Japan Animator Expo: великая антология короткометражной анимации. Часть I

Nihon Animator Mihonichi («Выставка японских аниматоров») — крупнейшая онлайн-выставка короткометражной японской анимации с полной свободой творчества участников и свободным входом для каждого.

Japan Animator Expo: великая антология короткометражной анимации. Часть I

О выставке

Мероприятие запускалось силами двух людей и их компаний:

Этот блок временно не поддерживается

Легендарный аниматор и режиссёр. В прошлом — один из ключевых сотрудников студии Gainax. Большинству людей известен как создатель «Евангелиона».

Он являлся исполнительным продюсером: отвечал за общее направление выставки, условия проведения и организационные моменты.

Этот блок временно не поддерживается

Dwango является владельцем японского видеохостинга Nico Nico Douga — именно через него осуществлялась публикация и распространение работ выставки.

Каваками, наряду с Анно, был на должности исполнительного продюсера. Занимался финансовой стороной проекта, включая спонсирование. Также осуществлял общий контроль всех организационных процессов.

Выставка была анонсирована в октябре 2014 года на 27-ом Токийском международном Кинофестивале в рамках мероприятия «Мир Анно Хидэаки».

Целью проекта было показать миру возможности будущего визуального искусства, а также авангард индустрии — начинающих, но перспективных деятелей, экспериментальные методы работы, смелые решения и так далее.

Самое важное — участникам была обеспечена полная свобода творчества. Каждому предоставили возможность высказаться так, как ему вздумается и на абсолютно любую тему, при этом всё было сдобрено внушительным безвозмездным финансированием.

Как я уже писал выше, по масштабности этому мероприятию не было равных. В нём приняло участие 32 режиссёра и около 40 различных анимационных студий.

Состав режиссёров был очень разнообразным: были и легенды индустрии, и начинающие постановщики, и даже те, кто никогда ранее режиссурой не занимался.

В качестве логотипа и маскота выставки выступил Тор-кун. Его разрабатывали сразу три важных человека: образ маскота придумал гендиректор Dwango Каваками Нобуо, само лого нарисовал знаменитый режиссёр Миядзаки Хаяо, а раскрасил его Судзуки Тосио — президент студии Ghibli.

Человечек с (ーター) вместо головы и есть Тор-кун.
Человечек с (ーター) вместо головы и есть Тор-кун.

Каждая из работ выставки начиналась с открывающей заставки, которая представляла собой небольшой мультфильм с Тор-куном.

Озвучиванием работ, несмотря на их огромное количество, занимались всего два человека:

  • Хаясибара Мэгуми — очень известная сэйю и певица. Она озвучивала Аянами Рэй в «Евангелионе», Фэй Валентайн в «Ковбое Бибопе», Лину Инверс в «Рубаках» и множество других знаменитых персонажей.
  • Ямадэра Коити — не менее известный актёр дубляжа и давний коллега Хаясибары. Его голосом говорит Спайк Шпигель в «Ковбое Бибопе», Тогуса в «Призраке в доспехах», Рёдзи Кадзи в «Евангелионе» и так далее.

Они профессионалы очень высокого уровня, потому при просмотре вы даже не заметите, как они время от времени буквально говорят сами с собой.

О работах

Работы выставки поочерёдно выпускались на специальном домене на базе Nico Nico Douga по привычному для японской анимации графику — раз в неделю. Вся выставка при этом была разбита на 3 «кура» — по 11-12 эпизодов. Мероприятие стартовало 7 ноября 2014 года и завершилось спустя почти год — 9 октября 2015 года.

Просмотр был бесплатным и не сопровождался какой-либо рекламой, при этом с самого начала были доступны официальные английские субтитры. Ныне сайт выставки уже не функционирует, к сожалению.

Поскольку авторов не ограничивали в идеях, направленность работ на выставке получилась очень разнообразной. Во время просмотра вам может попасться что угодно: от жестокого сюра, мрачной супергероики и откровенных триллеров до детских зарисовок, воздушной повседневности и философской комедии.

