Хроника одного суда: как в Петербурге ограничивали распространение аниме

С анализом отдельных сцен от специалистов и ягодицами на пол-экрана.

18 декабря 2020 года Колпинский районный суд Санкт-Петербурга зарегистрировал пять исков от прокуратуры с требованием ограничить распространение нескольких аниме-сериалов, а 20 января 2021-го эти иски начали рассматривать. В центре внимания — «Тетрадь смерти», «Токийский гуль», «Инуясики», «Эльфийская песнь» и «Аки Сора», которые участники заседания смотрели на пиратских сайтах.

Заявлялось, что кроме них рассмотрят аниме «Наруто» и «Межвидовые рецензенты», а также песню Моргенштерна «Я съел деда». Однако до аниме в суде так и не дошли, а рассмотрение «Я съел деда» отложили на 17 февраля, так как судья не смог найти её текст в интернете.

Рассказываем, что судья с экспертами обнаружили в популярных тайтлах. Запись трансляции уже заблокировали — скорее всего, по просьбе компании-продюсера «Токийского гуля» Marvelous Inc.

«Инуясики» и «Тетрадь смерти»

Итак, заседание началось. В зале — судья Колпинского районного суда Дмитрий Никулин, заместитель прокурора Колпинского района Дмитрий Атаманенко и эксперты — кандидат психологических наук Олег Эрлих и доктор психологических наук Василий Белов. Именно Эрлих с Беловым перед заседанием изучали вышеперечисленные тайтлы на предмет «разрушительного воздействия для психики». Представитель Роскомнадзора не явился.

Сначала суд решил рассмотреть фантастическую драму «Инуясики» на сайте jut.su. Предложенная экспертами третья серия оказалась богатой на «спорный контент»: там и из пальца убивают, и парней «голубками» называют. Проблема, по словам Василия Белова, не только в «побуждении к суициду», но и в размытии гендерных различий.

[Сцена] побуждает к нетрадиционным сексуальным ориентациям, к агрессии. Плюс здесь полоролевые отношения стёрты: нельзя определить, к какому полу относится тот же самый киборг и мальчик.

Василий белов, эксперт
Хроника одного суда: как в Петербурге ограничивали распространение аниме

Во второй части иска речь шла о «Тетради смерти». Олег Эрлих сразу объяснил, чем опасно уже само название тайтла.

Подростковый возраст — это возраст повышенной впечатлительности. Возникает желание повторять яркие поведенческие паттерны, эпизоды у других людей. Поэтому самого названия «Тетрадь смерти», когда уже существует проблема суицидального поведения подростков, достаточно для того, чтобы говорить, что есть косвенное, но мощное мотивирующее воздействие на несовершеннолетнего.

Олег Эрлих, эксперт

Заместитель прокурора предложил включить любую серию, потому что «в каждой содержится насилие». Насильственную природу сериала подтвердил и судья, зачитавший описание завязки из Википедии. Далее слово взял Василий Белов.

У нас считается, что человек проходит несколько кризисов своего развития — кризис утраты кого-то или чего-то значимого, кризис психотравматический, кризис возрастной. Дети очень часто проходят кризисы возрастные, там резко появляется внушаемость, нестабильность психики, когда психику надо фактически переформатировать.
В данном случае нам показывается положительный герой. Ягами является лучшим школьником Японии и сыном полицейского. Он должен быть эталоном поведения. И этот эталон поведения, фактически главный герой, с которым себя отождествляют те, кто смотрит этот мультфильм, берёт и легко убивает. А положительным героям надо подражать. И ребенок начинает подражать.

Василий Белов, эксперт

Демонстрация переизбытка насилия и агрессии на экране, вседозволенность, размытие гендерных ролей, размытие представления о добре и зле фактически ведёт к тому, что деформируется психика ребёнка. За счёт деформации ущерб многократно нарастает в будущем, а а текущей ситуации за счёт формирования образа допустимого поведения мультфильмы действуют сразу на подсознание. В отличие от взрослого, ребёнку трудно дифференцировать, где реальность.

