«Монстр, у которого не было имени»

Однажды блистательный нейрохирург Кензо Тэнма решил, что «все жизни равны», и выбрал врачебный долг вместо карьерного роста. Он прооперировал мальчика с травмой головы. И мальчик этот оказался монстром.

«Монстр, у которого не было имени»

Философия произведения строится на извечной теме жизни и смерти. Все ли жизни равны? Все ли люди достойны жизни? Блистательный нейрохирург Кензо Тэнма уверен, что жизнь каждого человека имеет значение. Как врач, он видил свое призвание в спасении людей. Еще до начала основных событий манги судьба испытывала характер Тэнмы. Он – идеалист, с высоким чувством справедливости. При этом ему приходилось писать статьи за своего начальника, которые публиковались под чужим именем, а также оперировать пациентов в том порядке, как это было выгодно клинике. Так, влиятельные люди ложились на хирургический стол Тэнмы, в том время как другие, которым нужна была экстренная помощь, умирали от рук менее профессиональных врачей. Все эти обстоятельства давили на Кензо, хоть он, будучи скромным японцем в чужой стране, пытался скрыть это и подстроиться под правила игры. Он всячески пытался игнорировать тот факт, что его использует, а любимая девушка рядом только из-за возможного карьерного статуса. Однако произошедший с ним инцидент меняет все и ставит под сомнение идеологию героя. Он спас жизнь маленькому мальчику, который в дальнейшем вырос в настоящего монстра. Тэнма встал перед дилеммой: правильно ли он поступил, вытащив маленькое чудовище с того света? Герой потерял все и отправился в путешествие, главная цель которого не наказание Йохана за зверские преступления, а испытание самого себя и своего морального компаса.

Тэнма столкнулся с ужасными подробностями детства Йохана и узнал о бесчеловечных опытах над детьми ради создания идеально солдата. Герой оказался на перепутье, судьба как бы испытывала жизненные принципы беглого хирурга на прочность. Он познакомился с доктором Шуманом в глухой деревеньке. Мужчина выбрал дорогу, от которой когда-то отказался Тэнма, выбрав прооперировать маленького Йохана вместо губернатора. Шуман взбирался вверх по карьерной лестнице, писал научные статьи для начальства, прислуживался. Ему удалось достичь успеха, но в погоде за мнимыми богатствами и славой, он потерял свою любовь. У него совсем не осталось времени на семью.

Несмотря на все ужасы, открывшиеся Тэнме на его пути, он не изменил себе. Пистолет в его руках так никогда и не стал инструментом для возмездия. Тэнма был мягок и добр к встречающимся на его пути людям. Подобно миссии, он пытался вразумить преступников, пропагандируя мысль о том, что все жизни важны, а любое убийство не может быть оправдано. Даже в бегах Тэнма помогал больным, оказывал первую помощь, отгоняя нависающую над ними смерть. Он спасал и тех, кто, ослепленный своей правотой, готов был убить героя. Например, Тэнма отвез в больницу раненного инспектора Рунге, который пару мгновений назад гнался за бывшим нейрохирургом в попытке пристрелить. Впервые ранив человека (но не убив его), Тэнма начал сомневаться в себе. Достоин ли он называться доктором? Врачи должны лишь спасать жизни, а не калечить. Бурные событие, произошедшие с Кензо в Праге, сильно подкосили его. Однако свет неизменно пробивался сквозь разросшуюся в сердце тьму. Тэнма сохранил в себе человека, придерживаясь своим идеалам до конца. В момент кульминации, герой не застрелил, а снова вытащил с того света Йохана. Он спас его второй раз не потому, что Йохан это заслужил, а потому что жизнь не перестаёт быть ценной.

