Деконструкция гарема на примере «Мои девушки» и «100 девушек, которые очень-очень-очень-очень-очень сильно любят тебя»

Недавние анонсы о втором сезоне Kanojo mo Kanojo и долгожданной аниме-адаптации Kimi no koto ga Dai Dai Dai Dai Daisuki na 100-nin no Kanojo дают прекрасный повод рассмотреть подробнее первоисточники этих двух представителей популярного в японской индустрии жанра гарем. В этой статье будет проанализировано каким образом две манги пародируют этот жанр, что делает их особенными и в чём заключаются их различия.

Деконструкция гарема на примере «Мои девушки» и «100 девушек, которые очень-очень-очень-очень-очень сильно любят тебя»

Примечание: хотел бы выразить благодарность командам «Армия 100 богинь» и «Кофейный домик» за помощь в поиске информации и прекрасный перевод манг Kanojo mo Kanojo и Kimi no koto ga Dai Dai Dai Dai Daisuki na 100-nin no Kanojo. Можете ознакомиться с их проектами в группах в ВКонтакте («Армия 100 богинь» и «Кофейный домик») и в MangaLib («Армия 100 богинь» и «Кофейный домик»)

Вступление и немного о гареме

Жанр гарем пользуется большой популярностью в японской развлекательной индустрии. Каждый год выпускается значительное количество его представителей в виде манги, ранобэ и аниме. При этом даже произведения иных направлений используют наработки гаремников для усложнения отношений между персонажами или в качестве дополнительного элемента, чтобы найти отклик у аудитории. Например, сложно уже представить исэкай, в котором герой не будет собирать вокруг себя окружение из различных девушек, порой даже нелюдей. Другой пример это школьная романтика, где в тихого и невзрачного ученика влюблена чуть ли не половина учебного заведения.

Особенностью гарема является его незамысловатость: достаточно просто сделать так, чтобы вокруг протагониста постоянно находились женские персонажи и заигрывали с ним. Поэтому многие авторы, как начинающие, так и опытные, прибегают к этому приёму для развития любовных навыков главного героя, или в качестве толчка для принятия серьёзных шагов в отношении его основного интереса. Это позволяет также значительно расширить пул действующих лиц. Таким образом, произведение растягивается путём появления побочных линий, ведь каждого из претендентов необходимо раскрыть.

Безусловно, подобный приём порождает ряд проблем. Первое, с чем может просчитаться автор, это гарем из скучных или раздражающих персонажей. Основной любовный интерес или кто-то из претендентов могут быть симпатичными личностями, но остальные выйдут отталкивающими или лишним. Это может быть следствием того, что создатель не смог уделить каждому время, из-за чего не ясны причины любви и подобного поведения. Поэтому персонажи превращаются в якоря, тормозящие развитие основного сюжета. Но, пожалуй, самое страшное в гареме — протагонист в конце должен сделать выбор. И он может оказаться нелогичным и не удовлетворит аудиторию, которая и так будет разбита по разным «фронтам».

Все эти факторы привели к весьма неоднозначной репутации жанра гарем среди аудитории. Кто-то считает его весёлым и задорным, другие считают бессмысленным фансервисом. Тем не менее уже сформировавшиеся его клише стали темой для шуток не только среди фанатского сообщества, но и в самой японской индустрии. Гаремники начинали высмеивать с переменным успехом собственные тропы. У некоторых представителей это получалось, но они могли вновь скатиться в рамки собственного жанра и его недостатки. Но лучше всех с этой задачей справились два произведения, которые вышли в свет в 2019 г.

Kanojo mo Kanojo за авторством Хироюки и произведение дуэта Рикито Накамуры и Юкико Нодзавы Kimi no koto ga Dai Dai Dai Dai Daisuki na 100-nin no Kanojo (далее «100 девушек») являются выдающимися комедиями, где успешно пародируются штампы гарема и романтики. Они обыгрывают всевозможные устоявшиеся традиции, которые сложились вокруг подобных проектов, и проводят настоящую деконструкцию жанра, но в ином порядке: показывают полную абсурдность всей этой концепции.

Информация об авторах

Прежде чем перейти к описанию самих произведений, стоит поговорить об авторах.

Хироюки уже успел себя зарекомендовать как комедийный мангака, работая в этой стези уже 20 лет. Выпускник Токийского аниматорского института начинал с собственных додзинси по Tsukihime и серии Fate. Любопытно, что уже в 2003 г., ему удалось себя навсегда внести в историю интернета, став автором знаменитого мема «a cat is fine too…» из сингла Dakara Ore wa Ren wo Osou. В них уже вырабатывался его фирменный стиль комедии, основанный на прямолинейных до абсурда персонажей, не пытающихся скрыть свои истинные мотивы. Опыт создания любительских работ станет основой его первой полноценной манги-ёнкомы Dōujin Work (2004–2008 гг.), выпускавшейся в нескольких журналах Manga Time Kirara от издательства Houbunsha.