Ниже я перечислю все фильмы, параллельно делясь подробностями об авторах, своим мнением и интересными фактами. По возможности буду стараться сподвигнуть вас на просмотр, поскольку искренне считаю, что это стоит того.

№1: The Dragon Dentist

Режиссёр: Маидзё Отаро.

Первая работа выставки и сразу режиссёрский дебют. До выставки Маидзё был малоизвестным сценаристом без громких проектов за спиной.

История повествует об уникальном мире, в котором по небу бороздят огромные драконы, и об особой касте служащих — драконьих зубных врачей, которые призваны беречь ротовую полость небесных исполинов.

Из 6-минутного хронометража этой работы вам мало что будет понятно, однако сеттинг здорово заинтригует. Так или иначе, здесь в недосказанности нет ничего страшного, поскольку это одна из немногих работ выставки, которая смогла развиться в полноценную историю.

В 2017 году студия Khara выпустила два 50-минутных эпизода, которые расширили сюжет короткометражки. Правда, пост режиссёра в этот раз перешёл к другому участнику выставки — Цурумаки Кадзуя. Маидзё Отаро же занял привычную для себя позицию сценариста.

№2: HILL CLIMB GIRL

Режиссёр: Тани Адзума.

Сравнительно опытный постановщик, однако до выставки не имел за плечами громких проектов. Одна из последних его работ на текущий момент — сериал «Гостиница Окко».

История о здравом соперничестве двух учащихся. Девушка всё никак не может одолеть товарища в гонке на велосипедах по дороге до школы.

Фильм почти полностью исполнен в CGI. Несмотря на давность продакшена, анимация даже сейчас выглядит вполне сносно для компьютерной графики.

Высокая динамика и хорошая работа с камерой перекрывают все прочие недостатки.

№3: ME!ME!ME!

Режиссёр: Ёсидзаки Хибики.

Является режиссёром-фрилансером, который специализируется на компьютерной графике, композитинге и дизайне. До выставки принимал участие в создании «Евангелиона 3.33».

Фильм является музыкальным клипом композиции диджея TeddyLoid и исполнительницы Daoko.

Без преувеличения, это самая известная и популярная работа выставки. Благодаря шокирующему эротическому видеоряду, она утекла даже туда, где про японскую анимацию толком не слышали.

Несмотря на явную сексплуатацию, в ней есть своеобразный шарм. Кроме того, здесь очень много интересных решений по дизайну и визуалу в целом.

№4: Carnage

Режиссёр: Хомма Акира.

В первую очередь он является высококлассным аниматором. В своё время трудился над проектами Юасы Масааки, Кона Сатоси, Исо Мицуо и других крутых постановщиков. Выставка дала ему возможность попробовать себя в качестве режиссёра

История повествует о мести с явным вдохновением работами Квентина Тарантино.

Фильм привлекает выраженной текстурной стилистикой с приглушёнными тонами. Анимация и фоны, вероятно, реализовывались традиционными материалами.

№5: Gundam Gensatsu-shu

Видеоряд состоит из фрагментов ключевой анимации аниматоров Ясухико Ёсикадзу и Итано Итиро из самого первого «Гандама» (1979) и некоторых последующих фильмов. В этом видео их рисунки сопоставляются с итоговым видеорядом.

Сразу отмечу, что это далеко не рядовые аниматоры, а самые настоящие рок-звёзды индустрии.

Ясухико Ёсикадзу был главным режиссёром анимации и дизайнером персонажей в первом «Гандаме». Он был одним из ключевых людей, которые создали такую популярную и невероятно значимую для японской анимации франшизу.

Итано Итиро является одним из самых мощных и известных аниматоров Японии, а также создателем «Цирка Итано» — уникального и впечатляющего приёма изображения воздушного боя, где объект уклоняется от бесчисленного количества летящих в него снарядов.