«Монстр, у которого не было имени»

Но за жизнью всегда следует смерть. Йохан Либерт – олицетворение настоящего хаоса, ужаса и зла. Он первоклассный манипулятор. Его природа жестока и хладнокровна. Смерть и убийства преследовали его с детства, он был глубоко травмирован. Поэтому многие отбросы общества – воры, убийцы, мелкие преступники – тянулись к нему и чувствовали с Йоханом связь, когда им приходили письма от него. Но со своими наемными работниками юношу сближали не только травмы и тяга к умерщвлению. Йохан прекрасно умел втираться в доверие. Его лицо было неизвестно наемникам, как и настоящее имя. Они ничего не знали о нем, но мастерство слова и манипуляции заставляли довериться таинственному незнакомцу. Некоторые преступники понимали, с кем имеют дело, слишком поздно. Йохан не считал с людьми, не испытывал эмпатии. Убить человека – как раздавить комара. Исполнив свою задачу, они становятся не нужны. Но некоторые нанятые убийцы так проникались харизмой неуловимого монстра, что действительно считали его другом. В этом признается серийный убийца Юргенс на допросе у криминального психолога. «Я все еще думаю... Возможно, он действительно мой друг», – говорил маньяк.

Йохана сравнивали с Гитлером и даже с Иисусом Христом. Йохананом, как бесконтрольной и безграничной силой, интересовались многие политические группировкам для осуществления своих целей. Однако гениальному подростку это было неинтересно. Проницательный, скрытный и расчетливый, он никогда не стал бы марионеткой в чужих руках. Мелочный расизм и предубеждения совершенно не заботили Йохана, ведь он смеялся над всем человечеством.

Йохан Либерт так изощрен и аккуратен, что на протяжении практически половины произведения читателя окутывают сомнения: а был ли он вообще? А точно ли эти преступления совершает Йохан? Он так молод, так неуловим. Человек ли он вообще? Может, герои гонятся за призраком? Иногда даже ловишь себя на мысли, что согласен с Рунге в том, что Йохан – лишь выдумка Тэнмы. Безусловно, когда сам виновник торжества появляется в действии, все сомнения растворяются. Он – сущий монстр. Но кто сотворил его? И ответ на этот вопрос действительно ужасает. Поэтому Йохан, на мой взгляд, один из самых любопытных антагонистов.

Как говорил Фрейд, все проблемы идут из детства. Секрет зарождения монстра имеет двойное дно, и это поражает. Вначале нам ясно дают понять – Йохан воспитывался в приюте 511, где ставили опыты над детьми: стирали им личность и эмоции. Безусловно, это сильно повлияло на мальчика, однако первое зерно сомнения появляется, когда бывшие работники приюта утверждают, что именно Йохан принес с собой хаос и нарушил течение эксперимента. Кажется, трагедия героя глубже, чем увиденные зверства в приюте. И это так. Кто создал монстра? Загадочный Франц Бонапарте? Или мать близнецов? Женщина не различала своих детей. Что Нина, что Йохан одевались одинаково, идентично выглядели. Он – это она, она – это он. Однако Анна была вынуждена так воспитывать детей. Вместе со своим возлюбленным она стала частью эксперимента, когда мужчины и женщины отбирались по интеллекту, расе, физическим признакам. Так проходила сортировка, чтобы создать идеальных детей. Мать Йохана могла стать хорошим родителем, она даже дала близнецам имена, но эксперимент уже был запущен. Им запретили иметь имена. В утробе матери дети росли с установкой: «Мои будущие дети отомстят вам». И Йохан действительно отомстил. Он хотел уничтожить всякое воспоминание о себе. Перестать существовать. Если никто не знает о тебе, не видел тебя, не зовет по имени – ты не существуешь.