Многие знают известный интернет-мем a cat is fine too…, но не всем известно, что его автором является не кто иной, как Хироюки.
Многие знают известный интернет-мем a cat is fine too…, но не всем известно, что его автором является не кто иной, как Хироюки.

Следующим его успехом является публикация Mangaka-san to Assistant-san to (2008–2012 гг., 2013–2014 гг.), нарисованная по началу в четырёхкадровом формате, позже перейдя в «обычный» для журнала Young Gangan. В ней повествуется о буднях одержимого панцушотами мангаки, с которым вынужден работать женский коллектив из асситентов и редакторов. В этот же период произойдёт его первая неудача: манга Super Oresama Love Story о сказочно богатом, но крайне стеснительным перед девушками парне, не найдёт отклика у аудитории журнала Comic Gear и спустя 4 главы будет отменена в 2009 г. Однако это никак не сломит Хироюки, который продолжит делать новые главы для выпускающихся проектов и приносить в издательства новые концепты.

Одним из них станет очередная ёнкома Aho Girl, история о крайне глупой, но жизнерадостной девушке, обожающей бананы, и её друге детства. Выпуск продолжится с 2012 г. по 2017 г. в журналах Weekly Shoūnen Magazine и Bessatsu Shoūnen Magazine. Позже в экстре и обращении при завершении тома Kanojo mo Kanojo автор честно признается, что на 6-м томе он уже начал уставать от произведения и еженедельного формата выпуска глав, однако доведёт его до конца, написав ещё 3 тома. После него, Хироюки возьмёт для себя небольшой «отпуск».

И хотя мангака заявляет, что 2 года ничего не делал, это не совсем так. Он вернётся к своим истокам и продолжит рисовать разные додзинси и ваншоты. Одним из них станет веб-манга Seisei Doudou Futamata suru Hanashi августа 2019 г., в которой школьник Наоя решит вступить в двойные отношения с девушками. Позже эта история в марте 2020 г. перерастёт в полноценную мангу для Weekly Shōnen Magazine под названием Kanojo mo Kanojo.

«Прототип» дальнейшей полноценной истории Seisei Doudou Futamata suru Hanashi. Завязка осталась почти без изменений.
«Прототип» дальнейшей полноценной истории Seisei Doudou Futamata suru Hanashi. Завязка осталась почти без изменений.

За время своей карьеры Хироюки смог выработать узнаваемый стиль комедии, которая нашла аудиторию. Стоит отметить, что у него серьёзно развилась рисовка, которая стала по-настоящему красивой и приятной. Особенно удаётся ему отображать глаза персонажей: даже в чёрно-белой рисовке они выглядят выразительно и ярко. Влияние на творчество оказывал его любимый мангака Кэн Акамацу, автор известной романтической этти-комедии и гарема Love Hina.

Интересно отметить, что все основные работы Хироюки получали аниме-адаптации: Doujin Work (Remic, 2007 г.), Mangaka-san to Assistant-san to The Animation (Zexcs, 2014 г.), Aho Girl (Diomedéa, 2017 г.) и Kanojo mo Kanojo (Tezuka Productions, 2021 г.). Это явно говорит о том, что карьера у него сложилась успешно и он популярен в сфере манги.

Если Хироюки является единоличным автором своих работ, то в случае с «100 девушками» мангу создаёт не один человек, а два. За историю отвечает Накамура, а за рисовку ответственна Нодзава. Хотя за их плечами уже 10 лет деятельности, другие работы не получали достаточной популярности и масштаба, ограничиваясь по большей части выходом пары томов. Несмотря на довольно продолжительный опыт, в сфере индустрии дуэт можно охарактеризовать как начинающих мангак из-за небольшого количества опубликованных произведений. Работа в дуэте это мудрое решение со стороны Накамуры и Нодзавы, так как позволяет разгрузить обязанности в условиях еженедельной публикации.

Мангака Нодзава выпускница Нагойского университета искусства и дизайна, где обучалась изобразительному искусству до 2013 г. В этом же году она занимает второе место в конкурсе манги от сэйнэн-журнала Monthly Comic Zenon, на котором представила своё произведение Soreike Eguchi-kun. Позже издание начнёт его публикацию под названием Yokoshima na Eguchi kun. Оно повествует о 10-летнем Хадзимэ Эгути, который молчаливо, но креативно рассматривает откровенные и эротические части тел девушек. Главы выходили в небольшом формате по 4 страницы до 2017 г., после чего манга сменит название на Eguchi-kun wa Minogasanai и увеличит количество страниц до 20. Тайтл выпускался до 2019 г., и он в общем порядке смог даже преодолеть отметку в 100 глав. Его можно назвать флагманским трудом Нодзавы.

