Аниме
Таня Рокси
25 051

Во имя Луны: как спасает мир Сейлор Мун Материал редакции

История девочки-волшебницы, придуманной Наоко Такэути.

В закладки
Слушать

«Сейлор Мун» — франшиза, сильно повлиявшая на то, как сегодня выглядит «махо-сёдзё» (приключения девочек-волшебниц). Более того, именно манга Наоко Такэути и её адаптация открыли для многих этот жанр и аниме в целом.

В России к «Сейлор Мун» особенное отношение — это одно из первых аниме, показанных по телевидению, которое вызвало массовый ажиотаж. Приключения воинов в матросках стали неотъемлемой частью детства тех, кто родился в 90-х. В популярности «Сейлор Мун» уступала разве что «Покемонам».

Героиню, сражающуюся за добро и справедливость, помнят до сих пор: сериал перезапустили в 2014 году. Sailor Moon Crystal охватывает события первых трёх арок. А продолжение истории можно будет увидеть в фильме Sailor Moon Eternal Movie , который выйдет в 2021-м.

Рассказываем, как появилась Сейлор Мун и почему история про неё стала культовой.

Путь от Венеры до Луны

Наоко Такэути родилась в японском городе Кофу в 1967 году. Мангой она увлекалась с детства, и особенно её вдохновляли работы легендарного Лэйдзи Мацумото: «Капитан Харлок», «Галактический экспресс 999», «Королева 1000 лет». Хотя будущей мангаке нравились самые разные произведения, от «Дэвилмэна» до «Кэнди Кэнди».

Такэути очень любила рисовать, поэтому в выборе профессии не сомневалась. Однако её родители, владельцы ювелирного магазина, хотели, чтобы их дочь занималась чем-то более практичным. В итоге девушка поступила в университет на фармацевта, успешно его окончила и получила лицензию.

Работать по специальности Такэути всё равно не хотелось, поэтому она вернулась к своей мечте. Нельзя сказать, что её первые работы пользовались огромной популярностью, но зато их без проблем брали в печать. Мангака сотрудничала с журналом Nakayoshi, который специализируется на «сёдзё», произведениях для девочек-подростков.

Такэути выпустила три работы — Chocolate Christmas (рассказ о школьнице, влюблённой в радио-диджея), Maria (по мотивам повести американской писательницы Джин Уэбстер «Длинноногий папочка») и The Cherry Project (история о юной фигуристке).

Работа над следующей мангой стала переломным моментом в карьере Такэути: эти идеи и наработки послужили основой для «Сейлор Мун». Главная героиня Codename: Sailor V — Минако Айно, Сейлор Венера. Именно её, а не Сейлор Мун, мангака придумала в первую очередь.

По сюжету, к легкомысленной и влюбчивой школьнице является белый кот, который помогает пробудить её волшебные силы для сражений со злом. Задорная и энергичная Минако отлично справляется со своим делом, не забывая щеголять в красивых костюмах.

Codename: Sailor V выглядит как «Сейлор Мун», рассказанная от лица Сейлор Венеры — тут аналогичная манера повествования, такая же завязка, похожие силы (Минако, как и Усаги, частенько перевоплощается в нужных ей людей, а не только в воина). В будущем героиня перекочевала в «Сейлор Мун», сохранив свой первоначальный характер.

Идея «Сейлор Ви» показалась мангаке удачной, и она решила её развить. Такэути вспомнила своё школьное увлечение астрологией и мифологией — эти знания пригодились ей для создания новых образов «Сейлор Мун». Сначала она придумывала внешний вид героев и их стиль одежды, а потом уже черты характера.

Автор черпала вдохновение из реальной жизни. Одним героям она дарила свой опыт (например, Рэй работает мико в храме, как доводилось и самой мангаке), другим приписывала качества друзей и родных. Членов семьи Сейлор Мун Такэути назвала в честь своих близких, а Мамору, Такседо Маска, создала на основе её личных представлений об идеальном мужчине — серьёзном молодом человеке в красивом костюме.

