Как живет аниматор-дебютант: интервью с Ильей IKIO

Илья IKIO – аниматор-фрилансер, который в свои 16 лет уже работает над производством аниме-тайтлов и имеет коллабы с EVAKOI. Мы взяли у него интервью, в котором спросили о знакомстве с анимацией, предпочтениях в аниме и работе на аутсорсе.

В нашем телеграм-канале вы можете найти интересные посты об аниме-индустрии и культуре Японии, а также обзоры манги и аниме. Подписывайтесь на КУСОГАКИ!

Илья IKIO
Аниматор клипов Eve, дебютант в аниме-индустрии

Кусогаки: Ну что же, давай начнем интервью . Интернет пока мало знает о твоём творчестве, так что расскажи о себе.

Илья: Здравствуйте! Меня зовут Илья (IKIO), сейчас мне 16 лет, и я начинающий аниматор, работающий в японской аниме-индустрии!

Недавно я окончил 9 класс, после чего поступил в колледж, где сейчас отсиживаюсь на парах, чтобы, придя домой, наконец заниматься тем, что мне действительно нравится – рисовать!

К: Где учишься и как совмещаешь очное обучение с твоей деятельностью?

И: Я окончил кадетский корпус, после чего сразу поступил в неплохой колледж, связанный с компьютерной техникой на системного администратора.

На самом деле мне просто хотелось поскорее уйти из своей школы, а колледж я выбирал по принципу – рядом с домом, отсутствие формы, адекватные люди и неплохое здание. Я заранее знал, что главное для меня – это моя мечта!

Совмещать любые деятельности одновременно в принципе всегда не просто, тут главное расставлять приоритеты и держать этот баланс. Конечно иногда бывает тяжело, но я стараюсь, и по крайней мере на первом курсе это точно возможно!

К: Для тебя многое значит твоя мечта, но как ты пришел к идее стать аниматором?

И: Ещё в средних классах школы я понял, что хочу быть художником. Тогда, конечно, слабо мог представлять как, но с тех пор это стало моей целью! Забавно, но, когда я только начал заниматься «анимацией» я хотел делать сторитаймы на YouTube как Мирби, Добряк, Одис и так далее.

Рисуя пальцем на телефоне, потихоньку это перерастало в желание делать что-то большее: хотелось делать какие-то свои проекты, пробовать другие форматы, например, как Рейзи и Рикани.

Как раз тогда я наткнулся на интервью EVAKOI, который рассказывал о том, что работает над настоящими аниме, я был настолько поражён и вдохновлён, сначала и вовсе не мог поверить в то, что это возможно! Мне стало безумно интересно, и я срочно начал пересматривать все его остальные интервью, постепенно углубляясь в эту тему.

Так я и загорелся мечтой однажды тоже прикоснуться к созданию настоящих аниме!

Одна из анимационных работ 2024 года

К: Как ты понял, что хочешь рисовать? Мне близка эта тема, и я изначально перенял это желание от друзей, а каков был твой путь?

И: С раннего возраста я большой фанат аниме. Японская анимация стала для меня причиной, почему я захотел рисовать. Такое невообразимое количество сюжетов, настолько красивая анимация и множество разнообразных интересных стилистик, всё это вдохновило меня начать творить!

Изначально мне и хотелось придумывать свои истории, я всегда пытался нарисовать какую-то мангу, потом свой мультик, но у меня всегда были проблемы с тем, чтобы придумать сюжет. Я постоянно искал кого-то, кто мог бы придумать идею, а я бы в свою очередь, отвечал бы за рисование, но, к сожалению, в моём окружении было не так уж много людей, кто был бы также увлечён и также сильно хотел бы что-то создавать. Зачастую, даже если у меня и получалось как-то зажечь это желание в ком-то, через время оно медленно потухало.

Так что японская анимация стала идеальным решением для меня! Это именно то, что мне всегда так нравилось и мне не верится, что теперь у меня есть возможность прикоснуться к тому, что однажды так сильно вдохновило меня и продолжает вдохновлять по сей день.

К: Многие знают Добряка и Мирби – крупных аниматоров, которые делают классные штуки на YouTube. Также существуют и другие виды анимации. Но ты выбрал именно аниме. Что привлекает тебя именно в японской анимации?

