Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму

Бла-бла? Нет, серьёзно, не имею ни малейшего, что очень интересного и завлекательного можно написать про столь меланхоличную вещь о роботах и умирании человечества.

Думаю, что недавно я нашла самый удобный способ существования. Это перестать стараться найти удобный способ существования.

Такацу Коконэ
Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму

Вступление. Оффтопичное, но настраивающее на нужную волну.

В Японии есть такой эстетический принцип как «моно-но аварэ». Сие словосочетание является труднообъяснимой и непереводимой игрой слов. Грубо говоря — «печальное очарование вещей». «Моно» — это вещь в широком смысле слова, то есть цветущее дерево, смена времён года, ветшающий дом — всё это «моно», вещи, что могут вызвать ощущение «аварэ». Несложно догадаться, что этот подход появился во времена Хэйан, и стал одним из основополагающих для культурной традиции в общем и литературы в частности. «Записки у изголовья» и «Гэндзи моногатари» одни из ярчайших представителей этого принципа. Да-да, то самое —

244. Солнце
Солнце всего прекрасней на закате. Его гаснущий свет ещё озаряет алым блеском зубцы гор, а по небу тянутся облака, чуть подсвеченные желтым сиянием. Какая грустная красота!

Сэй-Сёнагон, Записки у изголовья

245. Луна
Всего лучше предрассветный месяц, когда его тонкий серп выплывает из-за восточных гор, прекрасный и печальный.

Сэй-Сёнагон, Записки у изголовья

207. Музыку хорошо слушать ночью…
Музыку хорошо слушать ночью. Когда не видны лица людей.

Сэй-Сёнагон, Записки у изголовья

182. У девушки лет восемнадцати-девятнадцати…
У девушки лет восемнадцати-девятнадцати прекрасные волосы падают до земли ровной, густой волной…
Девушка пухленькая, миловидная, необычайно белое личико радует взгляд.
Но у неё отчаянно болят зубы! Пряди волос, в беспорядке сбегающие со лба, спутались и намокли от слёз. А девушка, не замечая этого, прижимает руку к своей покрасневшей щеке. До чего же она хороша!

Сэй-Сёнагон, Записки у изголовья

Бурно-прекрасная, но недолговечная красота мимолётных вещей, идеально воплощается в «ханами» наблюдении за цветением сливы и/или вишни. Лепестки, что исчезнут в кратчайшие сроки завораживают своей яркостью, что только подчёркивается непродолжительностью цветения.

Моно-но аварэ — японский импрессионизм, что появился на тысячу лет ранее, воплощающий подвижность и изменчивость окружающего мира. Моно-но аварэ — неотвратимость умирания и исчезания, что принимается с меланхоличной спокойной созерцательностью, от понимания неотвратимости такого порядка вещей. Моно-но аварэ — когда отдельный камень не станет героем, но все вместе могут совершить подвиг. Моно-но аварэ — красота каждой травинки, каждой капельки росы, каждого угасающего лучика умирающего, бесконечно прекрасного солнца. Моно-но аварэ — котёнок лижет моё сердце.

Нулевая техническая часть. О создателях, интерпретациях и всём таком.

Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму

Объект поста немного нестандартен, ибо это не только аниме, а ещё и манга. Поскольку манга и четыре ОВЫ рассказывают одну и ту же историю, в большей, или меньшей степени, с теми же персонажами, почти без купюр, то я расскажу здесь про особенности и отличия, чтоб не захламлять части про сюжет и персонажей.

Итак, «Yokohama Kaidashi Kikou», или «Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму» авторства Асинано Хитоси. Манга выходила с июня 1994 года по февраль 2006 года. Неудивительно, что за такое длительное время стилистика и эстетические идеалы мангаки изменились. Начало манги нарисовано с очень большим количеством деталей, вниманием к анатомии, штриховке теней и тщательными задниками. К концу, манга становится более схематичной, анатомия забывается и периодически проскакивает сосисочность членов, тени и градиенты делаются с помощью скринтонов, но простота не равно чему-то плохому. Красивые кадры больше привлекают внимание именно в конце манги, а минимализм создаёт своеобразную атмосферу. Но да, мне больше нравится первый период манги. История в манге завершена, насколько это возможно. Преемственность и неизменность показаны через смену временных вех и даже есть некое идейное окончание.

