Типичный день из жизни первокурсника, если бы не было вина | Обзор на аниме «Сказ о четырёх с половиной татами»
Содержание:
И вот пришла весна, а с ней и настала розовая пора моей студенческой жизни. Я поступил на первый курс инженерного факультета и теперь предо мной все дороги открыты, даже не смотря на скромные размеры моей комнаты в четыре с половиной татами. Вереница клубных листовок застилает взор, но что же мне выбрать? Где мне найти исполнительницу моих мечтаний? Где испытать всю силу зрелой юности, что уже кипит во мне? Настоящая студенческая молодость началась!
«Сказ о четырёх с половиной татами» – философский сюжет, повествующий о жизни молодого студента, живущего в комнате всего на четыре с половиной татами и спешащего начать новый этап своей романтической студенческой жизни. Перед героем открыто множество путей, но как сделать выбор так, чтобы потом не жалеть? И будет ли шанс всё исправить? Под страхом неизвестного и с надеждами о будущем и начинается сия история…
Досье:
Название оригинала: 四畳半神話大系
Первоисточник: Новелла (2004 г.)
Студия: Madhouse
Автор: Томихико Морими
Жанры: комедия, романтика, психология, мистика
Кол-во серий: 11 по 23 мин.
Название опенинга: Asian Kung-Fu Generation – Maigo Inu to Ame no Beat
Название эндинга: Junji Ishiwatari – Kamisamano Iutoori
Смотрел в озвучке: OneDub
Особенности: философия, абстракция, нелинейный сюжет, авторская рисовка, день сурка
Судьба размером в четыре с половиной татами (Сюжет)
Главный герой по имени Ваташи (по-японски «я») поступает в отличный киотский университет на инженерный факультет, где решает теперь-то начать новую интереснейшую историю своей скромной мужицкой жизни: найти друзей, возлюбленную, да и просто всего добиться в жизни. Перед первокурсниками все дороги открыты, а повсюду стоят зазывалы из клубов, которые с горящим глазами жаждут заполучить новичком себе в кружок. Что же нам выбрать?
Теннисный клуб расставаний
Клуб большого тенниса – вот, что нам надо! Среди множества девушек точно удастся с кем-нибудь познакомиться! Но, поступая в теннисный клуб, главный герой осознаёт, что не может найти ни с кем общий язык, а приглянувшаяся ему девушка Кохината сразу же отказывает ему, отчего мужик впадает в тильт. Но был один парень по имени Озу, который нашёл в нём родственную душу. Если смотреть на Озу со стороны и при плохом освещений, то можно было бы перепутать его с чёртом, такая уж у него была физиономия (а может и характер). С чувством всеобщей обиды мужики рискуют организовать свой подпольный клуб расставаний. Передвигаясь под прикрытием, Озу и Ваташи начинают следить за парочками и всячески гадить им, чтобы довести пары до расставания. Чуть ранее показывали, как примерно после этих событий, ГГ ужинал в забегаловке «Кошачья лапша», где повстречал сомнительного незнакомца с большим подбородком. Тот заявил, что он есть Бог-сват, который способен сводить или разводить людские сердца, а также, что он намерен свести девушку по имени Акаши либо с Ваташи, либо с Озу.
Позже вечером «Чёрные Амуры» выходят на новое дело. Собрав фейерверки на берегу реки от парка для парочек, Озу с Ваташи хотят устроить артобстрел. ГГ замечает среди посетителей парка и Акаши, с которой тот познакомился, работая в книжной лавке в соседнем парке. Пытаясь как-то остановить события, герой пытается уговорить Озу не запускать салют, но было уже поздно. Салют разрывается, а герои убегают. Герой встречает гадалку с мрачной аурой. Та говорит, что у него определённо есть талант, а также очевидный шанс всё исправить прямо перед носом. За консультацию требует 1000 йен.
