Грёзы о райском саде. Почему «Песнь Саи» стала классикой?

Как абсолютно мерзкий сюжет вызывает ощущение любви? Статья по мотивам видеоэссе, содержание и выводы различаются :)

«Песнь Саи» (The Song of Saya, 沙耶の唄) вышла 20 лет назад, в 2003 году. Несмотря на возраст, Сая остается новеллой, которую вспоминают и в которую играют. Чем же так выделилась «Песнь Саи» на фоне множества других эроге ‎— часто не менее жестоких?

И статья, и видеоэссе аналитические, а не обзорные, поэтому в них есть спойлеры. Я не проговариваю детали, но обсуждаю ключевые особенности сюжета. Если раньше вы не играли в «Саю», но хотели, лучше отложить эти материалы. Если вы не играли и думаете, подойдет ли вам новелла, советую начать смотреть видео и решить, насколько вы готовы сталкиваться с ужасом и насилием в этой игре. Даже фоны из «Саи» могут нагнать страха, не говоря о сценах убийства и насилия, которые я не включала в видео и подробно не обсуждала.

Существует две версии «Песни Саи»: оригинальная, без цензуры (GOG), и вышедшая в Steam — цензурированная. В Steam-версии многие иллюстрации обрезаны или вообще вырезаны, но некоторые вещи я всё равно предпочла бы не видеть.

Это ужасное произведение и блестящая история, и мне интересно, как она устроена. Приступим!

Начало новеллы

Кратко напомню сюжет:

Семья студента медицинского факультета Сакисака Фуминори попадает в автокатастрофу. Его родители погибают, в живых остаётся только Фуминори. Хотя, возможно, ему стоило умереть. Когда Фуминори просыпается, окружающий мир становится для него кошмаром наяву: голоса друзей он слышит как адские нечеловеческие крики, их тела не менее монструозны и сочатся слизью. Фуминори уж было решил с собой кончать, как встретил таинственную девушку по имени Сая, прелестную, как ангел. И вот совпадение! Сая одинока, её отец пропал, и она совсем не против жить вместе с Фуминори!

Так начинается история кошмарной любви, в которой влюблённые нарушат все мыслимые табу ради того, чтобы быть вместе.

Как это водится, не бывает так, что все знакомые люди выглядят, как монстры, а прекрасная незнакомка ходит в белом платьице, совсем не мёрзнет и никогда не ест с тобой вместе.

Несоответствие какое-то, да?
Несоответствие какое-то, да?

А уж что делать с этим несоответствием — игра отдаёт на суд игрока. Когда я читала об этой новелле, я не могла представить, что скажу Сае «да» и выберу остаться с ней в её реальности.

Но как только началась первая сцена... Шум. Клешни. Глаза. Голоса, искаженные сильнее, чем у самой экспериментальной death-метал группы, восхваляющей сатану. За первую минуту разработчики заставили меня сказать: «Да, это полный кошмар. Я хочу остаться с Саей, в этом невозможно жить». И эта оптика отключилась для меня только в момент, когда Сая

убила человека, а Фуминори с этим согласился.

В новелле много мест, в которых грамотные решения разработчиков заставляют говорить тебя «да» вещам, с которыми ты никогда не мог представить, что согласишься.

Идём разбирать по пунктам, как это происходит.

Как создать кошмарный мир? Положитесь на звук

На визуальном уровне «Сая» показывает кошмарный мир: всюду бесформенные куски гниющей плоти, в которой только иногда угадываются черты отдельных органов. Но больше всего пугает не то, что смотрит на тебя с экрана, а то, что может быть за его пределами. Иллюстрации достаточно неконкретны, чтобы позволить воображению додумать всё, что угодно.

Открывайте спойлер на свой страх и риск

Грёзы о райском саде. Почему «Песнь Саи» стала классикой?

Это ощущение усиливает звуковое сопровождение. Источник звука может быть любым. Можно представить самое ужасное, когда слышишь, но не знаешь, что конкретно.