Итано впервые реализовал его в «Идеоне» (1980), затем закрепил в «Макросе» (1982). С тех пор различные аниматоры применяют его чуть ли не повсеместно.

Примеры приёма. В самом начале идёт оригинальная анимация от Итано.

К слову, есть забавная история о том, как он его «изобрёл».

Как-то раз он отдыхал с другом на пляже, в какой-то момент им пришла в голову мысль прицепить фейерверки к своим мотоциклам в качестве оружия, разогнаться как следует и повоевать. Итано нацепил на свой 50 штук, и вот в процессе боя он, по его словам, этот самый «Цирк» и увидел.

Разумеется, они были изрядно поддатые, и по окончанию боевых действий одежда на Итано была спалена. Когда его в интервью спросили, зачем он прицепил к байку 50 фейерверков, он с недоумением ответил, что больше прицепить у него не получилось.

Возвращаясь к 5 работе выставки, по сути, это просто фансервисный ролик для профессиональных аниматоров, ценителей и фанатов. Без такого видео «Выставка японской анимации» просто не могла быть полноценной.

№6: 20min Walk From Nishi-Ogikubo Station, 2 Bedrooms, Living Room, Dining Room, Kitchen, 2mos Deposit, No Pets Allowed

Небольшое примечание по столь длинному названию фильма: оно иллюстрирует типичное токийское объявление о сдачи квартиры в аренду. На японском оно выглядит существенно короче.

Режиссуру делили поровну:

Маэда Махиро — весьма известный дизайнер, аниматор и режиссёр. Ветеран индустрии. Рисовал ключевую анимацию в проектах Ghibli, прорабатывал сеттинг в «Наде с загадочного моря», рисовал концепты в «Изгнаннике», режиссировал «Графа Монте-Кристо» и «Последнюю субмарину». У него за плечами огромный творческий бэкграунд.

Хонда Такэси — прирождённый аниматор. Он получил должность режиссёра анимации уже в 22 года и с тех пор поучаствовал во множестве крутых проектов. Среди них «Актриса тысячелетия», «Кибер-виток», «Евангелион» и множество других. Стоит отметить, что помимо режиссуры анимации он нередко занимался и дизайном персонажей.

Очень мягкая работа, в которой проработанная динамика приятно сочетается с лёгкой карандашной стилистикой. Над ней трудились очень крутые аниматоры, потому там много великолепных сцен, которые хочется бесконечно пересматривать.

Сама история весьма забавная и поставлена как комедия, но есть в ней и лёгкая нотка грусти. Как мне кажется, авторы отчасти вдохновлялись «Превращением» Франца Кафки.

№7: until You come to me

Режиссёр: Хирамацу Тадаси.

Аниматор высокого уровня. Он работал на всех вехах «Евангелиона»: от оригинального сериала 1995 года до «ребилдов». Помимо этого, он внёс объёмную лепту в создание «FLCL», «Гуррен Лаганна», «Абэнобаси» и множества других крутых проектов.

Фильм представляет собой серию красивых образов на тему пост-ребилда под приятную оркестровую музыку.

Очевидно, он должен был просто привлечь людей к серии кинотеатральных «Евангелионов», которые тогда выходили очень активно. Зрители даже не подозревали, что 4-ю часть придётся ждать ещё 7 лет.

№8: Tomorrow From There

Режиссёр: Хаяси Акэми.

Почти всю свою карьеру она занимается анимацией. Долгое время работала в студии Gainax. Была главным режиссёром анимации в фильме «Одноклассники» и в сериале «Banana Fish». До этой выставки принимала участие в другой известной антологии коротких метров — Ani*Kuri15.

Работа рассказывает о молодой девушке, которая погружается в самостоятельную жизнь и преодолевает сопутствующие бытовые тяготы.

