С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Сейчас мы все знаем Type-Moon как крупную компанию, ответственную за вселенную Fate, породившую довольно много всего. Когда-то это были визуальные новеллы, но сейчас широкой аудитории более известны аниме и игры. Все когда-то начинали, так и Type-Moon начался не сразу. Первым известным проектом новоявленного додзинси-кружка Type-Moon стала визуальная новелла Tsukihime.

Можете посмотреть ролик, а можете прочесть статью.

Один из основателей кружка, Киноко Насу взял некоторые идеи из своих старых рассказов, которые ещё долгое время не могли увидеть свет и написал сюжет. Вторым основателем является иллюстратор Такэучи Такащи. В некоторых источниках утверждается, что Kara no Kyoukai был первым проектом Type-Moon как кружка, но я все же думаю, что это не совсем так. Если судить по другим источникам, то картина открывается более полная. Хотя Kara no Kyoukai и был написан Насу, но продуктом Type-moon этот рассказ ещё не был или это было на грани создания кружка. C 1998 года рассказ публиковался на неком сайте, но особой славы тогда не сыскал. Хотя интернет в японии тогда резко набирал популярность и в 2000 году там уже было около 37% населения.

https://news.yahoo.co.jp/byline/fuwaraizo/20170623-00072326/
https://news.yahoo.co.jp/byline/fuwaraizo/20170623-00072326/

А вот уже позже Kara no Kyoukai был переиздан и распродан благодаря популярности Tsikihime, хотя и был написан Киноко Насу раньше разработки этой визуальной новеллы.
Впрочем, хватит истории. Всем привет, с вами Йозора и сегодня мы рассмотрим визуальную новеллу Tsukihime, что переводится как Лунная Принцесса.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Сюжет

Начнём, пожалуй, с сюжета. Сюжет в этой визуальной новелле довольно захватывающий. Хотя уже после пролога может показаться скучновато, начнутся некоторые бытовые проблемы и проблемы школьной жизни главного героя, но в этой истории всё далеко не так как кажется и после первых дней история разгонится так, что заставить себя перестать читать будет нелегко. Одно из самых захватывающих в этой игре — это атмосфера безумия. Нашего главного героя по имени Шики, окружает атмосфера загадочности, мы долго не знаем о своём прошлом. Помимо этого на него влияет 2 фактора, слияние которых заставляет его делать какие-то неверные поступки. Из-за влияния своего древнего рода, а так-же из-за «призрачной» связи с забытым братом, он порой может поддаться нехорошим мыслям, что зачастую зависит от выбора игрока и называется игрой, так-же эта особенность помогает ему познакомиться с Арквейд. Но наш герой вовсе не злодей, просто есть вещи которые на него влияют и может произойти что-то плохое. Несмотря на несколько мрачную и безумную атмосферу в игре есть юмор, который разбавляет атмосферу и дополняет образы героинь, делая их более живыми.В игре есть пять рутов главных героинь. В начале нам доступны лишь 2 рута. Это Арквейд и Сиэль.
Итак, рут Арквейд. Довольно интересный рут и в принципе один из самых ламповых. Начал я этот рут самым первым и знаете, героиня Арквейд мне понравилась. Она весёлая, милая и пожалуй, что довольно важно честная и искренняя с главным героем. К сожалению, некоторые другие героини этой игры недоговаривают главному герою довольно много о его и своём прошлом, о своих истинных мыслях и целях. Конечно, это скорее тип построения сюжета, ведь если бы все героини сразу бы нам все выдали, то никаких неожиданных поворотов в этой истории не было бы и она бы не так захватывала. Но Арквейд в принципе, получилась самой честной и искренней героиней.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Впрочем, с рутом Сейбер в Fate у меня была такая-же история, я его прошёл первым и он был самым ламповым, а героиня самой приятной. Хотя в Fate нет выбора в каком порядке проходить руты. Они даже внешне немного похожи, у них один цвет волос и скромный наряд, что как бы намекает нам о некой преемственности этих визуальных новелл.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Кстати, название игры Tsukihime, что переводится как лунная принцесса, а этой принцессой как раз и является Арквейд. Так что по сути она самая главная героиня.Так-же мне понравился момент, где Шики рассказывает Арквейд о том, что люди занимаются кучей бесполезных мелочей, но эти бесполезные мелочи приносят им радость и по сути являются смыслом жизни людей.
Рут Сиэль. На первый взгляд Сиэль скромная и умная ученица в очках, семпай наших героев, которая хорошо учится и так далее. Типаж, который нравится многим и в принципе обычно таких девочек отмечаешь как довольно приятных, но в этот раз, это всё является лишь притворством. Она вам не Ами Мидзуно. На самом деле Сиэль совсем не та, за кого её можно принять в начале. С одной стороны это достаточно интересный ход сюжета, но с другой этот момент притворства мне в ней мне немного не понравился. Впрочем, и у этой героини есть своя драма и ей сопереживаешь.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

