Если ты умрешь в игре, ты умрешь по-настоящему

Если ты умрешь в игре, ты умрешь по-настоящему

Или же пара мыслей об истории становления и популярности жанра isekai.

Смотрели ли вы фильм 2006 года Stay Alive / Остаться в живых? Если нет, вы только что получили рекомендацию к просмотру. Если все же да, то наверняка должны были узнать коронную фразу фильма в заголовке к данной статье. Картина повествует о людях, умирающих в реальной жизни, одновременно со смертью их виртуального аватара в видеоигре. По сути, персонажи фильма переносятся и своего реального мира в другой. Такой сюжетной поворот описывается японским словом Исэкай, буквально означающим «Параллельный Мир».

Не смотря на свою структуру и нарративные возможности, жанр исэкай получил своё распространение преимущественно в аниме и видеоиграх. Однако знаете ли вы, что его корни вьются примерно с 8 века нашей эры?

На этом моменте искушенный читатель может возразить:

Я смотрел .хак//ЗНАК /. hack//Sign, Покорение горизонта / Log Horizon, Видение Эскафлона / Tenkuu no Escaflowne, Мастера Меча Онлайн / Sword Art Online и еще много других значимых для индустрии представителей. Я знаю всё что нужно о исэкае и имею полное представление о его ключевых элементах.

А знаете ли вы, что концепция идеи риска, возникающего после перемещения в игру, книгу или портал, ради спасения, исцеления, разгадки тайны или достижения своего желания, избита до чёртиков? Как ни парадоксально, не смотря на всю свою популярность, исэкай ненавидим своим зрителем, читателем или слушателем, также сильно и как и любим.

Всё же не стоит считать, что исэкаю преимущественны только виртуальные миры. Сама термин — «Параллельный Мир» может быть применён к большому числу видов изобразительного искусства, литературы, кинематографа и анимации. Если так посудить, Инуяся / InuYasha это исэкай, TV сериал Скользящие / Sliders тоже. Ровно как и фильм Повелитель страниц / The Pagemaster. Разумеется, что бы понять это необходимо уйти от устоявшихся критериев жанра, оставив только саму его суть.

Происхождение и эволюция путешествий в параллельные миры.

Если ты умрешь в игре, ты умрешь по-настоящему

Можно смело считать, что первая зафиксированная история в жанре исэкай, это японская легенда о рыбаке Урасиме Таро. Последний спасает черепаху, а затем отпускает её на волю. Немногим позже, черепаха превращается в женщину, унося Таро во дворец, находящийся далеко за пределами его привычного мира. Именно в этом дворце они женятся и живут счастливо. Но в конечном итоге, решив вернуться домой Таро обнаруживает печальную картину. Мир, который он знал, попросту исчез по прошествии большого количества времени, идущего иначе в параллельном мире.

Не смотря на то, что обычно многие популярные TV сериалы и франшизы не попадают под общепринятую классификацию жанра исэкай, они могут являться ими по своей сути:

Честно говоря, наименований, подходящих под концепцию жанра исэкай, слишком много для полного их перечисления. Ведь по сути, для попадания под данную категорию, произведению достаточно содержать в себе персонажа, что путешествует через образный портал (будь то шкаф, книга, сон, видеоигра) в другой царство, мир или же вселенную.

Но есть также и общий набор шаблонов, определяющих жанр. Наиболее распространенным из них является исполнение желаний или же удовлетворение желания через косвенное средство. Данный шаблон чаще всего проявляется через призму превращения персонажа «ничтожества» в полноправного и могущественного героя в том месте, где он оказался.

Если ты умрешь в игре, ты умрешь по-настоящему

В примерном Sword Art Online, главный герой Кирито, с самого начала сериала кажется неудержимым и всесильным в мире видеоигры. Парень способен победить любого соперника и его всегда сопровождает гарем поклонников и разумеется поклонниц. Всё это формирует образ некого желания Кирито из реального мира, получившего своё право на исполнение в мире Айнкрада.

Если ты умрешь в игре, ты умрешь по-настоящему

В Kingdom Hearts, франшиза почти полностью сконцентрирована на путешествиях в новые миры, а так же на решении сопутствующих проблем. Ведь Сора — избранный обладатель KeyBlade’а, способного открывать проход в те самые миры, беспрепятственно сменяя декорации происходящего друг за другом.

Если ты умрешь в игре, ты умрешь по-настоящему

Повелитель зверей 2: Сквозь врата времени, рассказывает о варваре, способном не только понимать язык животных но и общаться с ними. По сюжету, Дар (так зовут главного героя) отправляется в Лос-Анджелес, где им предстоит решить проблему, выходящую далеко за рамки привычных в родной эпохе героя.

Концепцию использования, в ходе повествования, механик ролевой игры, для введения, объяснения или же создания новых, а также развития уже имеющихся способностей, можно считать следующим по популярности шаблоном. Вариативность интерпретации поистине огромна. От обычных атак, наносимых разнообразными видами оружия, до всплесков энергии, создаваемых голыми руками. Повсеместное использование магии, передовых и никому до этого недоступных технологий, телепортация, реинкарнация и много чего ещё находит своё применение в жанре исэкай. Опираясь на вариативность и разнообразие, всё выше перечисленное может неоднократно повторяться в рамках одной и той же истории, при этом не выглядя чужеродно в сюжете.

