Деконструкция жанра махо-сёдзе: от любви и дружбы к отчаянию и насилию

Если вы еще не прочли первую часть этой статьи, то предлагаем вам ознакомиться с ней, перейдя по этой ссылке:

С чего всё началось

Фауст, до которого вы додумались
Фауст, до которого вы додумались

В 2011 году стараниями студии Shaft вышло аниме, изменившее вектор всего жанра махо-сёдзе. Речь идет, конечно же, о Mahou Shoujo Madoka Magica (Девочка-волшебница Мадока Магика).

Сюжет повествует о борьбе ученицы средней школы Канамэ Мадоки и ее подруг против существ, названных «ведьмами», несущих людям болезни и суицидальные мысли. Аниме примечательно тем, что с первой же серии выглядит более мрачным, чем другие представители жанра. Сон Мадоки о разрушенном городе, подозрительный диалог с Акэми Хомурой, попытка последней убить волшебного зверька: всё это заставляет задуматься о том, что перед нами не самое типичное аниме о волшебницах…

История, пропитанная горечью и отчаянием, необычные эстетика и цветовые решения, множество отсылок и пасхалок, мрачная «Magia» от Калафины в эндинге – всё это «Мадока Магика». Аниме, прозванное новой «Евой». Аниме, изменившее правила игры. Аниме, пересобравшее целый жанр.

Первую пару серий зрителя пытаются отвлечь мирными буднями подружек-волшебниц, вместе борющихся со злом и в перерывах между сражениями мирно попивающих чаёк, но уже в третьем эпизоде происходит событие, полностью меняющее наше представление об этом аниме. Собирая за пару серий все привычные каноны махо-сёдзе, «Мадока» в один момент, словно по щелчку, самым травматичным и бесцеремонным способом разносит образы, к которым зритель только-только начал привязываться. После чего начинается генеральная пересборка, перераспределяющая работу и локализацию выбитых из привычной структуры кодов.

<i> Люди бывают такими жестокими! </i>
Люди бывают такими жестокими!

Таким образом шаблон был сломан. Интернет-ресурсы полнились разного рода теориями о том, чем же всё закончится. Главного режиссера сериала Гэна Уробути признали коварнейшим из троллей, а ведь он всего лишь хотел научить аудиторию мыслить нестандартно. Тем не менее это у него получилось. Фантазия фанатов порождала самые невероятные теории, среди которых одной из самых популярных стало предположение о том, что сюжет «Мадоки» – это вольная интерпретация «Фауста» Гёте. Нашлись и те, кто догадался о целях и методах главных антагонистов еще за несколько эпизодов до того, как нам раскрыли правду.

Успех «Мадоки» действительно спровоцировал появление тренда на мрачные истории о девочках-волшебницах, получившие название «dark mahou shoujo» («темное махо-сёдзе»). Стоит сказать, что пока что данное название остается, скорее, в рамках творчества фанатов, поскольку в списке жанров ни на одном из интернет-ресурсов «темное махо-сёдзе» пока не фигурировало. В рамках данного тренда, ставшего чем-то сродни поджанра махо-сёдзе, далее будут разобраны три произведения-наследника «Мадоки», и на их примере выделены основные коды поджанра.

Yuuki Yuuna wa Yuusha de Aru/Героиня Юки Юна, 2014

Они страдали за тебя, а ты даже не знаешь их имен
Они страдали за тебя, а ты даже не знаешь их имен

Начнем с тайтла, наиболее близкого по духу к «Мадоке». Сюжет повествует о пяти членах «клуба героев средней школы Сансю», объединенных желанием помогать людям.

В «Юки Юне» можно непосредственно проследить идейное наследие «Мадоки», в отличие от двух других произведений, о которых далее пойдет речь. Ключевой эмоцией данного аниме, как и в «Мадоке», является отчаяние.

<p>Что ни говори, а на колористику персонажей «Мадока» повлияла фундаментально</p>

Что ни говори, а на колористику персонажей «Мадока» повлияла фундаментально

Здесь битвы бесконечны. И каждая из них может стать для девочек последней. И даже если им посчастливилось выжить, использование божественной силы не проходит бесследно. Тела девочек ломаются, изнашиваются. Мотив расплаты за волшебные способности, к слову, четко прослеживается в большинстве «темных» махо-сёдзе. Более того, такое устройство вселенной, в котором любая сверхсила требует невероятных затрат ресурсов организма и психики героев, обычно несвойственно «супергеройским» аниме.

Вот так и получается, что бы ни делали герои, исход один и всегда трагичный. Но за это фанаты и полюбили «темных» девочек-волшебниц. Даже зная об опасности, они жертвуют всем, что у них есть, ради защиты мира и того, что им дорого. Запомните этот тезис, он нам еще пригодится.

Mahou Shoujo Ikusei Keikaku/Проект по воспитанию девочек-волшебниц, 2014

Угадай поджанр по эстетике, так сказать
Угадай поджанр по эстетике, так сказать

В 2012 году (через год после «Мадоки») в свет вышло ранобэ Mahou Shoujo Ikusei Keikaku («Проект по воспитанию девочек-волшебниц»), а в 2016 году оно было экранизировано. Учитывая год выхода оригинала, многие с ходу записали данный тайтл в «клоны Мадоки». Стоит отметить, что ныне так нарекают почти любое темное махо-сёдзе.

Однако если в «Мадоке» всё крутится вокруг безысходности и отчаяния, то в «Проекте» акцент был сделан на королевской битве между волшебницами, полной жестокости и насилия. Но не стоит думать об этом аниме исключительно как о динамичной кровавой бойне, поскольку за каждой из героинь стоит их собственная история, рассказывающая, как они стали такими, какими предстают на момент повествования.

