Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Внимание! Статья содержит спойлеры по произведениям, относящимся к франшизе «Toki wo Kakeru Shoujo». Какие-то из них небольшие, но другие раскрывают концовки.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Правда, есть два нюанса. Во-первых, некоторые фильмы/дорамы отыскиваются с трудом и не имеют перевода, поэтому статья может быть единственной возможностью ознакомиться с их содержанием. Во-вторых, если вы смотрели одноимённое аниме 2006 года, спойлеров можно не бояться. Как бы то ни было, привожу краткий список использованных произведений:

оригинальная новелла (1967)

дорама «Time Traveler» (1972)

дорама «Time Traveler 2» (1972)

фильм «Toki o kakeru shoujo» (1983)

фильм «Toki o kakeru shoujo» (1985)

дорама «Toki o kakeru shoujo» (1994)

фильм «Toki o kakeru shoujo» (1997) – только упоминается

ТВ-спэшл «Morning Musume: Shinshun! Love Stories» (2002)

манга «Toki o kakeru shoujo» (2004)

аниме «Toki o kakeru shoujo» (2006)

манга «Toki o kakeru shoujo» (2006)

фильм «Toki o kakeru shoujo» (2010)

манга «Toki wo Kakeru Shoujo: After» (2010) – только упоминается

дорама «Toki o kakeru shoujo» (2016)

Без лишних и утомительных вступлений сразу хочется докопаться до названия аниме, которое стало общепринятым. Его копируют переводчики при каждом появлении новой экранизации. Я понимаю, для чего это делается, и что куда важнее лёгкость произношения, а не дословность. И всё-таки ни Кадзуко, героиня оригинальной новеллы, ни Макото, гораздо более известная героиня нашумевшего аниме, не покоряли время. Хотя бы потому, что умели перемещаться только в прошлое. Да и точный момент выбрать не всегда могли. Так себе покорительницы, не правда ли? Да и называть старшеклассницу девочкой, право слово, странно. Для аниме с уникальным методом перемещения героини в прошлое было бы актуально «Девушка, прыгающая сквозь время». Но что уж теперь.

Известное аниме снято по мотивам одноимённой новеллы Ясутаки Цуцуи, которая впервые публиковалась в журналах «Третий год средней школы» (中学三年コース) и «Первый год старшей школы» (高1コース) с ноября 1965 по май 1966 (всего 7 частей) . Как отдельная книга впервые вышла в 1967 году, в составе 10-томной серии «Подростковая фантастика» (ジュニアSF) . Главной героиней книги была Ёсияма Кадзуко, 15-16-летняя школьница, дружившая с двумя одноклассниками – Фукамати Кадзуо и Асакурой Горо. История в общих чертах похожа на ту, что зритель мог видеть в аниме-экранизации. Кадзуко теряет сознание в лаборантской кабинета естествознания, где ей и ребятам поручили навести порядок. Затем она обретает способность перемещаться во времени, исключительно в прошлое. Первый скачок она совершает так же, как и в фильме, для спасения собственной жизни. Спустя энное количество событий она возвращается в лаборантскую, в тот самый момент, когда упала в обморок, и встречает Кадзуо, который оказывается человеком из будущего. Он рассказывает о будущем и о том, почему переместился во время Кадзуко. Затем они расстаются.

Книга совсем небольшая, рассчитана на скромный уровень знания языка, поэтому в оригинале её вполне можно прочитать даже с N4. Лежит в свободном доступе на Рутрекере, прекрасно раздаётся.

Тем, кто вообще не знает японского, огорчаться не стоит. Хоть новелла и не имеет официального перевода, доступен любительский. Довольно посредственного уровня и с очевидной нехваткой редактуры, но вполне читабельный. Правда, надо держать в голове, что Фукусима-сэнсэй всё же мужчина, а не женщина, как в переводе. Все сомнения отметаются местоимением boku, которое используют только мужчины. Да-да, девушки, говорящие про себя boku, это чисто анимешная фишка.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

А ещё семья Асакура держала лавку хозтоваров (荒物屋) , а не зоомагазинчик.

У новеллы насыщенная жизнь. Она неоднократно переиздавалась, экранизировалась на все лады и даже получила несколько манга-версий. Самой первой экранизацией была дорама «タイム・トラベラー», выходившая с 1 января по 5 февраля 1972 года.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Название – просто японское написание «Time Traveler», которое можно перевести и как «Путешественник во времени», и как «Путешественница во времени», учитывая, что в сюжете два персонажа обоих полов практикуют межвременные прыжки. Отличие от книги в том, что Кадзуко узнала о настоящей личности Кена Согола (настоящее имя Кадзуо) почти сразу и помогала ему воссоздать препарат, который вернёт его в будущее.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Сериал транслировался по субботам, всего вышло 6 получасовых серий. Любопытно, что в то время магнитная плёнка, на которую записывались передачи, стоила очень дорого и поэтому использовалась повторно. Кроме того, из-за нюансов с авторскими правами не предполагалось транслировать уже показанную передачу в принципе. Так что дорама была уничтожена, как и большинство материалов до неё. К счастью, благодаря зрителям, предоставившим кассеты с записью эпизодов, сериал удалось восстановить. В 2001 году даже вышел DVD со всеми сериями.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

