Классические сборники короткометражек. Часть 1

Классические сборники короткометражек. Часть 1

Короткометражные аниме японских режиссеров уступают в своей популярности и известности сериалам или полнометражным лентам. И это делает их просмотр еще увлекательнее, ведь среди таких работ могут таиться настоящие алмазы. Короткометражное аниме - это поле экспериментов, где аниматоры пробуют новые решения в графике и анимации не оглядываясь на стереотипы и каноны. Также это и поле свободного творчества, где режиссеры свободно реализовывают свою задумку, напрямую обращаясь к зрителю. В современном мире короткометражки легко распространяются по сети, часто самими авторами, как это было например с Исида Хироясу, и приносят им стартовую известность. В эпоху до интернета такого прямого пути к зрителю не существовало и большую роль в популяризации короткого метра в аниме сыграли антологии, объединенные по какому-то признаку. О нескольких таких сборниках, которые стали классическими, и пойдет речь в этом цикле материалов.

Карнавал роботов. Это антология из девяти работ, объединенных общей темой: “Роботы и взаимоотношения человека с ними”. Тут сразу напрашиваются параллели с небезызвестным сборником “Любовь, смерть, роботы” от Netflix, но не будем забегать вперед ;) “Карнавал роботов” увидел свет на студии A.P.P.P. и участие в работе над ней принимали самые разные режиссеры. Во многих источниках добавляют, что это были не простые режиссеры, а знаменитые. Вот только в 1987 году, когда вышел этот сборник, еще ни о какой широкой известности для многих из них речи не шло, и эти работы стали их первым опытом в независимой анимации. Сама студия специализировалась на создании OVA (Original Video Animation), т.е. аниме для домашнего просмотра на видеокассетах. Появление такого способа распространения контента дало возможность свободно экспериментировать с жанрами, не боясь ограничений от кинотеатров и телеканалов. Позже эти эксперименты назовут серебряным веком аниме, а их побочным продуктом станет хентай, с создания которого и начинала эта студия. Так что экспериментировать она точно не боялась.

Классические сборники короткометражек. Часть 1

Сборник открывает постапокалиптическая зарисовка о выжженной пустоши, где влачат жалкое существование оборванные крестьяне, пока через их деревню не прокладывает свой путь огромный древний механизм под названием “Карнавал роботов”, разрушая все на своем пути в красочном, но бессмысленном празднике. Давно утрачен смысл его существования, он старый, поломанный, но неуклонно двигающийся в исполнение какой-то своей программы. Это вступление задает тон всему сборнику: мы увидим, что в каждом из эпизодов роботы либо сломаны либо несут в себе иной изъян. Режиссировал этот эпизод Кацухиро Отомо, мангака и режиссер, подаривший нам “Акиру”.

Классические сборники короткометражек. Часть 1

“Механизм Франкена” - юмористическая история о сумасшедшем ученом, пытающемся восстановить древнего робота с использованием огромных шестеренок и электрической молнии. В короткометражке прослеживается очевидная пародия на классические фильмы о монстре Франкенштейна, но здесь восставший робот пытается повторять движения за своим создателем и, кажется, до добра это не доведет. В кадре постоянно что-то происходит, а у ученого очень характерные анимации движения и опытный зритель легко узнает в них руку Кодзи Моримото, одного из основателей Studio 4 °C.

Классические сборники короткометражек. Часть 1

“Лишение” - короткометражка, в которой, как в капле воды, отразилось все аниме восьмидесятых. Злые роботы-пришельцы разрушают утопический город будущего, где люди и роботы живут в мире и согласии, и похищают возлюбленную главного героя. Но сюжет в данном случае стоит не на первом месте. Главным становится визуальная составляющая: здесь и гигантские боевые роботы, и спецэффекты ради спецэффектов, и антагонист, выглядящий как лидер глэм-рок группы, и атлетичный главный герой, и прекрасная героиня с бездонными глазами. Сейчас этот набор назвали бы шаблонным, но именно в то время это было все самое интересное, что молодые режиссеры хотели добавить в свои ленты, и именно такой набор визуальных элементов проложил для аниме путь в США, а позже и во весь мир. Создал этот слепок эпохи Хидэтоси Амори - аниматор, участвовавший в создании десятков аниме-проектов, но очень мало режиссировавший.

“Присутствие”. Это история о мужчине, решившем создать себе женственную куклу из деталей старых роботов, чтобы компенсировать чувства, которых ему не хватало в браке. Но когда она оказалась не простой игрушкой, а способным на чувства существом, создатель испугался и разрушил свое творение. В старости, на закате своей жизни, его начинают посещать видения о роботе, который хотел его любить. Произведение очень меланхоличное и наполненное тихой грустью. Главный герой - примерный семьянин и внешне спокойный человек, но его тайное увлечение создает ему ауру маньяка. Его создание - девушка-робот как будто бы собрана из цветных лоскутков, она красива и отрешена одновременно. Произведение рассказывает о любви, но в то же время есть в нем какая-то напряженность. Возможно, это связано с режиссером Ясуоми Умэцу, снявшим такие работы как “Кайт - девочка-убийца” и “Mezzo Forte: Красотки-головорезы”, известные своей кровавостью, натуралистичностью и присутствием откровенных половых сцен.