Общий концепт истории предложил редактор: он посоветовал мангаке нарисовать воинов справедливости в школьной форме. Такэути эта идея пришлась по душе. Ещё одним источником вдохновения послужили сериалы наподобие Juu Ranger (японский аналог американских Power Rangers). Поначалу автор хотела создать их женскую версию, где команда героев также получает информацию на базе и идёт на миссию. Но в итоге придумала что-то своё.

Если до этого момента Тэкэути никто особо не знал, то после дебюта «Сейлор Мун» к ней пришла слава, а с ней и огромная ответственность. С 1991 по 1997 год мангаке приходилось много работать — несмотря на то, что ей помогали ассистенты, порой, по воспоминаниям, не хватало времени даже поесть.

Впрочем, на качестве это никак не сказалось, так как Такэути продолжала рисовать то, что ей действительно нравится. Хотя героини сражались в однотипных костюмах и ходили в форме в школу, это не помешало ей создать множество модных нарядов для повседневной жизни и красивых артов.

Такэути не была дизайнером, так что придумывать идеи для костюмов порой было непросто, поэтому она часто брала за основу реальные платья с модных показов и из рекламы. В список, к примеру, входят «Шанель» и «Ив Сен Лоран» — если поискать, в манге можно найти ещё много необычных заимствований.

Среди других источников вдохновения: картины Уильяма Блейка и Альфонса Мухи, постеры и кадры к различным фильмам, модели молодёжных журналов, готические соборы, руины в Сирии — Такэути постоянно искала что-то стильное, что можно было бы добавить в её работу. Мотивом для нового рисунка могли послужить не только произведения искусства, но обычные повседневные вещи — вроде случайно увиденной игрушки или полученного в подарок украшения.

Секреты лунного кролика

Если совсем упростить, «Сейлор Мун» — это история о японских школьницах, сражающихся с тёмными силами. Главная героиня, Усаги (в английском переводе — «Банни») Цукино, однажды получает волшебную брошь от говорящей чёрной кошки по имени Луна. С помощью неё девушка превращается в Сейлор Мун, и в этом образе побеждает демонов, насылаемых на Землю инопланетными злодеями.

Постепенно к Усаги присоединяются сейлор-воительницы, названные в честь планет солнечной системы — Меркурий, Марс, Юпитер и Венера. Позже девушки узнают о существовании других воинов: Уран, Нептун, Плутон и Сатурн появляются уже в следующих арках. Землю символизирует Такседо Маск — благородный молодой человек в костюме с плащом и цилиндром, который приходит воинам в матросках на помощь.

Помимо сражений со злом (в каждой арке — новые противники), ещё одна важная линия — прошлое главных героинь. Усаги и её подруги являются реинкарнациями жительниц лунного королевства, но об этом девушки узнают не сразу. Про перерождение в будущем тоже пойдёт речь — тайн в истории немало.

«Сейлор Мун» привлекает внимание, прежде всего, образом главной героини. С одной стороны, это капризная и неуклюжая девушка, которая попадет в различные передряги — она не идеальна, поэтому читатели сравнивают её с собой и, как следствие, сильнее сопереживают.

С другой, героиня уникальна тем, что в ней сочетаются традиционные ценности с женской силой и независимостью. Усаги, как и положено в жанре «сёдзё», мечтает о прекрасном принце и счастливой семье. Тот самый, единственный и неповторимый, у неё, конечно, есть. Но при этом, на мужчину Усаги не полагается — она может постоять не только за себя, но и за любимого.

Её подруги такие же — мир спасают хрупкие и нежные девушки, которые прекрасно справляются без мужской помощи. Таким образом, классическая сказка о вечной любви получила почти феминистическое прочтение, принцессы здесь вполне самодостаточны.

Другой важный момент: взросление и чувства главной героини тоже показаны вовсе не наивно. Нет сомнений, с кем Усаги останется в финале, но так как внимание акцентируется на других аспектах, предсказуемость сюжета не портит общее впечатление.

