный факт: Примерно так же скачет моё настроение в течении дня.

Так или иначе, это все то, чего основная масса инвесторов явно не ожидала. Число стикеров и капсул все еще исчисляется миллионами, и все они лежат в инветарях игроков по сей день. Следует из этого простой и закономертный итог: больше всего на стикерах заработали Valve, и киберспортивные организации. Инвесторам же предстоит пройти долгий путь размышлений - что им делать с кучей дешевеющих наклеек.

Смотреть стоит с середины промежутка "март-апрель", тогда капсулы вышли на распродажу
Смотреть стоит с середины промежутка "март-апрель", тогда капсулы вышли на распродажу

мой телеграм кста

6262
33 комментария

я конечно в стикеры не ивестировал, но был приятно удивлен когда обнаружил, что один стикер с мажора с годами подорожал неплохо

8
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

неплохо, покупал за грн 20, а сейчас 200
Никогда в это не вникал, но забавно, что подорожал так.
Если бы не твоя статья, то даже в инвентарь не посмотрел бы

7
Ответить

Прикинь что сейчас стоит 600 грн))

1
Ответить

Интересная статья, спасибо!

3
Ответить

Спасибо!

1
Ответить

Это значит, что если человек купил кейсов на 1000 рублей, то на выходе он бы получил 100 000 рублей.мораль в том, что чем больше людей, думающих так, тем меньше вероятность отбить траты хотя бы в 0

2
Ответить