В целом, сюжеты немного враждующих между друг другом Акрвейд и Сиэль дополняют друг друга, составляя пока что единую картину, где перед нами предстаёт сюжет о борьбе с вампирами, такими как Неро Хаос(или Нрвнскр Хаос) и пробудившимся Роа. Этот сюжет довольно затягивает и погружает в себя.
Кстати, не следует путать Неро Хаоса с Нероном из Фейта(padoru padoru~). Это совсем другая личность. В одной из концовок Сиэль мы даже получаем смешную концовку, где Акрвейд и Сиэль обе продолжают бегать за главным героем. Но за исключением этого сюжет тут достаточно серьёзный и интересный, не смотря на комедийные моменты. В настоящей концовке всё по серьёзному и с драмой.

Сиэль так-же даёт нам подсказки после смертей, неудачных выборов, внезапно нарядившись в учительницу. Позже мы увидим такое в Fate в виде «Додзе Тайги», впрочем, к тому моменту разработчики ещё не додумались до некого счётчика плохих концовок, так что все забавные шутки в этих подсказках увидеть не так просто. Ну и ещё трудность на этом пути состоит в том, что если в Fate было полно вариантов, которые приводили к плохим концовкам почти сразу, то тут это скорее накопительные варианты, которые откладывают плохую концовку в долгий ящик, что как бы мотивирует выбирать скорее те варианты, которые кажутся наиболее разумными.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Тёмная сторона луны

Итак, данные героини и сюжет с ними предстаёт перед нами в светлой стороне луны, а в тёмной перед нами предстают ещё три. Что же за стороны луны такие? Очень просто. После того как мы получим истинные концовки Арквейд и Сиэль, после этого в игре появляется выбор проигнорировать ночной вой, не нарываться на неприятности и просто дальше спать дома, что открывает перед нами возможность больше общаться с обитателями особняка, в который мы вернулись спустя много лет разлуки. Общаемся мы с ними и в светлой стороне луны, но не так много как в тёмной. Это наша сестра Акиха и две служанки, с одной из которых главный герой играл в детстве.
Наша сестра Акиха. Приглашает главного героя в особняк, из которого нас выгнал отец, потому, что мы якобы ослабли после аварии. Довольно яркий и веселый персонаж. Надо отдать дань уважения художнику. Спрайты этого персонажа это просто что-то. Такой спектр эмоций, от которого можно и засмеяться в слух.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Акиху причисляют к такому не совсем популярному аниме-типажу как цунгире. Хотя я раньше считал её классической цундере, так как эти типажи схожи. Тут опять можно провести небольшую аналогию с Fate, где позже появится Тосака, которая так-же будет цундере с похожей внешностью, а ещё она так-же живёт в древнем доме, который выбивается из японского стиля.
История Акихи так-же трогает за живое, заставляет сопереживать. Кстати, ещё нужно упоминать, что главный герой строит отношения со всеми героинями, у которых есть рут? А ещё в Японии есть такой поджанр аниме про сестер. Так что я немного вам спойлерну, что на самом деле Шики и Акиха сводные брат и сестра. В принципе, по ламповости её история для меня на втором месте после Арквейд.
Кохаку и Хисуи. Мнение о них довольно трудно выразить без спойлеров, но я могу попробовать выдать их минимально.
Хисуи в принципе показалась мне приятным персонажем, интересный рут. Есть момент, где наш главный герои лежит дома несколько дней и не двигается, но читать это всё равно интересно.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Кохаку… в целом местами трудно описать этот рут словами, но Кохаку показалась мне эдакой злодейкой. Неким кукловодов в истории тёмной стороны луны. В этом руте нам скорее объясняют некоторые мелочи и вопросы, которыми мы могли задаться в предыдущих, впрочем, Кохаку сильно пострадала в детстве и ей всё равно сопереживаешь. У неё есть мотивация поступать так, из-за моральных травм прошлого.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

В принципе, руты Акихи и сестёр служанок сильно связанны между собой, так что по сути это так-же единая история, показанная с точки зрения разных ситуаций, которые могли произойти так или иначе из-за разных поступков главного героя. Атмосфера безумия тут накаляется и главный герой зачастую не уверен в адекватном ли он состоянии. Захватывает чтение тёмной стороны луны чуть ли не сильнее, чем светлой.
Про аналогии с Fate. Помимо того, что я описал выше. А помните, что в Fate Stay Night так-же есть служанки, которые обитают в замке у Илии? А ещё Илия так-же являлась сводной сестрой Широ в какой-то степени. И наш друг Арихико почему-то напоминает Широ внешне. В принципе, аналогий по персонажам в этих новеллах хватает.

