Аниме Шикимори
3 119

Как аниме превращает тихие уголки мира в крупные туристические точки

Аниме-туризм: бесполезная трата времени или паломничество XXI века?

В закладки
Кадр с аниме «Твоё имя»

Типичный отпуск для Майкла Вито, американца, живущего в Китае: перелёт из его дома в Шанхае в Токио, затем пересадка на четырёх поездах, чтобы добраться до Хиды, небольшого города в префектуре Гифу, и, наконец, 10 минут пешком до автобусной остановки. Он прибыл туда вовсе не за тем, чтобы сесть на автобус — это было бы странно, учитывая, что город прекратил их работу в прошлом году. На самом деле, автобусная остановка и была пунктом его назначения.

Вы спросите: зачем кому-то проделывать весь этот путь до заброшенной автобусной остановки в провинциальной глубинке Японии? Но лучше спросить так: почему целая дюжина людей делает это? Добравшись туда, Вито присоединился к небольшой толпе туристов, собравшихся в этом тихом местечке.

Это была не обычная автобусная остановка, а место действия из полнометражной картины 2016 года «Kimi no Na wa», известного на Западе, как «Твоё имя». Самый кассовый анимационный фильм в Японии (превзошедший даже оскароносный «Унесённые призраками» от студии Ghibli), а также четвёртый крупный японский анимационный фильм в целом. Фильм «Kimi no Na wa» добился огромного успеха на международном уровне, особенно в Китае, и в результате принес известность некоторым местам, которые бы вы не ожидали увидеть в туристических путеводителях.

Вито принимал участие в том, что японцы называют «сэйдзиджунрэй» — что буквально означает паломничество по святой земле, но в этом контексте переводится как паломничество по аниме. Американские туристы, как никто другой, знакомы с идеей посещения мест, где снимались телевизионные шоу или фильмы, но и японские поклонники аниме тоже посещают локации своих национальных анимационных фильмов. Маловероятно, но, возможно, это из-за того, что аниме зачастую имеет сеттинг реального мира и художники предпочитают рисовать фоны и сцены, используя в них реальные места, особенно повседневные. Представьте себе, что вы смотрите «Симпсонов» и видите идеальное воспроизведение химчистки за углом вашего дома.

Паломничество не ограничено определенными жанрами. Поклонники реалистичных историй вроде «Мартовского льва», рассказывающей о старшекласснике играющего в сёги (японский аналог шахмат), могут посетить места по всему Токио: от довольно скучного современного зала для сёги в районе Сендагая и небольшого местного храма, где игроки молятся за успех, до окрестностей в районе Цукисима/Цукуда, где традиционные деревянные здания контрастируют с современными высотками и парящей индустриальной красотой моста Чуо. Меняющие форму тануки и мифологические тэнгу из «Экзотической семейки», тоже принесли популярность реальным местам по всему Киото, от леса, в котором они живут вокруг храма Симогамо, до кафе и ресторанов, знаменитых достопримечательностей, таких, как река Камо, и торговых пассажей и трамваев, которые в одной из сцен преподносятся в виде великой иллюзии, созданной одним из тануки.

Когда-то довольно смутное хобби, аниме-паломничество, отныне стало достаточно популярным, чтобы туристы вкладывали в это свои деньги. Производства всё чаще имеют официальные сотрудничества с какими-либо местами с самого начала. Например, для недавней школьной драмы «Я хочу съесть твою поджелудочную» оператор трамваев, показанных в фильме, создал памятные билеты и объявления о прибытии поездов, записанные сэйю анимационной картины, а Такаока-Сити предложил карту паломничества и приложение для смартфонов. Местные жители обычно подключаются позже, когда посетители начинают прибывать. Так это было в случае с автобусной остановкой, когда мэр вынул старый знак из хранилища и переустановил его на остановке, чтобы та соответствовала сцене в фильме. Желание увидеть то самое место привлекло приблизительно 130 000 туристов в Хиду с августа 2016 года по июль 2018 года.