И: В японской анимации меня привлекает разнообразие и количество проектов, стилистик, жанров и т.д. Любой может найти что-то для себя, и это очень здорово!

Мне нравится их подход, лимитированное количество кадров и разбивка их на ключевые и промежуточные. Каждый человек ответственен за свою часть и может работать на должности, которая нравится ему больше всего.

Также менталитет: банально даже то, как вежливо проходит общение, то с каким пониманием стараются относится ко всему на производстве. Я люблю работать с японцами, ведь мне искренне нравится то, что они делают.

К: Расскажи подробнее о работе с японцами над производством аниме: что-то о менталитете, о своем дебюте и работе над прошлыми проектами, о японском NDA и какие условия обычно предлагают во время работы над анимацией сейчас?

И: Не так давно я дебютировал в клипе Eve «Teenage Blue» в качестве LO (лейауты, Илья делал черновые версии) и ключевого аниматора! Производственный менеджер связался со мной по почте и пригласил поучаствовать. Я был невероятно рад, ведь являюсь большим фанатов Eve! Сроки были достаточно сжатые, а вся коммуникация, на удивление, происходила в дискорде, это было очень круто, и хоть на правках саккан (режиссёр анимации) достаточно сильно поменял мою черновую анимацию, я всё равно, по итогу, остался доволен и очень благодарен за такой отличный опыт!

«Teenage Blue» – Eve

В середине января должен выйти ещё один клип в котором я делал несколько очень крутых сцен и мне уже не терпится показать их всем в своём телеграм-канале и твиттере!

Сейчас я получаю достаточно много предложений от различных крупных японских студий, таких как: WIT STUDIO, Studio Pierrot, David Productions, Kinema Citrus, Studio KAI и т.д., и у меня уже запланирована работа с несколькими из них. Так что ожидайте меня в настоящих аниме! Надеюсь мы уже скоро сможем увидеть моё имя в титрах самых разных проектов, в том числе и аниме!

Японское NDA (соглашение о неразглашении) интересно тем, что в анимационной индустрии зачастую, по крайней мере с фрилансерами, это соглашение о неразглашении держится на добром слове. То есть в основном аниматоры не подписывают это NDA как-то официально в документах, кроме тех сотрудников, кто работают по контракту, и всё это соглашение о неразглашении держится на совести самих людей.

Просто никто действительно не хочет подводить студию и сливать разную информацию, ведь после этого ты оказываешься у этой студии в чёрном списке, и никто больше с тобой не захочет работать.

Всегда на то, чтобы что-то выложить в общий доступ, нужно разрешение у своего производственного ассистента. Только потом, когда он всё согласует с вышестоящими лицами, можно будет поделиться своей работой в сети!

Черновая анимация для клипа

К: Можешь ли ты назвать студии, с которыми у тебя будет запланирована работа, или это также подпадает под NDA?

И: Запланирована почти со всеми вышеперечисленными, но, к сожалению, процесс начала работы особенно над аниме очень долгий. С клипами, как правило это всё быстрее из-за более сжатых сроков.

Бывает сложно планировать своё расписание, ведь часто бывает, что вы изначально договариваетесь на одни месяца, впоследствии из-за проблем и сложности на производстве это всё переносится на другие и всё подобное.

А также над каждой серией аниме работает далеко ни одна студия, а намного больше. Так, например, недавно я поработал на одном очень популярном аниме от студии Lerche, через другую аутсорс-студию, которая также участвует в производстве этого аниме. После этого продакшн-ассистент этой же аутсорс-студии позвал меня на аниме от Dogo Koba, которые делали «Ребенок идола» и ещё много крутых проектов, но, к сожалению, мне пришлось отказаться от этого предложения, потому что тогда у меня уже была запланирована работа на предлагаемое ими время.

В общем, будем ждать выхода всего того, где у меня удастся возможность поучаствовать, обо всём этом я буду с удовольствием сообщать в своём телеграм канале и твиттере!

К: Ты говорил, что EVAKOI вдохновил тебя на работу над анимацией? Если следить за твоим каналом – можно увидеть, что у вас есть совместные коллабы. Как ты познакомился с ним и какую роль он сыграл в твоих дебютах?

И: EVAKOI стал человеком, благодаря которому я в принципе узнал о том, что это возможно!