<p>Ля Пуссель – самый непонятый в своих увлечениях персонаж</p>

Ля Пуссель – самый непонятый в своих увлечениях персонаж

Стоит сказать, что в этих историях затрагивается целый ряд как личных, так и социальных проблем, таких как одиночество, непонимание со стороны общества твоих специфических увлечений, травля и жестокость среди подростков, злоупотребление вредными привычками.

Ровно то же самое можно сказать и о последнем произведении.

Mahou Shoujo Site/Сайт девочек волшебниц, 2018

Деконструкция жанра махо-сёдзе: от любви и дружбы к отчаянию и насилию

Аниме-адаптация манги, издающейся с 2013 года. Тайтл рассказывает драматичную историю школьницы Асагири Аи, жизнь которой похожа на сплошной кошмар. И если вышеописанные «Мадока» и «Проект» пытаются ввести зрителя в заблуждение безмятежностью стартовых эпизодов, то «Сайт девочек-волшебниц» с первых же минут просмотра травмирует зрителя обилием жестокости. В дебютной же серии мы имеем попытку самоубийства, жестокие издевательства в школе, избиение старшим братом младшей сестры, убийство котенка и попытку изнасилования. Авторы сразу же нажимают на все самые больные точки целевой аудитории. Неудивительно, что из-за такого количества провокаций, аниме собрало множество критики и негативных отзывов.

В следующих сериях градус «чернухи» спадает до приемлемого уровня. В большинстве своем все ужасающие истории касаются лишь прошлого героинь, ведь волшебные палочки достаются лишь несчастным девочкам. И даже события первой серии стали поводом для последующего интересного этического диалога об убийствах.

Одной из волшебных палочек волшебниц являются панцу
Одной из волшебных палочек волшебниц являются панцу

Иногда кажется, что в «Сайт» собраны наиболее заметные клише темного махо-сёдзе и текущих тенденций индустрии, касающихся как сюжета, так и эстетики. Однако несмотря на все перечисленные минусы, появляется и то, чего раньше подробно не раскрывали авторы других темных махо-сёдзе. А именно: попытку героинь «заглянуть за ширму» индустрии по производству девочек-волшебниц. Также появляется тема грядущего апокалипсиса, символически названного Tempest (Буря), которому пытаются противостоять героини.

А что в сухом остатке?

Таким образом, на примере разобранных выше произведений можно выделить общие элементы поджанра «дарк махо-сёдзе»:

  1. Как и в классическом махо-сёдзе, главная героиня добра и непорочна. Что бы ни случилось, она следует своим моральным принципам. Этот образ наиболее статичен и консервативен на протяжении всей истории;
  2. Одним из кодов классического махо-сёдзе является милое миниатюрное существо-помощник главной героини. В темном же махо-сёдзе волшебный помощник-трикстер всегда что-то недоговаривает и чаще всего оказывается скрытым антагонистом, истинные мотивы которого могут так и не быть раскрыты до конца произведения;
  3. Для получения волшебных сил героиням всегда требуется пожертвовать моральным и/или физическим здоровьем. Использование волшебных предметов также зачастую может быть травмоопасным.
Аниме<i> <b>Genei wo Kakeru Taiyou</b> (Солнце, пронзившее иллюзии)</i>
Аниме Genei wo Kakeru Taiyou (Солнце, пронзившее иллюзии)

За свою долгую историю жанр махо-сёдзе претерпел значительные изменения. Изначально будучи «чисто женским» жанром, в один момент он целиком перестроился на мужскую аудиторию. А когда зрителям наскучили одни и те же истории о девочках, что спасают мир, акценты сместились на истории о безысходности, кровавых сражениях и отчаянной моральной борьбе. Но как бы жанр не менялся, пока его героини остаются столь же добрыми, а темы дружбы и любви всё так же находят себе место, он будет продолжать покорять сердца фанатов.

Текст подготовили: Лунная Пони, Мономишка

Редактура и оформление: Мономишка

Статья подготовлена интернет-журналом Увядание сакуры в Южном Бутово

А новости об аниме, манге, ранобэ и многом другом вы можете найти в нашей группе ВКонтакте:

Спасибо за внимание!

3.5K3.5K открытий
11 репост
17 комментариев

Мадока оверрейтед тайтл, кстати. Положение спасает только музыка. А так, одно из самых худших сяфтовских произведений. Даже фейт лучше.

Ответить

По делу есть что написать, или только вбросить? Мадока никогда не была в топах и держится в крепких средняках, где ей и место. Оригинальный визуал, необычный для жанра сюжет и вполне живые второстепенные персонажи не дают этому аниме опустится до уровня проходного.
Ах да, какой именно фейт лучше? Неужели last encore?

Ответить

Из лучших.
Там ребелион вообще вершина их творчества.

Ответить

пойду на торрентах искать сайт девочек волшебниц. Нет, не из-за панцу (да)

Ответить

Можешь ещё глянуть Magical Girl Spec-Ops Asuka, правда это больше эджи трешак категории Б чем деконструкция

Ответить

**спойлеры**
Из Мадоки больше всего запомнилась истерящая Саяка, которая отдала жизнь за правую руку друга детства. При этом, когда в конце всю вселенную откатили и всех оживили, ее решили не оживлять, для драматизму.

Ответить

Ее оживили, но та даже там зазря пожертовала своей жизнью и пошла по наклонной.

Ответить