После попойки с Озу, придя домой, герой понимает, что не находит удовлетворения от собственных деяний и решает пойти просить помощи у Бога-свата, который по счастливой случайности живёт на верхнем этаже общаги. Озу приносит герою кастеллу (японский бисквит), утверждая, что её нужно есть с кем-то, но герой проглатывает её в одиночку и идёт наверх. Бог-сват говорит Ваташи идти на мост в центре города. Встретившись с Богом и прихватив с собой Мачиган (игрушку, которая скорее всего принадлежала Акаши), ГГ узнаёт, что Бог хочет, чтобы он прямо сейчас пригласил Акаши на свидание. Главный герой робеет и не может вымолвить перед ней толком ни слова. Тут мимо пробегает Озу в женском платье и кричит, что ГГ теряет свой единственный шанс. Озу скидывают с моста за его деяния, а, узнав, что Ваташи с ним заодно, скидывают и его тоже. Главный герой сожалеет о потраченном времени, а часы начинают поворачивать вспять…
Киноклуб одного извращенца
Киноклуб – вот, что нам надо! Наверняка в нём можно завести множество друзей, снять фильм и стать очень известным актёром! Джугосаки – глава клуба – заставляет Ваташи играть в достаточно сложных сценах, но ему не нравится. По счастливой случайности ГГ знакомится с оператором Озу, который разделяет его чувства к глупости фильмов Джугосаки. Мужики решают начать продвигать свои идеи фильмов, но, так как большая часть клуба на стороне нынешнего главы, то их никто не слушает. Тильтанув, отчаянные мужики решаются снять разоблачающий документальный фильм, в котором показать все ужасающие стороны личности Джугосаки. Вместе со странным типом с большим подбородком мужики лепят кино о извращённой личности Джугосаки. Мало того, что он снимает плохое кино, так он ещё и заядлый извращенец, а оценки у него ниже некуда, потому по некоторым заверениям он остаётся в универе уже восьмой год подряд. Выйдя подышать, герой натыкается на гадалку, которая говорит, что герой занимается не тем, но у него ещё есть шанс всё исправить. Требует 2000 йен.
На показе фильма ГГ замечает, что в зале сидит Акаши, которая являлась оператором нового фильма Джугосаки. Ваташи пытается отговорить Озу подменять плёнку, но уже слишком поздно. Все видят правду о Джугосаки, а герои кидаются в бега. На выходе главный герой встречает Акаши, а та говорит, что он дурак и что лучше выполнил своё общение. ГГ не понимает о чём речь и убегает. По пути домой он вспоминает, что как-то обещал Акаши снять свой тупой романтический фильм, но так и не закончил дело. Дома Ваташи находит кастеллу, которую уже кто-то съел до него. Пересматривая незаконченное кино, главный герой сожалеет о потраченном времени, а часы начинают вращаться вспять…
Крути педали, пока молодой
Велоклуб – вот, что нам надо! Спокойная езда на велосипеде, прекрасные пейзажи и чувство полёта, вот где жизнь-то! Чуть позже герой осознаёт, что в клубе состоят только заядлые профессионалы-гонщики. Ваташи не поспевает ни за кем из членов клуба, явно отставая в силе и выносливости от остальных. Правда среди участников клуба бы и один паренёк по имени Озу, который тоже совсем не спешил напрягаться, а ходил в клуб как будто для галочки. Тут великому инженеру в голову приходит идея: собрать легчайший велосипед, который компенсирует его слабость и тем самым приведёт его к славе великого велогонщика. Герой начинает много работать, влезает в долги и вот велик уже у порога. Тем временем по городу разрослось влияние так называемого «тайного общества», одно из подразделений которого занимается кражей велосипедов и их перепродажей на сторону. Как уже можно понять, велик, не долго думая, украли. ГГ совсем отчаялся и решил участвовать в предстоящей гонки на своём старом добром велике с корзинкой, но его переправили до финиша ещё до старта гонки, а потому заезд не задался. В расстроенных чувствах Ваташи натыкается на гадалку, а та говорит, что шанс мол ещё есть, нужно просто ухватиться. Требует 3000 йен.