Этот вид широко разрекламированного паломничества является ответвлением от более интересной деятельности. До того, как рекламные акции стали обычным явлением для многих сериалов, не участвующих в подобных публичных мероприятиях, посещение аниме-мест означало убедиться в том, что оно существует в реальном мире.

Бутаитанбо или «охота за локациями», практикуется небольшим сообществом преданных поклонников и считается более сложной задачей. Цель состоит в том, чтобы найти и посетить локацию, а также сделать снимок максимально соответствующий скриншотам из аниме, а затем поделиться фотографией в Интернете. Хоть бэкграунд в аниме может точно воспроизводить реальное место, оно может и не иметь названия вовсе или ему может быть дано вымышленное имя, как в случае города с автобусной остановкой в «Твоём имени».

Как интенсивные исследования, так и случайные приступы вдохновения необходимы для бутаитанбо. Оно начинается онлайн с Google или Твиттера, где фанаты обсуждают теории и предлагают идеи.

Если я не могу найти какую-либо информацию, мне нужно перейти к следующему шагу. Я внимательно изучаю скриншот, чтобы найти подсказку для определения местоположения, например, береговой линии, реки, горы, моста, здания, станции и так далее.

говорит фанат, которого мы назовём Коичи
Цветение Сакуры на мосту Мидори-баси, как в «Форме голоса»

Наряду с визуальными подсказками, можно найти подсказки в манге, на которой основано аниме, о местонахождении студии или мест, с которыми связан автор, а также информацию из различных источников, раскрывающих тонкости производства. Одним из проектов Коичи был аниме-сериал «Ария», чьё действие происходило в Венеции, и он вспоминает, как пытался найти местоположение отеля, воспроизведенного в одном эпизоде. Не имея возможности найти что-либо в Интернете, он вспомнил, что на DVD был комментарий режиссера, в котором содержалась важная информация — модель находилась недалеко от Санта-Лючии, единственной железнодорожной станции в Венеции. Это позволило ему сузить поиск и найти отель онлайн.

Как только местоположение будет приблизительно идентифицировано, Google Maps и Street View приходит время для старомодной детективной работы, чтобы определить точное место. Другой поклонник бутаитанбу, известный как Endos, говорит что пытается угадать как персонажи могли бы перемещаться, чтобы добраться до локации:

Прогуливаясь, я могу неожиданно обнаружить сцену из аниме прямо передо мной и воскликнуть "вау"!

Endos

Просмотр телевизора, мультфильмов в особенности, часто высмеивают как пассивную и бесполезную деятельность. Но, когда вы просматриваете блоги, в которых люди делятся результатами серьёзных проектов по поиску сцен, например, веб-сайт Коичи для «Арии», становится ясно, что это совсем не так. И в век аниме у таких людей, как Коичи, появляется много возможностей для общения и привлечения друзей. Киото из «Экзотической семейки» столь же прекрасен, как и реальный (возможно, даже больше, поскольку он не кишит туристами); Синкай, режиссёр-аниматор «Твоего имени», не может создать даже пешеходный переход, не сделав его душераздирающе красивым. Это совсем не то, что выполненная грубым наброском пустыня, где обитает Вайл И. Койот, или навеянные мерчем города из Покемонов.

Endos описывает чувство нахождения в каком-то подобном месте как что-то, что подстёгивает его рвение к творческой работе. Эмоциональный толчок заключается в лицезрении трёхмерной версии сцены со всеми задействованными чувствами: запахами, ощущением лёгкого ветерка и звуками окружающей среды, оживляющими искусство.

Помимо взаимодействия с художественной формой, ощущаются и человеческие связи, возникающие при раскрытии локации. Исследования могут быть одиночными, ведь конечная цель состоит в том, чтобы найти открытые места и поделиться ими с миром. Например, Коичи стал источником информации для людей путешествующих в Венецию, а у Endos'a был один из тех завидных жизненных опытов, заключающийся в контакте с непосредственным создателем произведения. «Когда я опубликовал статью, рассказывающую о сцене из «Сада изящных слов», сам Макото Синкай высоко оценил мои статьи в блоге и Твиттере», — сказал Endos.