Мне очень хотелось с ним познакомится. Помню момент, когда он принял меня в друзья в ВК, тогда я просто прыгал от счастья и рассказывал абсолютно всем об этом.

Я мечтал, что смогу однажды стать таким же крутым как он, и мне хотелось его поддержать, поэтому я задонатил ему на Бусти. Тогда за подписку он давал ссылку на его дискорд-сервер. Я долго готовился к этому и даже не мечтал, но обстоятельства сложились настолько удачно, что в самый первый день он зашёл в войс, и мы познакомились.

Сейчас мы очень хорошие друзья! Часто помогаем друг другу, общаемся, рисуем, играем и просто классно проводим время нашей дружной компанией. Я всегда знаю, что могу обратится к нему по всем вопросам и, в целом, очень-очень благодарен ему за всё!

NEBULA | Honkai: Star Rail Animation

К: Есть ли у тебя другие примеры для подражания? Кого бы ты выделил среди аниматоров или коллег? Общаешься ли с ними?

И: Я бы очень хотел выделить Miraiiirikanami!

Он великолепный аниматор, художник и просто замечательный человек! Именно он познакомил меня с EVAKOI и с тех самых пор, мы каждый день проводим вместе. Он является для меня главным вдохновением, а его работы я ставлю себе в пример и восхищаюсь им!

Пожалуйста, следите за ним в твиттере, уверен вы ещё обязательно увидите его имя во многих-многих крутых аниме!

К: Что входило в процесс твоего обучения на старте и что ты делаешь сейчас, чтобы совершенствоваться?

И: В процесс моего обучение входил очень большой поиск всевозможной информации, различных терминов и особенностей японской аниме индустрии, а также много-много практики этого всего в анимации. Параллельно я конечно же очень старался совершенствовать свой уровень в рисовании, изучая и пробуя что-то новое для себя.

Собственно, сейчас я работаю. Всё также много практикуюсь и очень стараюсь развиваться в рисовании и анимации, узнавать что-то новое, полезное и интересное!

К: Сложно ли с практической точки зрения обучиться нюансам японской анимации? Много ли отличий от производства анимации для классического мультфильма Дисней?

И: Сложно искать информацию об этих нюансах, ведь практически вся она на английском или японском.

Думаю, отличий довольно много, но главное из них — это лимитированное количество кадров, которое я уже упоминал.

В основном при рисовании сцены в аниме, аниматоры используют технику «от позы к позе», то есть сначала на этапе черновой анимации прорисовывают общее движение, уделяя особое внимание ключевым кадрам. Дальше эта сцена отправляется к нескольким режиссёрам на проверки, каждый из которых отвечает за свои обязанности: один проверяет правильность построение кадра, в той ли позе стоит персонаж и т.д., другой же отрисовывает коррекции, исправляя уже сам рисунок, подстраивая всё под дизайн персонажа. Далее это отправляется уже на прорисовку генги, то есть ключевых кадров, потом промежуточных, далее на этап второй ключевой, где человек грубо говоря совмещает все эти правки, чистит и приводит всё практически к финальному виду и так далее.

Так что перед тем, как зритель увидит эту сцену в аниме, все это проходит через очень сложный процесс, над которым работает очень много человек.

К: Что нужно делать, чтобы быть успешным аниматором при таком сложном процессе?

И: Не знаю, хахах. Я, конечно, хоть и начал добиваться определённых успехов, всё равно ещё являюсь новичком в этой индустрии, поэтому секретной техники, как добиться успеха — у меня нет.

Думаю, во всём важно желание и упорство! Я верю в то, что если человек действительно этого очень хочет и прикладывает много усилий к этому, то рано или поздно, он обязательно добьётся всего того, к чему шёл!

Всегда главное не опускать руки и много-много практиковаться, храня эту мечту до самого последнего!

К: Расскажи, играет ли какую-то роль твое портфолио, и делаешь ли ты его для работы над проектами? Или же все завязано на контактах со студиями?

И: Моё портфолио — это мой твиттер. Туда я долгое время выкладывал свои работы, рисовал специальные анимации и рисунки, где старался показать, что знаю терминологию и те особенности, которые присущее именно аниме индустрии.

Сейчас, после того как меня заметили, и я уже дебютировал в клипе Eve, своё портфолио я нарабатываю на различных проектах и аниме, в которые меня приглашают работать!