В финальном эпизоде (который доступен на YouTube) Кен наконец-то получил препарат, с помощью которого сможет вернуться в своё время, но оставил колбу с драгоценным содержимым без присмотра. Заметив, что в пустой лаборатории слишком грязно, школьная уборщица решила навести порядок и случайно надышалась парами препарата, после чего обрела способность путешествовать во времени. Недолго думая, она отправляется в 1945 год, чтобы спасти свою дочь, умирающую от пневмонии в больнице, которая находилась на месте нынешней школы.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Но прошлое ни в коем случае нельзя менять, иначе будущее окажется под угрозой, а потому Кен и Кадзуко отправляются следом за женщиной, чтобы вернуть её в настоящее. Узнав, что ничего нельзя изменить, несчастная мать пытается перенестись в другое время, но погибает. Кен и Кадзуко возвращаются в настоящее. Кен стирает память всем, кто так или иначе контактировал с ним, включая Кадзуко. Перед уходом он говорит, что когда-нибудь вернётся в эту эпоху, но будет уже другим человеком, поэтому при встрече Кадзуко вряд ли его узнает.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Девушка забывает о Кене, становясь самой обычной школьницей. Или же не совсем обычной? Ведь её способность перемещаться во времени могла сохраниться. На этой загадочной ноте дорама заканчивается.

Сложно сделать какие бы то ни было выводы лишь по одному эпизоду, но Кен и Кадзуко совершенно точно могут общаться телепатически.

Динамичный сюжет, красивые актёры и душещипательные сцены не могли оставить зрителей равнодушными. Публика требовала добавки. Поэтому авторы не стали откладывать и быстренько сняли продолжение «続 タイム・トラベラー» («Time Traveler 2») . Пять получасовых эпизодов транслировались с 4 ноября по 2 декабря 1972 года. Поскольку события книги-первоисточника себя исчерпали, в ход пошли оригинальные идеи. По сюжету Кен Согол отправляется в 20 век на поиски пропавших учёных 27 века. Всего их трое: Рок, Рэм и Влад. Он снова встречается с Ёсияма Кадзуко, которая перемещается вместе с ним в прошлое и помогает отыскать потеряшек. Мне не удалось найти видео, но аннотации к эпизодам в японской Вики весьма интригующие.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

В 1983 году вышел полнометражный фильм Обаяси Нобухико «Toki o kakeru shoujo», который считается самой известной экранизацией книги.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Сценарий написал Кэнмоцу Ватару, а продюсировал картину Кадокава Харуки – человек, про которого можно снять неслабый байопик. Сын основателя Кадокава Шотен, выжил из издательства младшего брата, затем сел за провоз кокаина и в общей сложности провёл в тюрьмах около 4-х лет. Был женат 6 раз, последняя супруга – певица ASUKA. Если судить по новости, в которой сказано, что у супругов разница в возрасте 40 лет, то родилась она плюс-минус в 1982. Гугл в Асках заблудился (развелось артистов без воображения!) , поэтому эту даму мне не показал. Именно Харуки в 1997 году снял чёрно-белый ремейк фильма 1983 года. К сожалению, найти его не удалось.

Главную роль в экранизации Обаяси Нобухико сыграла Харада Томоё, известная певица и актриса. Это был её кинодебют.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Сюжет фильма воспроизводит события книги не дословно, однако сохраняет основную канву. Расхождения есть как в мелочах, так и в ключевых моментах. Так, например, фамилия у Горо другая – Хорикава; 18-е – понедельник, а не вторник. Также уточнено, что на дворе апрель (в книге месяц не назывался) . Кадзуо занимает место погибшего вместе с родителями внука пожилой пары, тогда как в книге он притворялся сыном супругов среднего возраста, у которых детей не было в принципе. Добавлена любовная линия между учителем Фукусимой и его коллегой (гетеро-линия, да) .

Внешне не все герои соответствуют своим прообразам. Кадзуко будто сошла с иллюстрации, хотя я не знаю, сколько этой иллюстрации лет на самом деле: печатная версия новеллы датируется 1997 годом, но в ней могли использовать и старые иллюстрации. Да и автор никак девушку не описывал.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

А вот Горо, в книге коренастый, даже пухленький, едва ли отличается телосложением от стройного Кадзуо. Скорее всего, это сделано намеренно, чтобы любовный треугольник – ещё одно отличие от книги – выглядел правдоподобно. В оригинале Горо описан так, что ни героиня, ни читатель просто не могут в него влюбиться. В экранизации он поднабрался мужчинства, которого ему так не хватало в книге, и превратился в привлекательного цундэрэ, по уши влюблённого в Кадзуо, но скрывающего свои чувства. Сцена с платком – прямо-таки воплощённое отчаяние парня во френдзоне.

И если в книге вся симпатия автора явно была на стороне Кадзуо, то в фильме ему уделено довольно мало времени, а глубины характера не видно вовсе. В первой сцене (которая поначалу кажется бесполезной тратой хронометража, но затем поражает продуманностью) приземлённость и прямолинейность Горо словно противопоставляются романтизму Кадзуко и Кадзуо. И это не тот случай, когда противоположности притягиваются. Кадзуко явно больше симпатичен Кадзуо, с которым можно и погулять, и поговорить. Не то что с занятым и серьёзным Горо.

Финал очевиден: Кадзуо возвращается в будущее, стирая всем память о себе.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

История дополнена парой сцен, происходящих в 1994 году, спустя 11 лет после событий фильма. Кадзуко, так и не выйдя замуж, окончила университет и занимается фармакологическими исследованиями. Однажды она сталкивается в коридоре с повзрослевшим Кадзуо, но сказочного узнавания не случается. Режиссёр показывает, как они оглядываются друг на друга, а затем расходятся в противоположные стороны по удлиняющемуся на глазах коридору.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

В начале фильма на экране появляется надпись:

Если человек встречает идеальную любовь, которая за пределами реальности, это удача или нет?