В итоге, Повелитель зверей на самом деле просто варвар, с навыком «Язык зверей». Кагоме - просто лучница в подклассе Жреца. Pagemaster, которого сыграл Кристофер Ллойд, на самом деле является Dungeon Master’ом, что не может не радовать. Ведь Кристофер заядлый любитель D&D.

Если ты умрешь в игре, ты умрешь по-настоящему

Однако в последние годы первенство среди форм исэкая занимает сеттинг виртуального мира. Начиная с Цукасы, который очутился запертым в виртуальном пространстве многопользовательской онлайн-игры, историю которого нам рассказывает аниме .hack//SIGN, многие авторы выбрали, так называемый маршрут, «запертый в игре», характеризующий собой повествовательный стержень своего сюжета. Как правило, подобные тайтлы пользуются этим, фокусируясь на стремлении главного героя вернуться в параллельный мир.

Что делает ММО, такими популярными декорациями для историй в жанре исэкай?

Смею предположить, что цифровой мир легче создать и объяснить аудитории. Созданное в этом сеттинге пространство, не обязательно должно подчиняться земным законам, физике или логике. Но должно соблюдать локальные ограничения. В том числе, на пренебрежении или преодолении последних строится множество зрелищных сюжетных поворотов, которыми хочется насытить картину любому автору. Кроме того, двойственная природа виртуального и реального мира позволяет поднять и изучить темы идентичности.

В устройстве виртуальной реальности случился сбой.

Крайне простой и эффективный способ перенести персонажа в другие декорации повествования. Однако в такой вариации присутствует элемент экранизации потайных или сокровенных желаний автора или зрителей, мечтающих оказаться на просторах своей любимой видеоигры. Думаю этим можно объяснить высокий спрос на подобный контент, повлекший за собой ограничение от японских издательств на участие подобных работ в конкурсах.

Если ты умрешь в игре, ты умрешь по-настоящему

Однако мы знаем не мало примеров, предпринявших попытки низвергнуть застоялые стереотипы жанра. Такие сериалы как Konosuba и Re:Zero, берут одухотворённого главного героя, который не может сделать ничего плохого и выбрасывают их в «мусорную корзину» новой жизни. Героям ничего не остается, коме как постепенно «выбираться в люди», параллельно совершенствуясь как личность, обретая силы и знания, позволяющие изменить окружающие условия в угоду пригодных для жизни. Не редко представители такой итерации жанра заботиться и об окружающих, как например героиня Книжного Червя. Подобные картины выглядят более увлекательно, оно и понятно, никому не интересно смотреть за всемогущим героем, если только этот герой не Сайтама.

Жанр исэкай — это неизменно популярное средство повествования, за не одну сотню лет распространившуюся на все виды нарративного контента. Даже при достижении точки насыщения, новые работы продолжают выходить. Остается лишь только надеяться, что будущие авторы расширят концепцию за пределы уже достигнутого, переходя в деконструкцию или иную форму разрыва шаблонов.

3030
103 комментария

Комментарий недоступен

10
Ответить

Именно поэтому там и написано что "кажется", а в итоге это самообман, что привёл к описываемому тобой исходу. Не думал что стоит очевидные вещи писать.

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Исекай - рак онеме-индустрии. Хотя, в целом, какая разница? Так бы, бездарности, клепающие дебильные иссекаи - клепали бы дебильные не-иссекаи. В принципе, наверное хорошо, что эта каста решила перекатиться в отдельный жанр, который теперь с легкостью можно игнорить.

6
Ответить

Так это и работает. В конечном итоге формируется единая направляющая, заметив которую ты можешь корректировать своё потребление контента.

1
Ответить

В последнее время жанр как-то выродился в не пойми что. Как правило в первой серии героя телепортит в "иной мир" и... дальше всем уже похеру. Ну то есть сам факт переноса никак не влияет на сюжетное развитие. С тем же успехом герой мог бы просто родится в этом ином мире. Сам факт переноса - чисто для галочки и для того чтобы примазаться к жанру...

3
Ответить

Сам факт переноса - чисто для галочкиОн позволяет сделать две вещи:
-максимально очевидно провести экспозицию мира, когда герои и читатель встречают ебаку и про неё ничто не знает не герой, не читатель, это проще чем когда герой понимает, а читатель не понимает и нужно как то аккуратно объяснить. 
-Объясняет почему ГГ живёт по современной морали, а не средневековой, ведь мы же не будем делать книгу для подростков где ГГ - типичные средневековый сынок лорда который избивает крестьян и насилует крестьянок потому что ониж не люди, бог не запрещал. 
-сделать героя гением без того что бы обзывать его гением. Подразумевается что любой дебил будет обходить своих сверстников в молодости если в голове он старше их на 30 лет, но при этом ему позволено тупить, ведь хоть голова старая, кровь от хуя к голове приливает новая.

 Например есть "хроники убийцы короля" где как раз ГГ ребёнок-гений, но нет исекая и это вызывало у меня сильнейший диссонас, ведь читается это как чистейший исекай, почему ГГ с детства думает как взрослые, почему он ведёт себя как перерождённый который знает что в детстве нужно учится, а не ебланить, почему он сразу круче всех - хз, прост. 

3
Ответить