В 2016 г. году она также выпустила ёнкому Henshoku Joshi wa Koi de Onaka o Mitashitai для Manga Time Jumbo про щепетильную в выборе пищи девушку, которая пытается привыкнуть есть разную еду, чтобы понравится парню своей мечты. Однако серия не имела популярности, и её выпуск прекратился в 2018 г. В это же время она начала задумывать свой новый концепт для потенциальной манги. За время своей деятельности Нодзава смогла выработать свой индивидуальный стиль рисовки и невозмутимого юмора, в котором герои держат своё лицо при разных действиях.

Пример скетча из Eguchi-kun wa Minogasanai. Находчивый герой имел уже место в творчестве Нодзавы.
Пример скетча из Eguchi-kun wa Minogasanai. Находчивый герой имел уже место в творчестве Нодзавы.

Накамура начнёт свой творческий путь после обучения на кафедре искусства манги в Уцуномийском колледже медиаискусства. Он завершил своё обучение в 2014 году и в том же году получает поощрительную премию от Monthly Gangan Joker за лучшую мангу от новичка. Его дебют состоялся в апрельском номере журнала с произведением Secret Love Schooly. Хотя работа заняла нижнюю строчку в результатах опроса, часть читателей заявила, что им было интересно увидеть яркие гэговые рисунки, и, несмотря на неутешительные результаты опроса, было принято необычное решение о публикации единственного тома на официальном сайте журнала манги Gangan Joker Extra, что стало его первой работой, сериализованной в журнале.

В двух последующих работах Накамура уже не был художником, взяв на себя обязанности сценариста. Это научно-фантастическая комедия Shoujo A no Higeki 2016 г. и экшен-приключение Heppoko Yuusha ni Senryaku wo 2017. Манги не имели успеха, поэтому он решает вернуться в лоно школьных комедий, самостоятельно сочинив и нарисовав Chounouryoku Shoujo mo Te ni Oenai! в 2017 г. Это история про девочку-эспера и её друга, который считает, что обладает телекинезисом. Но и она не смогла снискать успеха, завершившись после 2-х томов в 2018 г.

Выделяющийся из толпы герой стал одной из комичных особенностей в манге Накамуры Chounouryoku Shoujo mo Te ni Oenai! Такими чертами будет наделён и протагонист «100 девушек».
Выделяющийся из толпы герой стал одной из комичных особенностей в манге Накамуры Chounouryoku Shoujo mo Te ni Oenai! Такими чертами будет наделён и протагонист «100 девушек».

Интересно, что в одно и то же время Накамуре и Нодзаве задумывают одинаковые концепты про безумный гарем, в котором нет проигравших, и состоит он из огромного числа девушек. Они отправят независимо свои идеи в Weekly Young Jump, где редактор увидит сходства концептов. После он их свяжет, чтобы авторы избежали недопониманий и обсудили возможное сотрудничество. Пообщавшись, мангаки решают, что им стоит объединить усилия, поделив между собой обязанности по своим способностям. В итоге рисовка осталась за Нодзавой, а Накамура стал сценаристом. Однако они принимают равное участие в создании общего концепта и сеттинга.

Манга «100 девушек» начала публиковаться в Weekly Young Jump в декабре 2019 г. Как признаются авторы, работа в новых условиях не прошла для них без последствий, так как из-за еженедельного формата, небольшого опыта и высокой ответственности, в манге иногда проскакивают ошибки, которые позже исправляются в печатном издании. Тем не менее они смогли привыкнуть к темпу работы, так как манга до сих пор держит планку качества и не уходила на продолжительные перерывы.

Kanojo mo Kanojo

Kanojo mo Kanojo рассказывает о Наое Мукаи, 15-летнем ученике-первогодке старшей школы, и его любовных отношениях. Он состоит в отношениях со своей возлюбленной Саки Саки, чье ответное признание добивался долгое время. Однако внезапно в любви ему признаётся Нагиса Минасэ, которая питает к Наое чувства. Не устояв перед её очарованием, он принимает волевое решение: убедить Саки на двойные отношения. Испытав огромное недоумение, она тем не менее соглашается дать шанс доказать состоятельность этой затеи. Всё бы ничего, но вскоре их раскрывает другая ученица школы и популярный стример Рика «Мирика» Хосидзаки, которая тоже проникается симпатией к протагонисту и предпринимает попытки перехватить его у девушек. Лучшая подруга Саки Сино Кирью, узнав об этом безумном гареме, пытается помочь ей вырваться в фавориты, но и она имеет глубинные мотивы вмешаться в эту вакханалию…

Наоя Мукаи, главный герой этой невероятной истории. Умные мысли часто его преследуют…
Наоя Мукаи, главный герой этой невероятной истории. Умные мысли часто его преследуют…

По описанию заметно, что Хироюки следует общепринятым тропам жанра гарема. Здесь привычный школьный сеттинг с не самым примечательным протагонистом, к которому начинают испытывать влечение сразу несколько женских персонажей. Несмотря на это, автор умело высмеивает устоявшиеся стандарты путём доведения их до абсурда и при помощи свойственной себе утрированной прямолинейности. Наоя, например, не пытается ненарочно вести несколько романов, скрывая их друг от друга, вместо этого он прямо предлагает девушкам встречаться одновременно.

