[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-229719-0", "render_to": "inpage_VI-229719-0-952491735", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxeub&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ] { "gtm": "GTM-NDH47H" }
{ "author_name": "Сергей Матвеев", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f"], "comments": 19, "likes": 42, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "section_name": "blog" }
3 776
Блоги

Прощайте летние каникулы: почему так мало игр про школу

А ведь иногда так хочется вернуться!

Поделиться

В избранное

В избранном

Летние каникулы подошли к концу, и миллионы школьников с недовольством на лице сели за парты. Впрочем не секрет, что для большинства тех, кто уже успел попрощаться со школьными уроками, это время кажется золотой порой.

Если ваши школьные годы были полны веселья и приключений, то всегда хочется это повторить. Если в школе вам приходилось туго или чувствуете, что совершили в тогда много ошибок – хочется всё исправить и наверстать упущенное. Совсем недавно автор портала Kotaku написала о своих впечатлениях от Persona 5, о том как игра научила её дружить с одноклассниками, о том, как она только сейчас осознала, сколь много упустила в школьной жизни.

Persona 4

Казалось бы, кто, если не игровые разработчики, могут исполнить мечту и вернуть «постаревшего» игрока во времена озорной молодости и школьной романтики. На деле же видеоигр про школьные годы оказывается чертовски мало.

Речь идёт не о тех играх, которые рассказывают историю о подростках и ставят школьное здание фоном – таких как раз навалом. Среди японских проектов в особенности. Ведь огромное количество игр на японском рынке выпускается по аниме-лицензиям, а в японской анимации истории про «обычного японского школьника» – чуть ли не отдельный жанр.

Нет, я говорю о тех играх, в которых школьные условия являются неотъемлемой частью сеттинга и крепко вплетены в геймплей. Попробуйте назвать сходу хотя бы одну игру от западных разработчиков, кроме Bully, где приходилось учиться в школе. То-то же!

Bully

Вопросы сеттинга

Не секрет, что любая тема связанная с подростковым возрастом, очень щепетильна. Поэтому вполне понятно, что издатели стараются лишний раз не бить палкой этот улей.

Rockstar однажды решила рискнуть и перенести свои наработки и идеи из GTA в школьный двор. Так вышел Bully – смелый проект о хулигане, который перевёлся в интернат. В историях про бандитов и гангстеров жестокость и чёрный юмор Rockstar смотрелись гармонично, но игра про школьников — другое дело.

На Bully накинулись с обвинениями в пропаганде жестокости среди подростков. Джек Томпсон, известный по своим искам в адрес Rockstar, обвинил Bully даже в пропаганде гомосексуализма: главный герой Джимми Хопкинс в некоторых сценах имел возможность целоваться с парнями. То, что дозволено взрослым бандитам, не дозволено задиристым школьникам.

В Persona 3 главные герои, ученики одной из японских школ, чтобы вызвать свою Персону, стреляли себе в голову из пистолета. Естественно, такой способ родить в себе суперсилу не мог пройти ни мимо детей, ни мимо их родителей. Особенно когда игра добралась до американского рынка.

В интернете на различных форумах тут же стали спрашивать «почему игра показывает, как дети стреляют себе в голову», «что если мой ребенок захочет таким же образом проявить в себе суперсилу». Родилась даже байка о том, что 26 школьников из Техаса совершили массовое самоубийство с целью вызвать свою Персону. Двадцать седьмой ребёнок выжил – вместо пистолета он использовал карту таро, потому что играл только в Persona 4.

Хоть в игре и оговаривается, что это не настоящие пистолеты, но подобный способ вызвать суперсилу действительно кажется чересчур эксцентричным

Шутки шутками, но вопрос цензуры в произведениях про школьников действительно очень актуален. Недавний сериал «13 причин почему», который рассказывает о молодой девушке, покончившей с собой из-за жестокости одноклассников, рьяно обвиняли в пропаганде суицида, хотя посыл сериала был противоположным.

