Он вам не Хооин Кёма! Монография одного героя, из некогда моего самого любимого аниме.
Заметка, что должна была стать частью разбора Steins;Gate, которого уже никогда не будет.
На первый взгляд, Steins;Gate может показаться довольно простой, местами захватывающей и крайне извилистой историей о путешествиях во времени в попытке избежать судьбы. На самом же деле сериал пропитан множеством неоднозначных моментов, направленных на погружение и обоснование тех или иных решений, принятых его персонажами. Изначально игра в жанре Visual Novel родом из 2009 года, в 2011 году адаптированная в аниме-сериал, после получивший улучшенную версию игры под названием Stein;Gate Elite, использующую вместо CGI фрагменты из аниме, повествует о группе подростков из Токио, проживающих в Акихабаре. Сюжет описывает то, как они случайно обнаруживают способ отправлять сообщения в прошлое, погружаясь в процессе экспериментов в лабиринты заговоров и трагических смертей. За всем действом можно легко упустить то, сколько времени уделяется представлению и описанию зрителю образа «безумной» альтернативной личности главного героя сериала — Rintarou Okabe.
Безумный ученый
С первых кадров аниме встречает нас монологом Окабе, 18-ти летнего студента университета, который кажется вообще не посещает занятия. Он без видимой на то причины носит лабораторный халат, использует микроволновку для превращения чужих фруктов в некоторое подобие несъедобного желе, самодовольно и во весь голос выкрикивающий свой псевдоним — Хооин Кёма!
«Феникс жестокой реальности»
Никто до конца не знает, кто такой Кёма и почему Окабе кличет себя им, но при каждом удобном и не очень случае настаивает именно на таком обращении к себе. Самого же себя Окабэ описывает как
Мое имя… Кёма. Сотрудник лаборатории 001. Основатель этой лаборатории. Искатель хаоса, разрушитель правил этого мира. Безумный учёный… Хооин Кёма!
Данная фраза, по большей части, относится к заблуждениям Окабе о том, что некая «Организация» контролирует мир из тени.
Будь то Кёма или фантомная "Организация", оба эти понятия существуют лишь в сознании Окабе, что сродни некоторой части замысловатой фантазии, которая окружает факт создания Future Gadget Lab (Лаборатория Гаджетов Будущего) далее просто FGL.
Под пафосным названием FGL скрывается обыкновенная квартира, пребывающая в довольно сильном запустении, захламленная разной всячиной, но имеющая далеко не последние значении в жизни Окабе и его друзей, проводящих на своей «базе» почти все свое свободное время, волей и не волей подыгрывающие бредням Окабе.
В образе Кёмы, Окабе просто невыносим. Вечно кричащий, оскорбляющий окружающих, использующий в своей речи случайные слова из английского языка и принимающий фальшивые телефонные звонки от невидимого и как факт несуществующего начальства, поручившего ему слежку за действиями все так же несуществующей «Организации».
Вот он, на первый взгляд глубоко укоренивший образ второй личности главного героя. В принятом образе, он игнорирует возражения и мнения других членов лаборатории, включая Маюри, друга детства Окабе, Итару, извращенного хакера и по совместительству однокурсника, и Курису, подлинного научного гения, которую Окабе пренебрежительно величает Кристиной и относится к ней не боле чем как к своему ассистенту.
Кёма параноик, дающий каждой миссии нелепое, слишком завышенное название взятое из скандинавской мифологии, пунктуализируя свой выбор фразой «El.Psy.Congroo». Окабе не имеет никакого представления об общественном сознании своих современников. Более того, этот факт граничит с откровенным женоненавистничеством в поведении его альтер эго. По сути, Кёма — интернет аватар Окабе, созданный из плоти и крови. И, как и многие другие онлайн-персоны, этот персонаж изначально существует только ради раздувания своего чувство важности, что подтверждается принятием абсурдных и кажущимися крутыми лишь ему одному позами, которые Окабе видел в каком-то кино или аниме.
Такое поведение само по себе уже кажется раздражающим, но этот импульс крайне легко понять. Желание почувствовать себя важным, пожалуй, самая большая часть причины, по которой кто либо мечтает стать героем или демонстрирует себя центром собственного повествования. Но по мере развития истории в Steins;Gate, мы начинаем узнавать больше о том, почему существует Кёма и на сколько данный образ важен как для самого Окабе, так и для остальных членов FGL.
Меняя будущее
Большая часть событий в Steins;Gate происходит из так называемой точки невозврата.
Далее по тексту следуют спойлеры
Ближе к середине сериала Маюри погибает в результате внезапного рейда SERN на FGL, от чего Окабе вынужден использовать прототип устройства, которое способно считать воспоминания и отправить их в прошлое, тем самым перезаписав память воспоминаниями из будущего. Получив подобную силу, Окабе пытается спасти Маюри, снова и снова проходя через боль и отчаянье от потери близкого человека. Но к сожалению, ни одной из попыток не суждено увенчаться успехом.