Упоминание в титрах клипа
Упоминание в титрах клипа

К: Черпаешь ли ты что-то из аниме-анимации прошлого века?

И: Да, в анимации есть разные приёмы, которые в том числе были придуманы ещё в прошлом веке: «цирк Итано», «удар Обари» и ещё много легендарных приёмов, использующихся в аниме и по сей день!

К: Сколько ты тратишь времени на анимацию в среднем?

И: Конечно же рисованию и анимации в целом я пытаюсь уделять как можно больше времени, ведь мне хочется прогрессировать и становится лучше!

Последнее время я был очень завален работой и мог проводить в программе для рисования около 7-20 часов в сутки.

Но также бывают периоды, когда возникают паузы между проектами, тогда я с удовольствием отдыхаю, рисую что-нибудь для себя и набираюсь сил для следующих дедлайнов.

К: Как часто ты смотришь аниме и начинает ли развиваться профдеформация при просмотре? Анимация какого аниме тебя впечатлила за последний год? И есть ли у тебя любимые аниме, по которым бы ты хотел создать анимацию?

И: Я продолжаю достаточно часто смотреть аниме!

Не думаю, что моя работа как мешает этому, скорее наоборот, теперь я стал подмечать намного больше деталей и всегда интересно думать о том, как создавалась та или иная сцена.

В этом году было очень много классных аниме, меня очень впечатлила анимация в «Оглянись», «Ван-Пис», «Дандадан», «Юный лорд — мастер побега», в опенинге «О движении земли» тоже была отличная анимация!

У меня достаточно много любимых аниме, поэтому я постарался выделить самые самые любимые из них: «Сонни бой», «Руки прочь от киноклуба», «Сага о Винланде», «Созданный в бездне», «Евангелион», «Монстр», «Фури-кури», «Ван-Пис», «Меланхолия Харуки Судзумии», «Иллюзия рая», «Атака титанов», «Кэйон!», «Одинокий рокер», а также я большой фанат всех работ Сатоси Кона, Кэйтиро Сайто, Синъитиро Ватанабе и, конечно же, Хаяо Миядзаки.

К: Учитывая такой большой тайминг работы над проектами, случаются ли у тебя моменты выгорания?

И: Рисую я достаточно долго, поэтому конечно за это время у меня были как взлёты, так и падения. В такие моменты мне помогает оглядываться назад, вспоминая свои мечты и цели, вспоминая с чего я начинал и через сколько интересного уже прошёл!

Сейчас я очень вдохновлён своим дебютом и работой на первых аниме, поэтому хочется рисовать и двигаться только вперёд! Большое спасибо всем тем, кто активничает в моих соц. сетях и поддерживает меня, всё это очень мотивирует и заставляет меня продолжать стараться!

К: К слову о соцсетях. Планируешь ли ты развивать себя в медийном плане? В твоём канале можно найти и просто 2D-арты, планируешь ли ты расширять свою деятельность: подготавливать иллюстрации или промо, по типу тех, что делает EVAKOI?

И: Да, мне бы очень хотелось развиваться в медийном плане!

Я в целом всегда старался это делать, ещё с детства снимая всякие видео с телефона на Ютуб, мечтая, что однажды стану популярным.

Так что я безумно благодарен вам за такую невероятную возможность, если честно, никогда бы не поверил, что уже в 16 лет, буду отвечать на интервью, вау, спасибо!

Конечно в будущем мне бы хотелось делать больше всяких интересных штук и пробовать что-то новенькое, так что надеюсь с опытом у меня будут появляться подобные возможности.

К: Что думаешь про анимацию в России? Если бы мог поработать над любым русскоязычным проектом — что бы это было?

И: Я думаю, что в России есть большой спрос на интересные анимационные проекты, но, к сожалению, мало средств для их реализации.

Цензура, а также закрытие многих способов монетизации для авторов очень мешает началу чего-то интересного. К сожалению, из отечественной анимации на плаву держатся только очередные части богатырей или что-то детское, хотя, мне кажется, многим было бы интересно видеть что-то новое и для более взрослой аудитории. Примеры тому «MetalFamily» и еще пару проектов, которые, к сожалению, пока что остаются исключениями в сложившейся ситуации.

Сейчас, с кем я бы может однажды хотел поработать из российской индустрии, это, наверное, студия Феникс, которые в своё время тоже очень вдохновляли меня.