Режиссёры, сценаристы, разработчики и даже художники вынуждены ограничивать свою творческую мысль, чтобы не переступить черту, за которой стоит всеобщее возмущение.

Аккуратность в вопросах закона и морали – не единственная проблема этого сеттинга. В первую очередь перед разработчиками встаёт очевидный вопрос: как сделать школу интересным местом? Ведь, чего таить, по сути своей уроки — монотонное и скучное дело.

Именно поэтому школьные занятия практически всегда разбавляются сторонними, иногда несвойственными для школьной жизни, сюжетами. В Bully основной сюжет – это почти та же самая криминальная история, что и в GTA, только в чуть более светлых тонах. В серии Persona школа идёт рука об руку с фантастическими сюжетами о внутренней силе и спасении мира.

Persona 4 удачным образом сумела совместить школьную драму, детектив и фантастическое приключение

Вспомним Life is Strange: после того, как вышел первый эпизод, критики вовсю расхваливали игру за хоть и небольшой, но живой и правдоподобный мир частной школы, за трогательную драму девочки-подростка. Многие ожидали, что именно в таком ключе и пройдут следующие эпизоды, и были расстроены, когда на первый план вышли триллер про маньяка и спасение мира.

Но как мне кажется, разработчики из Dontnod избрали верный путь. Школьная жизнь Макс Колфилд была раскрыта уже в первом эпизоде. Да, это были приятные будни, но в них не было по-настоящему серьезного конфликта. У неё были друзья, был влюблёный в неё парень, учёба давалась легко, даже как такового противостояния с какими-нибудь одноклассницами-соперницами не было, лишь редкие насмешки. Словом, всё было хорошо.

Дальше играть в это было бы просто неинтересно. Все надуманные проблемы старшеклассницы решились бы уже в следующем эпизоде. Настоящий конфликт, который и смог дать толчок сюжету, возник как раз в момент, когда где-то в тени возник образ неизвестного маньяка. А серьёзную драму в игру привнёс именно сценарный ход с приближающимся «концом света».

Life is Strange как раз из тех игр, где школа — лишь фон для сюжета

Вопросы геймплея

Как ни крути, ежедневные уроки – это неотъемлемая часть школьной жизни, без них атмосфера школы в игре станет неправдоподобной. Согласитесь, будет нелепо, если вам предложат отыгрывать роль школьника, но ни разу не заставят посидеть за партой. Игровые разработчики это понимают, и здесь кроется ещё одна проблема игр про школу – как превратить занудные уроки, которых не избежать, в увлекательную игру?

Как вариант, можно сделать в виде коротких роликов или, если совсем лениво, – в виде строчек текста. Но в таком случае школьные уроки, как элемент игры, будут влиять на персонажа, но не на игрока.

На ярких примерах Bully и Persona можно увидеть, как этот вопрос решают западные и восточные школы геймдева.

Rockstar, ожидаемо, не стали убегать от проблемы скучных уроков и превратили их в мини-игры, тем самым сделав важной развлекательной частью Bully. Ритмические игры на занятиях по музыке, несложные задачки на уроках алгебры и грамматики и действия на время в классе биологии. Всё сделано так, чтобы игрок был активен, чтобы каждый урок стал небольшим вызовом, который не трудно, но приятно преодолевать. Такие «уроки» не дают заскучать, но лично для игрока не несут никаких последствий.

Разработчики из Atlus в серии Persona пошли противоположным путём. Здесь школьные уроки не забавные игры, а познавательные тесты. Лёгкие и быстрые, но всё же тесты, которые проверяют память и эрудицию игрока. Кто впервые перевёл фразу «I love you» на японский язык как «Луна сегодня так прекрасна»? Какая гора самая высокая в Солнечной системе? Сколько длилась самая короткая война в истории? Persona не только даёт вам ответы на эти вопросы, но ещё и проверяет, как хорошо вы их запомнили, ведь в конце каждого семестра ждёт экзамен.