Главный герой с виду является среднестатистическим обыкновенным японским школьником, без особых выделяющихся качеств. Однако по мере развития манги он показывает себя с лучшей стороны. Помимо таланта соблазнять девушек, герой отличается невиданной целеустремлённостью и прямолинейностью. Если он поставил себе цель, то обязательно её достигнет. Девушки, окружающие и сам Наоя ставят сложнейшие условия для выполнения, чтобы доказать его способность содержать гарем, с которыми он пытается справиться по ходу сюжета.

Главные героини: 1 — Саки Саки, 2 — Нагиса Минасэ, 3 — Рика Хосидзаки, 4 — Сино Кирью.
Главные героини: 1 — Саки Саки, 2 — Нагиса Минасэ, 3 — Рика Хосидзаки, 4 — Сино Кирью.

Компанию ему составляют 4 девушки. Саки— его главная любовь, которую он добивался 10 лет. Обладает весьма пылким и энергичным характером, предпочитает грубую силу в спорах, обожает видеоигры, комплексует из-за размера своей груди (петтанко), скрытая извращенка. И хотя она может ударить по причине и без Наою, Саки его искренне любит, и даже готова дать шанс двойным отношениям, чтобы его не потерять.

Второй девушкой стала Нагиса, которая уже сама была очарована героем долгое время, так как впечатлилась его самоотдачей при попытках признаться Саки. Классическая дэрэдэрэ: милая, любящая и оптимистичная. Настолько сильно влюбилась в протагониста, что посвящала всё своё свободное время домохозяйству, и тоже готова простить встречу сразу с двумя девушками, лишь бы была возможность быть с ним.

Позже к ним присоединяется Рика, гордая красавица, которая случайно узнала про двойные отношения. Как настоящая цундэрэ, она постепенно проникается симпатией к нему, наблюдая его сильные стороны. У неё самая резкая позиция по разделению внимания возлюбленного — останется только одна. Поэтому всеми силами пытается заполучить себе его и и не стесняется самых грязных методов.

Саки было бы сложно в одиночку справляться со всей этой ситуацией, поэтому ей оказывает поддержку её лучшая подруга Сино Кирью. Умная и высоконравственная девушка, которая не приемлет двойных отношений и требует отказаться от затеи гарема. Часто выступает в качестве очага адекватности, озвучивая очевидные для читателя мысли. Несмотря на это, природа её взаимоотношений с протагонистом постепенно становится главной в становлении её персонажа.

Основные действующие лица получают своё развитие, что позволяет лучше понять их и обосновать причину поведения. Конечно, не стоит ожидать какие-то сложные драматические сюжетные линии, но в рамках своего жанра исполнение выглядит хорошо. Хироюки дает каждому достаточно пространства, чтобы показать себя с лучшей стороны, и эта схема успешно работает. Причём он делает это не только при помощи комедии, но и с использованием эмоциональных и житейских приёмов.

Но самое главное в произведении это, разумеется, комедия. И здесь она весьма разнообразная и заставляет искренне смеяться. Хироюки за 20 лет уже добился стабильного результата при подходе к забавным ситуациям, и эта манга не стала исключением. Герои всё так же общаются на повышенных тонах, что прибавляет комичности; постоянно обыгрываются клише, присущие жанру романтики и гарема; архетипы персонажей и их поведение доставляют улыбку. В каком-то смысле, Kanojo mo Kanojo больше воспринимается именно как комедия, а не очередной гаремник.

Через диалоги Хироюки демонстрирует абсурдность происходящего и тонко рушит 4-ю стену, прямо озвучивая нелепости и штампы.
Через диалоги Хироюки демонстрирует абсурдность происходящего и тонко рушит 4-ю стену, прямо озвучивая нелепости и штампы.

Особый акцент мангака делает на абсурдность происходящего. Она тут является неотъемлемой частью сюжета и выступает краеугольным камнем многих шуток. Хироюки сам понимал невозможность своего творения в реальных условиях, решив по полной поиграться с поведением героев в этой атмосфере. Любопытно, что они словно сами это осознают и даже озвучивают, что является тонким разрушением 4-й стены произведения. В итоге даже самые предсказуемые ходы могут получить свой неожиданный поворот событий.

«100 девушек»

Завязка манги довольно необычная и сразу задаёт тон повествованию. Ученик старшей школы Айдзё Рэнтаро решает загадать желание божеству после того, как получил 100 отказов от девушек. Внезапно бог оказывается настоящим и исполняет просьбу школьника, сообщив, что его ждут ещё 100 «соулмейтов», с которыми завяжутся отношения. Однако он несколько напортачил с условиями, и если Рэнтаро выберет лишь одну, то остальные умрут. Юноша не стал мириться с этим, приняв волевое решение — встречаться одновременно со всеми 100 девушками.

