Исекай — жанр, который вы зря недооцениваете

Глубокий вдох... мне хватило одного заголовка, чтобы вызвать всеобщую ненависть, не так ли? Если да, то репутация данного жанра действительно настолько крепко засела в аниме-коммьюнити, как об этом говорят. Но почему?

Исекай — жанр, который вы зря недооцениваете

Появление интереса к жанру

"Бум" современного исекая произошел в далеком 2012 с появлением на сцене знакомого всем Sword Art Online (SAO), и с того момента жанр просто не замолкает. Для многих это не новость, но повод задуматься — что же такое вообще современный исекай?

Исекай — жанр, который вы зря недооцениваете

Сейчас исекай воспринимается как:

Сцена 1: *главный герой-отаку идет по улице и рассуждает о смысле жизни*

Сцена 2: *грузовик-кун показывает эпичный пируэт и выносит главного героя вперед ногами*

Сцена 3: *главный герой просыпается мусорным баком/мечом/туалетным монстром/слизью/волшебником/князем тьмы в другом мире и абсолютно живой*

Так ли это? Да, если поверхностно посмотреть на пару тайтлов. Но чем глубже ты зарываешься в этот жанр, тем сильнее понимаешь, что все не так однозначно*

*кроме внешности ГГ, они в исекаи перемещаются будто из одного инкубатора по созданию черноволосых/синеволосых мальчиков с темными глазами и верхней одеждой с высоким воротом.

Если уж говорить об исекае, то что вы думаете о старом добром "InuYasha (Инуяся/Инуяша)"? А что насчет "Bakemono no Ko (Ученик чудовища)"? Фактически, исекаем можно назвать всё, что подразумевает перемещение главного героя в иной мир, будь то загробный, параллельный, или просто виртуальный, и это не мое личное мнение, а определение жанра.

Исекай (Японский: 異世界, перевод: "другой мир" или "потусторонний мир")

Wikipedia

Ну так почему же этот жанр не стоит недооценивать?

После SAO на свет появилось просто бесчисленное количество исекаев, и они заполонили собой так много экранного времени, что сезонные новинки можно было разделить на гору исекаев, пару классических сёнэнов и один неплохой ромком.

Их слишком много, а хороших из них 2-3 в сезон в лучшем случае, остальное середняк или просто помойка. Из-за такого многообразия перерождающихся черноволосых мальчиков, просто трудно пересмотреть всё и отобрать что-то хорошее... это как искать романтику без приписки "этти" или "гарем". И такой расклад очевидно отпугивает добрую треть зрителей, ведь нажимая на новый исекай ты можешь случайно наткнуться на "Платиновый предел" или "Размеренная жизнь чит-фармацевта: Создание аптеки в альтернативном мире", и прощай хорошее впечатление от жанра.

Я предпочитаю узнать о исекае всё прежде, чем смотреть — AMV, эдиты, рецензии без спойлеров, отзывы, вторичные жанры, студию-создателя, предыдущие проекты автора, короче всё (по итогу конечно смотрю даже проходняки, но откладываю их на "крайний день").

Однако сёнэн, меха, сёдзё, школа и т.д. существуют уже порядочно так лет, в то время как исекай появился как самостоятельный жанр относительно недавно. Как думаете, сколько проходных сёнэнов можно найти на MyAnimeList? Да их просто уйма, но за столь долгий срок существования жанра выделились десятки качественных тайтлов, которые у всех на слуху. Исекай современности же живет 10 лет, и авторы до сих пор экспериментируют как только могут.

Беря в учет этот момент, можно сделать один простой и логичный вывод: исекай как жанр ещё формируется, среди него есть как хорошие тайтлы, так и плохие, а хороших ещё не так много по одной простой причине — слишком молод ещё.

