Space Adventure Cobra/«Космические приключения Кобры»

Space Adventure Cobra/«Космические приключения Кобры»

Манга и сериал «Кобра» начинаются одинаково, со своеобразного перемещения в «другой мир». Не буквального, а психологического.

Обычный офисный трудяга с банальной фамилией Джонсон каждый день встает ни свет ни заря и едет на постылую работу. Да, действие происходит в далеком будущем. Но даже фантастическое будущее может показаться унылым и блеклым, если ты застрял на бесперспективной работе. Да, космические корабли бороздят просторы вселенной, но на борту у них нет места для «обычных» людей. Да, это здорово, когда у тебя есть робот-камердинер. Но очаровательные красавицы-фемботы стоят целое состояние, а рядовым гражданам приходится довольствоваться услугами бестолковых и неуклюжих ходячих холодильников.

Прямо как в истории Филипа Дика «Мы вам всё припомним» герой решает хотя бы пофантазировать о лучшей жизни. В центре контролируемых сновидений он говорит: «Хочу быть королем со своим гаремом, капитаном космического корабля и беззаботным, жизнерадостным героем, побеждающим монстров». Примерно это он и видит в своём сне. Только всё это не выдумка, а правда. Его настоящее имя – Кобра. Он пират и искатель приключений, самый опасный и разыскиваемый человек во вселенной. По его следу идут галактическая полиция и Гильдия пиратов, а за его голову назначена абсурдно высокая награда. Кобра стёр себе память и изменил внешность, потому что устал ходить по лезвию бритвы. Но теперь, 5 лет спустя, его гложет рутина мирной жизни. Ну а если оба варианта одинаково утомительны, лучше всё же вернуться к роли несравненного космического полубога.

«Кобра» стала большим профессиональным дебютом молодого 22-летнего мангаки Буити Тэрасавы. До этого тот пытался рисовать фантастическую сёдзё-мангу. Всё началось с того, что Тэрасава провалил вступительные экзамены в колледж, и ему нечем было себя занять. Тогда он заметил, что его девушка рисует мангу для любительского конкурса с отличным призовым фондом. Тэрасава тоже взялся за работу и сразу же умудрился выиграть 150 000 иен. Дело пошло на лад, но ни в одном состязании ему не удавалось выбить первое место. Без тени стеснения Тэрасава написал редактору одного из журналов письмо и спросил: «Почему я не выигрываю?» Тот ответил наглому парню, что его работам не хватает женственности. Тогда Тэрасава понял, что ошибся аудиторией. Через несколько лет в Weekly Shonen Jump начала публиковаться «Кобра» - блестящий образец развлекательной мужской фантастики.

В своей прошлой жизни Кобра Джонсон был настоящим героем дамских романов или девчачьих комиксов. Благородный, суровый, серьезный, ослепительно красивый романтический пират вроде капитана Харлока. Однако, пять лет, пластическая операция и хорошая амнезия могут здорово изменить человека. К тому же, теперь Кобра вовсе не выглядит таким уж красавцем. Если раньше он был похож на Алена Делона, то теперь это скорее Жан-Поль Бельмондо. Тэрасава прямо упоминал последнего, как одного из вдохновителей образа Кобры. И правда, стоит пару минут посмотреть фильм «Человек из Рио», чтобы заметить сходство. Да и откуда еще у Кобры мог взяться такой дурацкий нос картошкой?

«Дурацкий» - идеальное описание самого Кобры и большинства его приключений. «Ты уверен, что сможешь его победить?» - спрашивает девушка перед битвой со злодеем. «Конечно, нет», - отвечает он, - «Я бы предпочел сейчас сидеть дома и смотреть телевизор». Кобра – меткий стрелок, опытный боец, блестящий пилот, большой бабник. В напарницах у него роскошная и бесконечно преданная женщина-киборг по имени Аромороид Леди. Он курит огромные сигары, пьет вино и с блеском прожигает жизнь. Вот Кобра мчится сквозь лунную ночь на своем мотоцикле. Ветер развевает его золотые волосы. Играет красивая, героичная музыка… Но вдруг Кобра начинает выделывать нелепые и комичные трюки забавы ради. Вскоре он улетает в кювет и остаток пути тащит сломанный мотоцикл на себе. Боевая акробатика Кобры кажется одновременно изящной и неуклюжей. Он очень быстро бегает, но вечно спотыкается. У него флегматичные манеры, легкомысленный взгляд на мир и самоуничижительное чувство юмора (даже свой космический корабль, один из быстрейших в галактике, он назвал Черепаха). Кобра вобрал в себя классические черты обаятельных секретных агентов, странствующих самураев, циничных спагетти-ковбоев и героев бульварной фантастики 30х годов. Он пародирует их всех, а заодно и самого себя.