В манге сближение девушки с Мамору происходит очень быстро — персонажи в первой же арке «находят» друг друга. Вместо того чтобы откладывать очевидное событие до конца истории, Наоко Такэути сосредоточилась на развитии уже сложившихся отношений.

Усаги переживает несколько кризисов. К примеру, во второй арке она иррационально ревнует Мамору к их же дочери из будущего. Мангака показывает, что даже добрая и чистая душой девушка может испытывать деструктивные эмоции. Однако разобравшись в своих чувствах, героиня взрослеет.

Также затронута тема того, что хранить верность непросто. В третьей арке Усаги невольно увлекается похожей на парня Харукой, Сейлор Уран, в пятой — флиртует с воительницей, которая маскируется под мужчину. Стоит обратить внимание, что в качестве альтернативы принцу выступают именно девушки. В манге присутствуют ЛГБТ-мотивы, несмотря на то, что она не относится к соответствующим жанрам — в этом тоже уникальность произведения.

Образ сейлор-воительниц строится на противоречии, и это удачное решение. Чистые и невинные девушки, при этом чувственные и постепенно осознающие свою сексуальность, мечтают о любви и семейном счастье, но могут сами за него побороться, проявляя настоящую решимость. Героини берут лучшее как от традиционных, так и современных взглядов на жизнь.

«Сейлор Мун» подкупает не только яркими образами и психологией взаимоотношений героев, но и тщательно продуманной вселенной. Влияние астрономии тут очевидно: героини названы в честь планет, а некоторые злодеи (например, квартет Амазонок) — именами астероидов.

Также Такэути использовала своё увлечение минералогией. По именам отрицательных персонажей можно учить названия камней: от всем известных сапфира и изумруда до жадеита, теллурита и рыбьего глаза.

Мифология, греческая, римская и японская, тоже сыграла большую роль в создании образов. Например, принцесса Серенити — это Селена, греческая богиня Луны, а Эндимион — олицетворение мужской красоты, по одной из версий, сын Зевса.

Имя главной героини, Цукино Усаги, дословно переводится с японского как «лунный кролик» (tsuki no usagi). Согласно фольклору, он обитает на Луне — людям казалось, что пятна на поверхности складываются в силуэт животного. Не обошлось и без религиозных отсылок: например, Святой Грааль — один из магических предметов в манге.

По отдельности все эти элементы не очень удивляют, но здесь дело в количестве: продумано абсолютно всё, каждый элемент вселенной. Мангака создала уникальный мир, используя свои познания в самых разных областях — от науки до моды. Заимствования из классики украсили историю, сделали её ещё более цепляющей и узнаваемой. Юные зрители расширили кругозор, читая «Сейлор Мун», а взрослые — с интересом искали отсылки.

Но всё это не сработало бы без качественной и увлекательной истории. Манга может похвастаться захватывающим фантастическим сюжетом, который развивается очень быстро. Таинственные перерождения, путешествия во времени, фатальные события, герои с трагичной судьбой, альтер-эго персонажей — в «Сейлор Мун» происходит столько всего, что едва успеваешь следить. Это стало отличной основой для аниме, в котором историю рассказали немного иначе.

Манга vs аниме

Аниме-адаптация от студии Toei Animation выходила параллельно с мангой с марта 1992 года. Она сделала «Сейлор Мун» ещё популярнее (и помогла продавать мерчендайз: прибыль от него за все годы оценивают в 13 миллиардов долларов). За 200 серий воины в матросках не только не надоели зрителям, но полюбились ещё сильнее.

Сериал освещает все пять арок оригинала, на каждую по соответствующему сезону. Манга и аниме отлично дополняют друг друга. Самое главное различие между ними — в подаче. История Такэути более мрачная. Сюжет стремительно развивается: ключевые события происходят одно за другим, а главные злодеи практически сразу вступают в схватку с героинями, да и умирают быстро.