Persona 5

Такую же систему уроков (впрочем, как и почти всю остальную социальную составляющую) у Persona позаимствовали другие японские игры про школу, например, Tokyo Xanadu. Признаем, такой способ подачи школьных уроков слабо развлекает, тем не менее он хоть и в меньшей степени, но сохраняет главную цель уроков – дать ученику новые знания. Что определённо играет важную роль в погружении в школьную атмосферу.

Оригинальный подход к «школьному» геймплею можно найти и среди мобильных игр. К примеру, в 2005 году от издателя EA Mobile вышла Surviving High School – смесь визуальной новеллы и различных мини-игр. Главный герой переводится в новую школу, осваивается, ходит на занятия, в клубы по интересам и спортивные секции. Знакомится с другими учениками и заводит романы со старшекласницами.

И почти всё это – решения игрока, его выбор влияет на развитие сюжета, который делился на сезоны, как в играх Telltale. Surviving High School как раз-таки то самое исключение из правил, по которому игра про школу не может быть только про школу. Это что ни на есть самый обычный симулятор школьника без вмешательств фантастики или криминала. Как следствие, история звёзд с неба не хватает, но для мобильной игры простительно.

Своеобразным преемником идей Surviving High School на мобильных платформах стала High School Story. «Своеобразным», потому что к визуальной новелле про школьников разработчики добавили механику строительного симулятора. Теперь вы не просто приехали учиться в школу, но и сами её строите. Дух школьных будней это убило напрочь, вместо этого High School Story стала напоминать не то мобильную «Ферму», не то Sims про старшеклассников.

Что интересно, тот же самый Sims не может похвастаться настоящими школьными буднями, хотя, казалось бы, симулятор жизни. Школа как полноценный институт появлялась только в Sims 3 в дополнении «Все возрасты». В четвертой части Sims от неё вновь решили отказаться: юные персонажи просто исчезают с карты, когда уходят в школу.

Возможности

Вопреки всем проблемам, которые несёт с собой сеттинг школы, эта тема остаётся настоящей золотой жилой для видеоигр. Целое невспаханное поле идей, которые так и просятся попасть в руки талантливых разработчиков. И ведь черпать вдохновение можно отовсюду: фильмы, сериалы, мультфильмы и аниме в особенности – тема-то за пределами игр популярная.

Начнём с простого: почему бы, например, не сделать школьную спортивную драму? Electronic Arts в некотором роде уже сделала первый шаг в этом направлении, когда добавила в FIFA 17 режим истории про Алекса Хантера, даже были вскользь показаны его юношеские годы. Можно раскрыть эту тему полноценно, дав игроку роль школьника, который вместе со своей молодой командой пробирается сквозь отборочные на региональный турнир, а то и дальше.

Режим Journey в FIFA 17 доказал, что и в видеоиграх можно строить неплохую спортивную драму

Сами соревнования – это основной геймплей, но между ними можно рассказать неплохую школьную историю про подростковую дружбу, любовь или предательство. Такие фильмы, как «Тренер Картер» и «Вспоминая Титанов» показали, как можно строить хорошую драму в школьных спортивных секциях. Никто не мешает добавить и социальную составляющую, как это делает Persona.

Естественно, такая игра не будет привычной для всех FIFA или NBA, упор будет сделан совсем на другое. Здесь точно не будет известных всем спортивных клубов, фэнтези-лиг и обмена игроками. Но здесь будет история и персонаж, с которым подростковое поколение геймеров сможет себя легко ассоциировать. А недавняя Pyre доказала, что спортивный геймплей можно отлично сочетать с глубоким сюжетом.

Уже многие аниме-сериалы показали, что школьный спорт может быть очень захватывающим. Так почему бы не взять за основу игры один из них?