Аниме, в отличие от манги, это кусочки историй, что сняты с существенным временным разрывом, что опять-таки сказалось на стилистике. Первая пара ОВА вышла в 1998 году, частично экранизируя первый и второй тома. Выглядят вполне в духе своего времени и вызывают тёплые ностальгические чувства своей ламповостью. В них даже есть милые АМВишные вставки. Из минусов - не очень подходящий голос Альфы, бедность звукового сопровождения, иногда слишком ядрёные цвета.

Режиссер первых ОВА — Анно Такаси из интересного, был замечен разве что в разных экранизациях Румико Такахаси — «Urusei Yatsura» и «Maison Ikkoku» (27-52 серии), плюс принимал участие в работе над «Kimagure Orange Road», «Magical Angel Creamy Mami» и «Mahou no Star Magical Emi».

Вторая пара ОВА вышла в 2002-2003 годах, столь же частично экранизируя седьмой и восьмой тома манги. Эти ОВЫ сделаны в другой стилистике, что ближе к итоговому стилю в манге. Минимализм и простота. Сейю Альфы, да, опять именно её, немного странновата, на мой вкус. В качестве разбивок используются анимированные кадры из манги, божественный саундтрек, и история более складная чем с первых ОВАх, собственно как и в исходных томах манги.

Режиссер вторых ОВА — Мотидзуки Томоми работал над «Urusei Yatsura», «Ranma 1/2», «Touch», «Kimagure Orange Road», «Magical Angel Creamy Mami», «Mahou no Star Magical Emi», «Twilight Q», «House of Five Leaves», «Battery».

Уже по примерам вещей, над которыми работали оба режиссёра заметно, что эти ОВА делала одна тусовка. И да, ОВЫ делала одна и та же студия — Ajia-dou, которую вы можете знать благодаря таким вещам как — «Magical Angel Creamy Mami», «Mahou no Star Magical Emi», «Twilight Q», «Let's Nupu-Nupu» (хз что это, но описание выглядит очень интересно), «Emma: A Victorian Romance» (второй сезон), «Izetta: The Last Witch», «Honzuki no Gekokujou», «Kakushigoto».

Общие для всех ОВА минусы — это кусочек истории, в котором ряд моментов и персонажей выброшены, ряд выскакивают как чёртики из табакерки, а в ряде действий и поворотов сложно заподозрить наличие логики. В каком порядке смотреть/читать выбирать вам. Аниме работает либо как реклама, в которой в несколько ухудшенной версии представлен оригинал, но всё ещё может заинтересовать, либо как милые движущиеся картинки с уже знакомыми персонажами и моментами, что ничего не значат в рамках аниме, но после прочтения манги играют новыми красками.

Часть первая. О сюжете и общих принципах мира.

Мой дом — кафе Альфа. Всё, что я видела, всё, что знаю обо всех… Я никогда это не забуду… Целый мир, который был похож на шумный праздник, постепенно затих. И наступившие дни… Стали тем спокойным временем, которое называют «эпохой тихого вечера». Позвольте мне показать вам всего лишь одно мгновение этой мимолётной поры, пока не наступила ночь. Сидя на ещё теплом бетоне… Ночь человечества… Пусть это будет мирное время.

Альфа Хацусэно
Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму

Сюжет истории разворачивается неизвестно когда, такое весьма себе неопределённое по дальности будущее. Человеческий вид… уходит. Для происходящего процесса «умирание» это слишком громкое название. Спокойное, меланхоличное, в хорошем смысле обречённое угасание рода людского, но никак не мира в целом. Жизнь продолжает буять и развиваться. Появляются новые виды, что иногда бережно хранят память об уходящих, или играют с ними, а зачастую просто живут. Море, что захватывает всё новые и новые территории, забирая остатки суши у людей. Трава сусуке и деревья, что выкорчёвывают большую часть дорог и жилищ, по какой-то прихоти храня некоторые из них. Как говорит классик — «The planet is fine. The people are fucked.»