В аниме многих отрицательных персонажей показали гораздо «человечнее», и это большой плюс. К примеру, злодей Нефрит влюбился в подругу Усаги, сёстры из «Чёрной Луны» захотели стать обычными людьми, а трио «Цирка Мёртвой Луны» обрели настоящие мечты. Такэути создала визуально ярких и запоминающихся героев, а сценаристы подарили им индивидуальность и трогательную историю.

Правда, некоторые злодеи в манге играли более значимую роль, чем в аниме: например, девочки из квартета Амазонок стали сейлор-воинами, помощниками Чибиусы, а лорды из первого сезона в прошлом служили принцу Эндимиону. Эти важные для сюжета детали в сериале решили опустить. Тем не менее аниме определённо выигрывает в раскрытии отрицательных героев — в оригинале многие из них служат скорее «расходным материалом».

Зато любовная линия Усаги и Мамору (Такседо Маска) в манге выглядит более убедительной и взрослой. Такэути сделала акцент на драму, поэтому за судьбу этих героев переживаешь сильнее.

А вот сценаристы аниме решили, что их «Сейлор Мун» — это прежде всего комедия. По сути, экранизация 90-х — один большой филлер оригинальной истории, но недостатком это назвать нельзя. Главное достоинство сериала — в весёлой и беззаботной повседневности. Героини ссорятся и мирятся, учатся и развлекаются, едят сладости и примеряют наряды, не забывая сражаться в каждой серии с очередным не особо сильным демоном.

Если смотреть «Сейлор Мун» ради сюжета, то можно смело проматывать десятки серий — порой там не происходит ничего важного. Это тот случай, когда нужно получать удовольствие от самого процесса: повседневность здесь невероятно уютная, а развязка арки — лишь «вишенка на торте».

Тем не менее мрачные и драматичные событие в аниме тоже есть, заметно выделяясь на фоне общего позитива: чего стоят смерти героев, пусть и умирают они не навсегда. В детстве многих шокировали эти серии — накал страстей там нешуточный.

К серьёзным недостаткам аниме-адаптации можно отнести изменение сюжета финальной арки. Концепция сражений добра со злом в манге обыграна немного иначе, а также присутствует множество интересных персонажей, так и не появившихся в сериале. Финальная форма Сейлор Мун — Сейлор Космос, новые враги-воительницы (Сейлор Лета, Сейлор Мнемозина, Сейлор Хэви Метал Папиллон), сейлор-форма принцессы Какюу, к сожалению, остались на страницах манги.

Поэтому, если вы смотрели только аниме, как минимум с пятой аркой манги стоит познакомиться: без неё представление о вселенной «Сейлор Мун» будет неполным.

Также изменения затронули и главных героинь. К примеру, характер Усаги в аниме не сильно отличается от придуманного Такэути, зато личность раскрыта немного иначе. В сериале главная героиня, конечно, кое-чему учится на протяжении 200 серий, но её взросление не сильно заметно. А вот в манге она даже выходит замуж в конце — становится взрослой женщиной, которая ждёт ребёнка.

Рэй, Сейлор Марс, и вовсе изменилась до неузнаваемости. В манге она спокойная и сдержанная, а в аниме — вспыльчивая, эмоциональная и немного вредная, недаром она постоянно ссорилась с Усаги и вела себя несерьёзно.

Ещё один интересный аспект связан с полом некоторых персонажей. Мангаке нравилось рисовать девушек, но вот редактору хотелось видеть в истории больше мужчин — в жанре «сёдзё» нужны прекрасные принцы.

Такэути решила проблему своеобразно: нарисовала одну из воинов, Сейлор Уран, похожей на парня. Харука вела себя по-мужски, одевалась в костюмы и находилась в романтических отношениях с Сейлор Нептун (хотя говорилось об этом завуалированно). Получился необычный образ — старшая сестра и прекрасный принц одновременно. На создание такой героини мангаку вдохновили актрисы театра Такарадзука, где все роли исполняют женщины.