Благодаря его фривольному образу жизни Кобру легко можно поставить в один ряд с такими героями нашего времени, как Люпен III и Саэба Рё. «Городской охотник» вообще стал прямым наследником «Кобры» в WSJ. Тем удивительнее, что к женщинам Кобра относится более уважительно, чем его коллеги по жанру. Девушкам не нужно использовать 100-тонный молот или боксерскую перчатку на пружине, чтобы избавиться от его приставаний. По меркам 80х Кобра почти что джентльмен. Он не будет досаждать дамам, потому что рано или поздно они сами повиснут у него на шее. Да и выбор у них не велик. Все остальные мужчины во вселенной Тэрасавы – это киборги, бандиты в скафандрах или нелепые инопланетяне с собачьими или крокодильими головами.

Конкуренцию Кобре может составить разве только его заклятый враг и один из лидеров пиратской гильдии – Кристал Бой. Да, такого очаровательно нелепого имени постеснялся бы и Хирохико Араки. Но Кристал Бой – это по-настоящему устрашающий и импозантный злодей, один из лучших антагонистов 80х. Он представляет собой своеобразный гибрид Ксеркса из «300 спартанцев» и Дарта Вейдера. Ленивая царская самоуверенность сочетается в нем с механической целеустремленностью. У этого двухметрового киборга скелет сделан из золота, а «плоть» - из непробиваемого, пластичного, поляризующего стекла. Свои жертвы он гипнотизирует пронзительным взглядом мертвых глаз, а в сторону потенциальной опасности чаще всего даже не смотрит.

Истории про Кобру Джонсона издавались на протяжении шести лет, с 1978 по 1984. Всего было продано больше 40 миллионов танкобонов – выдающийся результат, учитывая, что относительно которая манга состоит всего из 18 томов. Экранизация была неизбежна, но TMS Entertainment превзошли все ожидания, выпустив сразу две адаптации за один год. В июле 1982 вышел полнометражный фильм, а в октябре стартовала трансляция телесериала. В теории, студия могла бы перемонтировала несколько первых серий и выпустить готовую ленту в кинотеатры ради легкой прибыли. Но нет, режиссер Осаму Дэзаки создал исключительно роскошный фильм, идеальный для большого экрана. А затем сам же возглавил телевизионный проект, который не продолжает фильм, не дополняет его, но прямо ему противоречит.

Space Adventure Cobra/«Космические приключения Кобры»

Мне нравится сравнение двух версий «Кобры» с полнометражным и телевизионным Ghost in the shell. Сериал намного ближе к первоисточнику по тону. В нем много юмора, приключений, остросюжетных побочных заданий. На протяжении десятков серий мы можем лучше узнать характеры персонажей и устройство их мира. Фильм гораздо более серьезен и местами даже мрачен. Его яркая индивидуальность и специфические визуальные решения ближе личному стилю режиссера, чем первоисточнику. Сценарий намеренно отодвигает героев со всем их нераскрытым потенциалом на второй план, потому что хочет рассказать свою собственную концептуальную историю с закрытым финалом.

Телевизионная «Кобра» - произведение необыкновенно легковесное. Удовольствие в чистом виде и идеальный способ занять выходной день. Сериал безупречно воспроизводит макулатурную романтику старых комиксов про Бака Роджерса или Флэша Гордона. Эпизоды «Кобры» прекрасно нарисованы, хорошо структурированы, динамичны и насквозь пропитаны кричащей эстетикой 80х. Твердая рука Осаму Дэзаки, одного из лучших режиссеров в истории индустрии, ощущается в каждой сцене. Все его классические приемы, – экспрессионистское освещение, разделение экрана, камера под углом, панорамные проезды вдоль многослойных задников, - использованы максимально эффективно. Не забывает он и про свои фирменные кадры-гармонии – моменты, когда сцена замирает на своём эмоциональном пике, а застывший кадр анимации превращается в роскошную, детально прорисованную иллюстрацию. Режиссура Дезаки отличается гениальной естественностью и уверенностью, а главное достоинство его экранизаций – они никогда не ощущаются, как движущаяся манга.