Василий Белов, эксперт
Хроника одного суда: как в Петербурге ограничивали распространение аниме

Название «Тетрадь смерти», по его словам, формирует интерес к тематике смерти, а это очень привлекает детей с нестабильной психикой. Судья напомнил о том, как 12 января 2021-го школьник, надев красный галстук, вышел из окна школы.

Заместитель прокурора тоже поддержал доводы в исковом заявлении.

Наши дети — это наше будущее, а наше будущее — это наши дети. Я полагаю, что нами достоверно установлено, что представленный мультфильмы наносят вред здоровью и развитию детей, подталкивают их к совершению в том числе суицида. Ни для кого не секрет, что уже после подачи нами заявления несколько школьников нашего города совершили суицидальные действия, при этом они носили предметы одежды из указанных нами фильмов.

Дмитрий Атаманенко, заместитель прокурора

В общем, распространение «Тетради смерти» и «Инуясики» с двух сайтов теперь запрещено.

«Токийский гуль»

В поисках «сцены с отделением частей тела» открывают первую серию на 23-24 минуте. Делу мешает реклама и ошибка плеера сайта.

Хроника одного суда: как в Петербурге ограничивали распространение аниме

На 23 минуте и правда оказывается сцена с расчленёнкой, да ещё какая: девушка говорит герою отведать чью-то оторванную руку. Судья предлагает посмотреть, «везде ли там такое или только одна сцена». Пока он проматывает другую серию, вступает эксперт.

Сцены агрессии, насилия, размытие полоролевых ориентаций, потому что здесь непонятно, кто мужчина, кто девочка, кто мальчик. Плюс, конечно же, расчленёнка, а расчленёнка — это максимальная агрессия, деструктив.

Василий Белов, эксперт

В целом претензии к «Гулю» были те же, что и к предыдущим тайтлам — насилие, формирование у детей и подростков неверного представления о мире. Размытие гендерных границ. «Гуль», сказал эксперт, практически закладывает у зрителей установку на садистские наклонности. Среди детей и взрослых и без того много скрытой психопатологии, а такие аниме, по его словам, выпускают джинна из бутылки.

В подростковом возрасте есть феномен реакции группирования. Мы смотрим, как формируются различные разрушительные субкультуры — они и раньше были, и сейчас есть. И после просмотра таких фильмов формируются группы подростков, в которых это поведение легко воспроизводится. Это и раньше, кстати, было. По-моему, «эмо». Подростки берут других подростков и реализуют это поведение реальности.

Василий Белов, эксперт

Эксперт добавил, что у человека есть девять видов психологической защиты, а образы из подобных аниме проникают сквозь сразу все и «формируют открытую психопатию». Вывод — держать в открытом виде «Токийского гуля» нельзя.

Хроника одного суда: как в Петербурге ограничивали распространение аниме

Судья тем временем упомянул, что в суд «поступил ряд писем от авторизованных пользователей из РФ с различных адресов» — Владикавказа, Москвы, Белгорода, Великого Новгорода. Пользователи, сказал он, просят запретить указанные аниме, потому что это позволит «защитить детей». Олег Эрлих подтвердил, что это неспроста: «Токийский гуль» с его «повторением многочисленных сцен насилия» оказывает «косвенное, но мощное побуждающее воздействие». Вывод? Убрать из открытого доступа.

Заместитель прокурора снова поддержал исковое заявление и попросил его в полном объёме удовлетворить.

В общем, распространение «Токийского гуля» с сайта yummyanime.club теперь запрещено.

«Эльфийская песнь»

В случае с «Эльфийской песнью» даже не пришлось искать дополнительные сцены — там, как сказал судья, всё «прям в самом начале». Голая девушка разрывает целый отряд вооружённых людей телекинезом, везде кровь, вываливаются внутренние органы. То и дело мелькают ягодицы на пол-экрана, в конце концов.

Хроника одного суда: как в Петербурге ограничивали распространение аниме

Специалисты, как оказалось, исследовали именно эту сцену. Судья решил посмотреть, что по этому вопросу думает Википедия. Википедия устами рецензента сказала, что «в аниме изображена тёмная сторона человеческой природы». Судья дополнил, что, по материалам дела, «граждане положительно относятся к закрытию сайта, поскольку он плохо влияет на их детей».