Как я уже говорил выше в истории тёмной стороны мы остаёмся дома, из-за чего события идут иначе. Здесь мы не встретим Нерона Хаоса, а Роа даже не пробудится. Вместо этого в брате Шики — ШИКИ (большими буквами) проснётся мотивация просто забрать Акиху и всю свою жизнь себе, а главного героя просто убить.
Про Шики и ШИКИ. Какая проблема возникла у переводчиков с японского при адаптации. Видите ли. В японском это набор из разных иероглифов, которые звучат одинаково. А в русском и английском такое сделать сложно, так что… выкрутились таким образом, набирая второе имя просто большими буквами. Возможно, это делает его имя даже пугающим и угрожающим в тексте. Впрочем, в оригинале так не было.
Играем мы за Шики и в принципе, по началу про нашего героя сложно сказать что-то конкретное. Он обладает таинственным туманным прошлом, которое, в прочем, позже более-менее раскрывается, но это уже немного спойлер. Правда по тексту новеллы и его образу без лица на артах в ней он мне казался более серьёзным, нежели то, что представили нам позже Type-Moon в том же Tsukihime Plus или как он выглядит в Melty Blood. Там он уже довольно милый школьник в очках с таким школьным голоском. Впрочем, по канону он становится серьёзнее в моменты битв и когда видит что-то выходящее за рамки человечности, есть в нём некая скрытая сущность, вторая личность, которая просыпается в экстремальной ситуации. Вся игра по сути раскрытие не только персонажей вокруг, но и самого главного героя его истории. Однако, как я и говорил раньше, историю персонажи от нас тщательно скрывают. Так что докапываться до настоящей биографии Шики и рода Тоно придётся, читая все руты.
Так-же хочется сказать, что я не одобряю некоторые действия Тоно Шики, относительно героинь этой визуальной новеллы. Считаю это неправильным. Хотя и сам игра наказывает игроков за выборы, где гг проявил агрессию.
Все руты в этой новелле достаточно интересны, так что всё же рекомендую вам её прочесть. Правда не всем. Всё же тут есть контент, который не подходит для лиц младше 18 лет. Насколько я понимаю с помощью хентая автор пытался привлечь внимание к своей работе и надо сказать, что это у него получилось. Хотя сейчас такой подход вряд ли сработает. Это была первая работа Насу Киноко и Такащи Такэути в составе Type-Moon, которая получила широкую популярность в Японии. Посыпались продолжения, фан-диски, получилось переиздать Kara no Kyoukai на бумаге для большего круга читателей.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Саундтрек

Haga Keita, KATE написал довольно интересный и атмосферный саундтрек и мне он, в принципе, нравится. Есть что-то такое в этих жестких миди-звуках. Некоторые предлагают заменить его фанатским патчем на треки из диска EVER AFTER ~MUSIC FROM «TSUKIHIME»~ с ремейком саундтрека, вышедшим в 2002 году.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Но я все же думаю, что некоторые замены в нём вообще не похоже на то, что мы слышим в оригинальной игре. Так что я бы советовал попробовать оригинальный саундтрек, а с заменами можете экспериментировать хотя бы после прохождения одного рута или чередовать. Всё же тут всего 10 треков и они могут надоесть за время чтения. Фоновых звуков тут почти нет, хотя игра любит дать нам послушать тиканье часов. Так-же диалоги не озвучены, так что привыкайте к музыке на фоне, а иногда и полной тишине.

Графика

Такэучи Такащи нарисовал спрайты персонажей и отдельные арты. В принципе, спрайты персонажей мне нравятся. Они достаточно ярко показывают эмоции, которыми обладают персонажи. Отдельные арты же местами хорошие, а местами странные. Но все же он работал не совсем один и у него были ассистенты, о чём говорится в титрах. Фоны же представлены обработанными фотографиями реальных мест.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Техническая часть

Хотя в некоторых источниках пишется, что Tsukihime сделало 3 человека, в титрах мы можем увидеть далеко не три фамилии. Были всяческие ассистенты и тестеры, имена которых так-же внесены в титры.
Если же касаться технической части оригинальной игры, то тут нас ждут некоторые проблемы. Я читал игру с переводом на русский и надо сказать, что этот перевод встрял где-то на версии 0.5 и был заброшен, но по мне его вполне можно читать. Так-же игра вылетает в определённом месте с этим переводом и я оставил ссылку на фикс этого в описании своего ролика, чтобы не особо искать. Ну и ещё могу сказать, что игра на весь экран разворачивается с помощью копки F на клавиатуре, хотя есть версии игры, где это можно сделать на alt+enter. Так произошло из-за того, что японская версия переиздавалась на KiriKiri в 2003 году, хотя оригинальная игра 2000 года работает на движке Nscripter, а русская и англиская работают уже на open-source клонах и модификациях этого движка. Конкретно русская использует движок ONSlaught, а вот английская ONScripter. Обе версии просто берут и запускаются на современной Windows 10, по крайней мере у меня. Правда на наших 1080p мониторах читать текст в разрешении 640 на 480 может быть не очень приятно, но тут ничего не поделать. В принципе, я прочёл и ничего со мной не случилось. Однако, в Fate Stay Night, где разрешение новеллы 800 на 600 текст читать было приятнее.