Рэнтаро начинает свой великий путь, а у вас возникает чувство дежавю.
Рэнтаро начинает свой великий путь, а у вас возникает чувство дежавю.

Если Kanojo mo Kanojo ещё пытался как-то завуалировать происходящий абсурд, то в «100 девушках» даже не предпринимается попыток этого. Весь юмор основан на безостановочном высмеивании всевозможных клише романтики и не только. Одной из отличительных черт произведения является полное отсутствие 4-й стены, поэтому повествование и герои напрямую общаются с читателем, подчёркивая всю комичность ситуации. Это снимает любые ограничения с фантазии создателей, и с каждой новой главой авторы словно экспериментируют с подачей каждой шутки.

Так как Накамура и Нодзава разделили между собой обязанности писателя и художника, это дало возможность каждому из них внести свои характерные особенности в мангу. Мангака, например, продолжает развивать своё умение передавать визуальные гэги и делать весьма необычные зарисовки для передачи эмоций персонажей. Накамура отвечает за диалоги, и его отличительной чертой является весьма содержательное отражение потока мыслей героев, что тоже может перейти в шутку. Имена персонажей и названия глав тоже содержат в себе игры слов и разные культурные отсылки.

Одна из отличительных черт «100 девушек» — полное отсутствие 4-й стены.
Одна из отличительных черт «100 девушек» — полное отсутствие 4-й стены.

Девушки здесь выбраны на самый разный вкус, и если их начать описывать каждую, то можно сделать отдельную статью. На момент публикации текста у Рэнтаро 23 девушки, поэтому выделим самых ярких. Среди них доведённая до абсолюта цундэрэ Инда Каранэ и похотливая Ханадзоно Хакари, застенчивая лоли Ёсимото Сидзука, интеллектуальная кудэрэ Эйай Нано, мазохистка Суто Ику, высокая и сильная садовница с добрым сердцем Ясасики Ямамэ, способная изменять внешность глава клуба химии Якудзэн Кусури. Со временем градус повышается, и в него вступает мать Хакари Ханадзоно Хахари, бабушка Кусури Якудзэн Яку и даже кузина Рэнтаро Ин Тиё.

Сложно найти хороший кадр, где все девушки уместятся. А если он и есть, то к этому моменту появляются новые. А перечислить всех просто места не хватит…
Сложно найти хороший кадр, где все девушки уместятся. А если он и есть, то к этому моменту появляются новые. А перечислить всех просто места не хватит…

Несмотря на свою способность находить свои предоставленные судьбой любовные интересны, получение каждой девушки имело свою мини-арку, в которой протагонисту было необходимо добиться сердца возлюбленной. За это время представляется довольно исчерпывающая история их личности и сближение на почве каких-то общих интересов или точек соприкосновения. Это делает каждую из девушек уникальной, что позволяет их запоминать и выделять на фоне остальных.

Интересно, что через сюжет авторы высмеивают не только жанровые клише, но и определённые тенденции. Например, после роста популярности «100 девушек» был выпущен тематический мерчендайз, и он был прорекламирован непосредственно в одной из глав. Опрос популярности персонажей также становится комичным сюжетом, в котором всем присуждается первое место. Самым интересным проявлением этой черты было введение нового члена гарема гяру Кэдаруи Аэси, произошедшее на фоне трансляции нашумевшей аниме-адаптации Sono Bisuku Dōru wa Koi o Suru, в котором главной героиней тоже была гяру, захватившая внимание в медиапространстве.

Сравнение двух манг

Оба произведения используют похожие методы и прекрасно справляются со своей основной задачей высмеять устоявшиеся клише гаремной романтики. Создатели не скрывают целей сделать свои произведения, в которых не будет проигравших, что было отражено в интервью и самих мангах. Сюжет в Kanojo mo Kanojo и «100 девушках» также похож: главные персонажи заводят себе невероятным способом сразу несколько девушек, а те и не против. В обоих случаях герои пытаются постоянно выбраться из затруднительных ситуаций, склонить все любовные интересы к гарему и пытаться вести нормальный образ жизни.

Манги одинаково проходятся по известным клише: спортивные фестивали, пляжные эпизоды, поездки на природу, праздник фейерверков и другие. Герои не стеснялись это подчёркивать, тем самым ломая 4-ю стену, готовя читателя к очередной деконструкции. Хироюки использовал их как почву для сближения с одной из девушек, следуя общим тропам жанра, но не забывал высмеивать некоторые избитые ходы, внося в них свой фирменный юмор и добавляя абсурдности к происходящему. Накамура-Нодзава не преследовали цели наладить отношения между героями или углубиться в природу их взаимоотношений, потому что в этом не было необходимости — гарем и так был влюблён в Рэнтаро. Поэтому они просто использовали клишированные события для их общего пародирования.

