Psy-разбор «Она видела небо». Почему Аканэ - пример психологически здоровой женщины и что не так с Синно? + 🎁в конце

Psy-разбор «Она видела небо». Почему Аканэ - пример психологически здоровой женщины и что не так с Синно? + 🎁в конце

«Лягушка в колодце моря не видала». Это распространённая на востоке пословица, которая означает, что у человека узкий кругозор. Но есть и вторая часть – «… зато она видела небо». Предполагается, что это позитивное продолжение возникло в период изоляции Японии в эпоху Токугава. И как мы знаем этот период – один из факторов, повлиявших на уникальность японской культуры при её то многочисленных заимствованиях из Китая.

В аниме «Она видела небо» это любимая пословица Аканэ, старшей сестры Айои. На сегодняшний день она – один из моих самых любимых персонажей с точки зрения психологического здоровья.

Аниме начинается с момента, когда Аканэ и Синно были в выпускном классе. У них был план вместе уехать в Токио, но внезапно родители сестёр попадают в аварию и погибают. Аканэ остаётся в родном городе с малышкой, а Синно уезжает покорять Токио один.

Окружение Аканэ, включая повзрослевшую Айои, воспринимают её как жертву, которая отказалась от любви и от будущего ради сестры. Хотя по факту жертвы – они. Жертвы стереотипов о том, что без мужчины женщина счастлива быть не может. Ровесники бросаются в спасательство, о котором их не просили. А Айои съедает себя чувством вины, которое является следствием этого общественного мнения. Уже в самом начале мы видим женщину на похоронах, которая наставляет Айои быть умницей, ведь сестре будет тяжело. «Когда все говорят, какая она хорошая, меня это начинает бесить», думает про себя Айои повзрослев. По факту же это злость на себя, т.к. именно себя Айои считает виновной в тяжёлой судьбе сестры.

Сейчас я хочу ввести новые психологические конструкты, на которые буду опираться в этом разборе и будущих. В прошлый раз я немного затронула тему я-позиций (см. Psy-разбор «Головоломки» ↓). Сегодня погрузимся на ещё один уровень. Согласно теории Дэна МакАдамса у каждой из я-позиций, которые есть у нас с вами есть 5 различных точек зрения на свою самость: актёрская, актёр-агентская, агентская, автор-агентская и авторская. Эти точки зрения называются рефлексивными перспективами (схоже с понятием "когнитивная схема"). Сегодня рассмотрим первые 3 из них.

Я-позиция при актёрской рефлексивной перспективе (далее сокращу до РП) в сфере профессионального становления концентрирует своё внимание на своём статусе или победе в чём-то. Ей не важно, что в итоге получилось, а важно, как это выглядит.

Я-позиция при агентской РП выполняет задачи, не имитируя бурную деятельность, а для достижения конкретной цели. Она не выполняет задачи ради процесса. Локус контроля у такой я-позиции внутренний, т.е. ответственность за происходящее берёт на себя.

Актёр-агентская РП – переходная между этими двумя. Т.е. с одной стороны у я-позиции уже есть достаточное количество инструментов для того, чтобы закрывать собственные цели, но в то же время ещё важен факт выигрыша и нет готовности брать ответственность за результаты своей деятельности. При агентской РП проигрыш – нормален, я-позиция нацелена на достижение цели любыми инструментами, неважно при этом, как она будет выглядеть. При актёр-агентской РП важно это сделать каким-то конкретным инструментом. А при актёрской РП – проигрыш немыслим, самое важное – исполнять изначально задуманную роль.

Самое интересное, что для закрытия целей я-позиции в актёрской и актёр-агентской РП нужна я-позиция с агентской РП. И эта я-позиция может быть чужой, т.е. другого человека и не обязательно живого)

У Айои есть я-позиция «женщина-басист» в актёр-агентской РП. Она уделяет всё своё время овладению гитарой. Но у неё же есть цель – она хочет уехать в Токио, скажете вы. А я отвечу, что цель эта чужая. Для Айои как раз Синно и является той самой агентской я-позицией. И даже несмотря на то, что со временем она о нём позабыла, жизненный путь она избирает тот же: уехать в Токио и стать рок-звездой. Проекция Синно начинает давать ей обратную связь по её игре. До этого она играла в наушниках либо Цугу, которого в Айои интересует точно не гитара)

Если уйти от магического реализма в этом аниме и представить, что творится в голове у Айои, то получится следующее. После того, как Митинко напомнил Айои о Синно, её потихоньку настигают воспоминания о детстве. И т.к. у них одинаковая мечта и для неё он – образец для подражания, она в голове начинает мысленно свои действия согласовывать с ним. Мысли её примерно выглядели бы так: «Вот я сейчас сыграла. Хорошо? Плохо? Держала ритм? Что сказал бы мне Синно?». Примерно так выглядит согласование с другой я-позицией в агентской РП. Часто это совершенно неосознанно.