Очень яркий и воздушный видеоряд, который достаточно легко и точно передаёт мысль режиссёра. Кроме того, работа приятно дополнена песней SKY5 группы Avaivartika.

№9: Gridman: boys invent great hero

Режиссёр: Амэмия Акира.

Мощный аниматор и перспективный режиссёр. Начинал в Gainax, позже перешёл в Trigger. Там срежиссировал «Inferno Cop» и «Ninja Slayer».

Эта короткометражка — концепт, который спустя 4 года переродится в анимационный телесериал «Гридмен».

В целом, работа является анимационной экранизацией экшн-сцен оригинального игрового сериала, который выходил в 93-94 годах. Художественной ценности тут мало, короткометражка выглядит скорее как питч для привлечения денег в проект будущей полноценной экранизации. Как показало время, питч был вполне удачным.

Немного отходя от темы выставки, Амэмия — дикий фанат токусацу и аниме по «Гридмену» — это его попытка перенести жанр в современное анимационное поле. Сериал сам по себе получился неоднозначным, но чего не скрыть, так это наличие эстетики старых японских фантастических сериалов.

Монстры и сам Гридмен нарочно анимировались таким образом, чтобы снаружи они казались резиновыми, а внутри ощущался актёр. Это чувствуется как в этой короткометражке, так и в анимационном телесериале.

№10: Yamadeloid

Ещё одна работа, в которой было сразу два главных режиссёра:

Хориути Такаси — специалист в области композитинга, монтажа и спецэффектов. Работал над «Изгнанником», «Кровь+», «Твоя апрельская ложь» и множеством других проектов.

Эмото Масахиро — опытный аниматор. Принимал участие в создании «Redline», «Эврика 7», «Технолайз» и других проектов. Также отвечал за дизайн персонажей и постановку анимации в «Tokyo Tribe 2».

Короткометражка похожа на фольклорный мюзикл, который сочетает в себе мотивы фантастики и периода Эдо. Под стать им, там сочетается традиционная и компьютерная анимация. Сюжетной нагрузки в работе мало, режиссёры сделали упор на визуальную часть — всё ярко, динамично и под воодушевляющую песню.

№11: POWER PLANT No.33

Режиссёр: Ёсиура Ясухиро.

Сравнительно известный инди-режиссёр и глава анимационной студии Studio Rikka. Как правило, он сам придумывает сюжеты, сам пишет сценарии и сам их потом режиссирует. На ранних этапах карьеры он ещё и анимировал их полностью сам.

Наиболее известными его произведениями являются «Время Евы» и «Патэма наоборот».

История развивается в уникальном сеттинге, который я бы описал как «электро-кайдзю-панк». Ёсиура придумал его вместе с художником-постановщиком Канэко Юдзи.

В центре внимания город, который питается энергией огромного спящего монстра. Вокруг него всё пропитано электричеством: устройства, здания, машины и даже воздух.

Если из монстра не выкачивать достаточно энергии — он пробудится. Именно это и происходит в сюжете — с неба падает огромный робот, который рушит линии электропередач, что приводит к пробуждению местной «электростанции».

Короткометражка создавалась усилиями двух студий — Studio Rikka и Trigger (Канэко Юдзи как раз оттуда). Хоть тут и нет какой-то интересной сюжетной завязки, сеттинг сам по себе источает ауру, в которую хочется окунуться.

Проделана великолепная работа над дизайнами объектов окружения и мира в целом. Очень жаль, что за столько лет работа так и не нашла развития.

№12: Evangelion: Another Impact

Режиссёр: Арамаки Синдзи.

Очень опытный режиссёр и дизайнер. В области дизайна специализируется на механизмах, роботах, транспорте и прочей технике. Несмотря на то, что работать начал ещё во времена традиционной анимации, он очень сильно тяготеет к технологиям компьютерной графики. В 2009 году с другом основал CGI-студию Sola Digital Arts.