Решительность главных героев позволяет доказывать своим любовным интересам и окружающим искренность своих чувств. Они буквально готовы на всё ради своего гарема.
Решительность главных героев позволяет доказывать своим любовным интересам и окружающим искренность своих чувств. Они буквально готовы на всё ради своего гарема.

Как Рэнтаро, так и Наоя представляют из себя доведённых до абсолюта протагонистов, способных на всё ради своих девушек и говорящих самые абсурдные вещи с каменным лицом. Наоя и Рэнтаро не стесняются брать инициативу в свои руки, лично предлагая возлюбленным сделать какое-нибудь невероятное действие, которое от них ожидают, но боятся озвучить. При этом они не лишены смекалки и проницательности, что позволяет им читать желания девушек и искать выход из невозможных положений. И хотя на их стороне сюжет манги, но это никак не лишает их харизмы.

Подача и образы двух героев оказались очень симпатичными для читателя, потому что в жанре есть проблема в виде глуповатых и тормознутых мужских протагонистов. В других произведениях этого направления протагонисты зачастую вызывают раздражение, так как не понимают очевидных намёков, совершают странные и нелогичные поступки, краснеют и смущаются при малейшем контакте с противоположным полом и становятся грушей для битья. Наоя и Рэнтаро же всегда берут инициативу в свои руки и не стесняются сделать или озвучить то, что у них на уме.

Как Наоя, так и Рэнтаро обладают находчивостью, благодаря которой они выходят из любой затруднительной ситуации. Чаще всего она отражена в комичном ключе.
Как Наоя, так и Рэнтаро обладают находчивостью, благодаря которой они выходят из любой затруднительной ситуации. Чаще всего она отражена в комичном ключе.

Сами девушки Kanojo mo Kanojo и «100 девушек» стали комичным и утрированным отражением популярных типажей для японских произведений. Произведения смогли справиться с задачей привить им симпатию, так как их поведение доведено до абсолютной нелепости, что их невозможно ненавидеть. Конечно, стоит сказать, что в манге Хироюки девушки более приземлённые и подверженные эмоциональным переходам, чем у дуэта Накамура-Нодзава. Кому-то может больше понравиться сосредоточенность на индивидуальных качествах личности, в то время как другой предпочтёт полное высмеивание клишированного поведения самых разных типажей.

Оба тайтла — это сумасбродные гаремные романтические комедии, с прямолинейными, но преданными мужчинами. Однако есть и ключевые различия. Например, высмеивание характеров девушек происходит по-разному. В «100 девушках» авторы использовали доведённые до абсурда избранные типажи и взаимодействие с ними как героя, так и остальных. Подобный подход позволяет поставить персонажа в условия, где всем известны его особенности, поэтому окружающие сами быль вольны проводить деконструкцию штампов и комментировать происходящие очевидные странности.

Хироюки выбрал другой метод, основанный на контрасте осознанных и неосознанных действий. Выражается он в том, что персонажи пытаются вести себя в соответствии со своими типажами, однако на деле у них выходит совершенно иначе. Например, Нагиса пытается играть пассивную роль в гареме, однако лучше всех выполняет роль девушки Наои. Саки пытается быть главной девушкой, но постоянно терпит неудачи. Шино изображает высокоморальную девицу, но при этом вечно попадает в извращённые ситуации. Мирика хоть и выглядит агрессивным сталкером, но её ход мыслей весьма адекватен.

Если и дальше искать разницу у двух манг, то мир Kanojo mo Kanojo, как бы это странно ни звучало, более будничный и спокойный. Автор пытается рассказать свою историю в максимально привычных рамках для восприятия. Это позволяет сделать сюжет поступательным и продуманным, так как он двигается от одной девушке к другой, давая показывать себя с лучшей стороны, а также направлять произведение в нужное русло. Присутствуют и эмоциональные моменты, вызывающие сопереживание персонажам.

Приземлённость истории находит отражение в определённом реализме, несмотря на общую фантасмагорию. Например, все героини испытывают страх перед тем, что секрет их отношений вскроется, из-за чего общество будет порицать их. По этой причине они стараются держать всё в секрете и не афишировать любовные неприятности. Хироюки также не забывает и финансовую сторону вопроса: герои вынуждены усиленно подрабатывать, чтобы содержать себя и иметь средства для развлечений.

Основной деконструкцией гарема у Хироюки стал тот факт, что девушки хоть и мирятся с идеей двойных отношений, но они их откровенно раздражают. Им совершенно не импонирует мысль делить отношения с другой девушкой, и наиболее яро недовольство выражает Саки. И оно полностью обоснованно, так как Наоя добивался её долгое время, и она приняла его любовь — только лишь для того, чтобы потом узнать, что он собирается ей открыто изменять. В то же время Наоя полон решимости сделать обеих девушек счастливыми, даже несмотря на все эти трудности.