Но все же кто призвал монстра? Откуда он пришел? Последнее воспоминание Йохана, когда он очнулся от комы, дает нам ясно понять, где действительно находится корень зла. В тот день, когда в особняк Красных Роз должен был отправиться только один близнец, мать не могла выбрать. Она толкала то одного, то второго. Близнецы были идентичны. Кого она действительно готова была отдать, зная, что психика ребенка надломится? «Кто ей был не нужен?», – спрашивает Йохан у Тэнмы. Этот эпизод мальчик, вероятно, воспринял, как предательство. Он чувствовал себя ненужным. Йохан, так и не понял истинных мотивов матери и не знал, кем она на самом деле собиралась пожертвовать. К этому в идеальном тандеме встают увиденные в раннем возрасте многочисленные убийства. К тому же рассказ Нины, которая была в особняке Красных Роз, так вдохновил Йохана, потому что у него не было собственного «Я», он не видел границ с сестрой. Ее воспоминания – его воспоминания. Поэтому услышанное травмировало мальчика даже сильнее, чем саму Анну.

На ключевую роль матери в появлении травмы Йохана намекает и диалог антагониста с сироткой Милошом в главе «Самая жестокая вещь». Мальчик хотел найти свою маму и уверен, что узнает ее из тысячи, а она – его. Однако Йохан не спешил обнадеживать ребенка. Он спросил его: «Кому ты нужен? В чем причина твоего существования? Разве твоя мать не бросила тебя, потому что ненавидела?». Милош в данном случае служил зеркалом, в которое смотрелся Йохан и говорил вовсе не с мальчиком, а с самим собой. Эти вопросы Йохан задавал себе, потому как глубоко внутри чувствовал, что разочаровал мать. Все эти годы в нем росла обида. Йохан никогда не был уверен в своей самости, нужности и, главное, – в любви матери к нему. Ее предательство глубоко засело в сердце мальчика, уничтожив любые чувства. А в дальнейшем попадание в приют 511 только усугубило симптоматику Йохана.

«Монстр, у которого не было имени»

На фоне Йохана удивительным кажется феномен Нины. Хоть она собственными глазами видела убийство свыше сорока человек, переживала снова и снова смерти от рук своего брата приемных семей – несмотря на это, девочка смогла жизнь полноценную жизни. Если психика Йохана стерла лишь часть воспоминаний и исказила их, то у Нины была полная амнезия. Этот защитный механизм и помог девушке двигаться дальше. Она была способной студенткой, любящей дочерью, приветливой соседкой. Пока Йохан не пришел за ней. Снова.

Близнецы, хоть и были одним целым в детстве, очень разные. Если философия Йохана заключается в том, «что единственное, в чем люди равны, - это смерть», то Нина поддерживает идею Тэнмы о важности жизни. В отличие от Йохана, Нина не убийца. Она обрела новое имя и новое «Я». На протяжении всего произведения девушка называла себя «Ниной». Она приняла свое прошлое, но отрицала то зло, которое ей пытались навязать.

Тема имени фигурирует практически в каждой реплике. Имя выделяет нас, является опорой для появления личности и самосознания. Те, кто лишены имени, лишены и Себя. Имя также служит доказательством того, что человек жил, что он вписан в историю. У Йохана и Нины нет этих имен, и они, подобно призракам, слоняются неприкаянными. Поэтому Йохана не волнуют смерти, ведь у него нет имени – он не существует. И даже имя «Йохан» мальчику дал генерал Вольф, когда встретил близнецов на чешской границе.

«Монстр, у которого не было имени»

Невероятно, как просто, но при этом глубоко прописаны второстепенные герои манги. Некоторые из них появляются только в паре глав или вовсе в одной. Так, например, женатая пара, которая помогала Тэнме и Дитеру добраться до Фрайхама. Мужчина работал полицейским и был профессиональном своего дела. Он мог почувствовать убийцу, лишь посмотрев на него. Однако к закату жизни мужчина ушел в отставку. Вначале это объясняется возрастом и плохим здоровьем, но дальше выясняется, что сын пожилой пары совершил убийство. Это глубокого задело бывшего полицейского. Но встреча с Тэнмой поменяла что-то в мировоззрении мужчины. Он видел фотографии японца в полицейском участнике, но не сдал героя и помог ему добраться до нужного места. Бывший блюститель закона не чувствовал в Тэнме ни капли зла, и сам Кензо был очень добр и мягок со своими попутчиками. Тэнма помог растопить сердце пожилого полицейского, и он простил сына за убийство. «Возможно, Роберт [их сын] и совершил преступление, но он не плохой человек», – пришел к осознанию мужчина. Это простая и коротенька история второстепенных персонажей, которые больше не появятся в произведении. Мангака даже не называет имен этих героев, но они получились такими чистыми и искренними, что невольно влюбляешься в них.