Эксперты сказали почти то же, что и в случае с «Токийским гулем». Василий Белов вообще сослался на дело доцента СПбГУ Олега Соколова, который убил и расчленил свою бывшую студентку, и добавил: чего уж ожидать от ребёнка, если к такому склонны даже взрослые.

Фактически, такими образами, как расчленение, формируется поколение будущих садистов и убийц. Через образ переформатируется психика. Мы в будущем столкнёмся с обществом подрастающих убийц, расчленителей и садистов. У нас и так много социопатов и психопатов. Фильм никак не комментирует эти образы, зато показывает, что расчленять и убивать — хорошо.

Василий Белов, эксперт

Судья тем временем нашёл другой интересный фрагмент — телекинетическое расчленение девочки. Его, правда, прервала в очередной раз выскочившая реклама «Активиа».

Хроника одного суда: как в Петербурге ограничивали распространение аниме

Олег Эрлих поддержал коллегу и добавил, что «если ребёнок защищён от выхода на подобный контент, это, безусловно, хорошо». Судья тем временем справедливо поинтересовался у заместителя прокурора, почему защитой детей от такого контента занялись только сейчас: «Там ведь не одна ссылка, эти произведения транслируются и в других источниках». Заместитель прокурора парировал: по делу проходила только одна конкретная ссылка.

Возражений снова не было, заместитель прокурора снова поддержал исковое заявление.

Данный мультипликационный фильм романтизирует смерть. Безусловно, информация, которая нами просмотрена, даже с учётом отсутствия специальных знаний даёт основания полагать, что она может нанести вред здоровью детей.

Дмитрий Атаманенко, заместитель прокурора

В общем, распространение «Эльфийской песни» с сайта yummyanime.club теперь запрещено.

«Аки и Сора»

Наверное, всё лучшее сразу!

Дмитрий Никулин, о первых секундах «Аки и Сора»
Хроника одного суда: как в Петербурге ограничивали распространение аниме

С «Аки и Сора» получилось особенно забавно: участников заседания уже на превью встретил кадр из откровенной сцены, а через несколько секунд появились старые добрые ягодицы на пол-экрана. «Тут понятно всё», со смехом заключил судья.

Эксперты ожидаемо посвятили комментарии своеобразным взаимоотношениям между братом и сестрой.

Такие мультфильмы, как «Акишора», закладывают образ извращённых сексуальных отношений, крайне вредят формированию психики ребёнка и в том числе формируют у него неверный психосексуальный образ.

Василий Белов, эксперт

Эксперт заявил, что там «пусть и в мультипликационной форме, но показываются сексуальные отношения между несовершеннолетними», и добавил, что в психосексуальных отношениях «путаются даже взрослые». Чуть позже Белов обвинил подобные произведения в воспитании педофилов.

Ребёнок увидит допустимость инцеста с несовершеннолетним, происходит перенос — и вот он вам, готовый педофил.

Василий Белов, эксперт

При этом и судья, и эксперты согласились, что в случае с «Аки и Сора» нужно «провести более полную экспертизу». Более того, судья, увидев количество ссылок по соответствующему запросу в поисковике, предположил, что нужно не запрещать конкретный сайт, а проверить мангу-первоисточник.

Запретят ли распространение «Аки и Сора»? Пока неизвестно: сразу после рассмотрения сериала суд перешёл к поиску текста песни Моргенштерна «Я съел деда».

Стоит отметить, что запретили не сами аниме, а только их распространение с определённых сайтов. На это и обращал внимание судья, когда показывал, сколько ссылок с «Аки и Сора» можно найти в интернете. Впрочем, yummyanime уже отблагодарил суд за своеобразную рекламу.

Тем временем на сайте с аниме https://t.co/kwiy1aUQlk
Хроника одного суда: как в Петербурге ограничивали распространение аниме
4545 показов
24K24K открытий
22 репоста