Из его известных работ: «Яблочное зёрнышко», «Космический пират Харлок» (2013), «Ультрамен» и «Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2045». Последние две он ставил совместно с Камиямой Кэндзи.

Эпизод показывает неудачную активацию неизвестного Евангелиона. Фактически — это технодемка для портфолио студии Sola Digital Arts.

Посмотреть интересно будет тем, кто на про-уровне увлекается CGI. Ещё работа даёт представление того, что было бы с «Евангелионом» в формате дорогого японского лайв-экшена тех лет.

№13: Kanón

Режиссёр: Маэда Махиро.

О нём я уже упоминал ранее. Это его вторая работа на выставке. Первая — под номером 6.

Работа является вольной интерпретацией пьесы чешских писателей Карела и Йозефа Чапеков «Adam Stvořitel» («Адам-творец»).

Сатирический эпизод с, пожалуй, самым большим объёмом реплик. Не удивлюсь, если сэйю наговорили здесь больше, чем во всех остальных работах выставки вместе взятых. В целом — гротескно и специфично, но при этом достаточно смешно.

№14: Sex&VIOLENCE with MACHSPEED

Режиссёр: Имаиси Хироюки.

Собственно, это тот самый человек, что срежиссировал «Panty&Stocking», «Гуррен-Лаганн», «Kill la Kill» и множество других неординарных проектов. Эта работа исключением является лишь по той части, что в этот раз автор не был чем-либо ограничен. Ни цензурой телеканалов, ни нормами морали. Результат оказался предсказуемым.

Работа смело может побороться за титул самой долбанутой не то что на выставке, а вообще в аниме.

Где ещё вы увидите, как надувная секс-кукла, акула-мошенник и обезьяна, трансформирующаяся в монстра от массажа простаты, сбегают от клана мафии после случайного убийства их босса и его сына?

Если вам по нраву творчество Имаиси, то и эту работу вы, скорее всего, оцените. Тут, очевидно, он со своими коллегами из Trigger сделал вещь от чистого сердца.

Если вспомнить, каких принципов работы придерживается он и его команда, то всё встаёт на свои места.

P.S. Строго не рекомендую смотреть эту работу людям с чувствительностью к мигающим изображениям.

№15: Obake-chan

Режиссёр: Кояма Сигето.

Крутой дизайнер и художник-постановщик. Один из многих участников выставки без опыта режиссуры, которым тут представился шанс попробовать себя на новой должности.

Ранее был в Gainax, сейчас в Trigger. Работал над «Дайбастером», «Гуррен-Лаганном», «Kill la Kill», «Лулуко» и множеством других проектов.

Работа представляет собой серию забавных сценок о милом приведенье.

Автор в смешной форме обыгрывает различные тропы и делает отсылки разной тонкости. К сожалению, распознать мне удалось далеко не все.

Так или иначе, смотрится фильм очень легко, а финал даже немного удивляет.

В титрах звучит чудесный инструментальный кавер на Komm Süsser Tod от Kuricorder Quartet.

№16: Tokio of the Moon's Shadow

Режиссёр: Таканобу Мидзуно.

Опытный специалист в области CG из студии Kamikaze Douga. Работал зачастую над видеоиграми. Сценарий к этой работе он писал совместно с геймдизайнером Судой Гоити, который более известен как Suda 51.

Очень гротескная работа, которая напоминает серию детских рисунков — всё абсурдно, красочно, просто и наивно. Настолько смелые эксперименты редко встречаются вне выставок и фестивалей.

№17: Three Fallen Witnesses

Режиссёр: Уцуномия Сатору.

Один из выдающихся аниматоров старой школы. Имеет свой характерный стиль, который можно узнать вне зависимости от произведения. В отличии от многих своих коллег, предпочитает анимировать по памяти — без использования референсов. Его анимацию можно встретить в «Акире», «Megazone 23», «Беги, Мелос!» (1992), «Долгих лет жизни, предки!» и множестве других крутых проектов.