В японской же индустрии таких студий и проектов намного больше, но думаю, что я точно хотел бы успеть приложить свою руку к аниме «Ван-Пис». Ведь это что-то настолько большое и великое, что я уверен, что буду очень жалеть, если всё-таки не успею поучаствовать в этом легендарном аниме.

Фан-анимация по арке Egghead Ван Пис

К: Расскажи какую-нибудь интересную ситуацию из твоей текущей работы аниматором.

И: Думаю, самая интересная особенность работы аниматором в наше время является глобализация всего этого.

Мне кажется это невероятно, что сейчас практически из любой точки мира можно заниматься тем, что тебе нравится! Так, например, если раньше аниме рисовали исключительно в Японии и на бумаге, сейчас всё больше людей работают из дому даже не зная японского.

Всё производство клипа Eve, в котором я дебютировал, полностью происходило в дискорде. На сервере были практически все люди, вовлечённые в производство, и было очень круто наблюдать, как такое большое количество людей каждый день работают над чем-то общим. Всё это очень мотивировало усердно работать самому, чтобы не подводить остальных!

Это также помогло, например, в моменте, когда я увидел свою сцену уже практически на финальных этапах и заметил, что в одном из кадров у героини пропадают румяна с лица. Я решил написать об этом, и человек сразу же исправил и поблагодарил меня за то, что я указал на недочёт.

Я очень всему этому рад, ведь раньше никогда бы и не смог представить себе, что однажды буду работать с японскими студиями на самых настоящих аниме!

К: Сколько человек работает над аниме на сервере? И могут ли быть проблемы с работой, учитывая блокировку Дискорда?

И: На сервере для производства клипа Eve «Teenage Blue» сейчас около 60 человек, не уверен, что это все, потому что в клипе участвовали и работники из разных студий в самой Японии, но думаю можно посмотреть имена всех участников в титрах самого клипа.

А на счёт блокировок, ну... Вся фриланс-работа в аниме-индустрии происходит через Твиттер (X), который у нас заблокирован уже несколько лет. Конечно это вызывает некоторые неудобства, но в остальном с этим можно работать.

К: Какой совет ты можешь дать начинающим творцам?

И: Прозвучит банально, но главное — это не сдаваться!

Я бы никогда не поверил, что всё это случится, но всё равно шёл вперёд! Практика показывает, что те, кто до последнего не опускают руки, действительно рано или поздно добиваются желаемого и я вижу это сам на примере многих коллег!

Главное не забывать с чего ты начинал и всегда хранить свою мечту, ставя себя всё новые и новые цели на пути к её достижению!

Огромное спасибо каждому, кто прочитал это интервью, для меня это первый подобный опыт, но я очень старался писать интересно и искренне, поэтому надеюсь, что вам было хоть немножко интересно!

Также большое спасибо каналу КУСОГАКИ за такую невообразимую возможность, до сих пор не верится, что всё это действительно происходит!

Спасибо всем за поддержку!

К: Спасибо тебе, что согласился на интервью. Надеюсь, мы поможем людям узнать о тебе и японской анимации нечто новое.

Икио
Икио

Ссылки на ресурсы IKIO:

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы узнать больше про аниме-индустрию, культуру Японии. Мы также делимся обзорами манги и аниме, не упустите!

6363
44
22
22 комментария

это поколение не такое потерянное, как мы думаем, рад, что есть такие ребята, даже завидую, что у меня не хватило яиц в своё время..

4

а колледж я выбирал по принципу – рядом с домом, отсутствие формы, адекватные люди и неплохое здание.

почему не в худ школу или где там художников тренят

Потому что, к сожалению, корочка в аниме индустрии ничего не значит. Самое главное портфолио, поэтому я специально выбирал такое учебное заведение, которое меньше всего будет отнимать у меня время, чтобы я как раз таки мог нарабатывать это портфолио ¯\_(ツ)_/¯
(Большое спасибо за прочтение!)

3

Сейчас спрошу у чатгпт где тренят художников

1

Текст ещё не читал, но предполагаю, что его там аниме не будут учить рисовать, а скорей отучат, а базу он и так знает.

А ведь мог взять в аренду электровел и стать мужыком!

алкашам и пенсионерам еду возить и на кореянок дрочить и потом ныть об этом на дтф в щитпостах

2