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

После фильма сложно ответить на вопрос, принесла ли Кадзуко счастье встреча с Кадзуо. Возможно, счастье не в том, чтобы остаться вместе навечно, а в воспоминаниях об этой идеальной любви, не омрачённой разочарованиями и бытом? Кстати, именно к этому выводу и приходит тётя Кадзуо в манга-версии аниме Хосоды Мамору. Но к ней мы ещё вернёмся.

В 1985 году книга снова была экранизирована для еженедельного блока Monday Drama Land Fuji TV, в рамках которого демонстрировались часовые фильмы, рассчитанные на максимально широкую аудиторию. Главные роли часто исполняли айдолы, которые были заняты в куче других проектов и не обладали достаточным количеством времени, чтобы полностью отдаться съёмкам. За основу сценариев бралась манга и простенькие новеллы. Производство осуществлялось в кратчайшие сроки. Всё это негативно отражалось на качестве игры актёров и глубине произведений.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Основные персонажи взяты из книги с небольшими изменениями. Кадзуко живёт с отцом и младшей сестрой Норико, а на первом этаже их дома располагается маленькое кафе с символичным в рамках истории названием «Лаванда».

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Семья Горо держит парикмахерскую.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Кадзуо традиционно притворяется внуком одиноких стариков, занимающихся (для себя или на продажу) цветами и уверенных, что заботятся о единственной кровиночке погибшего в авиакатастрофе сына.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Завязка всё та же: Кадзуко, унюхавшись особыми парами с запахом лаванды, обретает способность путешествовать во времени. Нюанс лишь в том, что перед этим она услышала, как разбилась пробирка с препаратом, из-за чего у неё сформировалась ассоциативная связь «звук бьющегося стекла -> перемещение». Неосознанно поскакав во времени на пару-тройку минут в прошлое (и первым делом спася Горо от колёс грузовика) , Кадзуко мучается ощущением дежа вю, пока Кадзуо не проводит с ней разъяснительную беседу, в которой и сообщает девушке о её необычном триггере. К слову, сам Кадзуо эффектно щёлкает пальцами для перемещения.

Даже не дослушав ликбез, неуёмная Кадзуко прыгает всё дальше и дальше в прошлое, пока Кадзуо не возвращает её в настоящее. Он пытается убедить Кадзуо перестать перемещаться, но та не слушает и, научившись управлять своей силой, пытается причинять добро окружающим. Получается плохо. Кадзуо, вызывая у зрителя подозрения в том, что он совсем слегка мудак, берётся за перевоспитание Кадзуко весьма суровыми методами. Он устраивает ей экскурсию по школьно-клубной жизни с, так сказать, полным погружением: бедняга то превращается в объект для отработки приёмов дзюдо, то становится мишенью для волейбольных мячей, то барахтается в бассейне.

Актрису даже немного жаль
Актрису даже немного жаль

Наприключавшись, Кадзуко теряет былой запал, а вместе с ним и способность перемещаться. Чтобы вернуть её, она берёт у Кадзуо свежеприготовленный препарат, но его пары также вдыхает и Норико. Малышка всегда очень хотела встретиться с умершей матерью, а потому отправляется на 15 лет в прошлое. Следом мчатся Кадзуко и Кадзуо. К счастью, всё заканчивается благополучно.

Разумеется, после всего пережитого у Кадзуо и Кадзуко появляются чувства друг к другу. Кадзуо рассказывает, что ему на самом деле 11 лет и что в будущем проблема с рождаемостью. В конце он возвращается в свой век. Традиционное обещание вернуться прилагается. Но непонятно, потеряли ли память все, кто общался с Кадзуо.

Фильм, при всей своей наивной несуразности, местами так смел, что сложно не уронить челюсть. Например, при очередном неудачном перемещении Кадзуко попадает в мужскую баню, а отправившийся следом Кадзуо – в женскую. В общем, если вам было любопытно, как выглядят соски у японок, материала для изучения тут предостаточно. Серьёзно, не в каждом хентае увидишь такое количество голых сисек.

К деревянной игре актёров тоже удаётся привыкнуть не сразу. Кадзуко должна как-то реагировать на происходящую фантастику, но максимум, что у неё получается, это быть просто миленькой девочкой. От Кадзуо же поначалу всё время ждёшь признания, что он не просто прибыл из будущего, но ещё и киборг – его покерфэйсу позавидовал бы даже Кучики Бьякуя. Потом он, правда, размораживается и даже начинает улыбаться.

Образы персонажей по большей части соответствуют книжным. Разве что Горо совсем не крепыш, а какой-то расхристанный ботаник. А ещё влюблён в Кадзуко, но его признание становится очередной комедийной сценой. Да и экранного времени у него без двух минут ноль.

Учителю Фукусиме выделена роль куратора клуба астрономии. На развитие сюжета он не влияет ровно никак.

Честно говоря, поначалу фильм больше похож на пародию из-за обилия сценок а-ля «Однажды в России», с той лишь разницей, что действие происходит в Японии 80-х.

После психологической травмы от голых людей
После психологической травмы от голых людей

Но затем нет-нет да всплываёт тема смерти близкого человека, а это уже не смешно. Абсурд перемежается трогательными моментами, и совершенно непонятно, что именно и для какой аудитории снимали авторы. Впечатление такое, будто несколько абсолютно несовместимых идей просто свалили в кучу, хотя по каждой из них можно было снять отдельную полнометражку.

С 19 февраля по 19 марта 1994 года всё то же Fuji TV транслировало 5-серийную дораму с Учида Юки в главной роли. Первая серия доступна на YouTube.