Если образ Сейлор Уран в аниме воплотили довольно точно, то некоторым другим героям попросту сменили пол. В пятой арке появляется трио Сейлор Звёзд — в манге они только маскируются под парней, а в аниме их сделали мужчинами. Причём, после превращения в воительниц они снова становились женщинами, но сценаристы посчитали это допустимым.

Стоит отметить, что в аниме, нацеленном, прежде всего, на детскую и подростковую аудиторию, было немало персонажей с нетрадиционной ориентацией: для 90-х это достаточно прогрессивное решение. Воительницы-лесбиянки, гомосексуальные злодеи, парень, переодевающийся в женщину — не удивительно, что сериал подвергался жёсткой цензуре при переводе во многих странах, в том числе, и в России.

Героям с помощью дубляжа просто меняли пол, чтобы отношения выглядели «нормальнее». Например, женственный злодей Рыбий Глаз в нашем переводе стал девушкой, а любовь между однополыми персонажами (Зойсайт и Кунсайт, Сейлор Уран и Сейлор Нептун) оказалась проявлением исключительно родственных чувств.

Несмотря на все различия, сама Такэути оценила аниме-версию. Более того, она написала тексты для саундтрека.

Адаптация из 90-х также включает в себя три полнометражных фильма-спиноффа. Самый примечательный из них — Sailor Moon S Movie: Hearts in Ice. Картина рассказывает романтичную историю Луны, влюбившейся в человека. Кошка появляется в фильме в облике девушки — в сериале этого образа, нарисованного Такэути, вы не увидите. Остальные фильмы чуть менее интересны, но всё-таки достойны внимания, особенно, для поклонников той или иной арки, которую они дополняют.

Если «Сейлор Мун» 90-х стала настоящей классикой, любимой не одним поколением зрителей, то сериал «Сейлор Мун Кристал», вышедший в 2014-м, фанатов скорее разочаровал. Основные претензии к рисунку — его качество оставляет желать лучшего. Но есть и плюсы: сюжет подошёл к работе Такэути намного ближе, здесь нет филлеров и однотипных серий, это более серьёзное произведение.

После первого сезона сменился режиссёр, но ситуацию это не спасло, фанаты продолжали ругать новую «Сейлор Мун». Помимо стиля, многим, особенно тем, кто не читал оригинал, не нравилось быстрое развитие событий. Адаптация 90-х, несмотря на затянутость, смогла лучше раскрыть многих героев и отношения между ними — в чём-то она даже превзошла мангу.

Вечная Сейлор Мун

Франшиза «Сейлор Мун» вывела жанр «махо-сёдзё» на новый уровень. Сериалы про девочек-волшебниц выходили и раньше, но пользовались куда меньшей популярностью, особенно за пределами Японии.

«Сейлор Мун» выделяется на фоне своих предшественников большим количеством персонажей, к тому же, совсем не похожих друг на друга. Каждый зритель может найти себе героиню, максимально близкую ему по характеру. Популярностью пользуется не только Усаги: к примеру, серьёзная и трудолюбивая Ами (Сейлор Меркурий) попала на первое место в рейтинге японского журнала Animagе в мае 1993 года — своя фан-база тут есть у каждого.

Воительницы не показаны идеализированно, у всех есть свои достоинства и недостатки, поэтому ассоциировать себя с ними проще. К «принцам» в сериале и вовсе особый подход, им может стать даже персонаж женского пола.

Харизматичные злодеи могут понравиться не меньше борцов за «добро»: здесь и красивые юноши, и невероятно модные девушки. У многих отрицательных персонажей есть вполне человеческие чувства, они страдают от безответной любви или мечтают стать людьми — сопереживать можно разным героям.

Отдельным пунктом стоит отметить дизайн, «Сейлор Мун» — очень стильная вещь. Взять хотя бы врагов, появляющихся в каждой серии. Создатели придумали огромное количество разнообразных демониц, которые, к тому же, ещё и выглядят сексуально (кому-то это может быть важно).