Все эти методы и сложившиеся романтические перипетии идут в полный разрез с понятием «здравого смысла». Это демонстрируется путём постоянных возникающих нелепых ситуаций и даже через откровенные диалоги персонажей, которые сами озвучивают глупость происходящего. Интересно, что через уста других персонажей, которые узнают о ситуации с гаремом, Хироюки сообщает, что не считает Наою счастливчиком, а девушек милыми. Они видят во всех участниках идиотов: Наою — за двойные отшения, девушек — за наивную любовь к человеку, практикующему двойные отношения, и допущение измены.

«100 девушек» же сразу себя ставит как фарсовую пародию, в которой нет места для реализма, что даже сообщается на страницах читателю. Поэтому создатели делают всё, что захотят. Любой элемент повествования используется в качестве шутки. Цельного сюжета нет, и развитие событий идёт по мере знакомства с каждым новым любовным интересом, прерываясь на периодические приключения с имеющимся гаремом. В бонусных главах в конце тома есть главы-флешбеки, которые раскрывают особенности персонажей, показывая их прошлое, и что повлияло на их характер. Есть повторяющиеся рубрики, как, например, с общим целованием после знакомства с новой девушкой.

Дуэт Накамура-Нодзава создавали гарем без правил, который будет подрывать ожидания неподготовленного читателя. Обычно этому направлению характерно долгое заигрывание между персонажами, в которых герои пытаются понять свои чувства. Но здесь девушки моментально западают на Рэнтаро, и единственной интригой остаётся лишь то, каким образом он этого добьётся за 1-2 главы.

В «100 девушках» любовь буквально с первого взгляда.
В «100 девушках» любовь буквально с первого взгляда.

В «100 девушках» любовь носит сверхъестественный характер, так как мужской протагонист использует божественную способность находить себе «соулмейтов». Это можно интерпретировать как ещё одну шутку авторов, что попасть в ситуацию, когда в тебе заинтересованы сплошные милые девушки, можно только через супреспособности, в реальности такого никогда не произойдёт. Влюблённость его подруг распространяется не только на Рэнтаро, но и на остальных членов гарема, и они готовы подружиться, и даже оказывают поддержку и помогают друг другу, что приводит к семейной динамике. Он также не жалеет энергии и успевает потакать всем, от чего его женский круг никогда не чувствует себя обделённым.

В Kanojo mo Kanojo, если можно так сказать, любовь происходит естественным образом, но основное внимание уделяется проблемам гарема. Наоя по факту влюблён лишь в Саки и Нагису, в то время как симпатии со стороны Мирики и Сино по большей части односторонние. Он себя умышленно сдерживает, чтобы не поддастся соблазну привязаться к ним и не предать шаткое доверие двух возлюбленных. В свою очередь каждая из девушек Наои на самом деле хочет монополизировать внимание мужчины своей мечты. Даже если им и нравятся другие девушки, они не готовы отказаться от идеи, чтобы он принадлежал только одной из них. По этой причине он не может удовлетворить все их потребности несмотря на свою самоотверженность, что становится одной из ведущих тем манги. Ведь если Наоя достигает прогресса с одной из возлюбленных, то остальные оказываются позади.

Наоя может и не имеет способностей, да и сам не выразителен, но он всё-таки тоже главный герой гаремной манги.
Наоя может и не имеет способностей, да и сам не выразителен, но он всё-таки тоже главный герой гаремной манги.

Немного критики

Несмотря на все сильные стороны, произведения не лишены недостатков, которые растут из преимуществ. В случае с Kanojo mo Kanojo это прямолинейный юмор Хироюки. Если вам до этого не нравился подход автора за использование избитых шуток, то и эта манга не исправит общего впечатления о творчестве мангаки. Здесь он по-прежнему прибегает к общению через восклицания, фансервисным приёмам, нарочитой глупости персонажей. Не без оснований можно сообщить, что произведение не претендует на оригинальность.

Развивая тему восприятия, то может показаться, что у Kanojo mo Kanojo весьма пресный и сдержанный старт. Читатель может немного заскучать за тривиальной завязкой и перестать следить за произведением после первых 10-15 глав. По-настоящему манга начинает раскрываться с введением Мирики, третьего любовного интереса. Герой лишь постепенно начинает вести себя более разумно, так как по вступительной части он больше похож на типичного представителя «глупого ГГ», что может вызвать раздражение. Хироюки словно сам осознал, что переборщил с занижением его интеллекта, и со временем сделал его более находчивым и способным.

Юмор в Kanojo mo Kanojo имеет некоторую плоскость и примитивность. Поведение героя ранжируется от гениального до глупого.
Юмор в Kanojo mo Kanojo имеет некоторую плоскость и примитивность. Поведение героя ранжируется от гениального до глупого.