Ёсияма Кадзуко – уже знакомая нам школьница с двумя друзьями детства – три-четыре – Фукамачи Кадзуо и Асакурой Горо. Стоит ли говорить, как она стала «девушкой, покорившей время»? Живёт с родителями и сестрой. И впервые за все экранизации занимается спортом – играет в баскетбол. Выглядит как сошедшая со страниц книги иллюстрация, удивительно приятная в своём андрогинном очаровании.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Кадзуо всё так же притворяется не то сыном, не то внуком семейной пары с целой теплицей лаванды. Как и положено чужаку, в кадре держится немного отстранённо.

Горо, опять не пухляш, зато придурковатый кривляка, маскирует свои нежные чувства к Кадзуко как типичная цундэрэ.

Без просмотра всех эпизодов сложно судить, но похоже, что дорама одновременно следует канону и в то же время в чём-то повторяет экранизацию 1983 года. Так, точно по книге случается землетрясение с пожаром. Разница лишь в незначительных деталях. Например, пожар произошёл в общественной бане, но она не была домом Горо, он жил по соседству. При этом мы видим уже знакомый любовный треугольник и подмену человека в воспоминаниях Кадзуко.

Зато авторы постарались добавить что-то новое, как-то интересно преподнести уже знакомые ситуации. К примеру, Кадзуко теряет сознание в лаборантской медленно, под гипнотическую музыку и цветофильтры, и происходящее смотрится как кусочек клипа. Первый прыжок в прошлое для спасения себя и друзей совершает в тот момент, когда на них вот-вот должен упасть трансформатор. Судя по всему, дальше зрителя ждёт каноничный грузовик и развитие треугольной романтики. Также заявлена мелодраматическая история учительницы Фукусима и скелеты прошлого Кадзуко.

В 2002 году на канале TBS вышел двухчасовой ТВ-спэшл «Morning Musume: Shinshun! Love Stories», состоящий из трёх фильмов, в каждом из которых главную роль сыграла одна из участниц айдол-группы Morning Musume. Первый фильм был снят по мотивам повести Кавабаты Ясунари «Танцовщица из Идзу», сюжетной основой для второго стала манга Ямато Ваки «Haikara-san ga Tooru», а на сценарий третьего авторов вдохновила уже известная нам книга Цуцуи Ясутаки.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Кадзуко живёт с родителями и младшей сестрой. Кадзуо стандартно сын пары с большим садом. Семья Горо держит продуктовый магазинчик.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»
Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

В субботу, когда начинается основной сюжет фильма, Фукамачи прогуливает уборку, а Кадзуко не просто вдыхает пары из пробирки, но и нечаянно проливает немного вещества на руку, предсказуемо для зрителя получая способность перемещаться во времени. По дороге домой Фукамачи рассказывает ей о том, что часто бывает в зоопарке, и предлагает Кадзуко присоединиться. В воскресенье ребята приятно проводят время в зоопарке, и Кадзуо покупает Кадзуко понравившуюся подвеску.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Следующим вечером случается землетрясение и пожар в доме Горо (здесь снова частичное расхождение с книгой – пожар случился в бане по соседству, но зато семья Горо по канону держит небольшую бакалейную лавку) . А утром во вторник Кадзуко спасает себя и Горо от падающей оконной рамы, совершив прыжок во времени. После этого она осознаёт, что обладает странной силой, и рассказывает об этом друзьям. Те, конечно же, не верят, но предсказанные Кадзуко землетрясение и пожар их переубеждают. При этом Кадзуко вспоминает, как очень давно, когда она ещё была маленькой, «родители» Кадзуо сказали, что у них нет детей, поэтому они заботятся о цветах. Кадзуко понимает, что Кадзуо не тот, за кого себя выдаёт, и пытается заставить его объясниться, но он отправляет Кадзуко в лаборантскую, в тот самый день, когда она получила свою сверхспособность. Кадзуо рассказывает о том, что прибыл из 2202 года (в книге это был 2660 год) , и даёт небольшую историческую справку. Человечество развивалось, началось перенаселение, растения и животные почти исчезли. Так что он изобрёл препарат, позволяющий путешествовать сквозь время и пространство, и прибыл собрать клетки животных и растений, чтобы клонировать и возродить все вымершие виды. Он также сообщает, что должен вернуться в своё время, предварительно стерев память всем, кто имел с ним какие-либо контакты. Кадзуко, вопреки его заверениям, что в этом нет смысла, просит оставить ей кулон, который в будущем заменяет удостоверение личности. Сама же отдаёт подвеску, которую Кадзуо купил ей в зоопарке. Напоследок Кадзуо говорит, что не знает, вернётся ли, но если бы мог, то хотел бы увидеться снова.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Несколько лет спустя Кадзуко и Кадзуо случайно встречаются, но проходят мимо друг друга. У Кадзуко звонит телефон, это Горо приглашает на встречу одноклассников. В этот момент раздаётся визг шин – Кадзуо едва не угодил под машину. Кадзуко, которая собиралась стать медсестрой и наверняка уже закончила обучение, начинает оказывать первую помощь. Подвески, лежащие рядом, намекают, что у фильма счастливый конец.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

События так же, как и в книге, происходят в течение четырёх дней, хотя даты немного съехали. Не пропустили авторы и землетрясение с пожаром. А вот грузовик заменили падающей оконной рамой: именно в этот момент Кадзуко спасает себя и Горо, хотя это не первый её прыжок, разве что самый далёкий. Появились детали, которых не было в книге. Например, у Кадзуо есть причина, чтобы вернуться в прошлое, и мудрёное объяснение, почему клетки мозга Кадзуко разрушатся, если она продолжит прыгать сквозь время. А ещё, помимо ID, ему выдали специальный девайс для стирания памяти, похожий на те игрушечные браслеты, внутрь которых обычно насыпают драже.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Удивительно, что мелодия, которая часто звучит во время фильма, поразительно напоминает композицию «Once Upon a December» из «Анастасии» (1997).