Угасание людей, растянутое на множество лет позволило попытаться создать потомство человеческого духа, коим стали роботы. Бессмертные, иногда глуповатые дети, замечающие мимолётность бытия и не подверженные большей части внешних раздражителей, но даже их мало, и неизвестно, что за будущее их ждёт.

Если говорить более приземлённо, то история рассказывает про Альфу — робота, что владеет кафе, которое осталось ей от Хозяина, что отправился в некое путешествие. О её дружбе с другими людьми и роботами, о её немного наивном и мимолётном, но от этого наиболее верном, восприятии мира, о простых радостях и печалях, о игре на лунной цитре и танцах после стопки сакэ.

При этом мы так и не узнаем, что же случилось в этом изменённом мире. Откуда взялись новые виды? Кто такая Мисаго? Почему море захватывает всё? Что за великий самолёт «Таапон» кружит над планетой? Как создали роботов? Для чего стоит мемориал памяти роботов серии «Альфа»? Что случилось с человеческой цивилизацией? Почему мальчики роботы столь хрупкие? Кто такой Хозяин Альфы? Почему некоторые живые вещи воссоздают память о людях?

Ах, и да, логического конца у истории не будет. Вся история — это момент в течении времени. Запечатление неизменной изменчивости бытия. За ночью будет рассвет, но каков он, остаётся только догадываться.

Часть вторая. Не о людях.

Теперь я знаю, откуда мы появились. Мы… Рождены из единства всех тех ощущений, которые дороги людям. Мы — дети человечества.

Такацу Коконэ
Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму
Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму
Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму

Альфа Хацусэно — одна из первых роботов одноименной модели, и по причине редкости таких роботов в период её рождения и детства была наречена Альфой. Владелица кафе, что осталось её от Хозяина, который ушел в длинное путешествие. Фамилию взяла от Хозяина, что иногда раздражает свободолюбивую Маруко Маруко. Не может кушать рыбный белок, что печалит, поскольку она любит молочку, рыбные и мясные продукты. С одной стопки сакэ начинает танцевать, с второй — засыпает крепким сном. Как оказалось впоследствии, может в неограниченных количествах пить кофейный ликёр с молоком, из минусов — поутру просыпается где-то под газетками. Любит играть на лунной цитре, но стесняется показывать свои навыки другим. Обладательница зелёных волос и глаз цвета бобов адзуки. Находится в странных и слегка юрийных отношениях с Коконэ. Немного глуповата.

Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму
Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму
Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму

Коконэ Такацу — робот более поздней модели чем Альфа, поэтому не обладает рядом недостатков Альфы — глупостью, ой, нет, проблемами с пищевыми белками. Сама выбрала себе имя, но не помнит почему. Работает почтальоном, познакомилась с Альфой в процессе доставки камеры от Хозяина и текстового сообщение, которое много поменяло в жизни обеих. Немного печалится ветреностью и невнимательностью Альфы. Умеет говорить умные вещи. Хорошая девочка жизнь которой сильно поменялась после встречи с непосредственной Альфой. Владелица розовых волос и зелёных глаз, из-за чего вместе с Альфой они выглядят как инверсированные фотографии, с характерами та же штука.

Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму

Най — вероятнее всего единственный робот мужского пола. Пилот, в манге стал со-работником Такахиро. Отправляет Маруко Маруко мысле-фотографии, по которым последняя рисует картины.

Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму

Маруко Маруко — свободолюбивая девица, которая сама взяла себе имя, и вместо фамилии владельца использует имя как фамилию. Весьма неожиданный выбор для робота. Любит: рисовать и Коконэ, с первым успехов очевидно больше. Подрабатывает в багетной мастерской и на все руки мастером. Цундэрэ. Её чардиз сильнее всего изменился с течением времени.

Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму

Мисаго — НЕХ. Как и многие новые жители Земли появилась откуда-то. По слухам, была до создания роботов. Не стареет, любит детей (особенно играться с ними и кормить рыбой), опасается взрослых, не понимает саму концепцию взросления, поэтому даже если она игралась с каким-то ребёнком, то выросшего ребёнка будет избегать, и ждать возвращения, живёт в водоёмах.

Кроме Мисаго в «Путевых заметках» есть ещё разнообразные НЕХ, как относительно разумные, так и более подозрительные. Мир вообще наполнен странными вещами. Хурма и орехи размером с голову, летающие полуразумные барракуды в мотоциклетных очках, человекообразные пушистые божества, мягкие саморастущие высотки, светящиеся фонари, что растут из под земли и повторяют очертания старых дорог…

Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму
Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму

Часть третья. О людях.

Хмм… Но я завидую тебе, Макки. Ты и Такахиро живёте в одном времени. Сейчас я в том же времени, что и вы. Но я не уверена, что в будущем будет хоть кто-то, кого я смогу назвать своим ровесником. Ты и Такахиро… Вы и ваши тела находитесь на борту одного корабля. Всё что могу делать я — это смотреть на ваш корабль с берега.

Альфа Хацусэно
Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму

Одзи-сан — частый посетитель кафе после личного знакомства с Альфой, до этого, как и все, смотрел на неё издали. Дедушка Такахиро. Владелец бензоколонки. Заботится о Альфе как о второй внучке. Знаком с Комииси-сэнсэй с давних времён. Очаровательный реликт уходящего времени.

Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму

Такахиро — внук Одзи-сана, считает Альфу старшей сестрой, а Макки младшей, с течением времени изменяет отношения с обеими. Один из тупиковых, но всё же вариантов будущего этого мира. Предсказуемо безнадёжно охотится за Мисаго. Иногда, бесчувственный чурбан, что плохо понимает намёки.

Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму

Макки — маленький монстр, как и все дети, что неожиданно вырастает в хорошенькую девушку. Участница любовной прямой: Макки — Такахиро — Альфа. Младше Такахиро на пару лет. Легко находит общий язык с Альфой. Сааамую чуточку цундэрэ, ровно настолько, чтоб успешно вправлять мозги некоторых.

Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму

Комииси-сэнсэй — одна из создателей роботов, поэтому может не только чинить Альфу, а и предоставлять бесценную информацию о происхождении роботов Коконэ (вы понимаете разницу между Коконэ и Альфой, одна ищет истоки своего вида, а вторую надо чинить). Умная и красивая женщина, что одинока по своему решению.

Итог.

Один из забавных моментов «Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму» в том, что собственно поездок за покупками в Йокогаму всего три, или четыре за всю мангу. Это знание необходимо для понимания некоторой сюрреалистичности всего происходящего. В конце концов это одна из самых позитивных, ламповых и милых вещей, которая по сути посвящена умиранию и жизненному циклу как таковому. За осенью — зима, затем весна, затем лето и опять осень. Бесконечный цикл умирания и возрождения в котором мы живём и в котором мы беспомощны. И всё, что остаётся, это наслаждаться привычными мелочами — мягкостью шерсти капризной кошки, видом на закат из балконного окна, тёплыми объятиями поутру...

Путевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму
8181
30 комментариев
100 ₽

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

"специально читать бросил, потому как скоро манга выходит"
Было бы интересно сравнить ощущения после прочтения манги)) сама с нетерпением жду выхода манги)

"Для меня в нем есть даже какие-то мистические, таинственные нотки"
В манге тоже есть подобные вайбы. Одна Мисаго чего стоит, да и самолётик...своеобразен.

1
Ответить

Скоро выходит на русском? А откуда информация, кто издаёт? Я что-то не нашёл об этом ничего.

Давно мечтаю чтобы она вышла официально!

Ответить

Человеческий вид… уходит. Для происходящего процесса «умирание» это слишком громкое название.Уютный постапок. Как в Humanity Has Declined. Или в ATRI.

3
Ответить

О, про первое я даже напишу чуть позже)) забористая и милая вещь.
Второе - хорошая ВНка? А то это единственное, что я поняла по быстрому гугленью)

3
Ответить