Не дойдя до дома и заснув на берегу, мужик вдруг просыпается от того, что его везёт Акаши с просьбой о помощи в своём кружен. Акаши сейчас состоит в клубе лётных инженеров и им нужен пилот с лёгким худым телом. Ваташи, конечно, соглашается помочь и готов приложить для этого все силы. Чтобы подготовиться к полёту, Озу отводит ГГ к своему знакомому качку Джугосаки, а тот начинает тренировать главного героя по своей специальной программе. Подкачавшись, ГГ возвращается в кружок, где инженеры в шоке говорят, что он дурачок, так как набрал в весе и теперь в пилоты не годится. В ещё более расстроенных чувствах по пути домой Ваташи замечает, как шайка воров велосипедов ворует лайнер, который строила Акаши. Оказалось, что за личиной главы банды скрывается Озу! Главный герой по-мужицки пытается разобраться с проблемой, но тут видит Акаши, а Озу сваливает всю вину на главного героя и убегает. Пытаясь всё объяснить девушке, Ваташи начинает уезжать по склону вместе с лайнером. Всё-таки попытавшись взлететь, герой вместе с лайнером падает в воду и сожалеет о потраченном времени, часы поворачивают вспять…
Легендарная прокси- прокси- прокси- война
Клуб ясновидения – это точно то, что нам надо?! По счастливой случайности вступив в клуб ясновидения, главный герой, Озу и девушка Хануки становятся учениками учителя Хигучи – местного мудреца, который остаётся на второй год уже восьмой раз, а потому знает всё о жизни. Обладая значительными размерами подбородка, учитель Хигучи целым днями только и делает, что читает книгу, да занимается каким-то странными вещами. Ваташи и Озу, как его ученики, обязаны были помогать ему прятаться от библиотечной полиции – одного из подразделений Тайного общества, которое охотилось за просроченными книгами, а также собирало информацию о секретах разных людей. Кроме того, говорят, что учитель вёл с неизвестным оппонентом давнюю «прокси-прокси-войну». Из-за чего она началась толком никто и не помнит, но соперники обязаны были хоть чем-то насолить друг другу, да так, что каждая следующая пакость должна была быть пуще другой.
В качестве последнего экзамена учитель предлагает Ваташи найти для него особенную губку. В поисках подходящих магазинов, ГГ встречается с гадалкой, которая говорит, что у того ещё есть шанс всё изменить и требует 4000 йен за совет. Недалеко там же герой встречает Акаши, которая соглашается ему помочь в поисках.
В одном из далёких магазинов такая губка действительно есть, но за неё требуют 100 000 йен. Не имея таких средств, ребята возвращаются домой, где на берегу реки видят, как учитель поёт песню о кругах, квадратах и других многоугольниках. Внезапно дома герой обнаруживает сумку со 100 000 йен и подумывает о том, чтобы свалить по тихой грусти с этой суммой в закат. Но всё же решается пойти и купить губку. Вместе с губкой вся команда идёт на финальную битву прокси-войны на мост. Выясняется, что главным противником учителя был Джугосаки, а Озу – его двойной агент, шпионящий за учителем. Джугосаки выигрывает учителя в камень-ножницы-бумага, а значит и побеждает во всей прокси-войне. Приемниками в войне становятся Ваташи и Озу и теперь обязаны день ото дня строить козни друг другу. Главный герой крайне недоволен тем, как всё сложилось и хочет вернуть всё назад. Время начинает отматываться…
Пирамида улыбок Хонвака
Софтбольный клуб Хонвака – вот, что нам надо! Наконец-то! То самое место, где соотношение мужчин и девушек позволяет найти свою одну единственную, а также обрести множество друзей и популярность! Кроме того, поговаривают, что дочь главы компании Хонвака – сама красавица Кохината! Позже в клубе герой понимает, что снова не может найти ни с кем общий язык и совсем не вписывается в коллектив. Ваташи всеми силами хочет встретиться с Кохинатой, а потому Озу ему рассказывает, что вообще Хонвака это компания, торгующая специализированным здоровым питанием и, чтобы к ним устроится, нужно купить хотя бы часть их продукции.
Не долго думая, герой скупает здоровое питание Хонваки и начинает его употреблять, а также вступает в компанию на роль продавца и рекламного агента компании. На улице ГГ случайно встречает гадалку, которая говорит, что шанс всё исправить у того прямо перед носом, а за совет он ей должен 5000 йен.