Звук превосходно погружает в мир «Саи» и позволяет понять главного героя, стремящегося сбежать из реальности.

А кто будет конфликтовать? Непознаваемое

В игре конфликтуют два способа восприятия реальности и два мира. Реальность Земли рациональная и объективная. Реальность потустороннего мира для Земли является непонятной — иррациональной, а в контексте заболевания Фуминори — солипсической, так как Фуминори сбегает в неё, отгораживаясь от травмирующего мира.

Эти два способа восприятия реальности не могут существовать одновременно и угрожают друг другу. Согласно моральным принципам Земли, Фуминори и его инопланетная подружка недопустимы, от них нужно избавиться, каким бы невозможным ни казалось случившееся.

И здесь есть доля лукавства. Можно было бы представить, что с захватом земли Саей ничего не меняется — просто все люди приобретают другую форму. Это для землян она отвратительна, а для «пришельцев» очень даже ничего. И насилие тоже нормально, не страннее покупки готового обеда на ужин.

Только разница всё-таки есть, потому что, когда насилие применяется к Сае, игра называет его злом, и оптика сразу же возвращается на земную.

Так как оправдать потусторонний мир?

Грёзы о райском саде

Проводник противостояния между мирами — любовная линия Саи и Фуминори. Мир Фуминори кошмарен, из него хочется сбежать любой ценой. Вот Фуминори и сбегает с радостью в добрые (зачёркнуто: склизкие) объятия Саи, которая явно выдает себя не за ту, кем является на самом деле.

Даже если бы внешний мир не был ужасен, желание запереться в сказке идеальной женщины было бы сильным. В концовке, в которой Фуминори получает зрение обратно, он до конца жизни живёт мечтами о Сае, которая в критический момент подарила ему надежду и альтернативу кошмару. При этом он не вспоминает о произошедших смертях и ни капли в них не раскаивается.

Сая предложила ему картинку идеальной любви — всепоглощающей. В глубине их любви огромнейшее психологическое напряжение новеллы и её привлекательность.

Взаимоотношения Фуминори и Саи замкнуты друг на друге. Сая поглощает окружающий мир и создаёт свой, в котором Фуминори счастлив, позабыв о враждебной критической реальности, в которой остались все жизненные трудности.

Уробути Гэн, сценарист новеллы, создал ситуацию, в которой главный герой исполнил мечту о романтической любви. Он нашёл значимого Другого, с которым вошёл в положение созависимости. А это сюжет многих произведений и мечт, который начинается буквально с классических сказок «и жили они долго и счастливо». Кто всегда смотрел трезво на идею сожительства с другим человеком и не предавался мечтам, что вот сейчас-то с тем парнем/той девушкой всё наладится и наступит идеальная жизнь, поделитесь опытом, как вас воспитывали.

Но идеальных жён в мировой культуре миллионы, а Сая одна, и дело в том, какой ценой достигается это понимание между Саей и Фуминори.

Уробути отрубил все иные способы разрешения внутреннего конфликта Фуминори — невозможности справиться с окружающей реальностью. Это идеальная шахматная партия, в которой Фуминори не мог не согласиться на любовь Саи — в нём не было необходимой выдержки, чтобы продолжать жить в кошмаре. Но всё-таки, у него был выбор, готов ли он был потерять ради этого человечность.

Фуминори легко осуждать и говорить о его слабости, но ещё проще вспомнить миллионы историй о романтической любви, в которой влюбленные жертвуют собой, окружающими, всем ради Другого, и «Песнь Саи» относится именно к этому жанру. Мечта о романтическом Другом, заполняющем всю твою реальность, разрешается радикальным способом — главный герой приносит в жертву человечество во имя дурманящей надежды вечного счастья в объятиях любимой

и вовсе перестает быть человеком.

Создаём райский сад. Музыка

На контрасте с кошмарным миром ещё сильнее выделяется то красивое, что есть в новелле. Помимо иллюстраций, это саундтрек от ZIZZ STUDIO.