В 2004 году по мотивам новеллы вышла манга Цугано Гаку, автора 20-томной «Меланхолия Харухи Судзумии» (рисунок) в соавторстве с Ито Ноидзи (дизайн персонажей) и Танигавой Нагару (история) . Всего в ней 7 глав, включая дополнительную историю, итого 2 тома. В сети доступен любительский перевод от Henka no Kadze.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Сюжетно работа совпадает с оригиналом чисто номинально. Похожий на тихого психопата Кен Согол изо всех сил притворяется школьником по имени Фукамачи Кадзуо.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Ёсияма Кадзуко убеждена, что они друзья детства, и при этом слегка влюблена. Параллельно по ней буквально сохнет Асакура Горо, вечное невезение которого использовано в качестве комедийной составляющей.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Обретение чудо-силы происходит по откатанной схеме: лаборантская, пробирка, обморок. И с этого момента начинается полный сумбур.

Для начала Кадзуко закрывает гештальт детства и прощается с бабушкой. Затем становится свидетельницей романтической сцены между учительницей Фукусима (да, тут это женщина) с библиотекарем, когда они ещё были одноклассниками. А после переживает из-за якобы абьюзивных отношений подруги с парнем. При этом мы беспрестанно возвращаемся к воспоминаниям о королевстве Креветочная Тэмпура, которое придумали Кадзуко с друзьями, когда были детьми. Как только всё начинает худо-бедно проясняться, из будущего прибывает Рок (с приветом от «Time Traveler 2») , выглядящий ещё более жутко, чем Кен, и непонятно чего добивающийся. Увы, все эти разрозненные куски сюжета в конце не сложатся в цельную картинку, этот пазл безнадёжен.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Можно было придумать больше коротких историй и создать целый цикл о приключениях школьницы, умеющей прыгать сквозь время. Одни сюжеты были бы смешными, другие грустными, третьи романтичными. Но автор почему-то решил, что пляжная история с младшей сестрой Кадзуко или странный недотриллер личной жизни Марико интересней. Последняя, кстати, полноценный персонаж, тогда как в книге она всего лишь сидела рядом с Кадзуко, создавала лишний ажиотаж вокруг её исчезновений и завидовала дружбе с двумя парнями.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Здесь вообще много второстепенных персонажей, истории которых в принципе не особо интересны, а учитывая, что заявлена манга о путешественнице во времени, они и вовсе бесят, ведь вместо них автор мог рассказывать о приключениях и чувствах главной героини. Нарисована манга просто ужасно, словно школьник руку набивал: ракурсы максимально неудачны, персонажи корчат такие рожи, что их иногда трудно узнать, фонов почти нет, юмор передан плохо.

Трудно догадаться, что это такое
Трудно догадаться, что это такое
Лопата?
Лопата?

Между сценами какие-то провалы, поэтому всё время хочется позвать пояснительную бригаду. Серьёзные моменты автор так быстро перебивает фарсом, что кажется, будто он панически боится правдоподобности и адеквата. Например, Кадзуко делится с учительницей Фукусима своими переживаниям о перемещениях во времени. Та говорит – если произошло что-то необъяснимое, поверь в это. Гениальный совет. Очень полезный. Затем она требует, чтобы Кадзуко принесла ей результаты следующих скачек. Вам смешно? Мне тоже нет. Да и с чего она взяла, что девушка умеет перемещаться не только в прошлое, но и в будущее? Затем автор традиционно невпопад переключается на совершенно другую сцену и мимоходом сообщает, что прошёл месяц. Месяц, Карл! Школьница узнаёт, что, возможно, умеет перемещаться во времени… и продолжает жить прежней жизнью.

В целом, события охватывают год. Правда, за этот период времени настолько ничего не происходит, что автор вполне мог бы уложить их в неделю с тем же результатом. Для сравнения стоит сказать, что события книги охватывают четыре дня, в рамках которых Кадзуко совершает три прыжка.

Из книги также взят грузовик и упоминание случаев таинственного исчезновения людей. А вот «бабушка-дедушка» Кадзуо, по всей видимости, перекочевали из фильма 1983 года.

В 2006 году выходит самая известная экранизация новеллы от тандема Хосоды Мамору (режиссёр) и Окудэра Сатоко (сценарий).

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Фильм можно считать продолжением оригинального произведения, но уже с другими персонажами, ведь главная героиня истории – старшеклассница Макото, племянница Кадзуко.

Фото на столе тёти — отсылка к книге
Фото на столе тёти — отсылка к книге

Однажды она слышит странный шум в лаборантской, а едва успев туда зайти, пугается загадочной тени и падает прямо на необычное устройство, которое даёт ей способность путешествовать во времени.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Как и её тётя в школьные годы, Макото дружит с двумя одноклассниками – Чиаки и Коске. Не менее традиционно первое перемещение во времени она совершает в попытке спасти свою жизнь, на этот раз от поезда. Но драматичный эпизод быстро выветривается из её головы, и Макото с удовольствием использует чудо-способность на всю катушку: то за пудингом охотится, то в караоке поёт, то устраивает личную жизнь друга. Она совершенно не переживает из-за непонятно откуда взявшейся силы, тогда как героиня книги была в ужасе от своей способности. Страх быть не такой как все, чисто японская боязнь выпасть из общества, как-то выделиться не волнуют Макото. Эта героиня всем своим поведением пропагандирует безбашенную радость юности. Вот только очень быстро, не без подсказки тёти, выясняется, что чья-то удача может обернуться несчастьем для другого. Вероятно, это отсылка к оригинальной истории, в которой Кадзуко спасла Горо, но при этом пострадала куча людей. Однако в книге героиня такими дилеммами не мучилась, просто была в шоке от увиденного. Зато в манге 2004 года героиня как раз рефлексировала из-за того, что вынуждена была выбирать из двух зол: либо пожертвовать здоровьем Горо, дав ему попасть под колёса, либо позволить пострадать 16 людям.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Как бы то ни было, эти слова не остаются просто отсылкой, вскоре Макото убеждается в их правдивости на собственном горьком опыте.