Исекай — жанр, который вы зря недооцениваете

Исекай как жанр не умрет... Он просто переродится в другом мире

Гиггук

Исекаи уже успели показать всем: они имеют право на существование, и это не просто минутный "бум", что видно по популярности совсем свежего "Kage no Jitsuryokusha ni Naritakute (Восхождение в тени)". Как бы некоторым не хотелось, жанр никуда не денется, а крепко засядет в культуре как спокон*, и фанаты будут стабильно получать годный тайтл раз в пару лет.

*Спокон — о достижениях в спорте, преодолении трудностей и стремлении к победе. В центре повествования может быть как конкретный персонаж, так и целая команда, которые благодаря тренировкам, твердости духа, высокой мотивации и труду, постепенно побеждает своих соперников. Кульминационным моментом сюжета часто становится финал каких-либо важных соревнований.

Исекаи однообразны?

Ещё 5 лет назад я бы сказал однозначное да: одинаковые миры, одинаковые герои, князья тьмы, рабы, безмозглые вайфу, даже система сил — всё как на подбор. Но со временем некоторые авторы (далеко не все) поняли, что мало копировать Кирито, и начали проявлять фантазию и делать что-то свое, чтобы выделиться из толпы, а также начали появляться "обратные исекаи". Если вы этого не замечаете и думаете что жанр за 10 лет "изжил себя", то в конце статьи я оставлю небольшой список с неплохими представителями исекая специально для вас (исключительно аниме, ранобэ я в данный момент не затрагиваю).

Отдельно насчет миров и это мое лично мнение — какая же на деле бредятина подобные претензии. Миры Black Desert, Divinity 2: Original Sin, Warcraft — одинаковые? Нет, они просто похожи, и то только на первый косой взгляд глазом со зрением -5. У каждого мира свой уникальный лор, своё наполнение мира, и просто идя по Оргриммару ты не скажешь: "я забыл, это ведь Diablo 3?". У фэнтези определенно есть свои черты, но каждая вселенная отличается своим уникальным лором, который "одушевляет" сам мир.

Лично для меня, исекаи в попытке выделиться из однообразия ушли настолько далеко от "канонов жанра", что я успел соскучиться по классике без выдумок, и как же в этом плане меня порадовал "Tensei shitara Slime Datta Ken (О моем перерождении в Слизь)".

Что до однообразной системы всесильности главного героя, советую вспомнить Субару из "Re: Zero" или Киндзи из "Тяжкий труд в подземелье". Имбалансность героя вообще превратилась в повод для шуток некоторых исекаев над самими собой...

Яркий представитель самоиронии: "Этот герой неуязвим, но очень осторожен"
Яркий представитель самоиронии: "Этот герой неуязвим, но очень осторожен"

Тот же Наофуми из "Герой щита" для меня по сей день слабый мусор. Хоть он и должен ломать стереотипы о том, что щит — это слабо, но на деле аниме только показывает, что он старается больше остальных и поэтому сильнее. Если бы хоть один из призванных старался хоть немного, то определенно стал бы в разы сильнее Наофуми.

*пытается быть сильным*
*пытается быть сильным*

И знаете что? Это хорошо, и очень далеко от понятия "всесильный".

Некачественный конвейер

Выделю это отдельно, так как эта претензия пусть и редка, но имеет место быть.

Что ж, за исключением тайтлов двадцати, это правда. Это грустно, но дешевые 3D-модели и зацикленные готовые анимации говорят сами за себя. Однако предъявлять данную претензию стоит всей индустрии и халатности студий. Недавний хоррор-тайтл по шикарным работам Дзюндзи Ито — самый настоящий позор анимации в некоторых моментах, а кадры с дешевыми модельками карательной армии Биг Мам в Ван Пис до сих пор снятся мне в кошмарах. Ну и конечно же...

Простите что напомнил...
Простите что напомнил...