Изображение из одной из концовок, если не хотите спойлерить себе прекрасное, не открывайте

Грёзы о райском саде. Почему «Песнь Саи» стала классикой?

Даже если новелла оставляет негативное впечатление, музыкальное сопровождение и в частности песни с вокалом Ито Канако скорее всего запомнятся в положительном ключе.

В новелле 2 песни. Одна для концовок, в которых Фуминори и Сая расстаются — по разным причинам. Вторая — для концовки, в которой Сая и Фуминори остаются вместе до конца.

Первая называется «Хрустальные туфельки» — так просто и пошло с отсылкой на Золушку, растерявшую счастье. В этой песне поется о любви героини, которая была конечна — ей только остается смотреть, не в силах сдвинуться, на осколки бывшего счастья.

Для видеоэссе я на скорую руку перевела песни с японского — просто, чтобы было понятно, о чём речь. Чужие переводы не стала брать, все ошибки только мои.

Хрустальные туфельки

Зимний расцвёл цветок. Скоротечен его сезон
Только злой ветер касается моих прикрытых век

То, что мы видели вместе, всегда сияло красным
Мы держались друг за друга, а потом разомкнули руки

Мне остаётся только смотреть на осколки
Они разлетаются
Я собираю осколки мечты, не в силах сдвинуться
И вот они разлетелись, не оставив ни следа

Весенний расцвёл цветок. Удушает его сезон
Только холодный ветер касается моих прикрытых век

Место, которое мы нашли. Исчезает его зелена
Мы держались друг за друга, а потом разомкнули руки

Я обнимаю осколки и не могу их отпустить
Они разлетаются
Я собираю осколки воспоминаний, прижимая к себе
И вот они разлетелись, не оставив ни следа

Во второй песне, которая называется так же, как новелла — «Песнь Саи» — представлен другой вариант развития событий. «Песнь Саи» — это нежная колыбельная, которую поёт главная героиня. «Вместе с тобой мне под силу всё, что угодно. Перестань плакать, у нас начинается новая жизнь, в которой мы вместе». Эта песня воспринимается как мантра счастливого соединения. Она умиротворяет, успокаивает, даёт поддержку и действует на слушателя как аффирмация того, что тот может справиться со всем в жизни. Это счастливая песня, полная принятия. Мягкий вокал Ито Канако открывает дорогу в мир, более светлый, чем настоящий.

Песнь Саи

В небе над тобой кружатся цветы
Это и есть сама жизнь. Вдыхает спокойствие и мир
Всё, что есть, я отдам тебе
Не плачь. Начинается наша жизнь вместе

Не бойся. Нежно назови меня по имени
Свершилось чудо. Любовью… заполнится мир

Расцветает наша планета
Медленно преображается прекрасным цветом
Рядом с тобой я могу всё, что угодно
Этот конец несёт зарождение начала

Ветру поверю молитву
Будет вечно сиять наше чувство
Мы всегда, всегда будем вместе

Как же красиво. Наш мир ослепителен

Улыбнись мне. Проведи рукой по голове
Пробиваются плоды
Любовь… заполняет нас сейчас
Вместе с Саей, принося жизнь, танцует ветер

Дополнительные материалы. Жар-птица (1970-1971)

В середине новеллы Фуминори упоминает, что когда-то читал мангу, в которой главный герой очнулся после клинической смерти, а мир вокруг него изменился. «Людей он видел каменными глыбами, а в роботе увидел прекрасную девушку <...> и в конце он отказался от человечности, чтобы быть вместе с любимой». Эта манга — «Жар-птица» (1954-1988) классика манги Тэдзука Осаму, глава «Воскрешение» (1970-1971).

«Воскрешение» вышло больше 50 лет назад, но оно и сейчас отлично справляется с тем, чтобы задать читателю неудобные вопросы. Это философская притча о человечности, её границах, безразличии и любви, мастерски отрисованная мэтром.

«Воскрешение» — аналоговое медиа, и у него не было возможности рассказать историю интерактивно. Мир Леона, главного героя, пугает, но не тем мерзким образом, как это делает «Сая». В визуальной новелле этого эффекта во многом удаётся добиться за счёт медиума и в частности восприятия звука в реальном времени. Именно звук погружает в эту историю сильнее, чем любые визуализации, и позволяет проникнуться безумием и невозможностью нахождения в кошмарном мире.

Дополнительные материалы. Уробути Гэн

Уробути Гэн, urobutcher... директор Nitroplus, сценарист «Fate/Zero», «Психопаспорта», «Девочки-волшебницы Мадоки», новых фильмов о Годзилле и... автор «Песни Саи».

В статьях с упоминанием мистера Уробути этой иллюстрации не бывает много
В статьях с упоминанием мистера Уробути этой иллюстрации не бывает много

Читая об Уробути, я наткнулась на цитатки на сайте A-Z Quotes — настолько велико влияние его личности на поп-культуру. Первоисточник я не нашла, но охотно верю, что Уробути-сенсей вполне мог такое сказать.

Грёзы о райском саде. Почему «Песнь Саи» стала классикой?

Когда я пишу про любовь, у меня выходит хоррор. Если подумать отвлечённо, это действительно крайне жутко: испытывать настолько сильные чувства к человеку, которого на самом деле не знаешь. Как бы любовь не была одним из проявлений безумия.

Прим. проверяя, насколько по-русски звучит перевод, наткнулась на описание сборника эссе Ролана Барта «Фрагменты речи влюбленного». Видимо, в этих словах есть зерно.

Уробути берет базовые человеческие переживания и строит из них кошмарный карнавал страдания, который никогда не оказывается тем, чем кажется с самого начала. Сила его сценаристского мастерства такова, что он с легкостью заводит в места, в которых читатель скорее всего никогда не хотел бывать. В его историях моральный компас легко теряется в нагромождении сюжетных условностей. Как нахождение в таком состоянии, так и путь обратно — это особая ценность.

Уробути часто строит сюжеты вокруг нездоровых отношений («Мадока», «Сая»), от которых невозможно отвести глаз. Но это не делает их здоровыми.

Доп. материалы доп. материалов. Почему японские визуальные новеллы такие жестокие? Послевоенное кино, пинк эйга

Когда я смотрела титры нескольких фильмов Огава Синсукэ (один из ключевых документалистов послевоенной Японии), наткнулась на знакомое имя: Вада Сю.

Страничка Уробути на англоязычной википедии
Страничка Уробути на англоязычной википедии

Родословная у Уробути оказалась будь здоров: политик, учёный, один из первых преподавателей Токийского университета (прадед), писатель (дед), отец (актёр) и мать (актриса). Все со страничками на википедии. Причём дед писал детективы, о которых высоко отзывался сам Эдогава Рампо, который считается основателем детективного жанра в Японии.

Но конкретно сейчас меня интересует отец Уробути. Вада Сю (1938-2020) работал как в документальном кино, так и в художественном, а также снимался в телесериалах (преимущественно исторических, но и в «Возвращении Ультрамена» и «Super Sentai» засветился). Найдётся в его фильмографии и несколько ролей в жанре пинк эйга («розовое кино») — эротических триллерах.

Японское послевоенное кино отзывалось на перемены в обществе: отречение императора от статуса божества, смена идеологий, оккупация Америкой (1945-1952), протесты против договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности (ANPO). Японская новая волна говорила о проблемах изобретательно и как никогда ранее откровенно. Часто это было крайне жестоко.

Сцены из «Истории жестокой юности» (1960, реж. Осима Нагиса) с лёгкостью вызовут дискомфорт, при том, что это вполне банальная история о разочарованных молодых людях, которые не видят будущего.
Сцены из «Истории жестокой юности» (1960, реж. Осима Нагиса) с лёгкостью вызовут дискомфорт, при том, что это вполне банальная история о разочарованных молодых людях, которые не видят будущего.

Во второй половине 60-х телевидение стало конкурировать с кинотеатрами за зрительское внимание. Чтобы остаться на плаву, киностудии были вынуждены прибегать к более «тяжелым» средствам и снимать то, что нельзя было показывать по тв. Режиссёрам давали «добро» на съемки более экспериментальных фильмов и эротику. К 70-м многие студии переключились на съемки эротического и эксплуатационного кино. У кинокомпании Nikkatsu, основанной в 1912 году, с 1971 по 1988 выходила серия Roman Porno (ロマンポルノ). У компании Toei, основанной в 1950-м, — Pinky violence (ピンキーバイオレンス).

Заблюренный кадр из фильма «Ангелы и насилие» (1967) классика розового кино Вакамацу Кодзи.

Грёзы о райском саде. Почему «Песнь Саи» стала классикой?

Вада Сю сотрудничал как с режиссёрами, снимавшими истории о послевоенной реальности — документалистом Огава Синсукэ («Фронт освобождения Японии: Лето в Санридзуке», 1968), ушедшими из док. кино Куроки Кадзуо («Потерянная любовь», 1978. По-японски фильм называется «Ядерная война») и Хани Сусуму («Дневное расписание», 1972), так и снимался в розовых фильмах.

Ничто не появляется из ниоткуда. Корни конкретно Гэна Уробути — такие. Думаю, что другие авторы произведений из 90-х и 00-х росли в примерно таком же контексте. Новая волна, пинк эйга — это снимало и смотрело поколение их отцов. У детей же появились компьютеры, а вместе с ними появились и визуальные новеллы, которые перенесли средства выразительности на новые экраны.

Саундтрек из «Иди-иди, вечная девственница» Вакамацу Кодзи (1969), чтобы прочувствовать атмосферу этого притягательного времени.

Дополнительные материалы. Критика медиа внутри медиа

«Песнь Саи» прекрасно осведомлена о своей жанровой составляющей («жестокая сказка о любви») и попутно иронизирует над фантазиями, которые воплощает. В новелле прямо говорится, что инопланетный сверхразум, способный в уме рассчитывать числа Мерсенна, начитался сказок о романтической любви, испытал чувство собственной ущербности (действительно, кто в здравом уме захочет совокупляться с Ктулху) и передумал захватывать Землю. Авторы сравнивают Саю с Золушкой, чей второй башмачок так никогда и не был найден, называя песню-концовку «Хрустальные туфельки».

Если уж универсального солдата и инкубатора-захватчика смутили мечты о любви, то что говорить об обычных людях из плоти и крови?

Концовка

Грёзы о райском саде. Почему «Песнь Саи» стала классикой?

«Сая» — нетипичный любовный роман, который переосмысляет рамки жанра в жестоком сеттинге лавкрафтианского ужаса от взаимодействия с непознаваемым.

Главные герои нарушают все мыслимые табу исключительно из собственной жестокости и собственного принятия этой жестокости. При этом их поглощение друг другом абсолютно, и они представляют идеальный образ романтической влюбленности, с человеческой реальностью несочетающейся, но являющейся предметом мечтаний людей вне зависимости от гендера.

История о всепоглощающей любви раскрывается как жестокая мистика, хоррор о потери человечности. Находя абсолютную любовь и абсолютное принятие в безрадостном одиноком мире, главный герой превращается в убийцу и насильника. В этом превосходная работа сценариста, сделавшего невозможным иные способы разрешения внутреннего конфликта героя — невозможности смириться с собственным физическим состоянием и восприятием мира как ужасного. У Фуминори не столько душевных сил, он замыкается в себе и начинает творить зло.

В этом притягательность и опасность сказки о всепоглощающей любви. В такой любви и принятии легко запутаться и пойти на сделку с совестью. Но эта любовь не теряет притягательности, как из века в век не теряет притягательности сказка о космическом соединении душ, решающем все проблемы и наполняющем жизнь смыслом.

В этом чувстве принятия, в этой мечте главная сила визуальной новеллы «Песнь Саи».

«Песнь Саи» — это жестокий подарок, жестокая сказка о любви, которая пересматривает традиции жанра и показывает дно, на которое опускается человек, которого перестает интересовать мир за пределами собственного сознания.

Спасибо что прочитали статью и/ли посмотрели видеоэссе! Они вышли разными, видео больше про то, какой ощущается игра, статья больше про смыслы и контекст. Какой бы ни была эта новелла, она мне дорога.

Если у вас есть комментарии по монтажу, буду рада услышать. Я впервые монтировала видеоэссе и ещё не до конца понимаю, как работает этот жанр. Особенно буду рада на ютубе, потому что система не открывает мне вкладку Сообщество, и я страдаю от невозможности постить превью и шутить :(

Думаю, что я ещё обращусь к материалам этой игры. Как минимум было бы здорово превратить в видео кусок статьи о послевоенном кино и расширить. Но скорее всего я сделаю и что-то, несвязанное с анализом, только не знаю когда. Может быть, если вы будете читать статью через год, уже всё будет.

И ещё раз

Спасибо

Источники

О кино:

Desser D. Eros plus massacre: An introduction to the Japanese new wave cinema. – Indiana University Press, 1988. – Т. 469.

Nornes M. Forest of pressure: Ogawa Shinsuke and postwar Japanese documentary. – U of Minnesota Press, 2007. – Т. 18.

Холлис Д. Грёзы об Эдеме. В поисках доброго волшебника. Пер. с англ. В. В. Мершавка, под ред. О. В. Шапошниковой. М.: Когито-Центр, 2016.

Шион М. Звук: слушать, слышать, наблюдать. Пер. с франц. И. Кушнаревой. Новое Литературное Обозрение, 2021.

Иллюстрация-благодарность с секретного <a href="https://www.nitroplus.co.jp/secret/saya/02.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайта</a> нитро от Тюо Хигасигути, нарисовавшего Саю
Иллюстрация-благодарность с секретного сайта нитро от Тюо Хигасигути, нарисовавшего Саю
16K16K показов
3.1K3.1K открытий
44 репоста
127 комментариев

иногда и у she/her бывают годные статьи

Ответить

пользуясь случаем, всплакну
рип, хороший проект

Ответить

Женщины пишут много хороших статей, прочтение некоторых из них изменило мою жизнь;)

Ответить

тебя «да» вещам, с которыми ты никогда не мог представить, что согласишьсяОх... На меня никогда не работала Сая, если честно. Всю игру испытывала отвращение и к ГГ, и к Сае. Притом я тепло отношусь к тропу пожертвования всем, ради любви, потому что обычно человек, который жертвует, делает это ради невинной второй половинки. Как та же Хомура жертвует всем ради Мадоки, которая божий одуванчик.

Про Уробучи и его культурную среду было интересно почитать. Наверное, для современных творцов это станет нормой, потому что в эпоху интернета жесть теперь повсюду, особенно лет 20-15 назад, когда интернет был куда свободнее. Сейчас кто умеет сопротивляться безопасному информационному пузыру, имеет потенциал выдавать совсем нетипичные и дикие работы, но примеров авторов так сходу не назову.

Алсо, почему еще не в восторге от Саи, потому что это та прослойка работ, где отвратительную личность "вайфулизируют". Т.е. дизайн Саи и ее манеры прям спроектированы под желания отаку. Еще из примеров таких работ: "Эльфийская песнь".

А в остальном, Saya no Uta, бесспорно, качественная новелла. Рисунок сильно обгоняет конкурентов тех лет, саундтрек буквально пару дней назад переслушивала. Идея с восприятием отличная. Но вот морально я ее никогда не приму.

Спасибо за статью, к написанию вопросов нет, интересных фактов хватает. А вот видеоэссе не получилось послушать, так как там только начиналась премьера

Ответить

Но вот морально я ее никогда не приму.Так ведь и не надо. Новелла ведь ничего не навязывает, более того в одном из рутов (моем любимом), история больше склоняется к традиционному хоррору с охотой на монстров и трудной победой, после которой герой остается полусумасшедшим.

Ответить

Спасибо за глубокое прочтение!

Ох... На меня никогда не работала Сая, если честно. Всю игру испытывала отвращение и к ГГ, и к Сае. Притом я тепло отношусь к тропу пожертвования всем, ради любви, потому что обычно человек, который жертвует, делает это ради невинной второй половинки. Как та же Хомура жертвует всем ради Мадоки, которая божий одуванчик.

Я очень люблю психологические хорроры (зато обычных хорроров, в которых на тебя ползёт что-то страшное, патологически боюсь). Изначально читала, чтобы посмотреть, как в игре организована атмосфера ужаса. И я не пожалела, что решила познакомиться, потому что меня поразила работа со звуком, атмосфера мира. Так что я как-то подключилась к этой истории. Да, оба герои мерзкие, но как же лихо этот стервец закрутил сюжет! (для меня) На мой вкус, это гениальные манипуляции со сценарием.
Я, кстати, негативно отношусь к романтизации Хомуры. Мне кажется, что её персонаж про "я знаю, как тебе будет лучше" по отношению к партнёру. Мне от такого некомфортно, меня преследовал один любитель Хомуры и сильно давил своим "я знаю, как тебе лучше жить", не реагируя на моё "нет" и постоянно себя с ней сравнивая. На мой взгляд, это эгоистичная позиция, которая не принимает во внимание, что второй человек вот об этом всём думает.

Сейчас кто умеет сопротивляться безопасному информационному пузыру, имеет потенциал выдавать совсем нетипичные и дикие работы, но примеров авторов так сходу не назову.Да, согласна, сейчас бы и Вакамацу, и Сато (Хисаясу) захэйтили. Соно Сион тоже по шапке получил, но за дело. У него как раз в фильмах было много от наследия пинк эйга, в итоге пару лет назад его начали отменять, потому что он не просто снимал, но ещё и в реальности практиковал.

Алсо, почему еще не в восторге от Саи, потому что это та прослойка работ, где отвратительную личность "вайфулизируют". Т.е. дизайн Саи и ее манеры прям спроектированы под желания отаку. Еще из примеров таких работ: "Эльфийская песнь".

Да, я не стала упоминать ни в статье, ни в видеоэссе, но Саю в игре постоянно сравнивают с кошечкой. То её назвали в честь кошки профессора, то ГГ о ней говорит как о кисе. Деталь, которая говорит о персонаже и его позиции в мире новеллы.

Спасибо за статью, к написанию вопросов нет, интересных фактов хватает. А вот видеоэссе не получилось послушать, так как там только начиналась премьера

Спасибо огромное тебе за всё 💧💧💧
Если вдруг потом будет время, буду рада, если посмотришь. Они очень разные со статьёй, в статье я более нейтральную позицию критика занимаю, а в видео совсем другие средства выразительности. Хотя тебе вряд ли будет интересно, т.к. ты играла и про атмосферу абсолютно в курсе) а так, процентов 50% общие мне кажется. Но в общем вот, попробовала и этот жанр)

💖

Ответить

Про отвращение. Повелся на эту новелку, потому что вроде как считается классной. И отвращение, это именно то чувство, которое присутствовало на протяжении всей истории. Наверное, из этого можно сделать вывод, что написана она хорошо, раз вызывает сильные эмоции. Однако, сам так не считаю, но и ума не хватает объяснить, почему это не так. Хотя у меня там есть любимая, относительно, разумеется, концовка. И думаю, не сложно догадаться какая

Ответить