Особого внимания достойны волшебные предметы, которые добавляют сериалу эстетики. Героини используют и часто меняют элегантные броши, ручки, магические жезлы — многие девочки мечтали о таких украшениях во время просмотра. Даже повторяющиеся сцены превращений и атак не надоедает пересматривать благодаря красивому визуальному ряду и отличному саундтреку — в манге их очень не хватало.

Дизайн мрачных локаций, в которых живут противники героев, тоже на высоте: к примеру, в четвёртом сезоне есть зловещий цирк, от которого становится не по себе. «Сейлор Мун» очень атмосферна, это касается как «ламповой» повседневности, так и трагичных сцен — визуальный стиль играет в этом большую роль.

Что касается сюжета, «Сейлор Мун» удачно совмещает в себе юмористические зарисовки о жизни школьниц, которых волнует учёба, дружба и первая любовь, с романтичной сказкой о лунной принцессе, загадочных реинкарнациях и борьбе со вселенским злом. В истории есть и весёлые эпизоды, и тайны, раскрытия которых ждёшь каждую арку — баланс выдержан почти идеально.

Конечно, по большей части сериал ориентирован на детей и подростков, но это не значит, что взрослые не найдут тут ничего интересного. Вселенная и персонажи настолько хорошо продуманы, что к ним периодически хочется вернуться, в том числе, чтобы увидеть что-то новое. Наверняка, если вы смотрели «Сейлор Мун» в совсем юном возрасте, воспринимали события немного иначе, хотя бы те же отношения Сейлор Уран и Сейлор Нептун.

Успех «Сейлор Мун» был настолько впечатляющим, что его не раз пытались повторить другие авторы — чаще всего неудачно. Появилось большое количество тайтлов, лишённых какой-либо индивидуальности, с большим или меньшим успехом копирующих известное произведение. «Свадебный персик», «Токио Мяу Мяу» и многие другие — поклонники у них есть, но выдающимися эти работы назвать трудно.

Впрочем, самобытные махо-сёдзё, вышедшие после запуска сериала тоже были. Например, классическая «Сакура Собирательница Карт» от CLAMP и философская «Юная Революционерка Утена», которой занимался режиссёр «Сейлор Мун». К жанру махо-сёдзё «Утену» можно отнести с натяжкой, но с работой Такуэти у неё много общего — правда, здесь сказка о принце обретает совсем другой контекст.

«Сейлор Мун» — одно из самых известных аниме во всём мире. В Японии история о красивых школьницах в матросах, бесстрашно сражающихся со злом, стала классикой жанра махо-сёдзё, а за рубежом — первым аниме-сериалом для многих детей.

Наоко Такэути соединила в манге множество своих увлечений, использовала в качестве источников вдохновения знаменитые произведения искусства, нашла «золотую середину» между классическими ценностями и современными взглядами на жизнь. Вкупе с захватывающей сказочной историей и обаятельными персонажами «Сейлор Мун» получилась по-своему уникальной и в чём-то даже революционной для своего времени.

Героиня, придуманная мангакой, продолжает жить не только в сердцах поклонников, но и на экране. Несмотря на не самый удачный сериал-перезапуск, фанаты всё ещё ждут новые фильмы по любимой вселенной. Возможно, в них историю получится продолжить достойно.

{ "author_name": "Таня Рокси", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0435\u0439\u043b\u043e\u0440\u043c\u0443\u043d","\u043b\u043e\u043d\u0433","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","long"], "comments": 127, "likes": 327, "favorites": 455, "is_advertisement": false, "subsite_label": "anime", "id": 172940, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 27 Jul 2020 15:22:10 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF
0
127 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

как я мог пропустить эту статью!

Ответить
1

Спасибо за комент, я как раз пропустил и благодаря тебе отложил её в закладки (:

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }
null