И вот ГГ получает приглашение на собрание штаб Хонваки. Глава компании Хонвака рассказывает собравшимся о своих планах и целях, а также показывает свой личный дирижабль, предназначенный, как ковчег, для спасения в судный день. Затем всего на секунду показывается Кохината и убегает. Всех ведут на коллективный тренинг, на котором нужно раскрыть все свои эмоции, но главному герою это не по душе, и он пытается сбежать. В окне видно, как кто-то пытается угнать дирижабль, и, пока все поднимают тревогу, Ваташи делает ноги.
В кустах ГГ встречает Озу, который похоже как-то причастен к угону дирижабля. Проезжающий мимо продавец лапши соглашается провезти мужиков под шатром мимо патруля. Уже возле дома Ваташи натыкается на Акаши, которая принесла ему кастеллу от учителя. Учитель же отдаёт ему книгу «20 000 лье под водой» и глобус с утыканными засечками. Чуть позже через окно вваливается какой-то бородатый мужик и Ваташи его с криком прогоняет обратно. В ужасе главный герой кричи, что не хотел, чтобы всё вот так сложилось, а время начинает уходить вспять…
В любви как на войне (или в сумасшедшем доме)
Клуб иностранных языков – вот, что нам надо! В клубе выделяется девушка по имени Хануки, которая очень хорошо говорит по-английски, но всегда весьма эмоциональна. Хануки любит выпить и у неё вроде бы есть дилемма, как-то связанная с парнями. Тем же временем Озу помогает главному герою не завалить экзамены из-за его излишнего увлечения английским на инженерном факультете. Хануки предлагает ГГ рассказывать в клубе об его тёмных чувствах к Озу, чтобы лучше приловчиться излагать свои мысли по-английски. Это приносит свои плоды и ГГ весёлый идёт домой.
Сейчас в комнате всего на четыре с половиной татами кроме главного героя тут ещё живёт кукла Каори, за которой тот должен присматривать. Кроме того, Ваташи ведёт переписку с таинственной интеллигентной леди. Герой замечает, что Хануки в кружке начала как-то угасать, отчего начинает волноваться за неё. В какой-то момент встаёт выбор с кем из девушек предстоит встретиться: с куклой Каори, с девушкой из переписки или с Харуки. Чтобы спросить совета, Ваташи идёт к гадалке, но та говорит, что он творит какую-то чепушню, но шанс всё исправить всё ещё есть. С него 6000 йен.
Герой решается идти к Хануки в ресторан, где он видит, как она пьёт с Джугосаки. В расстроенных чувствах герой объявляет Джугосаки алкогольную войну, в которой успешно его перепивает. Хануки и Ваташи отправляются дальше гулять, после чего заходят в гости к Хануки. Джонни в штанах ГГ начинает требовать больше свободного пространства, но наш мужик проявляет истинные чудеса буддизма и держится из-за всех сил. В тот момент, когда Хануки начинает лизать Ваташи лицо, тот убегает и запирается в туалете. Так и заснув там, главный герой на утро встречает за дверью Озу, который объясняет поведение Харуки большим количеством алкоголя и просит обо всём забыть, поскольку Харуки уже влюблена в другого.
Дома ГГ находит кастеллу, которую снова не с кем съесть, а потому сожалеет о потраченном времени, и оно снова уходит назад…
Клуб супергероев – вот, что нам надо! Детские улыбки, яркие костюмы и море внимания! Самое то, чтобы начать всё с чистого листа. На одном из выступлений герой замечает, как к Акаши в зале пристают какие-то хулиганы. ГГ успешно разруливает ситуацию, за что Акаши его сердечно благодарит. В столовой к Ваташи подсаживается Джугосаки и просит того выполнить кое какую его просьбу. Дома у Джугосаки живёт ростовая кукла Каори, которой тот очень дорожит, но Джугосаки нужно закончить фильм, а потому он просит Ваташи приглядеть за ней в его отсутствие в качестве телохранителя. ГГ соглашается, ибо деньга лишней не бывает, и попутно переписывается с таинственной интеллигентной леди через почту.