Другой пример хорошего второстепенного персонажа – Ричард Браун. Частый детектив, уволившийся из полиции из-за того, что выстрелил в подозреваемого преступника и убил его, будучи в стельку пьяным. После этого жена с дочерью ушли от него, а сам Ричард начал ходить к психологу и бросил пить. Восхищает стойкость героя: даже когда долгожданная встреча с дочерью сорвалась, Ричард не притронулся к алкоголю. Ради дочери, пусть та и держала глубокую обиду, детектив готов меняться к лучшему и двигаться дальше. Он все еще горел своей работой и начал новое дело. В итоге в глазах окружающих он поменялся в лучшую сторону, но Йохан видел каждого человека насквозь. В личной встрече он припомнил детективу, что тот совершил убийство совершенно трезвым, вынеся человеку приговор с расчетливой головой. И это сломало и без того неустойчивую психику Ричарда.

Один из самых трагичных героев манги появляется практически в самом ее конце. И речь, конечно, о Гриммере. Бывший воспитанник приюта 511 иллюстрирует, какие ужасы происходили с детьми, подвергнутыми эксперименту. Гриммер – это собирательный образ всех тех покалеченных ребят. На первый взгляд, он кажется обычным человеком. Для того, кто пережил ужас, он слишком часто улыбается. Однако улыбка Гриммера искусственная. В приюте детей лишали возможности испытывать хоть какие-либо эмоции. Герой признается, что ему пришлось учиться эмпатии заново, а самым сложным было – заново улыбаться. Гриммер не знал, как реагировать на чужие слезы, улыбку, смерть. Он мог лишь имитировать эмоции, но не проживать их по-настоящему. Можно утверждать, что создатели детского дома ломали и превращали юных воспитанников в психопатов. Гриммер признавался, что даже на похоронах сына не плакал, ведь чувство любви ему чуждо. Он просто не понимает его. Оттого сильной и эмоциональной является сцена, в которой Гриммер обнимает травмированного Милоша и начинает плакать. Искренне плакать. Сам герой и не сразу понял, что произошло с его лицом, ведь это никогда с ним раньше не случалось.

«Монстр, у которого не было имени»

Еще больший интерес вызывает Рунге – инспектор из Федерального ведомства уголовной полиции Германии. Он невероятно умен и прагматичен. Его разум подобен компьютеру – феноменальная память. Рунге перебирает пальцами в воздухе, когда ведет диалог с подозреваемыми или изучает материалы дела – так он вносит в свой «мини-компьютер» в голове все важные детали. Рунге не видил ничего, кроме работы. Пока под крышей его дома жена ушла к любовнику, а дочь забеременела, сам инспектор запирался в кабинете и продолжал работать. Кажется, он лишен всякой эмпатии и погружен в лишь в работу. У Рунге нет друзей и – в дальнейшем – семьи, нет хобби и, кажется, личности тоже. Он практически не отдыхает, а цель его существования – расследования. У инспектора нет нераскрытых дел, кроме одного – убийство Либертов, одной из приемных семей Йохана и Анны. Но даже такого опытного детектива монстр смог пустить по ложному следу. Рунге рисковал всей своей карьерой, чтобы посадить Тэнму, ведь именно он кажется ему серийной убийцей, а Йохан Либерт – лишь вторая личность в голове японца. Даже если нет никаких улик, Рунге просто не мог принять тот факт, что ошибся. Ведь он – безупречный механизм по раскрытию преступлений. Однако помешанность на Тэнме ломает весь механизм. Рунге становится так одержим бывшим нейрохирургом, что упускает настоящих преступников у себя перед носом.