Однако, при всей его красоте и изобретательности, сериал не может сравниться с тем, что режиссер смог сделать в фильме. Даже те рецензенты, которым это кино категорически не нравится, с уважением отмечают его невероятную «галлюциногенную» и «психоделическую» анимацию. Я бы не сказал, что фильм похож на наркотический приход. Но это, безусловно, редчайшая возможность увидеть Осаму Дэзаки во всей красе, в полном расцвете сил и совершенно без тормозов. Все его приемы, странности и эксцентричности сконцентрированы в двух часах экранного времени. Этот фильм – как заваривавшийся пол дня чай с пятью ложками сахара.

Вступительные титры к фильму, естественно, сделаны по шаблону картин о Джеймсе Бонде. А все три «девушки Кобры» нарисованы и экипированы по образу и подобию Барбареллы. Леди Армароид лечит раненного Кобру с помощью цветомузыки и игры на электронном органе, для которого на борту Черепахи есть отдельная комната. В другой сцене Леди и Кобра отрываются на танцевальной площадке космического диско клуба в окружении красивых и уродливых инопланетян. А мы, зрители, смотрим на эту вакханалию через «рыбий глаз» объектива камеры наблюдения. Фильм также включает: боксерский поединок с летающей головой, сражение с ожившими скелетами, ограбление поезда лыжницами, побег от преследования на огромных санях для бобслея. Дезаки не дает зрителям заскучать ни на секунду. Во время одного долгого и скучного диалога Кобра как игривый котенок резвится на огромном шерстяном ковре, ныряет в него и ползает на животе. Другой диалог сопровождается конструированием бумажного самолетика. Все эти действия не только веселят и занимают глаза, но и отлично характеризуют героя. Скрываясь от погони персонажи прячутся в ледяной пещере, превращающейся в великолепный лабиринт отражений. В момент перехода космического корабля в гиперпространство искрящееся вино начинает завораживающе крутиться в бокале.

Великолепный Кристал Бой становится главным источником головной боли для героя. Фильм превращает злодея в истинное олицетворение смерти и отчаяния. Кобру он считает своим единственным достойным соперником, а при каждой их встрече расплывается в жуткой замогильной улыбке. В бою кристальный киборг использует собственные ребра. А его финальная дуэль с Коброй ставит в конце фильме большой и жирный восклицательный знак.

Сценарий очень приблизительно основан на первом большом сюжете манги, но его изменили до неузнаваемости. Тон повествования с каждой минутой делается все мрачнее и меланхоличнее. Трагичные смерти отмечают каждый сюжетный поворот. Ну а центральной темой истории становится, как ни странно, любовь. Причём любовь не обычная, а трагичная, жертвенная и надрывная. Такая, что сдвигает планеты с орбит и спасает целые галактики. В этой истории Кобра неожиданно открывает зрителям свою сентиментальную сторону, и она оказывается столько же хороша, как привычный всем образ циничного, беззаботного авантюриста с психо-пушкой наперевес.

7979
23 комментария

Первое мое аниме в жизни. 
Батя привез еще на VHS. Мне тогда казалось еще, что это очень странный мультик, с непохожей рисовкой. Но меня зацепило. Потом уже начали и на ТВ появляться разные мультики, но конкретно Кобра запала. Раз в пару лет пересматриваю именно тот мульт, и чувствую ностальгию. 

12
Ответить

Добавлю....Одни из первых титек!!!

6
Ответить

Аналогичная стори, первый видак и первые две кассета на vhs Кобра с Тимуном и Пумбой и Парк юрского периода. Кобра была очень жуткой и необычной для детского разума, Кристальный тип вообще вгонял в страх.
Парк юрского периода просто до дыр затерали каждый вечер)

1
Ответить

Комментарий недоступен

10
Ответить

Прекрасно. :)
Но вот его не хватает:

5
Ответить

Сейчас смотрю ,ох как же классно там нарисованы тянки 😊

1
Ответить
2
Ответить