У охотников за локациями есть и своя организация, Butaitanbou Community (BTC), которая проводит регулярные сходки и оценивает заслуги членов организации с наградами и прочим. За последние 11 лет BTC выросла с полудюжины членов до пары сотен.

Парк Синдзюку-Гёэн в «Саде изящных слов» и реальной жизни

Но BTC все ещё является узконаправленным клубом и широкий контекст его менялся по мере его роста. Вито, который ведёт хронику аниме-туризма в своём блоге, говорит что официальные туристические компании, связанные с освещением в сериалах и основных средствах массовой информации, стали распространённым явлением за последние лет пять. Компании привлекают поклонников посещать различные маршруты — специально украшенные поезда, памятные предметы коллекционирования — это лишь немногие примеры. Ярким примером может послужить случай, когда жизнь подражает произведению — вымышленный местный фестиваль, изображённый в сериале «Азбука цветов» был воссоздан городом, который стал прототипом для аниме. В настоящее время он проводится ежегодно с 2011 года.

Наряду с небольшими коллаборациями также предпринимаются и более широкие кампании, такие как кампания по продвижению 88 популярных сайтов посвящённых аниме-паломничеству (число, основанное на традиционном паломничестве 88 храмов в Сикоку) и создание приложения об аниме-паломничестве для смартфонов. Ввиду того, что туризм и культура рассматриваются в качестве главной надежды для японской экономики и в качестве способа оживления труднодоступных районов, распространение аниме-паломничества будет только возрастать. Как это влияет на преданных охотников за локациями?

Бутаитанбу-ша – это активный, академический, ориентированный на исследования человек, который находит удовольствие в поиске бэкграундов из аниме сам. Это привлекает внимание многих людей и дает их одобрение. Это определенно приятное чувство.

говорит Endos

Квест приятен так же, как признание, которое приходит с раскрытием неизвестного места. Эти ощущения, по словам Endos'a, труднее поймать, когда в серии прямо оглашается, где находится то или иное место.

Из-за того, что я считаю себя бутаитанбу-ша, мне не нравится чрезмерное освещение в прессе, и я надеюсь, что они не лишают меня удовольствия находить сцену из моего любимого аниме, публикуя информацию об этом.

С другой стороны, я также хочу получить информацию о месте действия аниме и не стесняюсь посещать её, как сэичжунрэй-ша.

Endos

Влияние на этот опыт частично зависит и от того, как местные жители решают подключиться к этому делу. Вито был впечатлен тем, как Хида справилась со своей внезапной славой

Было ясно, город нашёл свою гусыню, несущую золотые яйца. Что мне интересно в автобусной остановке и нескольких других, относительно, небольших местах, которые город подготовил для всеобщего внимания, так это уровень смекалки и сдержанности, продемонстрированные в этом

Вито

Казалось, это было понимание, что чрезмерная реклама может испортить этот чудесный опыт.

Существует обеспокоенность по поводу случайных туристов, которые не знают норм сообщества, включающие как явные, так и негласные правила о том, чтобы увлекаться своим хобби и не создавать неприятностей окружающим. Жалобы и инциденты, в основном, характерны для притока случайных туристов в какой-либо район, поэтому существует тревожная тенденция относить все проблемы к термину отаку, который все ещё имеет за собой определённую славу.

Ветераны беспокоятся о том, что по мере увеличения числа инцидентов, их способность получать доступ к местам и приобретать нечто вроде социальной лицензии на их эксплуатацию окажется под угрозой.

Вито

Во многих отношениях, это знакомая ситуация для любого диванного эксперта, кто когда-либо кричал: «Я был здесь до того, как это стало мейнстримом!». Но как человек, который действительно был там в старые добрые дни, Коичи имеет более тонкую точку зрения.

Раньше местные жители считали аниме-пилигримов подозрительными людьми, потому что они делали снимки в подозрительных точках.