В японском несколько глаголов kakeru. Кроме того, у каждого по несколько значений, иногда с два десятка. Записываются разные глаголы по-разному, но и в названии новеллы, и в названии аниме глагол записан азбукой – かける. А это значит, что к нему можно применить чуть ли не половину всех существующих значений. В случае аниме очень в тему перевод «Девочка, потратившая время». Макото лихо прыгала в прошлое, даже не задумываясь о том, что способность может быть небезлимитной, а потом убивалась, потратив последнюю попытку на ерунду и из-за этого не имея никакой возможности спасти дорогого человека. С этого момента начинается взросление героини.

Макото узнаёт тайну Чиаки. На экране – кадры остановившегося времени. Цикада как символ объединения прошлого и будущего, умирания старого, рождения нового, шаг в другую жизнь, в которой уже не будешь прежним. Тут же банка с муравьями и самый многолюдный перекресток в районе Сибуя, где в замершей толпе движутся только главные герои, как будто противопоставленные целому миру.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»
Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»
Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Вероятно, Хосода так глубоко не копал, но эта сцена перекликается с размышлениями Кадзуко в книге. Она-то как раз и боялась, что из-за её способности прыгать во времени на неё будут смотреть иначе, будто она и не человек вовсе.

<i>«Может быть, ты и прав, но я не хочу быть единственной, у кого есть эта сила. Вот даже вы сейчас смотрите на меня иначе. Так, будто я не человек…»</i>
«Может быть, ты и прав, но я не хочу быть единственной, у кого есть эта сила. Вот даже вы сейчас смотрите на меня иначе. Так, будто я не человек…»

«Может быть, ты и прав, но я не хочу быть единственной, у кого есть эта сила. Вот даже вы сейчас смотрите на меня иначе. Так, будто я не человек…»

Вообще, в фильме очень активно используется символизм: поезд как метафора жизни и смерти; перекрёсток дороги и проблема выбора; река, олицетворяющая течение времени. Финальная сцена, перекликаясь с кадром цикады, закольцовывает фильм: Макото, как и в начале, бросает мяч. Это как шаг в новое будущее, к новой себе, ступенька на пути к взрослению, которую она перешагнула. Считается, что первая любовь не бывает счастливой, а значит, нужно её прожить, чтобы двигаться дальше. Иначе не получится. И Макото делает это.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

В 2006 году, почти сразу после полнометражки Хосоды, вышла манга Котонэ Ранмару. Совсем коротенькая, 4 главы плюс эпилог. Она также нарисовала манга-версию аниме Макото Синкая «Твоё имя», состоящую из трёх томов, и 5-томную мангу «RDG Red Data Girl», почти дословно повторяющую аниме (снято по ранобэ Огивара Норико) , с дизайнами Кисиды Мэл.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

История начинается с того, что Макото снится, как она влетает в лаборантскую, где как раз прощаются её тётя Кадзуко и Кадзуо. Кадзуко теряет сознание, Макото просыпается. Но это продолжение книги, а не манги 2004 года. Далее следуют события фильма.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Сказать об этой работе совершенно нечего, ведь это почти набор ключевых кадров аниме. Разве что есть такое же ощущение провалов между сценами, как и в предыдущей манге.

Анализировать хентайную мангу по аниме я не буду. А она есть. Если кому интересно, автор Itoyoko [Toraya]. Гугл в помощь.

В 2010 году по мотивам новеллы был снят очередной полнометражный игровой фильм. Главную роль сыграла Нака Рииса, озвучившая в аниме Макото. Это её первый и почти единственный опыт работы в качестве сэйю, услышать её можно только в ещё двух небольших ролях: в «Летних войнах» всё того же Хосоды Мамору и в полнометражке «Crayon Shin-chan Mysterious Meki! Hana no Tenkas Gakuen». А вот снимается она очень активно, и увлекающийся дорамами зритель наверняка хорошо знаком с её послужным списком: «Божественные капли», «Хулиган и пай-девочка», «Японский, которого не знают японцы», «Счастливая семерка» и так далее.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Ёсияма Кадзуко, став фармацевтом, создаёт вещество, дающее способность перемещаться во времени. Она не помнит прошлого, связанного с Фукамачи Кадзуо (или же Кеном Соголом) . Но однажды Горо, так и оставшийся другом, передаёт ей от «отца» Фукамачи конверт со старым фото и веточкой лаванды. Тогда Кадзуко вспоминает всё. Вероятно, она бы и сама отправилась в прошлое, тем более что даже как будто готовилась к этому: работала над препаратом, собирала старые монеты. Вот только сценарий жизни (и фильма) повернулся иначе. Кадзуко попадает под машину и, лёжа в больнице, просит свою 18-летнюю дочь Акари отправиться в прошлое и передать Фукамачи Кадзуо, что его всё ещё помнят.

Акари
Акари

Акари, готовая на всё ради выздоровления матери, отключив критическое мышление, мчится в лабораторию, выпивает жидкость и… оказывается в феврале 1974 года вместо апреля 1972, когда могла встретить в лаборатории Кадзуо. Промахнувшись не только временем, но и местом, Акари попадает в лабораторию колледжа в другом конце района, буквально свалившись на голову местному студенту Рёте. На протяжении оставшегося экранного времени они будут искать Кадзуо, которого никто не помнит.

