«Отчёт о буйстве духов» и «Блич». Сходства

С выходом анонса о новом сезоне «Блича» мне захотелось провести небольшое сравнение тайтла с аниме «Отчёт о буйстве духов». По специфике жанра разные сёнены имеют общие черты, но эти два сериала показались мне особенно похожими. В названии статьи «Отчёт о буйстве духов» был поставлен первым в связи с более ранним выходом (1992-1995 гг.). Его творец, Ёсихиро Тогаси – автор, известный по манге «Охотник х Охотник», которая стала классикой и примером отличного сёнена. К сожалению, в отличие от «Хантера» аниме по «Отчёту» не приобрело известности на территории СНГ и оказалось в тени популярности «Блича» Кубо Тайто (2000 просмотров «Отчёта» против 46000 просмотров «Блича» на shikimori). Стоит заметить, что «Отчёт» был выше оценен на mal'е: оценка 8.47 против 7.86.

В статье много спойлеров. Если в ваших планах есть просмотр одного из двух вышеуказанных аниме, будет лучше отложить прочтение.

Здравствуй x Мир

В «Отчёте о буйстве духов» спиритическое измерение можно сравнить с башней. На верхних этажах располагаются праведники, на нижних – грешники. Праведники хороши в использовании защитных техник, грешники – атакующих. Мощным защитным барьером праведники перекрыли проход между этажами условной башни, разделив её на Мир Духов и Мир Демонов. Барьер также защищает и Землю, однако слабым демонам периодически удаётся просачиваться. Для борьбы с ними Мир духов использует услуги «детективов», людей с духовными силами.

В «Бличе» существуют три основных измерения: мир живых, Общество душ и Уэко Мундо. Со смертью человека его душа проходит круг реинкарнации и попадает в Общество душ. Души, которые по каким-то причинам не смогли попасть в Общество, со временем становятся пустыми, монстрами без сердца, заселяющими Уэко Мундо. За порядком в мире живых следят шинигами, защитники душ.

Демоны и пустые питаются душами людей, поэтому стремятся попасть в человеческий мир.

Герой х Герой

Давайте условно разделим героев сёненов на три типа. Первый сражается ради сражений (Гоку из «Драгонболла»), второй – ради награды (Наруто из «Наруто», Луффи из «Ван писа»), третий – поневоле. К последнему типу можно отнести Юсукэ Урамэси из «Отчёта о буйстве духов» и Ичиго Куросаки из «Блича».

«Отчёт о буйстве духов» и «Блич». Сходства

Юсукэ Урамэси погибает, но получает шанс на возрождение. Для этого он должен пройти экзамен под наблюдением проводницы смерти Ботан. После возрождения Юсукэ обретает духовную силу и вынужденно становится детективом мира духов. Теперь он вместе с бесполезной наставницей должен выполнять задания от вышестоящего начальства.

«Отчёт о буйстве духов» и «Блич». Сходства

Ичиго Куросаки перерождается как шинигами после того, как был пронзён катаной Рукии Кучики. Ичиго получил от девушки всю её силу и статус исполняющего обязанности шинигами. Теперь, не желая того, он вынужден исполнять под её руководством обязанности по уничтожению пустых и духовному погребению блуждающих призраков.

В обоих случаях спутницами героев становятся призрачные девушки.

Протагонисты связаны с тремя мирами. Юсукэ – человек (мир людей), детектив (мир духов), его отец – демон (мир демонов). Ичиго – человек (мир живых), его отец – шинигами (Общество Душ), его альтер эго – пустой (Уэко Мундо).

Юсукэ и Ичиго – хулиганы, постоянно ввязывающиеся в драки. Если Ичиго обрёл дурную славу по недоразумению, сражаясь ради защиты слабых, то Юсукэ наслаждается драками, что едва не превращает его в грешника.

Стимулом для героев становиться сильнее являются не столько высокие идеалы, сколько необходимость в защите себя и своих близких. Так, Юсукэ отправляется на Тёмный турнир из-за угроз своей жизни, а Ичиго дважды выдвигается спасать «девушек в беде».

Протагонисты растут в неполной семье. Юсукэ воспитывает мать-одиночка, Ичиго – отец. Оба персонажа имеют подруг детства, которые в разные отрезки времени мотивируют героев на совершение тех или иных поступков. Кэйко Юкимура из «Отчёта» является той ниточкой, из-за которой Юсукэ не отказывается от человечности и возвращается из мира демонов. В «Бличе» Орихимэ Иноуэ становится причиной, по которой Ичиго отправляется в Уэко Мундо и вступает в разборки между Готей 13 и Эспадой. Обе девушки испытывают к протагонистам романтические чувства.