Лично я кайфовал почти с каждого боя в "Tensei shitara Slime Datta Ken (О моем перерождении в Слизь)", а звуковое сопровождение ударов и атак в тайтле это просто прекрасно. Также выделю по части визуала "Tsukimichi: Moonlit Fantasy (Лунное путешествие приведёт к новому миру)", да и на ум приходит ещё с десяток качественных представителей (не так уж много, как хотелось бы, но всё же).

Безусловно, исекаям свойственна проблема низкокачественной анимации и дешевого 3D, но к сожалению, это постигает и остальные жанры.

Незаконченность

Что я могу на это сказать? Однозначное да, черт бы их побрал. Безумное множество крутых законченных сёнэнов, романтики тоже немало, но исекаи... я фактически не имею понятия как вообще должны заканчиваться тайтлы этого жанра, да даже законченные ранобэ можно пересчитать по пальцам.

Это главная проблема исекаев, и с ней даже невозможно спорить. Особенно разочаровывает то, что многие из них никогда и не увидят завершение, и это уже повод задуматься — а стоит ли вообще смотреть исекаи?

Однозначного ответа я дать не могу, да и никто кроме вас самих не сможет, но если вам хватит драйвового экшена на разок, который можно посмотреть и забыть — исекаи для вас. Если же этого мало и хочется законченную историю, то просто найдите законченные хорошие тайтлы в данном жанре (хотя бы с законченным первоисточником). Под такие критерии подходят очень мало экранизаций, так что знакомство с исекаями будет быстрым.

Один из тайтлов с законченным первоисточником (сам я первоисточник не читал, хочу увидеть экранизацию того, как этот безработный педофил завершит свою историю)
Один из тайтлов с законченным первоисточником (сам я первоисточник не читал, хочу увидеть экранизацию того, как этот безработный педофил завершит свою историю)

Если однообразность и прочие претензии можно оспорить, то с незаконченностью поспорить не сможет даже ярый фанат. А история не может полностью раскрыться, если у неё нет конца, в связи с чем все мои вышесказанные слова в защиту исекаев — просто объяснение того, что жанр имеет право на существование и развитие.

Ненавидеть исекай просто не за что, по крайней мере не больше, чем любой другой жанр, но из-за отсутствия достаточного количества завершенных тайтлов и похвалить не получается. Однако именно из-за этой черты вы зря недооцениваете исекаи, ведь данный уголок индустрии ещё на стадии становления и очень далек от своего пика.

Вывод №1

Исекай — жанр, который родился и начал развиваться фактически на наших глазах. У него есть минусы, плюсы, и нет абсолютно ничего, что делает его хуже других. Давайте честно, как много хороших МЕХА-тайтлов вы знаете? Великий "Gundam", любимый всеми "Гуррен-Лаган", нелюбимо-любимый "Евангелион" и ещё аниме 20, достойных внимания. А ведь жанру фактически 50 лет.

Найти начало и нормальную хронологию "Gundam" это тоже самое, что вливаться во вселенную "Fate"
Найти начало и нормальную хронологию "Gundam" это тоже самое, что вливаться во вселенную "Fate"

Вывод №2

Исекаи не для всех. Экшн, прикольные герои, интересные системы сил, бесконечные множества миров — это, конечно, здорово. Но насколько это имеет смысл когда мы говорим о истории, у которой нет конца? Как я уже сказал, это решает каждый сам для себя.

В любом случае вы вряд ли пожалеете о просмотре, если выберете что-то хорошее, даже если история не закончена (просто будет привкус печальной незавершенности).

Список и прочие мелочи

Это уже на все 100% мое личное мнение, именно поэтому я оставил это напоследок:

  • Re: Creators (Возрождающие)

Тайтл представляет из себя "обратный исекай", в котором герои из разных манг и прочего перемещаются в реальный мир. Немного перенасыщено диалогами, но в целом смотрится интересно и поднимает вопросы, о которых обычно никогда не задумываешься. Ну и безудержно драйвовый экшн в комплекте.