Фан-диск

Так-же я хочу сказать о таком дополнении Tsukihime Plus. Это диск, который содержит в себе маленькие истории. Основная история вполне серьёзная и интересная, а дополнительные комедийные и довольно забавные, а так-же позволяющие поместиться в во внутреннюю кухню Type-Moon тех лет. Надо сказать, что в плане технической части он немного превосходит оригинальную игру. Тут больше дополнительных фоновых звуков, да и графика чем-то приятнее. Правда читается всё довольно быстро, так что может это потому, что объём работы куда меньший. Есть одна вещь, которая меня удивила. Это «приложение» способно установить обои на рабочий стол даже в современной Windows 10.

Обещанный ремейк

В 2008 году в Type-Moon вспомнили, что Tsukihime вышла довольно давно и заявили о ремейке. Позже всплывали ещё новости об этом. Однако, этот ремейк так до сих пор и не вышел.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Хотя может и к лучшему, что ремейка до сих пор нет. На тех артах, что представляли Type-Moon прослеживается какое-то странное желание укоротить юбки персонажам.

Но мне кажется, что если есть желание сделать, то уже бы давно сделали. Однако что-то в компании мешает это реализовать. Вообще мне всё же кажется, что около аниме индустрия была более ламповой, когда была более любительской. Всяческая манга, визуальные новеллы, игры зачастую выходили из фанатских и любительских рук, когда люди просто собирались и делали, что им хочется или когда это делает один человек. А с большой коммерциализацией наступают и проблемы с творчеством, оно может просто закончиться в какой-то момент и начаться просто зарабатывание денег. Вспомните, как начиналась игровая индустрия и чем она является на сейчас. Если когда-то креативные люди, компьютерные гики создавали шедевры практически из ничего, то сейчас во многих проектах монетизация ставится на самый первый план, а всё остальное делается ради неё же.
Мне визуальная новелла Tsukihime вполне понравилась и я могу вам её порекомендовать, если вам больше 18. Тут есть захватывающий сюжет, атмосфера, читать её интересно, а что ещё нужно?
А с вами был Йозора. Всем спасибо за чтение, возможно просмотр ролика и до новых встреч.

99 показов
9.6K9.6K открытий
54 комментария

С Цукихимэ познакомился с аниме, потом уже прошел игру. Помню меня очень зацепила адово угнетающая атмосфера и музыка из экранизации; в игре был немного другой тон и персонажи были более жизнерадостные. Мне зашли обе версии.

Боже, как ностальгия сразу нахлынула от вида той первой Арквейд. Да, Текеучи проапгрейдился в плане навыков художника, да новый дизайн выглядит симпатично, но это не та Арк. Просто посмотрите на этот слегка грустный, но при этом неунывающий взгляд! Арк была очень душевным персонажем, с искрой в глазах. На скрине она словно бы говорит "Я буду ждать тебя где обычно. Не забывай меня". Так и хочется сюда пихнуть цитату из Аквариона: "Я дождусь тебя, даже если мне придется прождать 12 000 лет".

Ответить

Но ведь аниме по Цуки не существует

Ответить

зачем им делать римейк, когда теперь можно бесконечные сингулярности в FGO клепать и грести деньги лопатами?

Вообще лор Цукихиме куда интереснее Фейта для меня. Все эти Мертвые Апостолы, и прочая чертовщина, а не тотальные гендер бендер легенды в виде сервантов. Оригинальность, а не паразитирование на прошлом.

Благо есть From Fake Dreams фанфик, который прекрасно обе части вселенной объединяет.

Ответить

Ну так это в любом случаи один большой Насуверс, просто Насу почему-то решил, что мёртвые апостолы в Фейте лишние при этом оставив экзекуторов, мистические глаза и Зокена 

Ответить

Тем не менее, F/GO может стать не самой худшей стартовой позицией для знакомства с остальным насуверсом. По крайней мере точно лучшим, чем аниме от DEEN.  

Ответить

Полнометражки Kara no Kyoukai еще очень годные по этой же вселенной.

Ответить

Такэучи ТакащиТвой Поливанов причиняет мне физическую боль.

Ответить