«Мононокэ»: фантастические твари и как с ними бороться
В целом, спустя пару серий привыкаешь к некой ирреальности происходящего, которая притягательна по-своему. Ты по-прежнему волнуешься за героев, но где-то в подсознании сидит мысль, что это все невзаправду. И потому не так печально наблюдать довольно мрачные сюжетные повороты. А еще есть ощущение, что истории обращены прямо к зрителю, и должны побудить его задуматься о собственных внутренних демонах. Прямое указание на это присутствует в последней серии в сцене после титров. Аптекарь обращается непосредственно к тем, кто сидит по ту сторону экрана, говоря: «Друзья мои». Затем произносит краткий монолог в конце которого намекает, что мононокэ есть и в нашем мире (или даже в каждом из нас). Истребить их невозможно, но усмирить вполне. Это ли не аллюзия на то, что зло есть в каждом?
Форма, сущность, желание
Фабула сериала проста: Аптекарь перемещается по разным местам, где по его подозрению могут скрываться мононокэ. Затем, общаясь с людьми, замешанными в загадочном происшествии, он, словно детектив, находит «виновного». Вернее сказать, находит тех, кто попал под влияние мононокэ. Затем он борется с самим злым духом. Всего в сериале пять сюжетов, которые никак друг с другом не связаны. Это словно организованные в сборник «Байки одного Аптекаря» рассказы главного героя. Я уже сравнивала этот сериал с «Ведьмаком», но если проводить аналогию из мира аниме, то «Мононокэ» по настроенческому посылу и структуре больше всего похож на «Клеймор» (мультсериал, который также вышел в 2007).
Из серии в серию главный герой повторяет одну и ту же мантру: чтобы победить мононокэ, нужно определить его форму, сущность и желание.
Сущность – внутреннее содержание тела, а желание – души.
Форма – это облик, который принял мононокэ в физическом мире. В японской культуре мононокэ – это сущности, которые овладевают людьми, подчиняя себе их личность, вызывая болезненные эмоции. Поскольку мононокэ – это дух, у него нет постоянного воплощения в физическом теле. Он как паразит или Веном подселяется в тело своего хозяина. При этом «носитель» может не подозревать о том, что его разумом распоряжается мононокэ, однако порой не может объяснить причины своих поступков. Это продемонстрировано в нескольких сюжетах, конкретно говорить не стану, чтобы не было спойлеров.
Сущность – это те предпосылки, которые послужили базисом для того, чтобы мононокэ овладел душой человека. В аниме явственно показано, что злые духи выбирают своих жертв не просто так. Они подселяются в тела и души тех людей, у которых наблюдается внутренний надлом, или же тех, кого одолевают негативные эмоции и чувства. По факту, сущность мононокэ – это некая душевная травма человека, позволившая «впустить» в себя злого духа, как инфекцию в открытую рану.
Жизнь – скоротечна. Жизнь – это пустота. Море изменчиво. Ведомые странствием из порта в порт, мы плывем по изменчивым волнам. Происходят странные события. Мы подозреваем друг друга. Аякаши, мононоке, умибодзу… Пока в сердцах затаилась тьма, их будет все больше и больше.
Желание – это внутренняя мотивация мононокэ, его посыл во внешний мир. Если снова обратиться к приему аналогии, то сущность (то есть, внутренняя травма) – это то, что позволило мононокэ проникнуть в душу человека, а желание – это то, как мононокэ пытается эту травму «залечить», в действительности лишь терзая человека. Например, человек, пострадавший от чьего-то негативного обращения (сущность) хочет заставить обидчика и других людей почувствовать боль (желание). Путем расследований Аптекарь определяет все три составляющие, а затем укрощает саму сущность. Зачастую это достаточно болезненный процесс, ведь людям приходится вспоминать самые горькие эпизоды своей жизни. Те, о которых они предпочли бы забыть, но те, которые отравляют им жизнь. Ну чем не сеанс психотерапии?
Личность главного героя
Вам знакомо слово «краш»? Мне оно, честно сказать, не очень нравится. Но в данном случае прекрасно передает то, что я испытала по отношению к главному герою. Холодный, решительный, отстраненный, загадочный, благородный и просто-напросто красивый Аптекарь покорил мое сердечко. Я вообще склонна симпатизировать безэмоциональным героям, наделенным смекалкой и умом. Но Аптекарь определенно занял особое место в моем списке самых потрясающих персонажей. Некоторым при просмотре может не хватить раскрытия главного героя, ведь его прошлое остается тайной. Он просто есть, и мы не знаем, кто он. Но именно это сделало его особенно привлекательным в моих глазах. Есть термин «загадочный незнакомец», и он идеально описывает Аптекаря. Он приходит, профессионально делает свое дело и исчезает, не говоря ничего о себе.