Постепенно, проводя время с Каори, ГГ начинает проникаться симпатией к её чистой красоте, а также понемногу начинает завидовать Джугосаки в его платонической любви к ней. Один раз Ваташи своди Каори в лапшичную, но тут же вернул её назад домой, ибо Джугосаки не потерпел бы такого отношения к ней. Настаёт день, когда Каори должна вернуться обратно к себе домой, но Ваташи чувствует, что должен помочь ещё и Хануки.
В ресторане он видит как Хануки пьёт с Джугосаки и начинает бомбить на Джугосаки за то, что тот предал Каори. Начинается алкогольная война, после которой Ваташи идёт в гости к Хануки. Он снова запирается в туалете, но теперь осознаёт, что должен скорее бежать к Каори и быть с ней. Он прибегает домой, хватает Каори и вместе с ней драпает под мост.
Под мостом Ваташи начинает осознавать, что не может любить Каори чисто платонически, ибо желает куда большего, а потому уже больше не может сдерживаться. Пока ГГ не успевает ничего сделать, Джугосаки врывается и ударом ноги сбивает того с ног, спасая Каори. Ваташи сожалеет о том, как всё в итоге вышло и просит время вернуться вспять…
Литературный клуб – вот, что нам надо! Попросив одну из интересных книг у Озу, Ваташи замечает на обороте прошлого владельца книги – им оказалась таинственная девушка, весьма заинтересовавшая его. Он решает написать ей письмо, путь это и тоже весьма старомодно. Начинается активная переписка и Ваташи не стесняется «несколько преувеличивать» собственные качества и заслуги, на что девушка отвечает только восторженными отзывами, вызывая у парня бурю эмоций. Он примерно представляет, где она живёт, и решает наведаться посмотреть одним глазком, но, чтобы не спалиться, одевает костюм из клуба супергероев.
Возле дома своей возлюбленной герой встречает Акаши, которую недавно спас от хулиганов в театре. В страхе, что его раскроют, герой убегает. Его подруга по переписке уже и сама хочет встретиться, но Ваташи начинает тянуть время, чтобы не разочаровать её правдой о себе, которую скрывал в письмах. Происходит ситуация с Хануки, после которой ГГ снова запирается в туалете, но теперь всё же решается убежать к своей любви по переписке. По дороге к ней он встречает гадалку, которая говорит, что герой вновь свернул не туда, но всё ещё есть шанс всё исправить и требует 8000 йен за информацию.
Возле дома девушки, ГГ видит как оттуда же выходит Озу и начинает осознавать, что скорее всего это Озу был автором всех этих писем. Но тут появляется Акаши, которая сознаётся, что это она писала письма Ваташи по просьбе Озу и, в целом, она тоже привирала в письмах о себе, как и он сам. Вернувшись домой, герой тильтует и рассуждает о том, что ему с Акаши ничего не светит, как не крути. Поедая кастеллу в одиночестве, герой сожалеет о неудавшейся любовной истории и хочет, чтобы время вернулось назад…
Свой среди мошенников, мошенник среди своих
Лишь один клуб заслуживает настоящего уважения – клуб тайного общества! Президент клуба Оджима помимо тайного общества заведует также и «Кошачьим рестораном». Вступая в клуб, уже никто не может его покинуть, ибо будет тут же отменён раскрытием всей подноготной о бывшем коллеге. Ваташи назначают работать в библиотечную полицию и первым его заданием становится вернуть книгу у одного весьма известного учителя по имени Хигучи. В течении целого года Хигучи умело избегает встреч с Ваташи, тем самым обеспечивая ему репутацию неудачника в пределах общества, а тем временем его коллега Озу уже становится правой рукой самого босса. ГГ переводят в «магазин печати», основная работа которого заключается в выполнении и развозе готовых курсовых и дипломных работ для отстающих, но богатых, студентов. После того как Озу на береге реки запускает фейерверк, все студенческие работы сгорают, а магазин терпит кризис.