Классические сборники короткометражек. Часть 1

“Звездный ангел света”. Произведение, где главную роль играет девушка. Все ее приключения происходят в парке развлечений, где в одном из аттракционов мысли можно визуализировать в виде роботов. Когда мысли светлые - роботы симпатичные, а вот когда героине напоминают о недавнем разрыве с молодым человеком - появляется чудовищный робот, стремящийся уничтожить все вокруг. Как и в короткометражке “Лишение”, сюжет здесь довольно простой и главным является, конечно, огромный робот. Похоже, что ради него все и затевалось: его дизайн проработан ощутимо подробнее остальных персонажей. И это не удивительно, если учесть, что Хироюки Китадзумэ, снявший этот эпизод, стал известен как дизайнер персонажей в Mobile Suit Zeta Gundam.

Классические сборники короткометражек. Часть 1

“Облака”. Самый абстрактный сегмент из всей частей сборника. Черно-белая картинка выполнена в виде скетчей, где робот идет под облачным небом и образы на нем меняются от приятных и успокаивающих видов природы до ядерных взрывов. Эта работа стала первой и последней в качестве режиссера для Манабу Тхаши, более известного под псевдонимом Мао Ламдо. Вместе с тем он занимался анимацией на многих проектах, самыми известными из которых стали “Босоногий Ген”, “Метрополис” и “Ловцы забытых голосов”.

“Повесть о двух роботах”. История о битве двух огромных роботов в антураже японского паро-панка эпохи Мэйдзи. Это очень остроумная пародия и на жанр такусацу, где огромные чудовища разносят города в щепки, и на сентай, где отряд героев побеждает за счет слаженных действий, и на меха-аниме, где все действия робота дублируются громкими выкриками команд. Вторгающийся робот символизирует Запад: он технологичен, изготовлен из современных материалов, приводится в действие электричеством и управляется самовлюбленным индивидуалистом. Обороняющий родные берега японский робот - его полная противоположность: он изготовлен из дерева, работает на паровом двигателе, вооружен бутафорским оружием и приводится в действие большой командой, от слаженных действий которой зависит успех. Все произведение команда больше спорит друг с другом чем действует и побеждает не благодаря, а вопреки своим планам. Большое внимание к персонажам и раскрытие отношений между ними через диалоги делает короткометражку очень живой и веселой. И ничего удивительно в этом нет, ведь снимал ее Хироюки Китакубо, режиссер “Старика Z” и “Золотого Парня”. А дизайн персонажей разрабатывал тот самый Ёсиюки Садамото, отвечавший за визуальный стиль “Евангелиона нового поколения”.

Классические сборники короткометражек. Часть 1

“Ночной кошмар”. Это музыкальная лента-фантасмагория о ночном бале робо-Сатаны, который извлекает робо-чертей из всевозможных механизмов, и случайном выпивохе, ставшем невольным свидетелем этого действа. С приходом дня все видения рассеиваются и город возвращается к своей обычной жизни. Если вам знакома классика мировой анимации, то вы легко разглядите отсылки к классической ленте “Ночь на лысой горе” из сборника Диснея “Фантазия” 1940 года. Несмотря на несколько мрачную стилистику, “Ночной кошмар” - это скорее шутливое произведение, напоминающее картины Босха массой деталей и безумием происходящего. Снял его Такаси Накамура, известный по работе “Пальмовое дерево”, которая получила приз Берлинского кинофестиваля.

Классические сборники короткометражек. Часть 1

Завершает антологию вторая часть зарисовки про Карнавал роботов, рассказывающая о славном прошлом этого механизма и его окончательной гибели. Древний и чуждый окружающему миру агрегат застревает на песчаном бархане, но неумолимая программа заставляет его двигаться дальше и, наконец, не выдержав напряжения, Карнавал роботов взрывается.

Классические сборники короткометражек. Часть 1

Глядя на это произведение глазами современника хочется спросить: есть ли тут любовь? Да, она тут есть. А есть ли тут смерть? Да, есть и она. А как на счет роботов? О да, есть и они. Такие вот “Любовь, смерть и роботы”, тридцатилетней давности.

6161
5 комментариев

Смотрел Карнавал роботов, он довольно симпатичный, но на мой взгляд уступает (если сравнивать сборники короткометражек) как и Manie-Manie: Meikyuu Monogatari, так и Memories. Если в Карнавале мне запомнилось, считай, только про куклу и про битву западного и японского ОБЧРов, то два других сборника отложились в памяти сильнее. Что уж там говорить, я до сих пор, спустя очень много лет после первого просмотра, жду, когда на Западе кто-нибудь догадается экранизировать Магнитную розу. 

2
Ответить

Тайтл оставил смутные впечатления: вроде бы он и достаточно хорошо нарисован, неплохо снят, но эмоций у меня вообще не вызвал и никак не запомнился. Словно бы режиссёр что-то там снял сам для себя (артхаус ради артхауса), кивнул и ушёл, забыв, что история должна западать в душу всем, а не только ему самому.
Для сравнения, что после себя оставило мощные впечатления:
Kaze no na wa amnezia
Casshern sins
Hitsuji no uta
Pale cocoon
Interlude
Windaria

2
Ответить

Отличная вещь. В своё время у нас в городе в небольшом кинотеатре периодически показывали такое, относительно специфическое аниме (вроде "Яйцо ангела", "Почти человек"), там и посмотрел Карнавал. Как раз были годы, когда анимешки стали появляться на дисках, а интернет ещё только только появился.

1
Ответить

Лишение и Звездный ангел света довольно посредственные работы, но остальные наверное даже лучше чем "Любовь, смерть и роботы", авторы последней слишком перестарались быть оригинальными в работах, проигрывая в психологической понятной зрителю, хотя и современные зрители слишком различаются в вкусах и жизненном опыте, чем в 1987.
Тематически к этому сборнику можно было бы отнести order to stop construction из Manie-Manie: Meikyuu Monogatari.

Ответить
Ответить