Если говорить серьезнее, то Аптекарь чем-то напоминает Постороннего в романе Альбера Камю – такой же отрешенный и обезличенный. Он будто воплощает в себе сразу несколько ипостасей: он и рассказчик, и главный герой, и серый кардинал, и детектив. И вот что интересно. В уже упомянутых «Ведьмаке» и «Клеймор» главные герои по поведению и «назначению» похожи на Аптекаря. Они призваны искать и убивать чудовищ, отстраненны от внешнего мира и нелюдимы. Однако от других человеческих существ их отличает то, что они являются «гибридами» монстров и людей. Именно это дает им дополнительную силу, позволяющую бороться против злых сущностей. Точно такая же концепция прослеживается в мультфильме «Ди: Жажда крови» и короткометражке «Кровь: Последний вампир». В этих историях главные герои боролись против вампиров, а сами были порождением вампира и человека.
Однако об Аптекаре таких сведений нет. Это можно только предполагать. Но на двойственность природы главного героя может указывать следующий факт. Аптекарь всегда и везде носил с собой меч. В последних эпизодах сериала ему приходилось доставать оружие из ножен. В моменты, когда меч был оголен, вместо привычного облика Аптекаря зритель наблюдал фигуру, будто созданную по принципу антипода. Или, во всяком случае, воплощающую в себе иную сторону главного героя, способную выражать гнев и ярость.
Но интересен и следующий факт. Все перечисленные выше герои живут значительно дольше среднестатистического человека. А что же Аптекарь? Если внимательно понаблюдать, то можно заметить, что все показанные в сериале истории очень разорваны во времени. Начинается все со времен самураев, а заканчивается происшествием в поезде метро. Это обстоятельство указывает на то, что век таинственного Аптекаря весьма долог.
В других статьях про «Мононокэ» авторы делают предположение о том, что Аптекарь может быть воплощением Абсолюта, который беспристрастен ко всему земному, существует мне времени и пространства и соединяет в себе дуализм сущего. И что его образ отсылает нас к буддизму. Действительно, очень интересная концепция. Говоря о дуализме стоит упомянуть еще и то, что во внешнем виде Аптекаря присутствуют женские черты, несмотря на то, что он мужчина. А именно – длинные накрашенные ногти (все-таки подобное покрытие больше свойственно женщинам, тем более на момент релиза мультфильма шел 2007 год), широкий пояс, завязанный бантом, длинные волосы. Мне ближе думать, что все перечисленное – некий элемент театральности, а сам Аптекарь – получеловек (то есть похож на тех героев, о которых я писала выше). Возможно, создатели вкладывали в его образ нечто большее, и это смогли разглядеть другие люди. Но мне не очень откликается подобная интерпретация, не исключено, что в силу ограниченности моих познаний. Как понимать его образ вам – смотрите и решайте сами.
Мы не можем истребить мононоке, мы можем только очистить его и помочь успокоиться.
Единственное, за что мне обидно: в Интернете я нашла статью, где говорится, что избавление от мононокэ похоже на своеобразную психотерапию и проживание травмы. И выложена эта публикация была очень давно. А я думала, что первая додумалась до такой идеи (ха-ха).
Если подводить некий итог, то мультсериал понравится тем, кто любит истории про изничтожение монстров и всяких сущностей. Подобная концепция не нова, но оригинальным эту историю делает то, как авторы преподнесли свою идею, наполнив аниме палитрой ярких красок, самобытной рисовкой, японским фольклором и преданиями. Говоря о музыке, не могла избавиться от мысли, что в опенинге играют песни Адриано Челентано, переведенные на японский. Эту историю приятно посмотреть как театральный спектакль, заставляющий задуматься о том, что зло в этом мире не формируется просто так. И хотя, опять же, идея о монстрах внутри каждого кажется тривиальной, в данном случае она показана весьма изобретательным образом.
Тело мононоке возникает из сплетения человеческих судеб. Суть мононоке – в природе вещей. Первопричина мононоке – в людских сердцах.
С вами была Анастасия
Что было бы, если бы «Ведьмак» был написан не польским писателем, а японским?Получился бы Клеймор
Это аниме я тоже упомянула в статье
Сильно напоминает "Мастер Муши". Похожие концепции, оба сериала смотрел несколько раз и они являются моими самыми любимыми. Большое спасибо за статью)
За рекомендацию - спасибо. Здесь уже советовали к просмотру именно "Мастер Муши". Обязательно гляну на досуге
Стиль необычный и классный.
Меня тоже он привлек
Есть сюжетно похожее Мастер Муси (Mushishi), только там чисто чилл на расслабоне и житейские истории (часто грустные) про то как духи влияют на людей, а чел помогает и людям и духам. Несколько сезонов и пара полнометражек, все смотрится с удовольствием