И у Синно, и у Айои одинаковое заблуждение – что для Аканэ важно их покорение мира. «Поеду в Токио и стану там крутейшим музыкантом, а потом весь в понтах вернусь за Акане!» - так про свои планы говорит проекция Синно. А Айои хочет перестать висеть на шее, считая себя абузой и причиной одиночества Аканэ. Т.е. она не едет в Токио, а сбегает из родного города. А переезд в Токио - просто стандартная схема для провинциальных японцев. Но нужна ли эта свобода Аканэ? Заметьте, что за весь фильм у неё никто не поинтересовался, что она на самом деле чувствует, всем как будто бы и так всё понятно.

«Я не считаю, что ради кого-то чем-то жертвовала или жертвую». И в этих словах Аканэ не лукавит. Айои всегда была для неё на первом месте. В начале был очень показательный эпизод с онигири. Акане всегда их делала с морской капустой, как любит Айои. С ней у неё настоящая близость и её благополучие для неё всегда было важнее всего.

Свобода – это альтернатива, возможность выбора. И Аканэ действительно выбрала Айои. Не в том смысле, что был вариант её бросить и уехать с Синно в Токио) Можно было гипотетически это совместить. Но Акане понимала, что растить Айои лучше в родном городе, в стабильности среди знакомых, чем в полной неизвестности в Токио. А вот как раз у Айои и Синно других вариантов и планов, кроме переезда в Токио в качестве будущей рок-звезды, не было. У них не было альтернативы на случай, если этот план провалится.

Что мы и увидели на примере Синносукэ. Он прекрасно овладел инструментом, профессиональным музыкантом стал, но мир не покорил. Разочарован в жизни, с потухшим взглядом. Ему 31, а жизнь как будто бы уже прошла. В отличие от Аканэ, которой тоже 31. Она воспитывает любимую сестру, и считает, что ещё вся жизнь впереди.

«Я не хочу так жить. Всё терпеть. Во всём себе отказывать. Аканэ ты [на самом деле я] полная дура!» В этом крике так ток точно передана искажённая реальность, которую видит Айои. Она думает, что в тюрьме Аканэ, а по факту – в тюрьме она сама. В самом начале Айои говорит Аканэ: «Жизнь в долине – огромная тюрьма, вокруг глухой забор, а мы в ней сидим».

Даже когда она находит дневник Аканэ, она представляет, как ей было тяжело, как она мучилась и считает, что та лишь изображала всесилие. Но она ничего не изображала. Это для маленькой Айои она казалась такой. У Аканэ как раз есть я-позиция «Мама» с агентской РП в семейной сфере. Она держит цель для всей семьи, воспитывает Айои и не забывает заботиться о себе самой. Она была обычным человеком, обычной мамой – которая хочет доставить радость своей дочке вкусняшками, но от этого иногда остаются порезы и мазоли на руках. Которой иногда грустно, но при этом она плачет, а не держит все эмоции в себе как Айои, например. А у неё запрет на выражение этих эмоций, т.к. если она ещё и реветь на плече Аканэ будет, то совсем сгрызёт себя чувством вины. Да, Аканэ не уехала из своего «колодца», зато она живёт в нём полной жизнью, счастлива и любуется синевой неба над головой и полна любви к сестре. Так что я думаю, что это пословица не о том, что кто-то знает больше. А о том, что никто не знает твой внутренний мир лучше, чем ты сам. Морская черепаха прекрасно знает своё море, но она не знает неба так, как знает его лягушка (если интересно, можете почитать притчу, от которой эта пословица пошла ↓).

