Паркур на обочине: обзор аниме «Пузырь», новой работы режиссёра «Атаки титанов»

Тэцуро Араки и Гэн Уробути сняли вольный пересказ «Русалочки». Красивый, — да и только.

28 апреля на Netflix вышло полнометражное аниме «Пузырь» (Bubble). Ещё до премьеры фильм привлекал внимание именами создателей: режиссёр «Атаки титанов» и «Тетради смерти» Тэцуро Араки — и сценарист «Мадоки» Гэн Уробути работают вместе над оригинальным проектом. С дизайном персонажей от Такэси Обаты и музыкой Хироюки Савано. Что бы ни получилось, оно как минимум должно было круто смотреться.

К сожалению, этим достоинства «Пузыря» и ограничились.

Фильм рассказывает о мире, на который внезапно обрушился дождь из необычных пузырей. Больше всего пострадал Токио: там прогремел взрыв, и город накрыло гигантским пузырём, внутри которого не работают привычные законы гравитации. Столица Японии стала одной большой заброшкой, где живут молодые паркурщики, которые объединяются в группы и периодически устраивают состязания за припасы.

Один из таких авантюристов — парень по имени Хибики, нелюдимый, безразличный к своей команде, но невероятно способный паркурщик. Он настолько нарочито крутой и отстранённый, что раздражает даже собственных напарников. А ещё Хибики слышит странное пение в гравитационных аномалиях, и то и дело отзывается на их зов. Однажды любопытство доводит его до беды, но парня спасает странная девушка, которую герой нарекает Ута и берётся обучать жизни среди людей.

Вглядываясь в бездну... что-то там... в общем, да
Вглядываясь в бездну... что-то там... в общем, да

Чтобы параллели поняли даже малые дети, Ута находит на корабле паркурщиков сказку «Русалочка» и видит в ней отражение собственной судьбы. Удивлять фильм не спешит: классическая история здесь повторяется если не в деталях, то хотя бы в общих чертах.

Тайминг примечательный: совсем недавно похожий приём использовал Мамору Хосода в аниме «Красавица и дракон». При этом у обеих картин один продюсер, Гэнки Кавамура. Он же работал над последними тайтлами Макото Синкая. В одном интервью Тэцуро Араки рассказал, что работа над «Пузырём» началась, когда он обратился к Кавамуре, потому что тот «знает, как делать аниме для широкой аудитории».

Паркур на обочине: обзор аниме «Пузырь», новой работы режиссёра «Атаки титанов»

Отчасти это объясняет, почему фильм так легко раскладывается на составляющие. Это пересказ классической сказки, выполненный в гиперреалистичной стилистике на манер работ Синкая. Здесь есть необычные фантастические элементы, которые символизируют одновременно и связь, и пропасть между влюблёнными героями. А чтобы было на что смотреть, есть паркур в постапокалиптичных декорациях. Звучит как формула успешного аниме — и ничего лишнего. Ничего личного.

Во многом «Пузырь» оправдывает свои амбиции. Заброшенный Токио завораживает своей красотой, а от состязаний паркурщиков сложно отвести глаз: Тэцуро Араки оправдывает репутацию постановщика, который может сделать эпичной даже сцену поедания чипсов.

Паркур на обочине: обзор аниме «Пузырь», новой работы режиссёра «Атаки титанов»

Анимация в «Пузыре» порой слишком схематичная и недостаточно плавная, ей недостаёт нюансов, которые позволили бы ощутить реальность происходящего. Фильм почти не изображает инерцию тела, а обветшалые постройки зачастую вообще не реагируют на вес паркурщиков. Но экшен всё равно получился зрелищным: когда герои пробегают под падающими небоскрёбами и прыгают по зависшим в воздухе обломкам зданий, на нюансы не обращаешь внимание.

Другое дело — сюжет. Для воплощения своих идей Араки и Кавамура позвали знаменитого Гэна Уробути. Историю полуторачасового аниме он писал совместно с двумя другими сценаристами. К сожалению, от почерка Уробути здесь одни намёки, а повествование — настолько схематичное и невнятное, что любой вопрос «почему?» разрушает всю иллюзию целостности мира, героев и самой истории.

Паркур на обочине: обзор аниме «Пузырь», новой работы режиссёра «Атаки титанов»

В «Пузыре» есть интересные моменты и любопытные идеи. Когда фильм пытается раскрыть характер Хибики, объяснить его необычные способности или показать аномалию пузыря как жуткий неведомый мир, начинаешь надеяться, что скоро история свернёт в неожиданном направлении, удивит и шокирует. Но этого не произойдёт.

«Пузырь» не погружается в темы и идеи, которые показывает, а лишь прыгает с одной на другую — увы, без грации паркурщика. В итоге ни персонажи, ни сеттинг не получают должного внимания, события развиваются зачастую без какой-либо логики, а конфликты между героями решаются как бы между делом, — потому что не до них уже, надо к кульминации подходить. Создаётся ощущение, будто в работу пошёл первый же набросок сценария.