В этой работе он взял на себя не только режиссуру, но и сценарий, дизайн персонажей и постановку анимации.

На фоне трендов индустрии, работа выглядит очень необычно и смело, в большей степени из-за того, что она просто сочится стилем Уцуномии, который построен вокруг точности движений при крайне упрощённом изображении персонажей и объектов.

Ещё у него есть черта добавлять в анимацию кучу бессознательных движений, из-за чего персонажи ведут себя в кадре очень реалистично. В этой работе это хорошо прослеживается.

Тем, кто увлекается анимацией профессионально, работу однозначно стоит посмотреть.

№18: The Diary of Ochibi

Режиссёр: Кавамура Масаси.

Известный в Японии дизайнер и креативный директор. В основном работает над клипами и рекламой. В прошлом делал татами-анимацию в эндинге аниме «Сказ о четырех с половиной татами».

Это просто красочная история об Отиби, который путешествует по временам года. Исполнена она в технике стоп-моушен.

Работа поставлена по одноимённой манге Анно Моёко — жены Анно Хидэаки. Производство финансировалось через краудфандинг, инициатором сборов был сам Кавамура.

№19: I can Friday by day!

Режиссёр: Цурумаки Кадзуя.

Миру известен как автор и режиссёр «FLCL», а так, он один из ветеранов Gainax и участвовал в создании почти всех громких проектов этой студии на различных позициях. После того, как Анно основал студию Khara — он перешёл туда и утонул в полнометражных «Евангелионах».

Выставка подарила ему возможность ощутить радость режиссуры впервые за последние 10 лет.

Сюжет развивается на земле, вокруг противостояния двух фракций маленьких инопланетян. В качестве оружия они используют замаскированных под школьников мехов.

Очень крутая работа, которая и по задумке интересная, и визуально исполнена великолепно. По моему мнению, один из лучших примеров построения полноценной истории с нуля в пределах 5 минут хронометража.

Интересно то, что в сюжете есть своеобразное двойное дно: на переднем плане хитросплетённые отношения инопланетян с активными боевыми действиями, на втором — школьный любовный треугольник, где две подруги не поделили парня.

В визуальном плане работа тоже отличная. Милая, цветастая стилистика без единого намёка на реализм умело обёрнута вокруг реалистичных и продуманных решений по дизайну.

К слову, действие короткометражки происходит во вселенной FLCL — в сцене после титров на фоне виден силуэт «утюжного» здания Medical Mechanica.

Japan Animator Expo: великая антология короткометражной анимации. Часть I

№20: ME!ME!ME! CHRONIC | Making of Evangelion: Another Impact

На 20 неделю вышло сразу два ролика, но их нельзя назвать полноценными работами выставки:

ME!ME!ME! CHRONIC — обновлённый вариант оригинального клипа для ремикса композиции. В большей части видеоряда использованы шоты оригинального клипа с новой пост-обработкой + дополнительные CGI-шоты.

Making of Evangelion: Another Impact — фильм с некоторыми подробностями продакшена 12 работы выставки.

В целом, мало интересного, потому можно смело считать, что на 20 неделю выставки вышел филлер.

Будет символично взять здесь перерыв от чтения и посмотреть несколько вышеописанных корокткометражек, которые вас заинтересовали.

Остальные работы выставки я продолжу описывать во второй части статьи.

140140 показов
6.9K6.9K открытий
11 репост
13 комментариев

Надо чекнуть Имаиси, люблю его долбанутый стиль

Ответить

Где можно посмотреть?

Ответить

Освой базовые знания 

Ответить

Официально — нигде, насколько я знаю.
Неофициально — выставка есть практически на всех популярных трекерах.

Ответить

в интернете. изи гуглится

Ответить

Некоторые короткометражки на ютубе можно глянуть. 

Ответить

Какой офигенный проект был, помню, как ждал релизов каждой новой короткометражки.

Ответить