За неудачи в работе ГГ ссылают в Весёлый Корпус Уборки Велосипедов в качестве помощника. Там он узнаёт, что глава Оджима хочет похитить куклу Каори у одного заядлого извращенца Джугосаки. Главный герой не в силах им противостоять, а потому просто убегает и скрывается в комнате, пока всё не уляжется. Позже он узнаёт, что прошлый глава тайного общества был разоблачён и отошёл от дел, а его место занял Озу. Озу назначает Ваташи главой корпуса Весёлой Уборки Велосипедов и тот начинает грести деньги лопатой. На одном из дел он крадёт лайнер Акаши из кружка инженеров-лётчиков, за что огребает по лицу от неё самой. Главный герой начинает сомневаться в том, что поступает правильно и тут в комнату к нему заходит учитель, возвращая книгу, которую наконец дочитал.
В этот момент Оджима вместе с сообщниками ворует ГГ и рассказывает, что Озу украл дирижабль компании Хонвака, чтобы полететь на свидание с возлюбленной. Оджима пытается сбить дирижабль, но только умудряется отвести его в сторону, отчего план Озу проваливается, а сам Озу скрывается. Главный герой возвращается в комнату и понимает, что всё пошло наперекосяк. Время отматывается назад…
Легенда о комнате в четыре с половиной татами
Зачем вступать в какие-то там клубы, если всё равно ничего не добьёшься? Лучше провести свою жизнь спокойно, занимаясь любимыми делами в комнате и никуда особо не торопясь. Главный герой просыпается утром в своей комнате и рассуждает о том, что нет ничего лучше, чем комната в четыре с половиной татами. Но, решив всё же отойти на улицу, герой понимает, что не может выйти. За дверь оказалась ещё одна комната в четыре с половиной татами… Возможно, всё это сон, но ни попытки снова заснуть, ни переждать ни к чему не привели. Ваташи вспоминает, что на днях виделся со старухой-гадалкой и так сказала, что он в большой беде, но у него всё ещё есть шанс всё исправить.
Постепенно кончилась еда, но удачно за дверью в соседней комнате нашлась кастелла. В принципе, будучи неограниченным в еде и воде, здесь можно жить, а потому герой признаёт, что оказался в таком своеобразном «раю» только для него одного. Он рассуждает о том, как мог бы изменить эти серые комнаты, построив здесь свою настоящую утопию. Но тут же герой напивается остатками алкоголя и сознаётся, что ему хочется от сюда сбежать.
ГГ отправляется в путешествие по другим комнатам. В одной из комнат помимо еды ему удаётся найти 1000 йен и понимает, что и в других комнатах такие же деньги наверняка есть.
Пройдя ещё 100 комнат и собрав 100 000 йен, герой замечает, что комнаты немного отличаются. Пусть это и остаётся его комната, но количество вещей в каждой разное. Ваташи начинает понимать, что всё это – его комнаты из альтернативных вселенных, в которых он принимал разные решения на жизненном пути. Внезапно, в окне он видит самого себя и пытается пролезть через окно и позвать на помощь. Но «тот» Ваташи пугается и выгоняет его обратно, закрывая проход.
Прошло уже два месяца с начала петли и герой вспоминает, как ранее к нему приходили какие-то два странных типо, которые искали Озу. ГГ начинает осознавать, что рай для него всегда был снаружи комнаты, а Озу всегда был его реальным единственным другом, прошедшим через всё то, что и он сам.
В одной из комнат обнаруживается телефон Озу, разблокировав который ГГ узнаёт, что Озу был влюблён в Кохинату и хотел устроить ей свидание на дирижабле. На фоне этого Ваташи вспоминает, как сам познакомился с Акаши и как нашёл её игрушку Мачиган, которую всё никак не решался вернуть.
