Нереализованный визуальный потенциал аниме

Я в прошлом году хотел накатать статью, теперь просто опубликую черновик. Так или иначе, я бы хотел поднять эту тему для обсуждения.

То, как аниме не может позволить себе выглядеть stu_dts
То, как аниме не может позволить себе выглядеть stu_dts

Я перестал регулярно смотреть аниме уже достаточно давно. Для меня причиной стало его визуальная бедность и невыразительность. Мнение - аниме, пусть и самое популярное и мейнстримное течение от культуры отаку, считается вторичным продуктом. Хуже того, как массовый продукт, и продукт консервативной японской индустрии, оно, как верно подмечают сторонние наблюдатели, часто выглядит одинаково, поскольку использует характерные визуальные приёмы.

В основном то, от чего я смертельно устал, хоть здесь выделяются исключения. За другими примерами можете просто полистать раздел anime вниз its all the same [x]
В основном то, от чего я смертельно устал, хоть здесь выделяются исключения. За другими примерами можете просто полистать раздел anime вниз its all the same [x]

Мне тяжело судить о индустрии в целом, но основные моменты здесь - соблюдать классический моэйный дизайн, в лучшем случае подражая мангаке в случае адаптации, использовать характерные палитры, разбавлять всё это дело блумом и дешевыми постэффектами, ну а о анимации я говорить не стану, поскольку здесь будет обсуждение дизайна и сравнение со статичными изображениями.

Немногие студии могут позволить себе отходить от этой схемы, этим выгодно отличаясь от основной массы японской анимации, но даже найдя свой стиль, студия на нём остановится и сделает его товарной маркой, прочно ассоциирующейся со студией или режиссером.

Конечно, существуют смелые визуальные эксперименты, однако некоторые даже отказываются признавать это аниме, обосновывая только тем, что оно выбивается из ряда - довольно безосновательно, и даже вредно.

Я не хочу звучать утрированно, и знаю, что можно найти более наглядные примеры, и эксперты свободны обсудить то, как дизайн персонажей менялся с 70х годов по наши дни, или специфический дизайн в рамках жанров (сравните Osomatsu и Sazae-san (долгоиграющие комедии с середины прошлого века), или Hokuto no Ken и JoJo (сэйнэн), тем не менее этого достаточно.

Однако стоит мне сравнить то, что я вижу в аниме, с творчеством художников с Pixiv'а, сайта с огромным количеством арта, как фанатского, так и оригинального, и передо мной открываются потрясающие примеры вариативности в дизайне персонажей, и изобразительных средствах в целом. Безусловно, я понимаю что анимация делается по совершенно иным принципам, нежели статичные рисунки, и придётся отказаться от большинства деталей, но предлагаю вам сравнить хотя бы пропорции и черты лица, и выбор более нетривиальных палитр.

Возможно я бы мог подобрать примеры поудачнее, но тем не менее надеюсь суть вы поняли.

Некоторые из художников из среды pixiv'а, которых я привел в пример, с выразительным и отличающимся стилем, преуспели, например Terada Tera рисует клипы для вокалоидов и Нанаво Акари, которые набирают десятки миллионов просмотров и пародируются, хотя справедливо будет заметить, что анимации, как таковой там немного.

Nanawo Akari - Dadadada Tenshi

То есть, спрос есть, но в коммерческом аниме работ таких талантливых художников исчезающе мало. Почему? Индустрия настолько душит?

Еще один пример, который я приведу, это эндинг от руки Tsukumizu, которому посчастливилось экранизировать свою мангу "Последнее путешествие девушек" (кстати, ожидается русскоязычное издание манги, кому интересно). Но почему такие работы столь редко пробиваются на большие экраны?

Последним удачным примером, когда индустрия не душит арт, был замечательный Eizouken, конечно.

Я высказался, теперь останется выкладывать PV'шки и анимационные клипы, где этот художественный потенциал, на мой взгляд, реализован куда лучше, чем я привык видеть в коммерческом аниме.

Возможно абсурдно требовать от сериалов того, чтобы они были настолько же художественно выразительными как клипы (ведь от лайв экшена такого не требуют), возможно я не прав, но я только высказываюсь. Может существует рекомендательный список художественно нетривиального аниме, уровня там, скажем Redline или работ Trigger? Просто это всем известно, очевидно и мало.

Да, где-то ниже анимации может быть мало, но речь я веду о стиле, а не количестве кадров.

Когда я хотел писать статью, была идея раскрыть тему Japan Animator Expo, но я сам слишком мало понимаю в теме, и не в настроении делать ресёрч, может мне кто-нибудь объяснит. В целом основной посыл звучит так:

Почему инди-анимация настолько разительно отличается от коммерческой, и при том, с моей перспективы, в лучшую сторону?

Вроде как это делали люди из Trigger, но оно участвовало в инди-фестивале...
83
309 комментариев

Вся аргументация «задушенности индустрии» строится на том, что лично автору не нравится популярный дизайн. Причем не потому что у такого дизайна есть проблемы, а именно по причине его популярности.

Мдя.

67
Ответить

Комментарий недоступен

29
Ответить

Проблемы дизайна это на отдельную статью можно, о том как анимешники ненавидят сами себя.

5
Ответить

Я бы согласился, если бы автор не показал, что можно лучше. Реально лучше. 

2
Ответить

Причём он настырно выбирайт тайты с "плохим" дизайном, смотрит их, а потом констатирует, что они говно.

Ответить

Начнем с того, что большинство предложенных примеров "смелой анимации" - довольно трэшовые представители жанра. Шарнирные/пластилиновые движения, перекошенные физиономии, раскрашенные в вырвиглазные цвета... можно посмотреть и похвалить одно такое творение за сезон, но делать подобное стандартом означает превратить аниме в филиал Никелодиума. Сами же потом завоете.

Теперь о том, почему стандарт важен и нужен. Аниме, кто бы что не говорил, это не столько искусство, сколько индустрия. Оно нужно, чтобы миллионам людей в Японии было что посмотреть по телевизору. Отсюда два ключевых условия создания анимашек: они должны понравиться миллионам и быть экономически выгодными. И когда мы говорим о миллионах, "понравиться" означает "не вызвать отторжения". Типичная рисовка может показаться скучной, но зато никто не назовет ее мерзкой, никто не потребует убрать ЭТО с экрана телевизора. 

Продукт, производимый для миллионов, это всегда компромисс и сглаженные углы. Да, продукт теряет в яркости и остроте, но зато позволяет создать среду, в которой рождаются и могут выжить более смелые произведения.

52
Ответить

Какой-нибудь Pixar делает свой продукт для миллионов, чтобы им было что смотреть. И это тоже компромисс и сглаженные углы.

Но возьмем первую "Историю игрушек" и последнюю. Разница не сказать, что фундаментальная, но ее сложно не заметить.

И да, это тоже индустрия.

:)

1
Ответить