Вернёмся же к Синносукэ. У него классический кризис 30 лет. Своеобразное подведение итогов: о чём я мечтал и что получил? Однако сразу скажу, что экзистенциальные кризисы не наступают по будильнику. Большинство психологических моделей описывают устаревшие либо современные обощённые тренды. Раньше считалось, что экзистенциальный кризис накрывает в 40 лет. Сейчас темп жизни ускорился и наступает у большинства в 30 лет. У кого-то не наступает, а кого-то накрывает раньше. Я, например, погрузилась в думы о бессмысленности существования после окончания первой вышки, в 21 год. Не самый приятный опыт:D

Так вот Синносукэ действительно как будто бы оставил часть себя в родном городе. А если посмотреть через призму психологии, то он целью по профессиональной деятельности поглотил цель по близости, подменил причинно-следственные связи. Это отличается от взгляда Цугу, например. «Айои не любит учиться, я выучусь за нас обоих». Он прекрасно для 10-летнего ребёнка видит цель в виде формирования семьи, понимает особенности выбранной им женщины и строит план. Для него профессиональная деятельность – это средство для обеспечения семьи в будущем. И если ничего не поменяется, из него может получиться действительно любящий и надёжный семьянин с агентской РП в семейной сфере. В случае же Синно его супер-карьера и любовь к Аканэ никак не связаны. Он мыслит с актёрской позиции, будто бы Аканэ его не выбрала, потому что он хуже и ему нужно на понтах ей что-то доказать. Так его агентская позиция в профессии музыканта упала до актёр-агентской. Да, он в совершенстве овладел инструментом, но по факту всё это время ему важно было казаться крутым, а не выполнять конкретную задачу. По приезде в Токио он, например, не идёт постепенно к своей славе, знакомясь с нужными людьми, а сразу выпускает свой единственный провальный сингл, после которого сдаётся.

Когда же Синно встретился с Синносукэ, мы видим, как по-разному они мыслят. У Синносукэ локус контроля внешний. Он даже не подумал, что сам может что-то сделать для поисков Аканэ, а решил ждать вестей от Митинко. У Синно же локус контроля внутренний. Он в ярости вырывается из заточения, т.к. появилась реальная задача – найти и спасти Аканэ, он знает, что может это сделать. Этот внутренний конфликт Синносукэ очень здорово показан на мой взгляд, особенно то, как по-разному эти я-позиции добирались до места обвала. «Ему, чтобы идти вперёд, пришлось меня от себя отделить. А теперь он к себе вернулся», - говорит Синно о Синносукэ.

В конце же Аканэ понимает, что ещё не всё потеряно и говорит, что стоит приготовить онигири с рыбой, т.к. стало ясно, что Синносукэ решил свой внутренний конфликт и вернулся на агентскую РП. Он понимает, что путь долгий, но он будет добиваться цели и в профессии, и в семье. А Айои наконец-то разглядела небо над своей головой)

P.S.: было бы логично в канун праздников сделать разбор какого-нибудь новогоднего произведения, но я решила, что лучше закончить один из начатых, чем начинать ещё один:D Если что-то написано криво или непонятно, остались вопросы, пишите в комментах) Теория по нарративной психологии зубодробительная, поэтому мне важно не потерять смыслы и качественно всё донести вам.

Новогодний P.S.: если вы добрались сюда, я вас поздравляю! У меня для вас небольшой подарок. Напоминаю, что я – практикующий психолог, работающий в парадигмах когнитивно-поведенческой терапии и полинарраивного подхода. До 7 января 2022 вы можете написать мне в Телеграм @katekreytor сообщение: «DTF» и я проведу для вас бесплатную консультацию в Zoom. Я буду рада, если помогу вам за одну встречу) Если же нужно будет поработать подольше, то на последующие 5 консультаций будет скидка 20%. Количество мест конечно же ограничено моим расписанием. Очень надеюсь, что смогу для кого-то сделать новогоднее чудо) С наступающим!

4848 показов
14K14K открытий
16 комментариев

Поддержу вас комментарием и пожелаю хорошего нового года!)

Ответить

Спасибо:)
И Вам счастливого Нового года!

Ответить

читайте Новогодний P.S. :)

Ответить

Найс чтиво)

Ответить

спасибо)

Ответить

Просто мимоходом сообщу, что это самая слабая часть из трилогии Мари Окада и посоветую посмотреть «Сердцу хочется кричать» + «Невиданный цветок».

Всех люблю и всех с наступающим:*

Ответить