Он решает во что бы то не стало отнести игрушку девушке и, как только он её хватает, петля рушится, и герой вырывается наружу на мост во время праздника. Идя в толпе, герой видит остальных людей в разных нарядах. Тут мимо пробегает Озу в женском платье, но его загоняют в угол. Ваташи спешит на выручку к другу, пока в это время с него слетает одежда. Вместе с Озу они падают в реку, где Ваташи из-за всех сил держит друга, чтобы того не унесло по течению. Озу сломал ногу, но они вместе выходят на берег. Ваташи отдаёт Акаши игрушку и решается пригласить её на ужин в лапшичную, а та только того и ждала. После этих событий Ваташи решает изменить свой стиль жизни, становится учеником-приемником учителя Хигучи, переезжает в комнату на шесть татами, а также гуляет с Акаши. Гадалка тем временем начинает раздавать котят. В конце всего ГГ с Акаши приходят навестить Озу, где в шутку допрашивают о его любви к Кохинате. Время продолжило свой ход.
Мораль сей басни такова… (Разгадка сюжета)
Каждый божий (сурочий) день с героем происходит примерно одинаковый набор событий, что создаёт определённое чувство фаталичности происходящего: он выбирает какой-то институтский кружок, дабы завести друзей и подруг; он не может найти ни с кем общий язык за исключением Озу, который по факту является его частичной противоположностью; встречает гадалку; у него не удаётся устроить свою жизнь так, как ему хочется и он начинает сожалеть о зря потраченных двух годах жизни.
В конце каждой «итерации» Ваташи в одиночестве поедает кастеллу, которую, как говорилось в самом аниме, «нужно есть с кем-то», а также смотрит на висящую перед глазами игрушку Мочигана и рассуждает о том, что снова упустил свой шанс. Неважно, какой кружок выбирает герой, по пятам его всегда преследует неудача, источником которой он по праву считает своего бесноватого друга по имени Озу.
Основным двигателем философской мысли в аниме, кроме самого героя, можно считать учителя Хигучи, который периодически задвигает умные мысли, а также сам является демонстрацией определённого величественного образа жизни. Хигучи неоднократно заявляет герою, что, пусть он и не сможет стать тем, кем он хочет, но будет ещё хуже если он не попробует, а результат – есть результат.
В одной из первых серий герои видели, как на берегу реки учитель Хигучи пел песню, повествующую о разнице между многоугольниками и кругами, тем самым проводя аналогию к жизни героя – неважно в какую сторону ты пойдёшь, ведь у круга всё равно нет сторон и углов. Кроме того, учитель был известен тем, что уже восьмой раз оставался на второй год, но не стеснялся этого в противовес его друзьям, которые уже являлись кандидатами наук. О книге, которую читал учитель, мы напишем ниже.
Не менее важную роль во всём аниме играет старуха-гадалка. Каждую серию она говорит герою о том, что у него ещё есть шанс всё исправить, намекая, очевидно, на игрушку Мочигана, висящую у героя в комнате прямо перед носом. Как только ГГ вернул бы игрушку Акаши, многие из его проблем решились бы, но он наотрез отказывается верить в возможность такого исхода, а потому игнорирует слова гадалки.
Саму комнату в четыре с половиной татами можно рассмотреть, как двоякий символизм. С одной стороны, комната, выложенная таким образом, представляет из себя квадрат «ограниченный» собственными углами, как и пелось в песне Хигучи. С другой же стороны, татами в этом квадрате выкладываются вокруг по часовой стрелке, создавая некий узор колеса (подобный тому, как изображают славянский «коловрат»), что может символизировать некую «бесконечную петлю», отсылая нас к «петле», в которой оказался главный герой.
В последней арке аниме герой оказывается заперт в собственной комнате в пространственной петле. Серия начинается с эндинга, а заканчивается опенингом. Поначалу, Ваташи нравится собственная комната, а образование петли он считает созданием некоего «рая для одного». Здесь он полностью предоставлен сам себе и может самостоятельно вершить свою судьбу так, как ему хочется. Но со временем герой начинает осознавать и страдать от собственного одиночества. Ему начинает не хватать взгляда со стороны, а также возможности заниматься хоть чем-нибудь за пределами этой комнаты.