Местная русалка — это странная девушка в невесть откуда взявшейся пёстрой одежде и с кошачьими повадками. С фансервисом в «Пузыре» вообще нет проблем, кроме одной: он зачастую неловкий и бессмысленный
Местная русалка — это странная девушка в невесть откуда взявшейся пёстрой одежде и с кошачьими повадками. С фансервисом в «Пузыре» вообще нет проблем, кроме одной: он зачастую неловкий и бессмысленный

Финал истории легко угадывается буквально в тот же момент, когда на экране впервые появляется Ута. Но это не проблема сама по себе: в Fate/Zero Гэн Уробути показал, насколько захватывающей и трогательной может быть трагедия, исход которой заранее известен. Казалось бы, вольный пересказ «Русалочки» — его стихия. Но все события фильма воспринимаются как чеклист по ТЗ и подводки к зрелищным эпизодам с паркуром. Даже драматичные сцены, которые должны быть трогательными, впечатляют исключительно постановкой и визуалом.

Некоторые темы, которых касается «Пузырь», интересны и явно близки для Уробути. Мотив осознания себя и мира, обретения собственной воли и борьбы со злым роком — всё это было уже в дебютной работе автора, Phantom of Inferno и в той или иной мере мелькало в других его работах. В фильме есть и намёки на другие излюбленные темы автора: конфликт ценностей и идеалов, сложность мира и относительность зла. Но «Пузырь» не об этом. Он о красивых подростках, которые прыгают по крышам и учатся доверять друг другу, чтобы любовь опять победила все невзгоды.

Паркур на обочине: обзор аниме «Пузырь», новой работы режиссёра «Атаки титанов»

«Пузырь» — аниме с на редкость говорящим названием, красивая и броская оболочка едва скрывает его внутреннюю пустоту. У Wit Studio действительно получилось снять фильм для максимально широкой аудитории: его можно смотреть с детьми и советовать людям, которые уже пересмотрели всего Синкая и хотят что-то хотя бы отдалённо похожее. Это неплохой способ убить полтора часа, любуясь нарисованными пейзажами и динамичными сценами паркура в необычных декорациях. На большее «Пузырь» и не претендует. Остаётся лишь гадать, как три сценариста умудрились написать настолько халтурную историю.

Понравилось

  • Хорошая постановка.
  • Рисовка и дизайн на высоте.
  • Аниме идёт всего полтора часа, не провисает и не успевает надоесть.
  • Музыка не особо запоминается, но хорошо дополняет визуальный ряд.

Не понравилось

  • Банальная и предсказуемая история с приторным финалом.
  • Невнятный, плохо продуманный сеттинг.
  • Паркур выглядит эффектно, но даже не пытается быть убедительным.
  • Герои и их сюжетные арки условны и плохо прописаны, даже основная любовная линия получилась схематичной и неубедительной.
  • Фансервис ради фансервиса.
Паркур на обочине: обзор аниме «Пузырь», новой работы режиссёра «Атаки титанов»
8484 показа
13K13K открытий
44 репоста
30 комментариев

Да как же заебали эти заезженные тропы в аниме.... Жил бы дед инсайд, никто его не понимал, весь такой холодный внешне - но на самом деле самый добрый и лучший парень на весь посёлок и за то его и любят и вот в жизни такого дэбила появляется из ниоткуда взявшаеся девочка которая зажигает в нём искру жизни и при этом имеет собственные какие-то странные/страшные секреты о своём прошлом или о себе в целом. Господи нахуй, вот сколько уже такого дерьма была? Имена именитые, аж тавталогия началась, а смысла и отхлопа от этого нет. Ещё и так же надоели уже эти истории которые как бы о важном и важных - но происходят на фоне каких-то шутливых, мирских событий пока не случится ВОТЭТАПОВОРОТ и сюжет становится сразу сурьезным таким, ух, но и романтичным конечно, куда без любви. Вот жопу ставлю что здесь 1 в 1 все. Единственное с чего орнул - это с того что главной героине дали имя Ута. Флешбеки от прошлого Уробутчера начинаются))) Вот только печаль беда Уробутчер вообще свои корни забыл и одну ваниль в последние годы делает, аж грустно. Все, никаких больше серьезных Фейт Зеро, Психопасса, Саи и той херни про киборгов больше видимо от него можно не ждать...

Ответить

и вот в жизни такого дэбила появляется из ниоткуда взявшаеся девочка которая зажигает в нём искру жизни и при этом имеет собственные какие-то странные/страшные секреты о своём прошлом или о себе в целом.

Так это чисто мечта хиккана. Делать ничего не надо, с небес падает няша, но разумеется не мерзкая нормис телка, а загадочная богиня.

Ответить

К сожалению, согласен с каждым словом.

К сожалению — потому что обидно, что расклад настолько неутешительный.

Ответить

Ожидаешь чего то оригинального иди в более дешевые развлечения, например манга или книги, для масухи будут максимально простые и понятные сюжеты

Ответить

Как боженька смолвил. Добавлю ещё второй, но не менее раковый аниме троп. Фраза «иными словами». Нужно растянуть хронометраж «иными словами», считаешь зрителей дебилами «иными словами» и т.д.

Ответить

Так это понятно и больно только для тех, кто аниме с 80-90х смотрит. А тем, кто Боруто считает откровением - зайдет.

Ответить

Сая но Ута не шедевр, Киберслеер худшее что я читал (*из того что прочитал до конца).
Change my mind.

Ответить