В конце концов, перед ним встает роковой выбор:
- Спасти Маюри, но тем самым убить Курису
- Спасти Курису, но тем самым убить Маюри
Независимо от того, через какую временную линию он пройдет, в конечном итоге умрет один из двух людей, которые ему крайне небезразличны. Это невыносимая ноша, давящая на привычное восприятие реальности. И Steins; Gate 0 показывает нам это, ведь второй сезон по сути описывает события мировой линии, на которой Окабэ принял решение позволить Макисе Курису умереть, тем самым бросив все попытки отыскать возможность для спасения обоих.
На мировой линии 1.129848%, поля аттракторов Beta, Окабе полностью отказался от личности Кёмы:
Повседневная одежда изменилась в пользу классической черной рубашки, а лабораторный халат на нем больше не появляется. Окабе стал больше следить за собой, посещает занятия. Маюри отмечает что теперь Окарин — «Полностью нормальный человек», но его глаза полны печали. Поведение, во многих отношениях, улучшилось — он стал более внимательным к людям, обращается к друзьям по их реальным именам, а в общем походит на типичную социальную единицу. Но внутри он мёртв, влача жалкое существование в состоянии полной разобщенности, не поднимая головы, вызывает массу беспокойства среди своих друзей.
Наблюдая скверное положение дел и весьма резко сменившееся настроение всего сериала, нам, как зрителю, особенно радостно наблюдать как казалось бы совершенно потерявший цель и всякий смысл своей жизни, Окабе снова облачается в облик Кёмы, торжествуя над устоявшимся порядком пространства и времени. Сам по себе тайтл преобладает мрачной атмосферой, но как Окабе постепенно находит выход из тупика, зритель приобретает нарастающее чувство надежды на счастливый финал.
Ключевым фактором нахождения заветных Врат Штейна, является принятие своей безумной личины — Хооина Кёмы. Так необходимой из-за острых границ аффектации, ведь настоящий Окабе всего лишь 18-ти летний подросток, совершенно неспособный к тому, что бы противостоять мировому заговору, не говоря уже о древнейших законах вселенной. В то же время Кёма не видит никаких препятствий на своем пути и верит в свои силы, ведь он просто-напросто сумасшедший.
День сурка
На протяжении всего повествования Окабе сталкивается с тем, что почти буквально является олицетворением "Вечного возвращения" Ницше, в котором человеку предлагается вообразить возможность бесконечного повторения цикла, переживая одну и ту же жизнь многократно. Прежде всего это способ понять цель и смысл своей жизни, ценности, понять, есть ли у вас то необходимое, чтобы преодолеть возникшие перед вами проблемы. Даже когда эти проблемы, кажется, составляют саму жизнь. Все дело в реакции. Пусть первоначальная реакция Окабе на необходимость вечного повторения состоит в решении сдаться и признать себя принципиально пассивной игрушкой судьбы, реакция же Кёмы на годы разрушительных повторений одних и тех же событий, а в конечном счете, годы болезненных, повторяющихся прыжков во времени — почти идентична реакции Ницше на сверхчеловека — Смех.
Именно это головокружительное, дискомфортное чувство игры, позволения себе следовать, казалось бы, иррациональному набору принципов, делает Окабе таким харизматичным и, в конечном счете, возможно, вдохновляющим. В конце концов мы узнаем, что происхождение персонажа Кёма произошло не из социальной сети или сёрфинга в интернете, а из разговора с Маюри, на могиле ее бабушки. Он придумывает личность, чтобы взять Маюри "в заложницы", тем самым не дав ей "уйти", под чем явно подразумевается приступ суицидальных мыслей. Пусть он довольно часто груб с окружающими, но ничем не сдерживаемый энтузиазм Кёмы позволяет Окабе как укрепить свои связи с людьми, так и относиться к взаимоотношению с ними более серьезно.
Самый триумфальный и экстатический момент в сериале не найденный путь к Вратам, не разрушенные планы SERN и даже не факт предотвращения третьей мировой войны. А именно то, когда после нескольких месяцев депрессии и изнурительной серии скачков во времени, включающие в себя захватывающий побег из постапокалиптического военного плена, Окабе совершает для себя невозможное и снова становится Кёмой.Нам не показывают полностью весь процесс трансформации главного героя, ведь сам Окабе в значительной степени находится за декорациями невероятного пути к своему возвращению. Вместо этого мы видим потрясенных, растерянных и обрадованных членов FGL. Крупный план ухмыляющегося Окабе, готового снова сыграть свою роль, без промедлений натягивающего свой лабораторный халат, становящийся его доспехом.
Он все еще ведет себя как полный идиот, но он поступает так с определенной целью. Как неоднократно признает сам Окабе, Кёма — это не более чем чепуха. Но данный образ существует для того, чтобы сделать жизнь более интересной, иначе говоря достойной того, что бы жить.