В наши дни, наоборот, аниме-паломничество стало популярным, и местные жители признают то, что мы делаем, и даже приветствуют нас. Когда я думаю о тех днях, я чувствую, что живу в совершенно другом мире.

Коичи
Suga Shrine, Синдзюку

В нашей команде несколько авторов, переводчиков и редакторов, поэтому в конце каждой статьи будут указаны их имена. Мир должен знать своих героев.

Переводчик: Сергей Губа
Редактор: Анна Жукова

Автор оригинала: Linda Lombardi

#лонг

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Шикимори", "author_type": "self", "tags": ["\u043b\u043e\u043d\u0433","long"], "comments": 31, "likes": 138, "favorites": 138, "is_advertisement": false, "subsite_label": "anime", "id": 48624, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 30 Apr 2019 19:52:37 +0300" }
{ "id": 48624, "author_id": 131475, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/48624\/get","add":"\/comments\/48624\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/48624"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64956, "last_count_and_date": null }

31 комментарий 31 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
15

Странно, что не вспомнили «Darker than black 2», там вообще пол-Владивостока отрисовали ;)

https://www.youtube.com/watch?v=VhaddLNdnfs

Ответить
–3

И правильно. Не надо вспоминать второй сезон DtB, не было ничего, ничего не было. Массовое помешательство, DtB закончился на 4 ОВА-шках.

Ответить

Комментарий удален

10

Хикканы куда-то ходят?

Ответить
4

только в google street view

Ответить
7

Скорее армия виабушников.

Ответить
1

Если хикканы собираются в армию, то это уже не хикканы.

Ответить
–4

Вообще прикольно японцы придумали. Обводят фотографии в фотошопе, делают дешманскую анимацию (опять же, обводя фотки и видеозаписи) и продают это всему миру и еще бабло по 3-4 раза подымают с самого онеме, мерчендайза и туристов, которые едут эту беседку из "Сада слов" в Токио искать.

Ответить
1

делают дешманскую анимацию (опять же, обводя фотки и видеозаписи)

That's where you're wrong, kiddo

Последнее ротоскопированное аниме провалилось финансово да так, что события в конце манги они просто запихали в последнюю серию короткими отрывками

Ответить
4

Но.. но.. есть ведь и хорошие примеры

Ответить
2

все равно регулярно палятся когда 3-4 аниме одинаковые стоковые видосы для отдельных сцен обрисовывают.

Ответить
0

Профессионализм.

Ответить
0

Маркетологов.

Ответить
0

Маркетинговое влияние за пределами Японии?
Ха.

Ответить
–10

Очередная мусорная статья в разделе с рекламой какого-то вк сообщества.

Ответить
3

Чо ты злой такой

Ответить
1

Смотрю на последние посты в разделе Аниме и злость берет. А что?

Ответить
1

Ладно, ты прав 🤔

Ответить
0

Ща погоди

Ответить
0

хммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммм была же такая статья на сайте уже или мне кажется?

Ответить
1

Ходил в Синдзюку гоен только из-за Синкая. Красота там. =3

Ответить
1

В интернете гуляет пара статеек с координатами и скриншотами по локациям в Лондоне из фильма по K-On. Когда посещал, пробовал пройтись по этим местам и сфоткать. Это гораздо сложнее, чем обычное исследование города. Не говоря уже о том, что когда находишь место, нужно еще потратить время на правильную перспективу.

Ответить
0

Это всё хорошо. Но я предпочитаю, когда аниме создаёт памятные места, а не эксплуатирует существующие.

Ответить
0

Об этом 80% всех случаев из статьи же!

Ответить
0

Теперь и Шикимори на ДТФ, осталось только Кранчам для полноты картины подъехать.

Ответить
0

Определенно трата времени

Ответить
0

Некропостинг! Известно чего по дальнейшим похождениям енотов из 'экзотичской семейки'? Бентэн, конечно, хорошо обломали, но пора и проду паять... =__=

Ответить
–1

Япония пральна делает, что вводит новые налоги на всю эту туристическую био массу фанатов

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В лутбоксы начали включать багфиксы
Подписаться на push-уведомления