Сила x Способности

В основе развития способностей лежит аура: рейки и ёки («Отчёт»), реяцу («Блич»). Увеличение ауры оказывает влияние на физические возможности пользователя, усиливая его защитные и атакующие характеристики. При значительной разнице в уровне ауры можно оказывать психологическое влияние на противника, внушая страх, насылая фантомные боли и парализуя. Ауру можно проявлять, стреляя энергетическими снарядами, которые наносят физический урон. Это – рейган («Отчёт») и путь разрушения кидо, серо («Блич»).

Помимо атакующих техник существуют заклинания. Они могут оказывать существенную поддержку в бою, связывая противника или уменьшая его силу. Чтобы применить заклинание необходимо прочитать его текст. Применение требует большого мастерства. В «Бличе» опытные шинигами могут использовать технику безмолвно.

И швец x И жнец x И на дуде игрец

Герои тайтлов обладают поразительной многогранностью способностей. Особенно выделяется аниме «Блич».

У Юсукэ проявляется атавизм, который превращает его в демона. Один из предков протагониста был демоном и спустя многие поколения кровь пробуждается. Своевременное обращение в пылу битвы помогает герою перевернуть сражение на свою сторону. Лояльные демоны тренируют его методом сражений, помогая с освоением силы. В финале Юскэ становится способным использовать как духовную, так и демоническую энергии, объединяя их и комбинируя в атаке.

У Ичиго способности пустого также пробуждаются в разгаре битвы и его альтер эго помогает победить. Вайзарды помогают освоить пустификацию методом сражений. Говорят, что в конце манги герой становится способным использовать способности шинигами и пустого.

Форма Мугецу похожа на демоническую форму Юсукэ.

В демонической форме герои ощущают раздвоение сознания. Вторая личность пытается подчинить себе тело.

Святые звери x Эспада

В «Отчёте» Юсукэ получает задание по уничтожению четырёх святых зверей, правителей демонического города. Антагонисты хотят расширить свои владения, колонизировав территории на Земле. Чтобы остановить их, герой с друзьями отправляется в Мир демонов. В «Бличе» отряд по спасению Иноэ держит путь в Уэко Мундо. На пути Ичиго и его друзей встают арранкары, с которыми он должен справится. Место действия и структура организаций очень похожи. У демонов есть свои владения, статус и подчинённые.

Обе истории – части более длинных арок. В «Бличе» – скорее роуд муви, в «Отчёте» – более турнирная история. Тем не менее они показались мне довольно похожими. Детектив мира духов и исполняющий обязанности шинигами отправляются в демонический мир, где сражаются с чудовищами 1 на 1.

Экстрасенсы x Подчинители

В «Отчёте о буйстве духов» и «Бличе» представлены люди с особыми способностями, получившие их от «прикосновения» к потустороннему миру. Они имеют свои арки: «Тёмная глава» и «Потерянное удостоверение шинигами».

«Отчёт о буйстве духов» и «Блич». Сходства

Экстрасенсы – люди, получившие силы из-за открывшегося портала в мир демонов. У их сил демоническая природа, однако экстрасенсы не могут полноценно использовать ёки (демоническую ауру), а их физические возможности находятся на уровне обычных людей. Взамен этого они получают мощные техники, называемые «территориями». Пользователи не понимают их природу, но способны использовать территории инстинктивно. Потенциал экстасенсов ниже, чем у людей, которые могут свободно контролировать и развивать ауру, постепенно создавая новые техники, однако их способности сильны с самого начала. Значительным недостатком экстрасенсорных сил является то, что без возможности манипулировать аурой их развитие с момента обретения достигает предела.

Территория – это область особого пространства с правилами, установленными экстрасенсом. Способности последнего работают только в пределах активированной территории. Попавшийся человек попадает под действие территориальных полномочий.

«Табу»

Насвоей территории в радиусе 10 метров Ю Кайто может ввести правило о запрете чего-либо. Если правило будет нарушено, душа нарушителя отделится от тела и будет облачена в барьер в форме сферы. Экстрасенс использует запрет агрессии, чтобы защищаться. Когда совершается акт насилия, вокруг Ю появляется непроницаемый барьер, который отражает атаку. Для нападения экстрасенс использует табу слов. Втягивая противника в беседу, Кайто заставляет его произнести запретное слово.

«Гейм-мастер»

Аманума Цукихита обладает способностью создавать измерение, в котором может воплотить любую игру с собой в качестве главного босса. На территории экстрасенса не работают сверхсилы и победить можно не иначе как игровыми методами. Проигрывая в игре, человек умирает в реальности. Риск заключается в том, что если Аманума проиграет, он также умрёт в реальной жизни.