Хью Джекман, тьфу, Фукамачи Кадзуо/Кен Согол
Хью Джекман, тьфу, Фукамачи Кадзуо/Кен Согол

Сюжет фильма совпадает с книжным чисто номинально. В целом, взяты только три основных персонажа, да и то в качестве второстепенных, и тема перемещений во времени. Поменяй авторы имена и пару локаций, от оригинала бы совсем ничего не осталось, и можно было бы спокойно заявить, что это самостоятельный проект. Перед нами мелодрама с элементом фантастики, главные герои которой выпускница, попавшая из 2010 года в 1974, и студент, увлечённый съёмками любительских фильмов. Забавно, что трагичная история в духе Синкая закончилась хэппи-эндом в реальной жизни: Рииса вышла замуж за своего партнёра по съёмкам, Накао Акиёси.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

В том же году вышла однотомная манга-версия фильма «Toki wo Kakeru Shoujo: After» авторства Хасигути Минору. Хотя судя по нескольким первым страницам (целиком найти не удалось) , отличия всё-таки есть.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

В 2016 году на канале Nippon Television транслировалась 5-серийная дорама с Куросима Юиной в главной роли. Её партнёрами стали Кикути Фуума, айдол и участник группы Sexy Zone, и Такэути Рёма, супергеройски ворвавшийся в индустрию, снявшись в «Камен Райдер Драйв».

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Действие разворачивается летом, в небольшом приморском городке. Обычная японская школьница Ёсияма Миханэ, подметая в кабинете химии, услышала шум в лаборантской. Зайдя туда, она никого не обнаружила, но заметила разбитую пробирку на полу. Вдохнув пары неизвестного вещества, она потеряла сознание, а чуть позже поняла, что обрела способность прыгать сквозь время.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Чуть ранее в тот же городок из 2122 года прибывает Кен Согол с напарницей, чтобы изучить сезон, который называется летом (ведь в будущем снег идёт круглый год) . По неосторожности он теряет пробирку с веществом, необходимым для возвращения в их век. Поиск составляющих для воссоздания препарата займёт время, поэтому Кен решает извлечь из ситуации максимум пользы. Не без помощи гипноза он становится одноклассником и другом Миханэ и Горо по имени Фукамачи Шохей, а жить остаётся у вдовы средних лет, у которой есть большая теплица с необходимыми Кену растениями.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Горо, каноничный третий участник истории, живёт с родителями, держащими парикмахерскую, и планирует поступать на медицинский факультет. А ещё он с детства влюблён в Миханэ, которая об этом даже не подозревает.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Однажды Шохей, поняв, что Миханэ спасла его жизнь, и желая узнать, что такое любовь, нарочно подменяет воспоминания девушки, чтобы она испытывала к нему больше симпатии. Параллельно Горо набирается храбрости и признаётся Миханэ в своих чувствах. Складывается любовный треугольник, каждый участник которого страдает по-своему. А пока герои будут разбираться в своих чувствах и бороться с соперниками, последнее школьное лето подкинет им несколько историй о чужой любви.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Сюжет дорамы будто собрали с миру по нитке: мелочь из одной экранизации, мелочь из другой. Герои взяты из книги, но почему-то частично переименованы. У Миханэ есть младшая сестра, тогда как родители Горо не лавочники, а парикмахеры. Есть пожар (без землетрясения) , но градус трагизма максимально снижен. Возможно, отчасти в этом виновата посредственная игра актёров, некоторый мискаст и отсутствие химии между героями. Но всё-таки гибель персонажа под колёсами грузовика и получение травм от падения стены из фонариков, согласитесь, воспринимаются по-разному.

События охватывают месяц, с 7 июля (символичного фестиваля Танабата) по 8 августа. За это время Миханэ перемещается бесчисленное количество раз, чаще ради ерунды. Поначалу она делает это неосознанно, от испуга, но затем научается управлять своей способностью. В этой экранизации Миханэ может прыгать не одна, а прихватив как минимум двух человек. Хотя вполне вероятно, что делала это и раньше. Возвращаться она тоже умеет, что можно приравнять к способности перемещаться в будущее.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

В целом, сериал воспринимается очень средне. Ощущение драмы от типично шекспировской истории любви перебивается множеством линий второстепенных персонажей, которые тоже задуманы как трагичные, но выглядят скорее странно и неправдоподобно. Например, одна из историй начинается с того, что немного блаженный мальчик ошибочно полагает, будто донор, от которого он получил сердце, любил высокие места. Вот только хорошая интрига заканчивается невразумительной слёзовыжималкой. Герои другой истории – владелица закусочной и её возрастной муж из будущего. При всём старании актёров они похожи не на пару, а на отца с дочкой. Третья история пунктирно проходит через все серии и рассказывает о том, как школьная пышка-медсестра искала мужчину своей мечты. В итоге нашла, но эта пара могла бы занять первое место в топе самых неправдоподобных влюблённых в дораме.

Сериал будто пытается одновременно усидеть на двух стульях: использовать проверенную временем историю любви между обычной школьницей и парнем из будущего, а также затронуть максимальное количество тем, которые волнуют целевую молодёжь. Поэтому основная тройка иногда как по щелчку забывает о своём любовном треугольнике и принимается изо всех сил создавать приятные воспоминания о школьных днях. Например, делая театральную постановку для культурного фестиваля, к слову, опять-таки символично «Ромео и Джульетту». Параллельно каждый из главных героев думает о своём будущем. Горо, совсем заплутав в неразделённых чувствах, собирается отказаться от карьеры врача и продолжить семейное дело, чем повергает в ужас родителей. Шохей на полном серьёзе планирует остаться в 21 веке. А Миханэ, вынужденная бросить лодочный клуб, пытается найти себя в фотографии. Интересно, что сама актриса, как и её героиня, любила делать фото плёночной камерой, а затем и вовсе окончила соответствующий факультет Колледжа искусств при Университете Нихон (Токио) .