Исекай — жанр, который вы зря недооцениваете
  • Tsukimichi: Moonlit Fantasy (Лунное путешествие приведёт к новому миру)

Красиво, приятно смотреть, и да — необычного в нем мало, но черт, мне понравилось. Мне так понравилось, что я поставил это сюда просто потому, что захотел, а не потому что он сюда вписывается.

Исекай — жанр, который вы зря недооцениваете
  • Mairimashita! Iruma-kun (Добро пожаловать в ад, Ирума!)

Знаете, почему это здесь? Потому что тайтл уникален настолько же, насколько зауряден. Основной сеттинг до жути напоминает Гарри Поттера, главного героя продали демону родители, и этот парень по своей сути до безумия слабый и бесполезный. Добродушно, просто, местами забавно, и несмотря на общую ненависть всех к данному тайтлу, я говорю однозначное: "ДА".

Исекай — жанр, который вы зря недооцениваете
  • Beelzebub (Вельзепуз)

Окей, это просто забавно. Местами смешно, интересно, ненапряжно, и просто неплохо. Многие обошли тайтл стороной, большинство кажется о нем даже не слышало, но если хочется просто отдохнуть от драмы и сложных сюжетов — это самое то.

Исекай — жанр, который вы зря недооцениваете

Я предпочту не упоминать в данном списке: Жизнь с нуля в альтернативном мире, О моем перерождении в слизь, Реинкарнация безработного, Повелитель, САО, Мастер Муси, Очень приятно Бог, Сатана на подработке, Мастер Муси, Инуяся, Восхождение героя щита, Военная хроника маленькой девочки и так далее. Почему? Потому что они и так висят на верхних строчках любого топа исекая, а я хотел предоставить хотя бы 3 малоизвестных выделяющихся тайтла (Цукимичи не считаю, включил просто чтоб было).

Всем спасибо, кто прочитал данный пост. Был рад поделиться своим ничего не меняющим мнением с вами, надеюсь ещё увидимся.

UPD

  1. Ребятушки, вы прежде чем писать комментарии, читайте хоть саму статью (особенно это относится к моменту про Берсерк, вы хоть контекст картинки выясните, а потом говорите);
  2. Видимо я отдельно распишу свое мнение про "Мастер Муси", если уж многие так вопят о том, что он никак не связан с жанром исекай, просто дайте денёк отдышаться от вашей токсичности.
139
465 комментариев

А какой самый популярный исекай? ГАРРИ ПОТТЕР! У персонажа плохая обычная жизнь, но он переносится в волшебный. Он избранный у него необычные способности, он богат, но ему всё равно дарят подарки. Сражается с местным Королём демонов и ведет себя как обычный ЯОШ

78
Ответить

Дискуссионный вопрос, можно ли считать попаданством доступ к скрытой от остального мира цивилизации. При том что сам мир не меняется.

32
Ответить

Но он же возвращается к жизни магла каждое лето и там его по прежнему хуесосят "родственники". Нещитово

9
Ответить

Его не сбивает грузовик 😉

4
Ответить

Звёздные войны же, живёт себе эни или люк на татуине пердят в хлеву, копают рис, потом хуяк другие планеты, суперсилы

3
Ответить

Гарри Поттер не исекай.

1
Ответить

Исекай - рак индустрии. Как гаремники до него, так и чтотамбудетпопулярно после него. Сейчас исекай - как клеймо парашности, и с этим ничего не сделаешь. Такие тайтлы как Слизь или герой щита (хаха, герой shита) - лучшее подтверждение. А их популярность - удручающее зрелище. Вот почему мы не можем иметь хороших вещей.

Лично я лучше посмотрю 12 Королевств или Утаварерумоно, чем очередной гаремный высер, но в другом мире. Ну или кековые Коносубу или Я просила средние способности или как там. Все еще лучше переапаных чмонь в окружении ТП и лолек.

42
Ответить