Слишком обычно и повседневно? Хочется чего-то более фантастического? Отлично, вот вам другой вариант: супергеройская академия. Неужели в детстве не хотелось оказаться в школе профессора Ксавьера, проводить время и тренироваться вместе с Людьми Икс? Да, игр про отважную команду мутантов достаточно, и все они рассказывают о полевых сражениях за мир во всём мире. Но не стоит забывать, что почти все Люди Икс были не только героями, но и учащимися института для одарённых детей. Почему бы теперь не позволить игроку стать частью этой школы.

А ведь в середине 2000-х тема подростковой супергероики была горячо популярна в Голливуде: «Высший пилотаж», «Капитан Зум: Академия супргероев» и немаленькая тележка других плохих фильмов про юных Суперменов. И у них была своя аудитория, несмотря на откровенно примитивные и глупые сюжеты. Но если для кино сюжет – краеугольный камень, то для видеоигр далеко не всегда. Даже на сценарии «Капитана Зума» может выйти отличный экшен. Просто дайте игроку возможность почувствовать себя полноценным членом этой академии, дайте свободу и возможность общаться с другими героями, учиться и развивать свою силу, а в конце спасти мир от очередного коварного суперзлодея.

В сериале «Люди Икс: Эволюция» команда мутантов как раз представлена подростками, которые ежедневно ходят в школу, учатся, тренируются, строят отношения

Кроме прочего, есть ещё одна всемирно известная школа, о которой совершенно забыли современные игроделы, – Хогвартс. Последние игры про волшебников – Harry Potter and the Deathly Hallows: Part II и Lego Harry Potter: Years 5–7 – вышли в далёком 2011 году. История про мальчика со шрамом закончилась, это верно, но ведь Хогвартс жил до него и так же живёт после. Так почему бы не надеть на игрока мантию, дать в руку волшебную палочку и отправить исследовать тёмные углы самой известной школы волшебников? Заставить ходить на занятия по трасфигурации и защите от тёмных сил и, наконец, дать нормально сыграть в квиддич (в играх про Гарри Поттера он был реализован из рук вон плохо).

Почти во всех играх про Гарри Поттера игрок может свободно перемещаться по замку Хогвартс. Cоциальные элементы из Persona вдохнули бы в эту серию новую жизнь

Предположим, что возвращаться к роли Гарри не имеет смысла – в его истории всё уже сказано. Дадим игроку самостоятельного, неизвестного пока героя – пусть создаёт свою историю. Оправлять его в Хогвартс в тот же самый период, когда там наводил шороху Гарри тоже не слишком здорово, ведь главные приключение были у мальчика со шрамом, игрок на этом фоне будет чувствовать себя на вторых ролях.

С другой стороны, Хогвартс без знакомых лиц – совсем не то, чего ждёшь. Тогда почему бы не вернуться к тем временам, когда по школе ходил не Гарри, а Джеймс Поттер, когда Снейп придумал себе имя Принца-полукровки, когда только начали создаваться группы Пожирателей смерти. Согласитесь, эти годы ничем не хуже, а скорее наоборот, ещё больше интригуют. Сколько секретов и тайн может рассказать это время? Словом, простора для фантазии разработчиков хоть отбавляй.

А ещё было бы здорово поиграть в такую игру на Switch и вживую махать джой-коном, как волшебной палочкой

Маловероятно, что Warner Bros., которым принадлежат права на игровую вселенную Гарри Поттера, захотят в ближайшее время выпустить новую игру про Хогвартс. Хотя надежда ещё теплится, ведь они решились развивать вселенную «Властелина колец» в отрыве от фильмов. Глядишь, после Shadow of War разработчики рискнут возродить ещё одну свою франшизу.

Всё это лишь наброски идей, верхушка айсберга, внутри которого скрыт гигантский потенциал для захватывающих и оригинальных игр. Какие идеи пришли вам в голову? Да и вообще, школа далеко не единственный сеттинг, который игнорируют игровые разработчики. О каких мирах мечтаете лично вы? Выскажитесь, вдруг какой-нибудь геймдизайнер случайно зайдёт сюда и вдохновится именно вашей идеей.

#мнения

Статьи по теме
Планы на выходные: игры и кино про школу
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться