«Кайдзю номер восемь»: как сделать из кризиса среднего возраста аттракцион

«Кайдзю номер восемь» 
«Кайдзю номер восемь» 

Летом вышел первый сезон аниме-адаптации очередного мега-хита Shounen Jump — «Кайдзю номер восемь». Его называют самым вторичным баттл-сёнэном и даже любят за прямолинейность и необычность главного героя. Как «Кайдзю номер восемь» использует жанровые клише? И почему безыдейный аттракцион все же увлекает?

Японию терроризируют кайдзю. С ними борются элитные войска, однако после их битв остаются ошметки монстров. Их убирают специальные службы, в которых состоит 32-летний Кафка Хибино. Он уже забил на мечту биться против кайдзю, когда узнает, что возраст вступления в боевой отряд повысили до 33-х лет. Уже готовый испытать удачу в последний раз, Кафка случайно поглощает мелкого кайдзю и превращается в антропоморфного монстра. Теперь перед ним дилемма: бегать от отряда, чтобы его не убили или рискнуть исполнить мечту.

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы читать допматериалы и новые лонгриды!

Наоя Мацумото долгое время считался перспективным мангакой, однако ему не везло с сериализациями. Еще в 2005 году его работа попала в шорт-лист премии «Двенадцати Выдающихся Новых Манг», которую каждый месяц проводило издательство Shueisha. На ней помимо призового фонда в 1 млн йен (6,3 тыс долларов) мангаки могли получить публикацию своей работы в журнале Weekly Shounen Jump. При этом судьями выбирались авторы, у которых была активная манга в журнале. Так, например, первый конкурс судил Эйитиро Ода («Ван-Пис»). Только вот судья Акира Амано («Репетитор-киллер Реборн») решил не давать победу дебютной манге Мацумото ‘Nekoromansa’, из-за чего она получила публикацию только в Akamaru Jump (ныне Jump Giga).

‘Nekoromansa’, Наоя Мацумото
‘Nekoromansa’, Наоя Мацумото

Это помогло ему на первых порах получить работу в издании, он был ассистентом Тосияки Ивасиро в манге «Псайрен» вместе Юки Табатой (автор «Черного клевера») и Рюхэем Тамурой (автор «Вельзепуза»). Набравшись опыта Мацумото наконец получил первую сериализацию в 2009 году с мангой ‘Neko Wappa’ — историей о девочке, которую кошачьи боги сделали богиней. Слайсовая история на манер «Очень приятно, Бог» была плохо принята читателями Weekly Shounen Jump (история издавалась в основном сёнэн-журнале, что в целом было странно), поэтому прожила на страницах журнала недолго: с ноября 2009 года по февраль 2010 года.

‘Neko Wappa’, Наоя Мацумото
‘Neko Wappa’, Наоя Мацумото

Провал Мацумото был понятен: манга не отличалась ни особенным визуальным стилем, ни интересным сюжетом. Повседневная комедия про жизнь среди синтоистских богов, причем по большей части именно кошачьих, никого особо не интересовала. По сути ей бы подошел формат ёнкомы. Однако чтобы перспективный автор не простаивал в работе (да и жить на что-то надо было), Мацумото отправили помогать Тэриаки Мидзуно в «Металлике Металлическом Луке». Интересно, что несмотря на то, что он тяготел к повседневным милым историям, Shueisha все равно ставила его ассистентом в баттл-сёнэн мангах с явным акцентом на экшн.

Лишь спустя 3 года Мацумото снова попробует получить сериализацию. В 2013 году его «Поти Куро» появится в качестве пилотного ваншота на страницах Shounen Jump NEXT! (ныне Jump Giga), а позже как сериализация дебютирует на только открывшемся Shounen Jump+. История про девушку, попавшую в мир демонов и влюбившую в себя одного из них, была куда лучше принята читателями. Возможно тут сыграл факт, что история была бесплатной (Shounen Jump+ распространяется в электронном формате), однако популярности она все равно не сыскала, поэтому спустя 9 месяцев манга завершилась.

«Поти Куро», Наоя Мацумото
«Поти Куро», Наоя Мацумото

«Во время сериализации „Поти и Куро“ я почувствовал, что продавать фэнтезийные произведения в интернете сложно. В то время веб-манга состояла в основном из олдскульных сэйнэн-манг... Я думаю, если бы я сейчас сделал „Поти и Куро“, реакция могла бы быть другой. Однако с тех пор Мацумото испытывал затяжное разочарование, что привело к резкому изменению жанра»,

— рассказал редактор манги Сэйдзиро Накадзи в интервью Manga Plus.

Тут важно как раз-таки определить, что Мацумото — это автор слайсовых комедий в фэнтезийном сэттинге. Точнее в мифологическом. Они безобидные, милые, с довольно избитыми шутками, однако по большей части не особо конфликтные. При этом его рисунок тоже не отличался сногшибательными приемами или удивительным стилем. И поэтому поверхностно создается ощущение, будто Мацумото в целом-то не особо сильный автор. Он делает проходные одноразовые истории, которые не претендуют на новшество и откровение. И это важно для понимания его следующей работы, с которой он наконец-то стрельнет.

Спустя 5 лет в том же Shounen Jump+ выходит манга с неожиданным концептом. В ней главный герой неожиданно не юноша-подросток, а 32-летний мужчина. И занимается он не борьбой с монстрами или великими приключениями, а уборкой ошметков монстров, которых секундой ранее разнесли боевые отряды элитных солдат. Каким образом подростков и юношей, составляющих основную часть аудитории Shounen Jump, могла заинтересовать история про неудачника, который убирается за крутыми героями и явно находится за кадром основных событий? Скорее всего также, как в свое время другой сёнэн-журнал Shounen Magazine покорила «Фрирен» — как раз-таки тем, что описанные события часто остаются за кадром.

«Кайдзю номер восемь», очарование комедии Наои Мацумото
«Кайдзю номер восемь», очарование комедии Наои Мацумото

«Кайдзю номер восемь» — это не научная фантастика. Манга скорее изображает мир, который является продолжением повседневного мира, в котором мы сейчас живем. Единственное отличие от реальности заключается в том, что вместо стихийных бедствий появляются монстры. Это не футуристичный вымышленный мир, а скорее мир, очень напоминающий современную Японию. Чтобы подчеркнуть это, намеренно включены японские мотивы, такие как торговые районы и мечи. У Мацумото есть правило: «В каждой истории есть только одна ложь». В случае с «Кайдзю номер восемь» существование монстров — это большая ложь. Хоть и есть сеттинг, построенный вокруг этой лжи (силы обороны и команда по зачистке монстров), дополнительные элементы, такие как магия, намеренно избегаются. Это делает его более понятным и приемлемым для читателей»,

— объяснил Накадзи.

История Хибино Кафки очень быстро перестраивается на стандартные сёнэн-рельсы. Ведь в него проникает мелкий кайдзю, из-за которого сам Кафка превращается в такого же кайдзю. Это кстати первый штамп — проникновение чего-то инородного, что делает героя не таким как все («Наруто», «Человек-бензопила», «Моя геройская академия» и т.д.). При этом он также обзаводится товарищем, который хоть и поначалу относился к нему со строгостью, однако позже вдохновляется им и начинает заботиться о главном герое («Черный клевер», «Магическая битва», «Блич» и т.д.). И вот он идет на экзамен, чтобы устроится на работу своей мечты в элитный спецотряд («Моя геройская академия», «Черный клевер», «Кулинарные поединки Сомы» и т.д.). Только вот незадача — ему надо скрывать свою способность превращаться в монстра, иначе его признают нечеловеком и убьют («Моя геройская академия», «Магия и мускулы», «Добро пожаловать в ад, Ирума» и т.д.).

Только вот Кафку очень быстро палят
Только вот Кафку очень быстро палят

«Главный герой не бисёнэн или бисёдзё, а старик лет 30-ти, так что я не думал, что эта манга будет очень хорошо продаваться. Когда я сказал ответственному лицу: „Все в порядке, я все еще хочу это нарисовать“, он сказал: „Хорошо, давай подчистим как можно больше и отправим это на собрание!“, и он был очень доволен... В том же возрасте (что и Кафка) я тоже не мог зарабатывать на жизнь своей мангой, поэтому жил в месте, которое было близко к моей мечте, но далеко. Каждый раз, когда я видел друга-художника манги, работающего в журнале, у меня возникали смешанные чувства: „Почему я на этой стороне?“. Я думаю, что Кафка Хибино естественным образом родился из меня»,

— рассказал Мацумото в интервью Bunshun.

Мангака действительно обильно использует знакомые тропы и штампы сёнэнов, причем настолько открыто, что иногда кадр в кадр можно поймать дежавю, особенно в этом плане досталось «Моей геройской академии». У манги Кохэя Хирокоси «Кайдзю номер восемь» чересчур в открытую подрезает и арку экзамена, и образ главного героя (заучку-неудачника), и прочие атрибуты. Однако в ответ на вторичность автор предлагает куда больший упор на комедию, часто построенную на возрасте главного героя. И в целом, несмотря на то, что по факту это стандартный сёнэн, слабо исследующий проблемы кризиса среднего возраста, главный герой тайтла все-таки может вдохновить старшую аудиторию своим примером «похода за мечтой». И наблюдать за человеком, двигающимся к своей мечте со скрипом приближающегося остеохондроза куда забавнее, чем за очередным школьником.

Мочеиспускание из сосков — это было не просто смело
Мочеиспускание из сосков — это было не просто смело

«Я считаю, что главная привлекательность „Кайдзю номер восемь“ заключается в его потрясающей читабельности и ясности, что делает его доступным для читателей всех возрастов. Мацумото очень хорошо осознает, что хочет, чтобы люди его прочитали, и много думает о достижении этой цели. Один из подходов — поставить „крючки“ в начале. Он включает в себя структуру, в которой вкалдывается интригующая информация в сознание читателя, чтобы с самого начала заинтересовать его, постепенно раскрывая все больше деталей. Если взять в качестве примера первую главу, то первая сцена демонстрирует грозного монстра, а затем углубляется в объяснение мира, который является воплощением этой повествовательной структуры. Тем самым он очаровывает читателей, создавая механизм, позволяющий им узнать, что будет дальше. Я советую вам находить эти тонкие техники по мере чтения каждой главы»,

— расхваливал Накадзи.

При этом Мацумото вложил весь свой опыт работы над экшном, чтобы сделать если не выразительный, то как минимум очень понятный и эпичный боевик. Да, в нем не так много интересных приемов, которые выделяют, например, тайтлы «большой тройки» («Наруто», «Ван Пис», «Блич») или «темной тройки» («Адский рай», «Магическая битва», «Человек-бензопила»), однако с другой стороны нейтральность рисунка Мацумото делает его идеальным для легкого мейнстримного чтива. Он в меру детализированный, в меру пафосный, без яркой экспрессии, но и ровный на протяжении всех глав.

Грубо, но стильно
Грубо, но стильно

«Мне нравится изображать рукопашный бой, поэтому мне нравится рисовать Кафку, Кикору и Хосину. Персонаж, которого мне сложно нарисовать, — это монстр Кафка. На его рисование у меня уходит много времени, поэтому, когда Кафка трансформируется, время моего рисования значительно увеличивается... Я стараюсь максимально естественно направить взгляд читателя на ключевые элементы, такие как лица персонажей и речевые пузырьки. Следовательно, я избегаю использования чрезмерно экстравагантных компоновок панелей или обрамлений»,

— рассказал Мацумото.

Интересно, как Мацумото показывает самих кайдзю. Если изначальные фильмы о Годзилле были рефлексией по атомным бомбам, скинутым на Хиросиму и Нагасаки, то вот монстры Мацумото отсылают нас скорее с стихийным бедствиям, апогей которых произошел в 2011 году. Тогда в марте в Японии с магнитудой в 9 баллов произошло самое страшное землетрясение, разрушившее огромную часть зданий на востоке Японии, а за ним последовало цунами, которое подчистую смыло целый прибрежный город. И вот кайдзю у Мацумото тоже оцениваются схожим понятием «фортитудой». Именно переходя порог в 9 баллов местных кайдзю нарекают номерами, придавая им особый статус опасности, как в случае с тайфунами.

Кафка идет крошить
Кафка идет крошить

«Мацумото всегда любил токусацу (поджанр японской супергероики с боевым отрядом в цветастых костюмах типа „Супер Сэнтай“ и „Могучих рейнджеров“, где часто борятся с кайдзю)... Нынешний кайдзю № 8 вдохновлен они (демонами) и черепами, в результате чего получился несколько жутковатый, но прекрасно сбалансированный визуальный образ, из-за которого трудно определить, добрый он или злой... Эффект света, проходящего через мышцы тела, должен был придать его движениям крутой вид и был вдохновлен фильмом „Трон“»,

— рассказал Накадзи.

Видимо всем этим он и приглянулся читателям, которые только в 2022 году напокупали томов на 3,14 млн копий, сделав «Кайдзю номер восемь» 10-м в рейтинге продаж манги за год. За два года выпуска это безусловно большая победа для Мацумото, даже не учитывая, что годом ранее тайтл победил на «Next Manga Award» в номинации «лучшая веб-манга». Не мудрено, что один из своих главных хитов Shueisha захочет экранизировать. И тогда на радаре появится компания TOHO Animation, которая спродюсирует тайтл и предложит его студии Production I.G. Те в свою очередь позовут работать еще и студию Khara, а точнее одного конкретного человека.

Кафка драпает от страшного творения Махиро Маэды
Кафка драпает от страшного творения Махиро Маэды

«Однажды я пошутил с другом, который любит аниме: „Если бы I.G или Khara хотели сделать аниме-версию моей манги, я бы согласился, даже если бы мне пришлось совершить сэппуку после просмотра превью первого эпизода“! Я был очень счастлив, потому что это была студия, которой я так восхищался. Возможно, именно поэтому TOHO позвали их, потому что эти чувства так ясно выражены в манге»,

— поделился Мацумото.

Вообще в плане продвижения «Кайдзю номер восемь» уникален. Премьера прошла в соцсети X (бывший Twitter), опенинг специально исполнил популярный британский поп-панк певец Yungblud, а эндинг сверхпопулярная американская поп-рок группа OneRepublic. На Crunchyroll неожиданно дубляж на русском и английском выходил одновременно с японским, что в целом редкое явление. При этом в поддержку сериала начал выходить подкаст на Spotify — ‘Podcast Operation Kaiju No.8’ («Кайдзю номер восемь: Операция подкаст»). На нем сэйю тайтла обсуждают серии тайтла, при этом подвезли английские субтитры. В общем, производственный комитет постарался, чтобы о тайтле заговорили.

Опенинг от студии WoW в исполнении Yungblud 

При этом создатели аниме вложились также в само визуальное наполнение сериала. У тайтла не характерная для односезонных аниме ситуация — два режиссера сериала: Томоми Камия («Прекрасный библиотекарь», «Чайная «Рокуходо») и Сигэюки Мия («Кровавый парень», «Сервамп»). И если режиссерский опыт у обоих не богат блокбастерами, то вот работа над анимацией и раскадровками как раз-таки изобилует баттл-сёнэнами от «Магической битвы» до «Блича». Это отражается на внешнем виде тайтла, который обрел огромное количество нестандартных ракурсов и эффектных пролетов камеры. Благо ресурсов у Production I.G. сполна, чтобы не так много основной работы было передано аутсорс. Поэтому даже обилие режиссеров эпизодов (13 режиссеров эпизодов на 12 серий) и раскадровщиков (11 раскадровщиков на 13 серий) не повлияло на общую целостность рисунка и анимации тайтла. Он невероятно однородный, лишь изредка демонстрируя легкие отклонения от общей стилистики.

То самое редкое исключение из общей стилистики, но зато какое! 

Также тайтл кажется крайне целостным в повествовании, за что конечно стоит сказать единственному сценаристу и компоновщику серий Итиро Окоути (автор «Кода Гиасс»). Каждая серия крайне последовательно раскрывает главных героев, выдерживая заданный первой серией темп. Конечно, «Кайдзю номер восемь» невероятно стремителен, иногда даже не хватает той самой повседневности и рутины солдата, таким сценам отдается от силы пол эпизода раз в арку. И возможно поэтому помимо главных героев, все остальные кажутся лишь яркими образами, нежели полноправными участниками действия. Однако «Кайдзю» не пытается пойти иной раз в драму, а лучше свернет в сторону гиперэпичного эпизода победы над злодеем, или комедийного сценки. Показательно, что Окоути также сценарист и компоновщик серий в «Семье шпиона», которая также выдерживает баланс между экшном, комедией и драматичными эпизодами (оставляя последние чаще на третьих ролях, конечно).

Кафка в первом эпизоде — это все мы

И вот подобная стройность как сценарного, так и визуального повествования создает очень крепкий плацдарм для драйвого экшн-аттракциона, в котором уже как раз-таки есть где разгулятся аниматорам и постановщикам. При этом среди самих приглашенных авторов тут также огромное разнообразие как по стилям, так и по подходу к анимации. Например, 11 эпизод делал Аятака Танэмура, который предпочитает стремительный монтаж и скоростную камеру, из-за чего часто предлагаемые им масштабные баталии часто больше похожи на фильмы, нежели на анимацию.

«Кайдзю номер восемь», анимация Аятаки Танэмуры

Или взять того же Такахито Катаяму, который в тайтле отвечал именно за экшн-раскадровки первого эпизода, а также режиссуру анимации в 1, 4 и 8 эпизодах (если что, там везде полно экшна). Его отличительной чертой наоборот является непрерывность действия. Да, это все та же стремительность камеры, однако вместо создания склеек он продолжает один кадр. За эту визуальную стройность заслуживает похвалы главный режиссер анимации и дизайнер персонажей Тэцуя Нисио (дизайн персонажей в «Наруто» по личному запросу Масаси Кисимото)один из «Трех богов IG» на ряду с Хироюки Окиурой и Кадзутикой Кисэ. Нисио кстати известен за свою приверженность реализму в анимации и рисунке, благодаря чему экшн в «Кайдзю» воспринимается так живо и близко.

«Кайдзю номер восемь», анимация Такахито Катаямы

Конечно, «Кайдзю» не без грехов. Помимо простоты и даже наивности сюжета, иногда в глаза все-таки бросаются, например, не самые качественные 3D-текстуры фонов. Однако не хочется ругать тайтл за это. Содержательную простоту он компенсирует отличным аттракционом, а живая химия между главными героями позволяет закрыть глаза на их схематичную архитипичность. В этом достоинство «Кайдзю»он не пытается казаться серьезнее, чем он есть на самом деле. А тот факт, что главному герою 32 года, даже в какой-то степени дарит надежду, что можно сохранить хотя бы ментальную молодость к этому возрасту. Конечно, нельзя не заметить, что за быстрым нарративом с высокой событийностью кроется содержательная недосдача. Но опять-таки, не хочется к этому придираться. Ведь самое главное, что «Кайдзю номер восемь» — классный аттракцион с живыми героями. Посмотрим, куда двинется тайтл дальше, ведь впереди уже анонсированный второй сезон.

Подпишитесь на наш телеграм-канал! Там вы найдете дополнительные материалы про любимые тайтлы, обзоры манги и интересные факты про культуру Японии.

1111
22
11
20 комментариев

Милитаристическая около'супергероика сёнен с чрезмерно успешно превозмогающими гг и около.
Стильная, но не оч качественная в плане художественной ценности сюжета. Местами гипперэмоциональное... - мэ...
Но для середняка - норм.

9

как оно есть. попкорновое аниме)

1

У анимехи крутая рисовка, интересная идея сюжета, пусть и не такая оригинальная, гг не школьник(что уже лучше 95% анимех), казалось бы, что могло пойти не так? - ну конечно же приписка сёнен что приравнивается к тупорылому заискиванию перед малолетними дегенератами через кринж шутеечеки на протяжении всего повествования, что отправляет тайтл на помойку.
п.с. чтоблять? "ментальная молодость? даже не буду рассуждать как ты это высрал. Хороший пример 30летнего гг в анимехе это "Врата, там бьются наши воины" - где главный герой является уже взрослой сформировавшейся личностью, который ставит личное хобби при выше всего остального, но имеет чувство ответственности и долга. И это является примером сформировавшейся личности, а не той насмешкой что показали в Кайдзю8 с 30ти летним школьником.

2

Правильно понимаю, вас не устроила формулировка «ментальная молодость»?

Мне сначала не понравилось, слишком оно такое...глупое что ли, сюжет скачет моментально бам-бам-бам и вот мы уже в академии, раз-раз погрустили и хватит, теперь драчка, теперь вот это, прям сцена за сценой без продыха, на условную "повседневность" одна минутка и погнали дальше, времени нет. В общем очень спешит.
Но! Есть красивый и динамичный экшон, его смотреть приятно. По сюжету мне напомнило Атаку титанов на минималках, только типа 13+ или типа того.
По итогу сначала кринжанул, а под конец даже показалось неплохим блокбастером, разок такое посмотреть можно, продолжение гляну.

2

Именно! Ненапряжное попкорновое аниме, которое не пытается быть чем-то большим, чем оно есть на самом деле. Простой зрительский продукт, что само по себе не плохо. Главное, что есть кринж)

1

Жаль, что куда более интересный Undead Unluck не попал в эту формулу, и висит где-то в хвосте рейтинга журнала. Кайдзю 8, при всех его недостатках, читается на одном дыхании