«Отчёт о буйстве духов» и «Блич». Сходства

Подчинители – редкий тип людей с духовной силой. У каждого есть родитель, который пережил атаку пустого. Вследствие чего подчинители с рождения обладают аурой. Как и в «Отчёте» у их сил демоническая природа. Способности называются «полное подчинение» – сила управлять душами, содержащимися внутри материи. Насколько я понимаю, как и у экстрасенсов, физические возможности подчинителей находятся на уровне обывателей.

«Время не лжёт»

Гирико Куцузава способен устанавливать на вещи и существа «таймеры» с условиями. Установленные правила могут меня свойства объекта, например, наделяя человека недюжинной силой. При вмешательстве в работу «таймера», все отмеченные вещи и люди, а также сама область, пропадают в пламени времени.

«Захватчики должны умереть»

Юкио Ханс Форарльберна способен создавать отдельное измерение внутри игры и запечатывать там людей. В мире игры подчинитель может выбирать тип местности и изменять условия окружающей среды, настраивать прогрессию времени, погоду и силу тяжести. Если человек умирает в игре, он умирает и в реальности.

Я выбрал самые близкие способности, чтобы показать схожесть организации. Есть ещё одна выделяющаяся деталь, которая бросается в глаза каждому зрителю. Это – снижение уровня силы. В «Отчёте о буйстве духов» и «Бличе» протагонисты к началу арки вышли на тот уровень развития, когда могут своими ударами буквально крушить горы, меняя окружающий ландшафт. Ожидания эпика и пафоса не оправдываются, когда зритель видит сражения проще, чем в первых арках. Выглядит как попытка в mind game. Для «Отчёта» – более удачная, для «Блича» – менее. В защиту «Отчёта» хотелось бы сказать, что несмотря на чувство словно началось новое аниме, mind game был интересный и протагонисту предоставлялся моральный выбор: убить заведомо более слабого противника или победить, играя по его правилам.

Третьим аргументом является конструкция антагонистов. Они предшественники главных героев. Синобу Сэнсуй работал детективом мира духов, но со временем разочаровался в людях и духах. Куго Гинджоу – бывший исполняющий обязанности шинигами. Их методы мести организации и мотивы разнятся, но то, что их объединяет – разочарование. Для воплощения в жизнь своих планов антагонистам нужна сила героев. В случае «Отчёта» – сила Кадзумы Кувабары, друга протагониста.

Послесловие x Финал

Напоследок хочу поделиться мыслями о сильных и слабых сторонах произведений. В «Отчёте о буйстве духов» более «хантеровская» система боёвки. Оружие и техники создаются из ауры. Силу способности легче просчитать, чем в «Бличе». Проводницы смерти ходят в приятных глазу красочных кимоно. Наряды радуют больше, чем одинаковая одежда шинигами. Сражения в «Бличе» происходят в трёх мирах, в «Отчёте» – лишь в двух (мире людей и мире демонов). Сильные демоны «Отчёта» не могут попасть в мир людей не понизив уровень ауры, подвергая свои жизни большому риску. Арранкары «Блича» свободно посещают мир живых. Перед посещением человеческого мира шинигами в разы понижают уровень своей ауры, что не имеет смысла.

Не без дёгтя в бочке мёда, но сериалы содержат интересный сеттинг, развитую боевую систему и являются достойными представителями своего жанра. Если вы томитесь в ожидании второго сезона «Блича», «Отчёт о буйстве духов» без сомнений скрасит ваше время.

3535
22 комментария

Ю ю был отличной штукой, но на финальных арках мангака просто забил.

Приятно знать, что прошли годы и Тогаси кладет хуй и на хантера, человек идет по своему пути.

4
Ответить

Ну смотря, что вы подразумеваете под забил. Да с Хантером у него хиатус, но он пишет так, как хочет (не торопит себя, не прогинается под желания журнала) и делает это в своем темпе. Тогда как с Ю Ю все было иначе и он не раз жалел об этом. 

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

У Блича был вполне нормальный финал, зачем выдавливать из себя ещё какой-то конфликт.Шаблонный он был. Но да, всё же лучше, чем то что вымучили дальше.

Ответить

Спасибо за статейку
мне как фанату бличу, было интересно увидеть сходства и пересечения
отличный материал

1
Ответить

ради награды (Наруто из «Наруто», Луффи из «Ван писа»)

Скорее не ради награды, а ради какой-то цели помимо начищения лиц. Как-то смущает такая формулировка.

Ответить
Автор

Это всё же очень условное деление

2
Ответить