Герой начинает обращать внимание на различия в комнатах, обоснованные его альтернативными решениями, отчего может рассмотреть свои поступки и их итоги в совокупности, а не по отдельности. Вместе с этим он вспоминает своих друзей и знакомых, и, проводя аналогию с самим собой, понимает, что ни на кого из людей нельзя смотреть однобоко, ведь каждый из них это многогранная личность, содержащая в себе самые различные стороны характера. Таким образом, он и принимает Озу, который в отличие от главного героя, всегда старался брать от жизни всё, не ограничиваясь какими-то мнимыми «возможностями».
В конце концов герой осознаёт, что единственное на что он действительно никогда не решался – это отдать ту самую игрушку Акаши, и теперь он решается на это. Попадая в эпилог всех событий, герой видит свой шанс всё изменить и без лишних раздумий кидается на помощь. По дороге у него сначала меняется наряд, а потом и вовсе слетает одежда, символизируя, таким образом, освобождение от какого-то определённого пути, оставаясь голым и чистым в принятии собственных решений. Герой исправляет всё то, что могло пойти наперекосяк и принимает результат всех прошедших событий «как есть»: принимает участие в прокси-войне, дружит с Озу, гуляет с Акаши и т.д.
Основная мысль, которую хотелось бы в итоге выделить из произведения: неважно, какой жизненный путь мы на самом деле выберем, главное – не тратить время на сожаления, и использовать все шансы, чтобы изменить сложившуюся обстановку. Ну а то, что не получилось исправить, стоит принять «как есть», ведь жизнь продолжается. Каждый из нас индивидуален и подобен «кругу», а потому, кто знает, куда нас заведёт наш безграничный характер и возможности?
Причём тут «20 000 лье под водой?»
В аниме регулярно встречаются отсылки к роману Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Учитель Хигучи большую часть серий читает саму книгу, попутно отмечая места на глобусе, а в конце некоторых сюжетов отдаёт книгу с глобусом Ваташи, говоря, что наконец отправляется в путешествие. Кроме того, наиболее очевидные отсылки встречаются в последней арке аниме, где герой оказывается заперт в собственной комнате. Он начинает обозревать свою комнату так, как будто она находится глубоко на дне океана, а за подзорной трубой на неё смотрел даже сам капитан Немо. Герой хочет построить в своей комнате личную «утопию», что тоже является отсылкой к «Двадцать тысяч лье под водой».
Вкратце напомню о чём сюжет «Двадцать тысяч лье под водой». Учёные США прошлого организовывают экспедицию с целью найти в Тихом океане «неизвестное животное», которое уже давно мешает судам переплывать океан. По счастливой случайности учёные попадают на борт подводной лодки «Наутилус», которая и является «неизвестным животным». Правит подводной лодкой капитан Немо, который давным-давно возненавидел общество, построил вместе с командой эту лодку и навсегда ушёл в море. Лодка была оснащена полностью автономной системой, а потому была полностью изолирована от внешнего мира. Несмотря на полную изоляцию команда всё равно периодически помогает народам суши, исследует океан, а также совершает научные открытия. По ходу романа члены экспедиции постепенно пытаются сбежать из «заточения», что им и удаётся в конце книги.
В целом, всё аниме является одной своеобразной отсылкой на книгу «Двадцать тысяч лье под водой» и на темы, которые там поднимаются с помощью одинокого капитана Немо. Идея первоначальной изоляции, построение собственной утопии, а затем осознание собственных возможностей (например, путешествие в Атлантиду, Грецию, Арктику) лежит хорошим костяком в обоих произведениях, поэтому становится понятно, откуда черпал вдохновение японский автор.
Итого
Данное произведение отлично зайдёт любителям не слишком простой, но позитивной философии, а также психологии личности или психологии самосознания. Крайне рекомендуется всем молодым мужикам, кто ещё только стоит на выборе своего жизненного пути, либо находится в затруднительном положении. Аниме может показаться скучным в первые несколько серий, но это необходимо для логичного построения всей вселенной. И пусть вас не пугает старая абстрактная рисовка, но это того стоит! Приятного просмотра!
Похожие аниме:
Пинг-понг (2014)
Прощай, унылый учитель (2007)
Добро пожаловать в NHK! (2006)