В контексте второстепенных персонажей нельзя не назвать Еву. Ценности, в которых она росла с детства, были эгоистичными и материалистичными. Она первая, кто говорит Тэнме о том, что не все жизни равноценны, и это приводит главного героя в ужас. Он, наконец, понимает, что его невеста и он – из разных миров. В дальнейшем Ева придумывает все более изощренные способы унизить Тэнму: придает, уходит к другому мужчине, грозиться сдать бывшего полицейским. Когда избалованная принцесса поняла, кто по-настоящему любил ее все это время, когда она достаточно обожглась об других мужчин, было уже поздно. Вся значимость Евы строилась на статусе ее отца – директора клиники. Когда он умер, девушка осталась ни с чем. Она жила лишь на наследство и разделенное после многочисленных разводов имущество. Жизнь Евы можно было назвать жалкой. Она ничего из себя не представляла, пользуясь чужими благами. С каждым днем героиня опускалась все глубже и глубже на социальное дно: пропадала в барах, спала за деньги. От прежней аристократки, знающей себе цену, не осталось и тени. Несколько лет Ева жила с зияющей рано от утраты отца и Тэнмы. Бывшего она ненавидела и обожала одновременно. Даже на грани смерти, девушка вспоминала его лицо и отчаянно звала на помощь. Несмотря на теплящиеся чувства, Ева была горделива и эгоистична, поэтому не могла простить предательство Тэнмы, когда он отверг ее чувства. Тэнма видел Еву насквозь, все ее слабости, и это невероятно злило бывшую аристократку. Гордыня затуманила ей разум и оказалась сильнее любви. Вместо того, чтобы помочь или хотя бы извиниться перед Кензо, она, точно умалишенная, грозилась засадить бывшего и всюду таскалась с его фотографией, невероятно ею дорожив.

Трагедия Евы в том, что она в одночасье потеряла все, что у нее было, и не смогла с этим смириться. Вместо этого она погрузилась в сильную алкогольную зависимость. Именно алкоголь помогал ей приглушать боль и двигаться дальше, пусть и кривым и неуверенным шагом.

«Монстр, у которого не было имени»

В произведении нет «проходных» или картонных героев, все связаны друг с другом красными нитями. Каждое новое действующее лицо связано с остальными персонажами и лучше раскрывает их прошлую жизнь и мотивы. Большая часть героев существует отдельно друг от друга, но все они постепенно движутся к одной точке, где встретятся для кульминационного события. В конце манги все герои проходят трансформацию. Так, Рунге, наконец, понимает, что сбился с пути и начинает копать под Йохана. Ему удается узнать всю правду и даже помочь героям оставить кровопролитие. Он покидает БКА и восстанавливает отношения с семьей. Ева смиряется с болью, проходит курс терапии и начинает новую жизнь. Нина возвращается к учебе, а Тэнма – в медицину.

По манге также сняли аниме, и этот тот случай, когда адаптация ничуть не уступает оригиналу. Многие отмечают преимущественно аниме сериала. Так, например, первая встреча Тенмы и повзрослевшего Йохана в аниме более напряженная и эффектная, нежели в манге. Создатели сериала точь-в-точь перенесли работу мангаки на экраны, не исказив, а даже улучшив атмосферу произведения. С аниме «Монстр» я познакомилась в 2023 году и посмотрела его взахлеб. Тогда же я написала обзор, но он был поверхностный и ознакомительный. Теперь, прочтя и мангу, я составила более зрелый и детальный анализ произведения. Сравнивая оригинал и адаптацию, можно смело заявить, что сюжетно они никак друг от друга не отличаются. Можно смело выбрать то, как вам привычнее изучать новое произведение, и вы ничего не упустите.

«Монстр, у которого не было имени»

«Монстр» – уникальное произведение, которое не только поднимает философские и этические вопросы, но и позволяет посмотреть назад, вглубь истории, и увидеть человеческую природу – искаженную и уродливую.

63
3
1
1
1
29 комментариев