У «100 девушек» тоже есть проблемы, однако они более глубинные. Из-за особенностей произведения, развитие многих персонажей стоит на месте. То есть они статичны и существуют только в качестве пародии на типаж. В начале произведения у первых девушек были свои небольшие арки, которые позволяли на них взглянуть более подробно, как, например, у Хакари. Однако с введением большего количества членов гарема, стало сложно уделять каждой достаточно внимания, из-за чего стало меньше индивидуального подхода к каждому из них. Сам сюжет стал цикличным, и двигается от одной встрече к другой, периодически отвлекаясь на небольшие юмористические истории с участием всего гарема или его части.

Сами шутки тоже начинают постепенно отдавать однообразием и предсказуемостью: крутость и неповторимость Рэнтаро, бесконечная и необратимая любовь гарема к нему, доведение романтических троп до абсурда. Новые девушки не отличаются какой-то уникальностью, из-за чего теряются на фоне остальных. Концепт произведения предполагает встречу 100 девушек, и на момент выхода статьи, у Рэнтаро их 23 к 123 главам. Смогут ли авторы держать планку и дальше — большой вопрос, так как манга имеет шансы при текущем темпе растянуться ещё минимум на 300-400 глав, что может грозить дальнейшей стагнацией или даже деградацией.

В какой-то момент крутость и неповторимость Рэнтаро уже начинает казаться обыденностью и не оказывает того же эффекта, который был в начале манги, равно как и другие повторяющиеся гэги.
В какой-то момент крутость и неповторимость Рэнтаро уже начинает казаться обыденностью и не оказывает того же эффекта, который был в начале манги, равно как и другие повторяющиеся гэги.

Возможно здесь виднеется разница подходов опытного автора и начинающих. Хироюки решил воплотить замысел в более приземлённых рамках. Его работа имеет не самый выдающийся старт, однако со временем сюжет разгоняется, равно как и юмор, так как герои начинают попадать в более интересные ситуации. У молодого амбициозного дуэта Накамура-Нодзава старт наоборот вышел очень бодрым, который легко нашёл отклик у аудитории. Но их грандиозная и многообещающая задумка имеет вероятность выдохнуться в долгоиграющей перспективе. Однако это покажет лишь время.

Итоги

Несмотря на недостатки, Kanojo mo Kanojo и «100 девушек» являются прекрасными комедиями и образцовыми представителями пародии. Произведения уже смогли стать культовыми в среде манг ввиду их преимуществ. Основную ошибку, которую может совершить потенциальный читатель — слишком серьёзно отнестись к задумке, из-за чего он упустит основные комедийные элементы, основанные на абсурдности происходящего.

Ценители романтики и гаремов по достоинству оценят местный юмор, а также богатый выбор разнообразных девушек. Если же вы не любитель этих жанров, то оба произведения не только позволят вам по новому взглянуть на них, но и высмеять раздражающие штампы. В любом случае читателю стоит дать шанс мангам, так как они вполне заставят вас не раз посмеяться.

Лично для меня Kanojo mo Kanojo и «100 девушек» это не просто пародии, но и действительно сильные представители жанра гарем. В них есть приятные герои, развитие любовных линий, хорошая рисовка и незабываемый юмор. После ознакомления с ними становится сложнее воспринимать другие произведения этого плана, хочется поставить Наою или Рэнтаро в их рамки. Это явно говорит о том, что произведения справились со своими задачами высмеять всевозможные клише.

Послесловие

Если вам понравилась статья, то приглашаю на свой уютный Telegram-канал! там вас ждут ежедневные рекомендации произведений, обзоры онгоинг-проектов и новостей, публикую рассуждения о достоинствах и проблемах в мире японской индустрии, ведётся диалог с читателями, устраиваются опросы, в числе которых выбор будущих тем для статей. Как говорится: заглядывайте, там весело бывает!

6K6K показов
5.9K5.9K открытий
22 репоста
34 комментария

Интересный лонг, но сорян, 5 тыщ от редакции уйдут статье - «Как я играл в игру из нулевых будучи жителем Верхнего Зажепинска»

Ответить

Увидел название и сразу вспомнил Хентай -
Kanojo x Kanojo x Kanojo

Ответить

Пародия и деконструкция - это всё-таки совсем разные вещи. Почитав статью, прихожу к выводу, что это скорее пародии, а не деконструкции.

Ответить

Вообще эти произведения можно охарактеризовать как деконструктивные пародии (https://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/DeconstructiveParody)

Бытуют разные мнения по этому поводу, иногда встречаются и доводы, что это очень похожие вещи, если даже не одно и то же. То есть пародия это форма деконструкции (https://www.jstor.org/stable/20057449)

Ответить

разные, но грань между пародией и деконструкцией в комедии очень тонкая

Ответить

100 девушек, это самый смешной и интересный гаремник повседневка которую я читал. Усё

Ответить

Главная проблема всех этих "деконструкторов" это то, что своими попытками в деконструкцию они сами стали штампом.

Ответить