Не забыли и про дилемму выбора меньшего из двух зол. Миханэ очень хочет предотвратить смерть одного человека, но не может этого сделать, потому что тогда погибнет другой. Да и её история любви с Шохеем в обоих случаях – и если он уйдёт, и если останется – всё равно обречена. Здесь авторы не стали ломать голову и позаимствовали идею из фильма 2002 года: люди из будущего не могут жить в прошлом, иначе умрут. Шохей уходит, оставляя Миханэ все воспоминания. С точки зрения авторов, это самое ценное в жизни. Любовь может быть невозможна, дружба закончится, а вот воспоминания пройдут сквозь время. Они вечны. Пожалуй, это лучший момент сериала.

Все те девочки, что покоряли время – обзор франшизы «Toki o Kakeru Shoujo»

Оригинальную новеллу сложно назвать шедевром. Это простенькая, почти примитивная фантазия. Местами даже излишне наивная. Например, очень забавно читать о том, как люди в будущем, имея технологии, позволяющие летать на Луну и Марс, изобрели способ учиться во сне – внимание! – при помощи записей на магнитных кассетах. Межпланетные перелеты и кассеты, мм!

Аналогично нелепо звучат слова Кадзуо о том, что прошлое нельзя менять. Ведь он сам уже изменил его всего лишь одним своим появлением.

У пытливого читателя обязательно возникнет вопрос, почему Кадзуо работал над препаратом в такое неудачное время. Если он делал это во время уборки, то должен был исчезнуть на глазах у Горо, потому что один и тот же человек не может быть в двух местах одновременно. И вряд ли бы паникёр Горо не придал этому значения.

И ещё – откуда у Кадзуо были все необходимые вещи? В книге Кадзуо жил с семейной парой среднего возраста. Сложно поверить, что у родителей не возникало вопросов, почему у их сына нет ни зубной щетки, ни одежды, ни обуви, ни школьной формы с портфелем. В фильме 1983 года этот момент попытались прояснить: старики в конце говорят, что пора бы перестать покупать вещи погибшему внуку, как если бы он был жив. Однако школьные учебники они вряд ли могли купить. Да и каким образом Кадзуо появился в том же классном журнале?

Зато несомненным плюсом новеллы можно назвать проработку персонажей. Главную героиню трудно обвинить в тупости или бездействии. Её эмоции тоже правдоподобны. Чего стоит сцена встречи с виновником появления способности прыгать сквозь время. Изумление, негодование, обида, почти ненависть, растерянность, непонимание…

Кадзуо, которого читатель видит глазами Кадзуко, будто раскрывается, слой за слоем. Сначала это обычный старшеклассник, большую часть времени витающий в облаках, но при этом очень рассудительный. Уже здесь, на этапе первого знакомства, заметно интересное сочетание, казалось бы, несовместимых качеств. Горо, правда, тоже сплошное противоречие, но с ним обычно всё и так понятно. Затем Кадзуо действительно проявляет трезвость рассуждений, кажется взрослым. Дальше больше. Оказывается, что он и есть взрослый. Кадзуко с удивление замечает его улыбку и манеру поведения. Прямым текстом она сообщает и самой себе, и читателю, что Кадзуо не просто строит из себя взрослого, как одноклассники, а он и есть взрослый. А после этого автор делает ход конём, преподнося сюрприз и Кадзуко, и читателю, продолжая тему противоречий и заодно добавляя к ней нетипичную любовно-подростковую драму. Однокласснику, который выглядит взрослым и ведёт себя так же, оказывается, всего 11 лет.

Кстати, препарат для телепортации, который придумал Кадзуо, назывался クロッカス・ジルヴィウス (kurokkasu jirubiusu) . Это выдуманный термин, переводить который можно как душе угодно. Я, например, предполагаю, что это может быть отсылка к крокусу (и цветку, и безответно влюблённому юноше, превращённому в этот цветок) , а также голландскому врачу, физиологу, анатому и химику Франциску Сильвию. Но вариантов может быть масса.

В книжечке, которую можно прочесть максимум за час, уместились объёмные, запоминающиеся персонажи, переживания о будущем, тема одиночества, трагическая история первой любви и ещё множество того, что каждый читатель найдёт меж строк только для себя. Да, произведение в чём-то нелепо и наивно, но оно вдохновляло и продолжает вдохновлять творческих людей создавать свои версии истории о девушках, покоряющих время. И в этом его главная ценность.

***

Еще больше интересного контента в моей группе:

И на канале:

156156
27 комментариев

Комментарий недоступен

23
Ответить

Комментарий недоступен

22
Ответить

Анализировать хентайную мангу по аниме я не буду.Подожди, это официально или фанатское творчество?

4
Ответить

А жаль...

1
Ответить

Фанатское творчество.

1
Ответить

Ух... это аниме вроде бы было одним из первых, что сознательно скачал и посмотрел много лет назад (в итоге стал одним из тех тайлов, из-за которых я аниме и начал комплексно интересоваться в период 10 класс школы - +1 год после окончания универа).

Оно было реально восхитительным, но я над ним никогда особо не задумывался, но оказывается это один из вариантов можно сказать классических сюжетов.

Невероятно неожиданно и ностальгически интересно, спасибо!

3
Ответить

Спасибо! Тоже очень люблю этот фильм. ))

Ответить